Особенности организации и методики проведения занятий в основной, подготовительной и специальной медицинских группах


Особенности организации и методики проведения занятий в основной, подготовительной и специальной медицинских группахА. С. Бурковучитель физической культуры МБОУ «СОШ №22»
style.colorfillColorfill.type В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Соотношение учащихся по группам здоровьяКоличество обучающихся в МБОУ «СОШ№22» 723 человека Краткая характеристика медицинских группОсновная - обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными морфофункциональными отклонениями, достаточно подготовленные Подготовительная - обучающиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные Специальная медицинская группа - обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к выполнению учебной работы
Обучающиеся с основной группой здоровья. Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой. Сдача контрольных нормативов. Участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятияхОбучающиеся с подготовительно группой здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок и упражнений исключающих статические нагрузки, (временные). Сдача некоторых контрольных нормативов с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей . Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятияхОбучающиеся имеющие СМГ. Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы. Уроки физкультуры по специальной программе с учетом характера и тяжести заболевания. Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к подготовительной и СМГ: - укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием; - улучшение показателей физического развития; - освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств; - постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма; - закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма; - формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; - воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни; - воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни; - овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося, с учетом имеющегося у него заболевания; - обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога; - обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера; - соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания. Оценивание обучающихся на уроке.Для обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима. При выставлении текущей отметки обучающимся в СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.Итоговая отметка по физической культуре в СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры. По основам знаний. Оценивая знания учащихся по предмету «Физическаякультура», надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умениеиспользовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.Оценка «5» выставляется за ответ, в котором ученик демонстрирует глубокоепонимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практикиили своего опыта.Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности инебольшие ошибки.Оценку «3» получают ученики за ответ, в котором отсутствует логическаяпоследовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и уменияиспользовать знания в своем опыте.Оценка «2» выставляется за плохое понимание и знание теоретического иметодического материала.По технике владения двигательными действиями (умения, навыки).Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом),точно в надлежащем темпе, легко и четко.Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легкои четко, наблюдается некоторая скованность движения.Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, нодопущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному илинапряженному выполнению.Оценка «2» - двигательное действие выполнено неправильно, с грубымиошибками, неуверенно, нечетко. Ниже перечислены некоторые ограничения, накладываемые на занятия физической культурой в зависимости от наиболее часто встречающейся нозологической формы заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений.ЗаболеванияПротивопоказания и ограниченияРекомендацииСердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.) Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движенийОбщеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выхода Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз) Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждение тела При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде (5 -10 мин. - первый год обучения, 10 - 15 мин. - второй и последующие Нарушения нервной системы Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д. Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения Органы зрения Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове Упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическоеравновесие, гимнастика для глаз Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки   Спасибо за внимание!