Особенности формирования культуры здоровья личности современного школьника


Особенности формирования культуры здоровья личности современного школьникаРешение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов, характеризующих российскую государственную политику. Среди них основополагающим является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Деятельность образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни учащихся в рамках образовательного процесса сегодня не может быть вполне результативной без приложения комплексных усилий всех его участников. При этом практика требует достаточно серьёзных изменений во всей системе обучения и воспитания школьника. Это важно именно сейчас, когда во многих современных школах среди учащихся прослеживаются устойчивые негативные тенденции, характеризующие образ жизни школьников:
снижение двигательной активности и физической подготовленности, что отражает падение двигательной и физической культуры;
нарушение структуры и режима питания - отражает снижение культуры питания;
нарушение структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов деятельности (компьютер, ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе, что отражает падение культуры досуга;
возрастают риски употребления психоактивных веществ - рост вредных привычек;
снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни -отражает падение культуры здоровья в целом.
Таким образом, формирование культуры здорового образа жизни вызывает необходимость целостно перестроить весь блок педагогических подходов к построению содержания и методики школьного образования на принципах аксиологии здоровья.
Применение в учебно-воспитательном процессе концепции здоровьесозидающей образовательной среды позволит сократить негативные тенденции, характеризующие образ жизни современных школьников. Авторы данной концепции предлагают педагогам применять в организации здоровьесозидающей образовательной среды следующие подходы:
1) Методология – здоровьесозидающий подход к образованию, подчеркивающий, развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательного процесса;
2) Модель здоровьесозидающей среды школы, которая рассматривается как совокупность условий, обеспечивающих здоровьесозидающий характер учебного процесса и безопасность учащихся и педагогов; повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей; оздоровление учащихся, ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными, болезнями детей и подростков; 3) Технология организации здоровьесозидающей образовательной среды, которая включает создание в школе службы здоровья или другой организационной формы, объединяющей специалистов разного профиля, способной содействовать качественному изменению образовательной среды школы; проектирование школьной программы здоровьесозидания на основе проведения мониторинга здоровья; организацию сетевого взаимодействия и социального партнерства ОУ как ресурс конструирования здоровьесозидающей образовательной среды.
Активно идущий процесс модернизации, провозглашающий уход от единообразия и унифицированности образовательной среды и образовательного процесса, ориентирует на создание условий для вариативной и личностно-ориентированной педагогики, которая удовлетворяет требованиям сохранения и укрепления физического, социального и духовно-нравственного компонентов здоровья у детей.
Сегодня назрела необходимость оптимизации здоровьесозидательной деятельности, направленной на формирование культуры здорового образа жизни, внедрения в практику культуроформирующих технологий.
Современная наука понимает культуру здоровья как деятельность, направленную на совершенствование как внутреннего мира человека, так мира и вокруг человека. Деструктивная (разрушающая) деятельность, приносящая вред, как здоровью человека, так и здоровью общества, признаётся антикультурной.
В современных исследованиях раскрыта тесная взаимосвязь образования и культуры. Ёще Л.С. Выготский в начале ХХ в. разработал теорию культурно-исторического наследия. А позднее С.И. Гессен дал определение образования как института приобщения к ценностям культуры. Образование сегодня рассматривается как способ трансляции культуры, как один из основных социальных институтов, задающих культурную модель поведения.
Представления о здоровье были значительно расширены представлением о нём как о показателе благополучия (К. Байер, Л.Шейнберг, 1997 г.). В этом контексте под культурой здоровья понимаются такие формы поведения, которые позволяют улучшить жизнь, делать её более благополучной и достигать более высокого уровня самореализации. Благополучие в жизни создаётся благодаря гармоничному сочетанию социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного элементов.
Для того что бы поддерживать, укреплять а при необходимости восстанавливать своё здоровье, человек решает задачи целеполагания, адаптации и саморегуляции. Культура способствует их решению, и при разработке культуроформирующих технологий важно использовать и опираться на разработанный в культурологи функциональный подход, который позволяет рассматривать культуру как сложную, многоуровневую и целостную систему.
Культура здоровья выступает интегрированной характеристикой человека и имеет сложный многоаспектный и многоуровневый характер:
101536580010Культура здоровья личности
00Культура здоровья личности
1501140698500Валеологическая сознательность
00Валеологическая сознательность
266318950482500-146685774700Валеологическая образованность
00Валеологическая образованность
4463415774700Валеологическое поведение
00Валеологическое поведение
67246550482500433959050482500-1466852402205Представления о ЗОЖ
00Представления о ЗОЖ
-1466851431290Знание о сущности здоровья и ЗОЖ
00Знание о сущности здоровья и ЗОЖ
17011651431290Потребности ЗОЖ
00Потребности ЗОЖ
28727401431290Ценности ЗОЖ
00Ценности ЗОЖ
40728901431290Поступки
00Поступки
17011652402205Мотивы поведения
00Мотивы поведения
28727402402205Эмоции и чувства
00Эмоции и чувства
40728902402205Привычки ЗОЖ
00Привычки ЗОЖ
-1466853442970Валеологический идеал
00Валеологический идеал
17011653471545Направлен-ность поведения
00Направлен-ность поведения
29394153442970Отношение к культуре ЗОЖ
00Отношение к культуре ЗОЖ
40728903471545Валеологические качества личности
00Валеологические качества личности
9677404483735Валеоубеждения и мировоззрение
00Валеоубеждения и мировоззрение
35680654483735Активная позиция в отношении ЗОЖ
00Активная позиция в отношении ЗОЖ
54864012096750047244020688300050920651209675002167255115252500331978012096750021666202068830003320415206883000468249020688300054800531159450021659853115945003386455311594500476821531159450011480804150360002167890414718500266319046812200026155654210685004824730415036000
Рис. Структура культуры здоровья личности (по А.М.Митяевой, 2008 г.)
Формирование культуры здоровой личности выделяется современной педагогикой как базовый компонент общей культуры воспитанного человека. Образовательное учреждение, как особый государственно-общественный институт, играет важную роль во внедрении валеологических начал в жизнь общества путем формирования валеологической культуры личности у подрастающего поколения, в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса.
Валеологическая культура личности в своей системной целостности предстает как развитое валеологическое образование, валеологическое поведение и валеологические отношения, относительно устойчиво связанные друг с другом на определенный момент времени, что представляет собой механизм развития и проявления индивидуальных валеологических качеств в практической деятельности.
Наиболее ответственным и эффективным периодом формирования валеологической культуры личности является младший подростковый возраст, поскольку большим достоинством младшего подростка является готовность его ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах, и именно в этом возрасте происходит существенная перестройка организма, психических процессов и всей жизнедеятельности ребенка. Подросток впервые начинает сознательно взаимодействовать с социальной средой.
Валеологическая образованность включает в себя вооружение личности элементами валеологического образа жизни, знаниями о сущности здоровья и ЗОЖ. При этом личностное отношение подростка к полученной информации валеологического содержания выражается в валеологических представлениях, ориентациях, валеологических чувствах, закрепляющихся в его валеологических убеждениях, результатом которых выступает валеологический идеал. Главным результатом валеоидеала становятся валеологические убеждения и валеологическое мировоззрение. Из системы представлений, взглядов, ориентаций, убеждений личности вытекает валеологическая направленность личности как интегративная характеристика ее валеопозиции по отношению к своему здоровью.
Валеологическая сознательность личности отражается в валеологическом поведении, важным внутренним стержнем становления которого являются прежде всего мотивы валеологического поведения, отвечающие соответствующим потребностям. Именно в результате их развития появляются валеологические поступки, в ходе которых подросток приобретает привычки валеологического поведения, закрепляющиеся в соответствующие валеологические качества личности. Таким образом, валеологическое поведение предполагает наличие и развитие активной валеологисческой позиции, отражающей в себе валеологическое мировоззрение личности.
Важным и недооцененным компонентом формирования валеологической сознательности выступают валеологические чувства личности. Чувства - это канал, через который человек проявляет своё отношение к здоровью, здоровому образу жизни, окружающей среде. Они выступают сложным поисковым механизмом, позволяющим человеку избирательно принимать и усваивать информацию здоровьесозидающего характера, определять эффективность своего поведения. Именно чувства активизируют познавательные усилия индивида и его волю, осуществляют подготовку к деятельности, настойчивость в её выполнении. В сфере чувств формируется оценка и предпочтительные отношения, позиции, выбираемые человеком по отношению к своему здоровью. Это особенно ярко проявляется в случаях борьбы человека со своими вредными привычками. Таким образом, затрагивая эмоциональную сферу ребенка, развиваются валеочувства, от которых в последующем формируются валеологические убеждения и соответствующее мировоззрение личности.
Проблема формирования культуры здорового образа жизни имеет комплексный, междисциплинарный характер. Важнейшее требование к содержанию валеологического образования – интеграция естественно–научных и гуманитарных знаний о человеке и деятельностный подход, ориентация на практическое применение получаемых знаний не в далеком будущем, а уже сегодня. Поэтому работа по здоровьесозиданию должна быть организована как надпредметная, т.е. пронизывающая как разные учебные дисциплины, так и досуговую сферу воспитания.
Существуют разные формы педагогической практики, которые традиционно используются для формирования культуры здорового образа жизни: уроки, семинары, лекции, беседы, конференции, экскурсии, факультативы. Но на сегодняшний день они недостаточно эффективны, необходимо искать новые формы работы, созвучные современной культуре и массовому сознанию семьи и ребенка.
Организация проектной деятельности по здоровьесозиданию в образовательном учреждении, одна из форм деятельности участников образовательного процесса (и за его пределами), соответствующая современному подходу в формировании культуры здорового образа жизни подрастающего поколения.
Цель участников проектной деятельности в области здоровьесозидания - не только развить безопасную здоровьесохраняющую среду, а так же выйти на новый уровень её развития - уровень здоровьесозидающего образовательного пространства, где участники не только учатся и оздоравливаются, но и овладевают технологиями самостоятельного культуротворчества здорового образа жизни через систему социальных проектов. Ученики становятся сторонниками здорового образа жизни и активными его пропагандистами, трансляторами в широкой социальной среде на всю дальнейшую самостоятельную жизнь.
Эффективность проектной деятельности учащихся зависит от активного массового «педагогического погружения» учащихся, педагогов, родителей в здоровьесозидающую деятельность. Деятельность по формированию культуры здорового образа жизни должна касаться каждого ученика, каждой группы, коллектива, семьи, а так же должна выходить за рамки образовательного учреждения, способствуя оздоровлению окружающей среды. Существенны отношения между учениками и взрослыми. Важно, чтобы отношения приобретали здоровьесберегающий характер, при котором возникает взаимная эмпатия, общая заинтересованность в конечном результате, вера друг в друга и четкое распределение обязанностей, осознание важности роли каждого участника.