Методическая разработка занятия. Тема: Вышивка лентами. Плетёная роза


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Советский район «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина И.Т.

Методическая разработка занятия.
Тема: «Вышивка лентами. Узор «Плетеная роза»»
По программе «Мир фантазий»
Раздел «Ленточная фантазия »
Разработчик: педагог
дополнительного
образования Цымбалова
Екатерина Гавриловна


г. Советский
2016г
Конспект занятия по теме:
Вышивка лентами узора «Плетеная роза».
Возраст детей: 9-10 лет
Цель: Изучить технику вышивка лентами, на примере создания узора «Плетеная роза».
Задачи:
● образовательные:
- научить способам вдевания и закрепления ленты;
- познакомить с алгоритмом выполнения узора «Плетеная роза»;
- научить правилам цветового подбора материала.
● развивающие:
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;
-способствовать развитию расширения кругозора, посредством знакомства воспитанников
с историей вышивки лентами;
- способствовать развитию фантазии, воображения, интереса к новому виду рукоделия;
● воспитательные:
- способствовать формированию у воспитанников навыков культуры труда
(аккуратности, экономному расходу материала);
-формированию трудолюбия, самостоятельности, художественного и эстетического вкуса.
Форма занятия: игра-путешествие.
Методы: словесный, объяснение, рассказ, беседа, диалог, деятельностный, проблемный
Тип занятия: формирование умений и навыков.
Для вышивки лентами,  нам необходимы, будут следующие материалы, инструменты и приспособления:
● ткань;
● ленты;
● пяльцы
● ножницы;
● иглы с большим ушком;
● нитки катушечные.
Дидактический материал:
● инструкционные карты;
● инструкции по ТБ при ручных работах;
● шаблон
● готовые изделия;
● мультимедийная презентация в программе Windows
Оборудование: медиапроектор, магнитофон.
План занятия.
Ход занятия Вид деятельности Задачи педагога
Организационный момент: (2 минуты). - Объявление темы, цели. - Проверка готовности детей к занятию, наличие необходимых материалов и инструментов.
Подготовительный этап:
(8 минут). - повторение пройденного материала;
- изложение нового материала;
- напоминание о технике безопасности. - познакомить с инструментами, правилами их использования.
Основной этап:
(30 минут). - практическое изложение темы;
- совместное открытие знаний;
- применение новых знаний;
- выполнение практической работы;
- корректирующие действия педагога. - Учить правильно, выполнять удлиненный ленточный стежок.
- Развивать координацию и согласованность движений, внимания посредством комплекса физических упражнений
Контрольно-рефлексивный этап:
(4 минуты) - мобилизация воспитанников на самооценку и самоанализ;
- оценка работы каждого и группы;
- подведение итогов занятия. - Оценивать действия воспитанников на разных этапах выполнения стежка.
- Помочь ребенку реально оценить результаты своей работы и настроить на дальнейшую работу.
Итоговый этап: (1 минута). - анализ выполненных работ.
- объявление темы следующего занятия - Заинтересовать детей.
Содержание занятия

п/пЭтапы занятия Задачи Содержание деятельности педагога Содержание деятельности детей Результат
1. Организационный этап.(2 мин) Создать положительный эмоциональный настрой, хорошее настроение, раскрепостить детей.
Добрый день! Тему нашего сегодняшнего занятия, определите вы, отгадав загадку:
«Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой,
желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!» (Роза) Воспринимают информацию
У детей приподнятое настроение, желание заниматься.
2.
Подготовительный этап. (8 мин)
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Сегодня на занятии мы с вами отправимся в удивительную страну, которой нет на карте мира, это страна «Волшебная лента». Сейчас я вас познакомлю с историей развития вышивки лентами. Давайте вернемся с вами, на несколько веков назад. Мультимедиа, просмотр «История развития вышивки лентами». С давних времен узкие полоски ткани применяли в повседневной жизни людей. В Древней Греции женщины вплетали в волосы ленты, чтобы «оживить» свой образ. Кроме того, цветными лентами  отделывалась
одежда.
Готовятся к занятию, воспринимают информацию и настраиваются на работу.
У детей возникает заинтересованность в предстоящей деятельности, они готовы воспринимать информацию.
Настроить детей на тему занятия.
Отвлечь от умственного труда, снять напряжение
.
Но только в XIV веке начало   расширяться бытовое применение шелковых лент. Именно в эти времена во Франции появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала  знатные дамы стали украшать свои платья, затем настал черед белья.   Из Франции этот вид вышивки перекочевал  в Англию. А  оттуда разошелся по всем странам. Расцвет этого искусства пришелся на 70 – е годы  XIX столетия. К этому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, безделушках для дома, подушках и шляпах.
Шелковые ленты, применяемые для отделки, прочно вошли и в нашу повседневную жизнь. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения,
рассматривая свадебные машины,
наряды невест, богато украшенные
кружевами, рюшами, цветами и лентами! Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный букет ленточкой выглядит не только привлекательнее, но и богаче. А это шедевры, современных мастериц декоративно-прикладного искусства: картины, шкатулки, чехлы для сотовых телефонов.
- Понравились ли вам работы?
- Какие чувства они вызывают? (Восхищение, восторг, хорошее настроение)
- Хотели ли вы научиться  так,  вышивать? Отвечают на вопросы педагога, воспринимают и полученные знания
Вспоминают правила техники безопасности.
Повторяют материал, необходимый для дальнейшей работы.
3.
4.
5. Основной этап. (30 мин.)
Практическая часть.
Выполнение узора «Плетеная роза» и листьев.
Контрольно-рефлексивный этап:
(4 минуты)
Итоговый (1 мин.)
- активизировать творческий
подход к заданию.
- совершенствовать навыки работы со схемой.
- познакомить с инструментами, правилами их использования.
- Оценивать действия воспитанников на разных этапах .- Помочь ребенку реально оценить результаты своей работы и настроить на дальнейшую работу.
- Развивать координацию и согласованность движений, внимания посредством комплекса физических упражнений
Учить правильно, выполнять удлиненный ленточный стежок
-
- оценка работы каждого и группы;
- объявление темы следующего занятия
- подведение итогов занятия.

Сегодня познакомимся с новым применением шелковой ленты – это вышивка узора плетеная роза. (На выставке представляются работы готовых изделий, выполненных в разных техниках).
Посмотрите на эту красоту! Обратите внимание на разнообразие цвета, формы, на расположение лепестков. Роза прекрасная, нежная! Согласитесь, розу по праву называют «Королевой цветов», «Царицей».
Понравились работы? Тогда давайте создадим свою красавицу розу!
Какие инструменты, материалы и приспособления нам понадобятся сегодня на занятии?
(Инструменты и приспособления: ножницы, иглы в игольницах, пяльцы, карандаш - с правой стороны, материалы: ткань, нитки, ленты - с левой стороны) Теперь, мы продолжаем наше путешествие, наши инструменты и материалы и приспособления на своих местах и на нашем пути не будет преград!
Вводный инструктаж по Т.Б. при ручных работах.
Чтобы начать работу, давайте вспомним правила техники безопасности:
▪ при работе с ножницами;
▪при работе с иглами и булавками.
Способы вдевания и закрепления ленты: Прежде чем приступить к изучению вышивки розы, мы научимся правильно вдевать и закреплять ленту.
1. Вдевание ленты:
Возьмите ленту, длиной примерно 35-50 см., срежьте кончик ленты под углом 45°, вставьте ленту в иголку срезанным концом, а затем через ушко протяните хвост ленты.
2. Закрепление ленты:
На конце ленты делаем плоский узел: подогните кончик ленты на 6 мм и еще раз, затем вколите иголку по центру. Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, затяните узелок.
Текущий инструктаж:
- Как вы думаете, какую нужно выбирать ткань, для вышивки лентами (через которую легко продеть иголку и через которую свободно проходит лента, не теряя своей формы).
- Какой иглой лучше вышивать? (с большим ушком, чтобы лента свободно передвигалась)
- Как подобрать по цвету ленты? (гармоничное сочетание цветов)
- Какой, известный вам стежок, пригодится в выполнении узора? (прямой стежок)
(индивидуальный подход, для тех, у кого какие либо затруднения в выполнении заданий)
Этапы вышивки:
(Объяснение и демонстрация последовательности выполнения вышивки на пяльцах).
На практической работе, вы выполните розу, используя технологические карты.
● Перед началом работы, на ткани чертится окружность радиусом 1 см., отмечается центр окружности. Разделить окружность на 5 равных частей (можно нарисовать окружность по шаблону). Затем ткань необходимо закрепить в пяльцы.
Физминутка:
● Ну, а теперь знакомимся с выполнением узора «Плетеная роза». Давайте с вами рассмотрим, как же он выполняется.
Иглу с нитками в два сложения, в тон лентам, выводим через  центр окружности на лицевую сторону. Далее делается 5 прямых стежков из центра к краям окружности.
Поверните работу и хорошо закрепите нитку на изнанке. Надежно закрепите нитку, чтобы звезда с лучиками не распалась. Лучи должны одинаковой длины и на одинаковом расстоянии друг от друга.
● Выведите ленту на лицевую сторону ткани в центре звезды. Пропускайте ленту то под лучиком, то над ним, оплетая их, таким образом, лентой. Работайте не острием иглы, а ее ушком, чтобы не задеть и не слишком сильно натянуть ленту, которой уже оплетены лучики и тогда розочка получится объемной. Выполняйте стежки до той степени, пока лента не закроет все лучи. Выведите ленту на изнанку и закрепите её. Тонкие ленты можно закреплять на изнаночной стороне узлом.
Вы освоили основные приемы вышивки, стежки, сейчас я вам предлагаю дополнить узор.
Как вы думаете, что можно еще вышить, чтобы придать глубину будущей вышивке.
(Любые элементы: листья, добавление деталей, выполнение розы лентой другой ширины или оттенка, вышивка бутонов цветка, роспись фона и т. д.)
Показ и обсуждение работ. Анализ выполненных работ.
Сегодня мы с вами проделали очень большую работу.
И сейчас мы из наших розочек, создадим букет…
- Было ли вам интересно, что понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали на занятии?
- С какими трудностями встретились при работе с лентой?
- Получив новые знания и умения, что бы вы хотели ещё выполнить?
- Изучив эту технику, где можно использовать эту вышивку? (Салфетки, подушки, чехол для телефона, панно)
Желающие, можете завершить работу дома, вышить розы, листья и составить композицию самостоятельно.
У нас скоро будет праздник всех мам, 8 марта. На следующем занятии, мы закончим вышивать наши розы, и вы, подарите вашим дорогим и любимым мамам.
- Вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Волшебная лента». А сейчас оформим выставку из наших работ. Смотрите, какая красота получилась!
- Я думаю, что вы уйдете с хорошим настроением, которое подарят вам, выполненные розы своими руками. Всем спасибо!
Рефлексия
Дети работают со схемой, пытаются самостоятельно разобраться, доработать, подобрать элементы украшения изделия.
Выполняют физические упражнения и гимнастику для глаз.
Вышивают с помощью схемы и объяснений педагога.
мобилизация воспитанников на самооценку и самоанализ;
Совместное открытие знаний. Применение новых знаний.
Активизация творческого подхода к работе, поиска новых решений, индивидуальности.
Снятие физического напряжения.
Приложение 1
Инструкция по технике безопасности.
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
При работе с соленым тестом избегайте попадания крошек и рук в глаза.
Перед работой наложите на порезы и царапины повязку или лейкопластырь. 
 Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
 Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
Соблюдать порядок на рабочем месте.
При использовании воды не разбрызгивать её на себя и на своего соседа.
После работы привести в порядок свое рабочее место.