Конспект урока по окружающему миру на тему Что такое хвоинки ? (1 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи Калининского района г. Челябинска
Конспект урока окружающий мир
в 1 классе на тему: «Что такое хвоинки?»
Педагог: Титова Е.В.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели деятельности учителя: учить различать лиственные и хвойные деревья; учить сравнивать объекты природы по существенному признаку
Планируемые результаты
Личностные: проявлять интерес к объектам окружающего мира; проявлять эстетические потребности, чувства.
Метапредметные: формулировать совместно с учителем учебную задачу урока, стараться её выполнить; оценивать свои достижения; сравнивать объекты окружающего мира, выделять существенные признаки; описывать объекты живой природы по плану.
Предметные: различать лиственные и хвойные деревья; различать ель и сосну по основным признакам.
Оборудование и технические средства обучения: УМК «Школа России» Плешаков А.А Учебник. Часть1,с. 30.31; рабочая тетрадь, с.19,20; окружающий мир тесты, презентация, гербарий-веточки сосны и ели.
№п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1. Организационный момент
Метод - словесный
Вот опять звенит звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели и на доску поглядели.
– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи! Л.: Приветствуют учителя
2 Актуализация знаний
Метод – наглядный; практический, словесный
Прием-вспомогательная зрительная наглядность; фронтальный опрос; задание на развитие логического мышления; задания на актуализацию знаний, упражнение На предыдущем уроке мы ходили на экскурсию, рассматривали листья на деревьях, собирали опавшие листья, сравнивали их по форме, по размеру, по цвету.
Какие деревья растут возле нашей школы? (Береза, тополь, дикий клен, рябина)
А какие кустарники ? (Сирень)
Сейчас мы поработаем в группах.
Задание называется «Мозаика». Я даю каждой группе конверт, в котором лежит, разрезанный лист. Вы должны соединить все фигурки так, чтобы получился целый лист, и определить с какого он дерева.
-Предлагаю вам сыграть в игру.
Игра “ Найди в букете такой же листок”.
Каждый ребенок получает коробочку с листьями (6-7 листьев). Учитель показывает ветку какого-то дерева. По команде: “Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!” – все учащийся должны найти нужный лист и поднять его.
Физминутка «Бабочка»
Ребята, Вы замечали, что осенью листья, опадая с деревьев, кружатся в воздухе и напоминают нам порхающих бабочек?
Давайте отдохнём и выполним физкультминутку «Бабочка
Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом) П.: Повторяют изученный материал, определяют породы деревьев по листьям
П.: Обращает внимание на хвоинки, выдвигают предположение, каким деревьям они принадлежат; формулируют вопрос, листья это или нет.
3 Постановка учебной задачи
Метод – словесный, наглядный, постановка вопросов, учебный диалог.
Прием-вспомогательная зрительная наглядность; фронтальный опрос; задание на развитие логического мышления; задания на актуализацию знаний, упражнение
Ребята, посмотрите на экран. Чем, деревья, изображённые справа, отличаются от деревьев, изображённых слева (на экране лиственные деревья и хвойные)
У деревьев слева мы видим листья в форме пластинок, а у деревьев справа, листья – это иголки, которые правильно называют «хвоинки», а деревья, у которых есть хвоинки, называют хвойными.
Давайте посмотрим презентацию о хвойных деревьях и попробуем потом ответить на вопрос, что такое хвоя.
- Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки, которые помогут назвать хвойные деревья:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Ель)
На экране картина с изображением елового леса
Как называется еловый лес? (Ельник)
Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю, зимой не умираю,
Похожа я на ёлку,
Но длинней иголки. (Сосна)
На экране картина с изображением соснового бора
Как называется сосновый лес? (Бор)
Обратите внимание на высоту этих деревьев. Чем отличается сосновый лес от елового?
Итак, о каких деревьях мы будем сегодня говорить? (о хвойных).Вопрос нашего урока – что такое хвоинки? М.: Совместно с учителем формулируют тему и учебную задачу урока
П.: Отгадывают загадки, рассказывают об известных им хвойных деревьях
4
5 Организация познавательной деятельности
Метод – словесный, наглядный, практический
Прием-вспомогательная зрительная наглядность; фронтальный опрос; упражнение; работа с гербарием: работа с учебником; работа в парах
Подведение итогов (Рефлексия деятельности. Итог) Метод – словесный, наглядный
Прием- фронтальный опрос; упражнение; развешивание елочных игрушек по настроению.
Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными.
Такие ли они вечнозеленые?
Почему хвойные?
Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?
Всю зиму они остаются зелеными.
Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется?
Бывает ли у них листопад?
Да и где их листья?
Попробуем во всем этом разобраться.
Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.
– Рассмотрите иллюстрацию на стр. 31 общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.
Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.
Организуется работа в рабочей тетради задание 1с.19
Практическая работа.
Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции “Сосна” и “Ель”.
– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.
Наблюдение 1. “Ветки”.
Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют ,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.
Наблюдение 2. “Хвоинки”.
Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.
Наблюдение 3. “Шишки”.
Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.
– Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.
Дети отвечают. Затем они выполняют задание № 2,3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга.
Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.
Название дерева.
Лиственное или хвойное.
Общий вид, расположение веток.
Особенности хвоинок.
Особенности шишек.
Физкультминутка
Мы зашли в осенний лес. Ходьба на месте
Сколько здесь вокруг чудес! Повороты
Справа елочки стоят, Посмотреть на елочку в классе
Слева сосны шумят. На сосну
Вот и зайка проскакал. Прыжки
От лисы он убежал.Приседание
Ой, это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас. Потягивание
В лесу такая красота!
А нам за работу уже пора.Садятся за парты
В наших краях растёт ещё одно хвойное дерево. Оно нарисовано у вас в учебнике. Как оно называется? (Лиственница.)
Почему оно так называется?
Чем оно отличается от своих «сестёр» - ели и сосны? (Сбрасывает хвоинки на зиму.)
С какими деревьями мы познакомились?
На какие две большие группы можно разделить все деревья?
Чем они различаются?
Что такое хвоинки?
Как различить ель и сосну?
Чем лиственница отличается от своих “родственниц”?
Какие цели мы ставили в начале урока?
Какие достигли?
Что нового для себя узнали на уроке?
- Наверное, вы все радуетесь новогоднему празднику, который не обходится без нарядной ёлки или сосны. И хотя до нового года ещё далеко, сейчас мы с вами нарядим нашу ёлку настроения. Если у вас на уроке было хорошее настроение повесьте на ель жёлтый шарик, если настроение не очень хорошее, потому что были трудности – повесьте синий шарик, ну а если ваше настроение было совсем плохим – чёрный шарик.
Прочитайте вывод на странице 31 М.: Рассматривают фотографии (рисунки), выделяют отличительные признаки каждого дерева
М.: Выполняют практическую работу в группе:
рассмотреть веточку: как расположены хвоинки, какой они длины, есть ли шишки, какой они формы;
определить название дерева;
проверить себя по рисунку в учебнике (с.31)
зарисовать веточку и силуэт дерева в тетради;
рассказать о полученных результатах.
П.: Рассматривают рисунок. Сравнивают. Ель и сосну описывают каждое дерево по плану в учебнике
(фронтально)
П.: Отвечают на вопросы
П.,Л.: Отвечают на вопросы учителя, определяют, личностный смысл изучения темы.
Л.: Осуществляют самооценку, осознают свои достижения и неудачи