Народные движения первой четверти XVIII века.

Тема урока .Народные движения первой четверти XVIII века.

Цель:
способствовать фомированию у обучающихся представления о народных движениях первой четверти XVIII века.

Задачи:
познакомить обучающихся с основными выступлениями народных масс первой четверти XVIII века;
развивать умения выявлять причины и значение событий, сравнивать, анализировать информацию, делать аргументированные выводы; развивать картографические умения;
способствовать формированию личностного отношения к изучаемому материалу.


Тип урока :комбинированный ( с применением технологии критического мышления и ИКТ).

Форма урока: лабораторное занятие по учебнику, работа в парах.

Оборудование:
учебники «История России. Конец XVI – XVIII век.7 класс» под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной;
ПК, мультимедиапроектор,
карточки для повторения,
карта «Российская империя в первой половине XVIII века»
памятка описания восстания



ЭТАПЫ УРОКА.

I.Оргмомент.
II.Повторение.
Работа в парах по карточкам ( 1-й ряд - понятия; 2-й ряд- даты; 3-й ряд – события)

III.Изучение нового материала.
Первая стадия – вызов ( актуализация)
Учитель: прочитайте тему сегодняшнего урока.( слайд №1) Впервые ли вы изучаете такие события?
Существует ли план для изучения народных выступлений?
Как вы думаете, могут ли быть сходными причины народных выступлений XVII и первой четверти XVIII века?
Если да, то назовите такие причины.
Для выполнения этого задания я вам предлагаю поработать в парах, предложить свои ответы и наполнить ими «КОРЗИНУ МНЕНИЙ» ( слайд №2)
Учащиеся выполняют работу в парах в течение 1- 2 минут, затем каждая пара предлагает свои варианты ответов, учитель фиксирует прелагаемые ответы.
Учитель: Итак, «Корзина мнений» заполнена, узнать кто отправил в корзину правильные, а кто ошибочные ответы мы сможем только после знакомства с основными выступлениями народных масс первой четверти XVIII века.
Вторая стадия - осмысление.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу ( слайд №3) в парах (по памятке)

1.Астраханское восстание ( с.131-133)
2.Восстание Кондратия Булавина ( с.133-134)
3.Башкирское восстание ( с.134)
4.Религиозные выступления ( с.134,135)
5.Выступления работных людей (с.135,135)
Ответы учащихся сопровождаются презентацией ( слайды № 4-8 ), в ходе которой еще раз обращается внимание на причины народных выступлений.

Учитель: рассмотрев основные выступления народных масс первой четверти XVIII века, вы обратили внимание на основные причины выступлений и теперь можете определить: кто забросил в «корзину мнений» ошибочные ответы, а кто правильные.(Все ошибки исправляются, обучающиеся делают вывод: несмотря на сходство причин существуют и непохожие причины восстаний, так как на них обязательно накладывает отпечаток время в которое они произошли)
Учитель: теперь вернемся к нашему плану. Какой вопрос остался без нашего внимания? А можно ли без него представить полную картину восстаний?

6.Значение народных выступлений ( комментированное чтение с.136)
( слайд № 9 )
IV.Закрепление:
Продолжите фразу : «Астраханское восстание произошло в ......»
Самое массовое восстание XVIII века – это восстание под предводительством .....»
Мощное выступление в Башкирии произошло из-за оскорбления ......»
На протяжении всего царствования Петра Первого имели место выступления .......»
Новым явлением в истории России в первой четверти XVIII века были выступления.....» (слайды № 10-14)

V.Домашнее задание:§17, в.1-5, документ с.137, новые слова.( слайд № 15)
VI.Подедение итогов. VII.Стадия рефлексии