Конспект интегрированного урока по русскому и английскому языкам на тему : Образование новых слов( 6 класс)


 
 
Интегрированный урок русского и английского языков 
Учебники:
     1.. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Рууский язык для 5 класса» М.: 2012. Ч.1 - 192с. 
     2.Биболетова М.З. «Английский с удовольствием - 2» Титул 2009г.
Класс: 6 ( группа 18 человек)
Тип урока: интегрированный комбинированный урок
Тема: Особенности словообразования в русском и английском языках.
Цель: Формирование речевой компетенции младших школьников посредством интеграции содержания русского и английского языков.
Задачи урока:
                    Ознакомление учащихся с некоторыми общими языковыми особенностями словообразования в русском и английском языках;
                    активизация познавательной деятельности уч-ся;
                    развитие лексического навыка;
                    повышение интереса уч-ся к изучаемым языкам;
                    расширение кругозора уч-ся;
Оснащение урока:
         технические средства: компьютер, мультимедийный проектор;
         дидактический материал: карточки со словами, словари.
 
Этапы урока
1. Вводный этап.
О.А: Здравствуйте, дети!
О.А : Hello, children.
         Sit down, please.
Мотивация детей к учебной деятельности.
 О.А.: Сегодня я пришла к вам не просто как ваш учитель английского языка, но и как учитель русского.
     Два учителя - учитель  русского и учитель английского языков – учителя – филологи. Как вы думаете, что такое наука филология? Где более точно можно узнать об этом? - Обратимся к словарю. Вот как об этом говорит толковый словарь. (Чтение текста из словаря учеником) Филология - наука о языке и литературе.
 
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
  О.А: Овладеть языком непросто, а тем более иностранным, так как необходимо запоминать такое большое количество слов и терминов.
       Как вы думаете, есть ли что-то такое в языках, что происходит одинаково, объединяет языки?
Давайте посмотрим на некоторые русские и английские слова:
Какая особенность объединяет эти слова?
перерисовать            rewatchнеизвестный           unhappy
водитель                  a teacher
морозный                cloudy
мухолов                   a housewife
овощевод                 a Walkman
     Затрудняетесь ответить. Вам не хватает знаний, вот мы и попытаемся на уроке это узнать.
 
2. Основной этап.
Упражнения в определении новых знаний и первичное закрепление:
Способы образования слов с помощью приставки.
О.А: I 1. Язык потому и верно служит людям, что все слова в нём дружно  работают при помощи своих помощников.
а) Обратите внимание на данные слова. Что общего в них?
переделать     соблюдать
обвести          записать
нарисовать    передумать
перечитать     выделить
избежать        пересмотреть
узнать             подобрать
  б) Из каждой группы выберите слово, которое имеет общий признак. (выбираются слова с приставкой пере-)
в) Что же объединяет эти слова?  - Приставка пере-.
г) Какое значение получает слово, когда добавляется приставка пере-.
- Получается действие в значении снова, заново, вновь.
 
  О.А.:   2. В английском языке можно сделать то же самое. Получить действия в значении снова, заново, вновь.
 а) Попробуйте догадаться, как выглядит эта приставка в английском языке.
redo
rethink
reread
rewatchФон. зарядка
  б) Что означают эти слова?
 
3. Работа по группам.
На доске появляются  по очереди картинки.
О.А.: Итак, мы запомнили приставку пере- и re-, А теперь по очереди попробуйте образовать данное действие со значением «сделать заново» по-русски  и по-английски.
писать – переписать  - rewrite
мыть – перемыть - rewash
петь – перепеть – resingзвонить - перезвонить- rephoneстелить - перестелить- remake
рисовать –  перерисовать – redraw
О.А.: Итак, какая же часть слова участвовала в образовании русских и английских слов? (приставка)
О.А.: II 1. A) Давайте попробуем образовать слова с противоположным  значением :
счастливый - _______
добрый -          _______
известный -    _______
интересный - _______
здоровый -      _______
                     Б) Что помогло нам образовать слова с противоположным значением? (приставка не)
 
О.А а) Давайте вспомним как эти прилагательные звучат по-английски: 1 happy и т.д.
        б) Перед вами различные приставки попробуйте выбрать приставку, которая придаёт отрицательное значение. – un
 
О.А. Вывод:  Итак, какая же часть слова участвовала в образовании русских и английских слов? - (приставка)
 
2. Способы образования слов с помощью суффикса
О.А: Давайте рассмотрим другие способы образования слова.
I 1. Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой по эталону.
        a) Образуйте слова по аналогии и запишите на карточке.
1 писать -        писатель
2 читать -        _______
3 учить -          _______
4 водить -        _______
Самопроверка по слайду.
  б) С помощью чего образованы слова? (суффикс тель-)  в) Что означают образованные слова? – профессию, род деятельности
   г) Попробуйте назвать сами любые профессии, выделите суффикс в слове. От какого слова образовалось ваше слово?
 
  О.А:  2.  a) Попробуйте образовать слова тем же способом по-английски на другой стороне карточки:
read - reader
write - writer
teach - teacher
drive - driver
                      б) C помощью чего образовались слова? - er.
Фон. зарядка
   О.А: 3. Работа по карточкам.
Ромашка. Задание:
Назовите деятельность или профессию людей, выполняющих указанную работу:
Прыгать - (прыгун) - jump- jumper
Бежать - (бегун) - run- runner
Строить - (строитель) -         _______ -       _______Петь - (певец) -           _______ -       _______Охранять – (охранник) -       _______ -       _______Воспитывать - (воспитатель) -         _______ -       _______О.А:    Какую часть речи вы получили? (существ.)
    Из какой? (из глагола)
 
О.А: II Давайте посмотрим можно ли образовывать другие части речи.
а) Задание: слова разрезаны пополам, попробуйте соединить две части слова и напишите на листке от какого слова они образованы.
Обла/чный - облако
clou/dy – a cloud
Туман/ный - туман
fog/gy - fog
Мор/озный - мороз
fros/ty - frost
    б)  Какая часть речи была первоначально, а какая образовалась?
   в)  Какая часть участвовала в образовании нового слова? (суффикс – в русском языке – н, в английском языке - y)
 
О.А: Вывод: Назовите второй способ образования новых слов в русском и английском языках.
 
3.    Словообразование с помощью сложения двух слов
О.А.: III Какой способ образования слов вы ещё знаете?
      1. а) Сложите основы слова в одно слово (устно):
Падают звёзды – (звездопад)
Хлебный завод – хлебозавод
Лес рубит – лесоруб
Басни пишет – баснописец
Утиный нос - утконос
Носит оружие – оруженосец
    б) С помощью каких частей образовались новые слова? (Сложением двух корней)
О.А.:
2. А в английском языке встречали ли вы такие слова? Попробуйте соединить две части, чтобы получить новое слово.
Физ. минутка
 
3. Завершающий этап
Рефлексия учебной деятельности
  О.А.: Вывод:
Какой 3 способ образования есть и в русском языке и в английском языках?
Как можно озаглавить этот слайд (способы образования слов)
 Вывод: Как мы определили в русском и английском языках есть одинаковые способы образования новых слов: с помощью суффикса, приставки и сложения двух слов.
Cможем ли мы теперь ответить на вопрос, который возник в самом начале урока?
       Возвращение к первой таблице.
1. Что общего вы увидели в словах русского и английского языка?
2. Назовите слова, образованные
а) приставочным способом в русском, в английском. (на слайде показываются выделенные морфемы)
б) Суффиксальным способом?
в) Способом сложения двух слов?
О.А: Вывод: Какие у вас появляются возможности в изучении языков, когда вы знаете способы  словообразования?
1  Изучение становится более эффективным
2  более быстрое (знаем уже не одно слово, а два)
3  речь более разнообразна
4  возможность определить часть речи
5  возможность определить значение слова (по приставке, суффиксу или входящему в состав слову)
6  развивает умение размышлять и анализировать
7  даёт возможность более научного подхода к языку.
О.А.: Творческая работа
Давайте попробуем использовать полученные знания и придумаем сказку на русском языке.
Начало сказки такое: «Собрались у воды родственники…..»
Но сначала давайте напишем, как можно больше родственников воды, которые пришли к ней. При этом используйте все изученные способы словообразования.
     Давайте посмотрим, что у вас получилось. По очереди каждая группа называет по гостю.
 
О.А: А теперь попробуйте дать оценку своей деятельности. Обведите один вариант ответа:
«Своей работой на уроке я …»
а) доволен (-льна)
б) не совсем доволен (-льна)
в) не доволен (-льна), потому что … . 
О.А.:  Д/З: 1. по русскому: Придумайте продолжение сказки о воде, используя как можно больше образованных слов.
                    2. по-английски: Найдите 3 английских слова и образуйте от них как можно больше других слов.
 
 О.А :До свидания, дети
  Goodbye, children. Goodbye, teacher. : Урок закончен.