Роль туризма в становлении личности школьника


МОУ ДПО (ПК) специалистов
«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33
с углубленным изучением отдельных предметов»
Роль туризма в становлении личности школьника
Доклад подготовила
Листкова Е.В.,
учитель
физической культуры
Старый Оскол
2014 год

В XXI веке особую актуальность и значимость приобретает образование, воспитание нового здорового поколения, способного жить и работать в веке образования, культуры, духовности, новых технологий. Но для того, чтобы жить и работать достойно, чтобы добиться в жизни определённых высот, человек должен быть здоровым. Здоровье – самое главная ценность человека.
Регулярные занятия туризмом оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. Смена привычной обстановки, влияние естественно - средовых факторов на организм подростка, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья ребёнка, повышению функциональных возможностей его организма.
Туристы – это универсально подготовленные люди. Они должны владеть элементами многих видов спорта: тяжёлой атлетики (ходьба с рюкзаком), лёгкой атлетики (ориентирование: бег и ходьба на длинные дистанции), скалолазания, плавания (при организации переправ через водные препятствия) и гимнастики (преодоление навесных переправ).
Благодаря ведению во внеурочное время занятий по туризму сокращаются установленные периоды развития физических качеств, решаются важнейшие задачи по их развитию.
В нашей школе с 2008 года работает секция «Туристы-проводники».
Занятия проводятся 2 раза в неделю: из них 2 часа теоретической подготовки, где ребята знакомятся с историей края, основами топографии, техникой безопасности при проведении занятий и походов, основами оказания первой медицинской помощи, требованиями к личной гигиене туриста. На практических занятиях (4 часа) школьники учатся преодолевать естественные препятствия без туристского снаряжения и со снаряжением, учатся ориентироваться на местности, постигают азы походной жизни, участвуют в соревнованиях и походах выходного дня, занимаются общей и специальной физической подготовкой.
Занятия с юными туристами при хорошей погоде организуются на открытой площадке школы № 33, на учебно-тренировочных полигонах «Каплино», «Дубрава». В осеннее - зимний период занятия проводятся в спортивном зале школы № 33, на учебно-тренировочных полигонах «Атаманский лес», «Казацкие бугры» и урочища Белогорья.
Для определения качества усвоения программного материала, по окончании каждого курса проводится аттестация учащихся, которая включает в себя теоретические и практические задания (теоретические тесты, мониторинг развития физических качеств, результаты участия в соревнованиях).
Заниматься в секции могут, ученики, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом. Поэтому, ведя запись желающих заниматься пешеходным туризмом, я консультируюсь с врачом, а в иных случаях и с родителями по вопросу допуска детей к походам и получаю на каждого медицинскую справку — разрешение заниматься туризмом, а также письменное согласие родителей на посещение ребенком занятий секции и его участие во всех походах.
Ни в коем случае я не отказываю в приеме в секцию тем ребятам, которые в школе и дома не отличаются образцовой дисциплиной и послушанием. Хорошо известно, что труд и туризм, как никакое другое увлекательное для ребят дело, способны радикально ломать, перестраивать характеры.
Я строю свою работу так, чтобы практические занятия были всегда тесно связаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.
Программа рассчитана на три года обучения и разделена на три курса.[4]
В прохождении многих тем программы использую игровую, соревновательную форму, которая даёт возможность ребятам как-то проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по топографии, конкурсы, викторины по краеведению, соревнования на местности по технике пешеходного туризма и ориентированию.
Особой популярностью у школьников пользуется полоса препятствий (полос может быть несколько в зависимости от уровня подготовленности).
Например, туристическая полоса препятствий в спортивном зале:
Подъем;
Траверс;
Спуск;
Переправа на бревне;
Переправа маятником;
Кочки;
Маятник;
Установка палатки;
Вязка узлов.
В своих тренировках особую роль отвожу походам. На мой взгляд, основой спортивного туризма являются не соревнования, не слеты и, тем более, не совместные занятия, а спортивные походы. Именно за них держатся в туризме школьники. Зачастую в воспитательно-образовательных целях приходится даже использовать поход как средство принуждения («Не будешь ходить на занятия, не будем брать в походы»). Поход является одной из самых действенных форм агитации и пропаганды здорового образа жизни, повышения физического развития школьников, организация их досуга.
Ребята участвуют в походах выходного дня в село Шмарное в подземный монастырь, холковский мужской монастырь. Наши учащиеся учавствовали в многодневном походе по Старооскольскому району, где посетили музей в Орликовской школы. Ребята активно посещают краеведческий музей, музей Ерошенко.
С первых занятий особенно важно воспитать у ребят сознание того, что каждый поход необходимо тщательно готовить им самим, дружно, всем вместе. Надо, чтобы они поняли на собственном опыте: хороший, интересный и полезный поход бывает только у хороших туристов — умелых и трудолюбивых. Поэтому главное внимание уделяю практической работе коллектива по подготовке каждого учебно-тренировочного похода. Обязанности между участниками похода следует распределять так, чтобы каждый был занят посильным и интересным для него делом. «Поход готовят все! В походе работают все!» — заповедь участников кружка пешеходного туризма.
Подготовка походов включает изучение и разработку маршрута, распределение обязанностей, организационную и хозяйственную подготовку. Маршруты должны знакомить кружковцев с наиболее характерными по природным условиям уголками области (посещение заповедника, охотохозяйства, биостанции, лесничества и т. п.). В результате походов ребята приобретают знания по охране природы, памятников истории и культуры.
Дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма — значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию. В воспитании грамотных и культурных туристов огромное значение имеют разборы походов. Практически важно после каждого учебно-тренировочного похода на очередном занятии кружка или прямо в походе у вечернего костра уделяю время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор итогов похода учит ребят думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода. Для меня, как руководителя кружка, обсуждение похода — еще одно средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать их характеры, образ мыслей, наклонности.
Подведение итогов иногда провожу в форме устных или письменных высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о товарищах.
Вот примерная анкета для разбора похода:
Что понравилось и не понравилось в походе?
Было ли трудно в походе? Когда?
Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?
Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?
Какие недостатки в снаряжении ты заметил?
Кто показал себя настоящим туристом?
Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода?
Как отнеслись родители к твоему участию в походе?
Начинаю обсуждение похода чаще всего сама, сообщив основные итоги: каков был фактический маршрут, сколько пройдено километров, что увидели, узнали, чему научились, какой норматив выполнили, достигли ли поставленных целей похода. Но важно, конечно, добиться, чтобы заговорили и сами ребята.
Помимо походов огромную роль в закреплении и совершенствовании туристских навыков играют соревнования.
В период 2008г по 2014 г ребята принимали участие в соревнованиях муниципального и регионального уровня по-спортивному ориентированию и технике пешеходного туризма. Где не однократно добивались победы, как в личном зачёте, так и в командном.
Исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что занятия спортивным туризмом оказывает глубокое и многостороннее воздействие на сущностные стороны школьника, развивая его физически и духовно. Ребята учатся ценить дружбу и всегда приходят на помощь. Могут с честью вынести все капризы непогоды, чувствуют силу, выносливость и уверенность в себе, узнают много интересного и таинственного. А если глубже проникнут в туризм, то откроют для себя и другие новые перевалы, вершины, пещеры, пройдут до сих пор не пройденные реки, смогут выжить там, где неподготовленный попадет в стрессовое состояние.