Доклад на тему: Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования


Доклад на тему:"Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования" "Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык — государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику". Из Концепции развития системы образования РК до 2015 года: «Знание родного, государственного, русского и иностранного языков расширяет кругозор человека, содействует его всестороннему развитию, способствует формированию установки на толерантность и объемное видение мира Полиязычие как важное направление развития человечества осознавалось давно. Сегодня невозможно представить себе, что где-то ещё существуют страны, люди которых владели бы только одним языком. И в реальности нет цивилизованных государств, где жила бы только одна нация. Для нормального функционирования любого многонационального государства весьма существенно формирование двуязычия и полиязычия. По мнению Президента Н. Назарбаева «...Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство… Поликультурность Казахстана – это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности» Будущее нашего государства – это сегодняшние дети: дошкольники, школьники, студенты. Уже с детского сада они узнают культуру народов, изучают казахский, русский и основы английского языка. Это является одним из важнейших условий успешного вхождения ребенка в современный мир. Главная цель, стоящая перед учителями и учениками школы, – это развитие поликультурной личности, которая знает историю и традиции своего народа, владеет несколькими языками, стремится к саморазвитию и самосовершенствованию. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире уметь влиться в быстро развивающееся общество.Каковы же особенности современного урока? Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. .Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Учителю важно понять, какими должны быть основные тенденции развития современного урока.Начинаем проектировать - Цели и задачи урока-Содержание-Деятельность учителя и ученика-Педагогические технологии-Профессионализм педагога Для того, чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. А сам учитель должен стать лучшим артистом второго плана.-Цели и задачи, т.е зачем учить?-Содержание , т.е. чему учить?-Методика, т.е. как учить? Сегодня меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Исходя из этого, начинаем проектировать урок 1 этап - определение типа урока. Отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок.-Вводный урок-Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности-Урок по закреплению знаний и способов деятельности-Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности-Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности-Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности Какова ведущая цель урока, которая определяет всю его логику.А именно: какова обучающая цельвоспитывающая коррекционно-развивающая Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.Поэтому главная задача–это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.  При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы -как будто ученик сам себе их поставил-они понятны ему-очевидны-«с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен) С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока. Особенностью содержания современного урока является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий. При этом необходимо определить: что учитель расскажет сам; что ученики изучат самостоятельно;какие вопросы поставит учитель;какие задания предложит;как будет контролировать процесс усвоения. И при этом помним, каковы основные критерии работы с содержанием. Что расскажу ?: что изучат самостоятельно?: Какие задам вопросы?: Какие задачи предложу?: Как буду контролировать процесс усвоения Следующий этап проектирования – это обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения. При выборе метода необходимо знать, как методы связаны с задачами урока. Ведь каждая задача решается не любыми, а совершенно конкретными методами или их сочетанием. Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников применяются новые методы обучения: например, проблемно-поисковый (продуктивный метод обучения), Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя, а на основе эвристической беседы, дискуссии, диспутов, диалогов, исследований Существуют различные приёмы эффективного урока. Вот некоторые из них. Многие знакомые и активно используются учителями - «Корзина» идей, понятий, имен… - Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ». - Написание «Синквейна». Написание «Эссе.“Кластер". Приём "Инсерт". Прием «Лекция с остановками». Все методы имеют слабые и сильные стороны. Наконец, возможности детей тоже диктуют приоритетность в выборе метода. При новых требованиях к анализу оценивать не сами применяемые методы, а обоснованность их применения.В какой форме наиболее полно реализуются выбранные методы. Необходимо сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.-технология личностно-ориентированного обучения-дифференцированное обучение-технология проектной деятельности-развитие критического мышления-игровые технологии-икт-здоровьесберегающие технологии Следующий этап при проектировании урока- отбор средств обучения: дидактические материалы, демонстрационные материалы,, компьютерная техника с программным обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, учебный кабинет как средство обучения.  Следующий этап – рефлексия деятельности Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Если раньше мы осуществляли контроль и самоконтроль усвоения нового материала, то по новым стандартам - самооценка, рефлексия результатов деятельности, т.е. умение оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Учитель ставит вопросы:-Какую задачу ставили?-Удалось решить поставленную задачу? -Каким способом?-Какие получили результаты?-Что нужно сделать ещё?-Где можно применить новые знания? Итак, современный урок спроектирован. Однако урок - это ещё и отношения между людьми. Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу взаимодействия. Функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. Будем стремиться к этому и помнить о том, что каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть счастливым. Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока. Современный урок – это современный учитель. Таким образом, для формирования конкурентоспособного специалиста, коммуникабельной позитивной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии необходимо поликультурное и полиязычное образование.