Разработка литературного утренника Мимо острова Буяна(2-4 класс)






























Цель: познакомить детей с биографией и творчеством А.С.Пушкин,. создать условия для реализации индивидуальных способностей, развивать творческое воображение, способствовать сплочению коллектива.


Ведущий: Дорогие ребята каждый год вначале июня, а точнее 6 июня, когда у домика
няни цветет сирень, а в зарослях жасмина над Соротью заливаются соловьи,
тысячи людей приходят в село Михайловское на большой народный праздник
день рождения А.С.Пушкина.
В этот день здесь особенно людно. И не удивительно: Пушкина любят и знают все. Тропа, ведущая к нему, стала бесконечной необозримо широкой дорогой.
Пушкин- это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь.
Пушкин-это живая душа нашего народа. Он заполняет собой наше воображение.
Давайте, все вместе прочтем стихотворение Павла Антокольского.
1-й Чтец: Пушкин.
Это имя – знакомое с детства -
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться
Чтобы заново знать и беречь
2-й Чтец: Пушкин.
Это имя – на то и дано нам
И оно никогда не мало,
Не застыло казенным каноном
И не в школьную пропись легло.
3-й Чтец: Пушкин.
Это имя – подростка смешного,
Что свечу до полуночи жег.
И строчил, и вычеркивал слово-
Свой веселый сигнальный рожок.
4-й Чтец: Пушкин.
Это имя – веселое рвенье,
Лихорадка ночного труда.
Нестареющее вдохновенье,
Не сгорающего никогда.
5-й Чтец: Пушкин.
Это имя – сквозь белые ночи
Всех бессонных касается вех,
Раскрывает все жадные очи
На прошедший и будущий век.
6-й Чтец: Пушкин.
Это имя – как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами-
Он наш сверстник и наше дитя.


Ведущий:
Пушкин-это имя мы слышим впервые в самом раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов матери: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских сказок о царе Салтане, о мертвой ца-
ревне,о попе и его работнике Балде живет с нами и позже, в школьные годы.
« Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей»
А важнее всего то, что «Там русский духтам Русью пахнет!»
А.С.Пушкин любил русские народные сказки и с восторгом говорил о них:
-Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.
Сюжеты многих сказок он услышал в Михайловском от своей няни Арины
Радионовны, и они легли в основу сказок всем теперь хорошо известных.
Назовем их.
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде.
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
Сказка о рыбаке и рыбке.
Сказка о золотом петушке.
Сказки Пушкина читают и перечитывают в любом возрасте, запоминают их на
всю жизнь, они одинаково интересны и взрослым и детям.
Ничто, кроме любви и добра, не способно победить зло на этом свете.
Только это убеждение, усвоенное с детства, помогает людям быть счастливыми. На этом построено и все содержание сказок А.С.Пушкина.
Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта.
И так: « Ветер весело шумит,
Наше судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана ».
Ведущий:
Но прежде чем мы доберемся до « Царства славного Салтана», нам
встретится несколько островов, к которым нам предстоит причалить.
Остров « Узнай кто я»
Ведущий:
Ребята вы знаете, что князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана,
превращался в комара, в муху, в шмеля.
Три человека получат карточки с текстом, описывающим комара, муху, шмеля. И должны показать того, кто им достался, но без слов. А вы все
должны узнать, кого они изобразили.
Карточка 1. Комар.
« А комар-то злится, злится-
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз».

Карточка 2. Муха.
« А Гвидон – то злится, злится
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела»

Карточка 3. шмель.
« Он над ней жужжит, кружится-
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь»:
Остров « Говорящее зеркальце».
Ведущий:
У Пушкина в сказке «поселялось» зеркальце, которое умело говорить.
Но говорило оно только одну правду.
Мне нужны два человека на роль царицы и на роль «зеркальца».
Царица должна вспомнить слова, с которыми она обращалась к зеркальцу.
« Свет мой, зеркальце скажи
Да всю правду доложи:
Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Зеркальце должно вспомнить слова, которые оно отвечало царевне.
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».

Остров « Золотая рыбка»
Ведущий:
Ребята давайте вспомним с вами, чем старик в « Сказке о золотой рыбке»
ловил рыбу (неводом). У нас невода нет, но есть сказочное море с рыбками
и удочки. А теперь мне нужно по два игрока от команды.
Задание: за одну минуту кто больше наловит рыбы.
Остров « Балда».
Ведущий: «Бег в мешках».
«Засмеялся Балда лукаво:
Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною с самим Балдою?»
Пошел Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайцев, да в мешок. ( Бег в мешках).
Вот и нужно мне по два зайца от команды.
Ведущий: «Попади в облако».
« Выбери себе любую мету.
Кто далее палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит.
Что ж? Боишься вывихнуть ручки?
Чего ты ждешь? – « Да жду вон той тучки: ( Стрельба по нарисованным облакам).
Ведущий: «Скачки на коне».
«Бесенок приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
А Балда ему: « Глупый ты бес,
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног». (Переноска мяча между ног)
Остров « Золотой петушок».

Ведущий: « Бой петухов».
Только в сказках золотые
Лишь бывают петухи,
А у нас здесь есть лихие,
Удалые, озорные!
Пепухи – озорники! ( Выталкивание из круга ).
Остров «Буян».
Ведущий: «Вопросы из бочки».
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу плывет.
Бочка по морю плывет
1.Очень правдивая вещь в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»? (зеркало)
2.Где жили старик со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»?(у самого
синего моря)
3.Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря?(тридцать
лет и три года)
4.Из чего состояли орешки, которые грызла белка?(Все скорлупки золотые.
ядра - чистый изумруд)
5.На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон?(На острове
Буяне)
6.Каким фруктом отравилась царевна в « Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях»?(Яблоко)
7.В какой сказке Пушкина « В синем небе звезды блещут, в синем море
волны хлещут»? (В сказке о царе Салтене)
8.Мимо какого острова проплывали гости господа?( Мимо острова Буяна)
9.От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь?(От коршуна, чародея)
10.В какой сказке « Царь с царицею простился, в путь- дорогу снарядился»?
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях )
11.Как звали царя в сказке о золотом петушке?(Дадон)
12.Под каким деревом белка грызла орешки? ( Под елью )
13.Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и семи богатырях?
(Елисей)
14. Сколько девиц пряло под окном?( Три)
!5.С какими словами старик обращался к рыбке?(Смилуйся государыня рыбка)
16.Что кинула старуха чернавка царевне? (Хлеб)
!7. Кому принадлежат эти слава «Да вот веревкой море хочу морщить? (Балде)



Литература:

« Педсовет» № 2
« Сказки» А.С.Пушкин



МКОУ «Клепечихинская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района
Алтайского края


2015год

Литературный утренник «Мимо острова Буяна»
1-4 класс
Лытырь Валентина Ивановна, библиотекарь




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315