Статья Обобщение опыта работы историко-этнографического музея Думная


Балтухина Е.И. , педагог дополнительного образования, руководитель школьного историко-этнографического музея «Думная» .
Об историко-этнографическом музее «Думная».
«Род приходит и род проходит, а Земли пребывают вовеки…» с этой фразы из книги «Экклизиаст» начинаются обзорные экскурсии в нашем школьном историко-этнографическом музее «Думная». Музей находится на особой земле древней Коломны – на Девичьем поле, сыгравшем особую роль среди полей русской славы. Здесь, по окскому берегу, проходили рубежи обороны Московского княжества во времена монголо-татарского ига. Десять раз оглашали созывные трубы просторы Девичьего поля. Знаменитый поход на Куликово поле в 1380 году начинался с этой земли. Здесь Дмитрий Московский (Донской) осматривал необозримые русские рати. Девичье поле связано с именами Дмитрия Донского, Дмитрия Боброка, Сергия Радонежского и многих других героев Руси.
Сохранить память о землях Поля, о жизни его сел, передать эту память грядущим поколениям стало насущной необходимостью. На Девичьем поле должен быть музей. Эту миссию взяла на себя школа № 17 г.о. Коломна, стоящая вблизи берега р. Оки у старинного села Протопопово. С набережной реки Оки открывается вид на окские дали, на деревню Малое Колычево, где в начале XX века стоял памятник сбору войск Дмитрия Донского.
Убежденность педагогического коллектива школы, руководимого Тюриным Е.И. в том, что именно отечествоведение в переломное время рубежа 80-90- х годов XX века должно стать стержневым в обучении и воспитании юных граждан, привело к замыслу создания центра сосредоточения материала о Девичьем поле. Таким центром и стал музей, на выбор профиля которого оказала существенное влияние педагог Егасова Н.А., давшая название музею и ставшая первой «хозяйкой» «Думной». В 1989 году началась работа по созданию исторической комнаты в одном из классов школы. Экспозиция была оформлена в 2001 году. А в 2003 г. – комната получила статус школьного историко-этнографического музея.
Главная цель, поставленная педагогами, решившими создать музей – воспитание духовных качеств гражданина, активно влияющего на развитие своего Отечества. Отсюда вытекают задачи:
Изучение местной истории, памятников старины, культурных и бытовых традиций края;
Сохранение и восстановление уникальных исторических, природных и культурных объектов Девичьего поля;
Возрождение местных народных промыслов;
Передача своих знаний окружающим путем экскурсий, бесед, лекций, создания учебных программ по истории Отечества.
Экспозиция музея начинается с карты земель Девичьего поля, помещенной перед входом в «Думную», как преддверие ее, знакомя будущего посетителя с местонахождением поля, его сел, памятников.
Музейная экспозиция зрительно открывается графическим триптихом «Древние образы Девичьего поля», расположенным напротив входа, занимая центральную стену. Условность графики делает образы триптиха символичными.


Слева – изображение воинов Дмитрия Донского с великим князем во главе перед походом на поле Куликово. Их образы ассоциируются с образами воинов последующих походов, начинавшихся с Девичьего поля. В центре – образ Оки – «Пояса Богородицы», «берега» московских земель в древности. На переднем плане - часовня Святого источника Сергия Радонежского. Справа – изображение девушек Руси изначальной, будущих пленниц Орды. Под триптихом – витрины с экспонатами, найденными в экспедициях учащихся на поля воинских сражений Великой Отечественной войны.
lefttop
Это своеобразный уголок Боевой славы: здесь и письма с фронта, и разбившиеся снаряды, и элементы походной кухни. Все это напоминает посетителям музея о былых сражениях, о горечи расставаний и Великой победе.
Напротив центральной части триптиха, чуть впереди витрин- колокольчик Памяти. Он зрительно сливается с окским пейзажем, выполняя символическую и функциональную нагрузку ( звон его побуждает в различных мероприятиях музея к памяти о событиях, людях, а также возвещает о начале занятий) . Справа – выставочный стенд раздела «Дренвие образы Девичьего поля» ( подраздел «Куликовская битва и коломенское Девичье поле». В этом году – в год 665-летия со ьдня рождения Д.И. Донского была организована экспозиция, посвященная этому юбилею. На выставке представлена композиция, сотавленная из графических работ художника Устинова №Куликовская битва», портреты Д.И. Донского, карты движения русских войск от Москвы до Куликова поля. Здесь же в альбоме представлены «Праздники Девичьего поля» и книга «Куликовская битва» - подарок администрации музея-заповедника «Куликовская битва» с дарственной надписью.

В витрине – репродукция иконы Донской Богоматери, фотографии Коломенского Успенского собора – памятника победы на Куликовом поле, образцы земли Девичьего и Куликова поля 9 земля была взята во время делегации г.о.Коломны на Куликово поле в 2001 году), наконечник копья XVI века, найденный учеником нашей школы в 1999 году во время хозяйственных работ.
Раздел «Коллекция «Думной» имеет четыре подраздела и представляет собой демонстрацию изделий, производимых на коломенской земле и в селах Девичьего поля из различных материалов с древних времен, либо бытовавших в наших селах в XIX – XX веках. Расположены экспонаты в четырех выставочных шкафах. Первый подраздел посвящен знаменитому коломенскому известняку, «протопоповскому мрамору»- основному промыслу жителей Протопопово .В подразделе «Изделия из коломенской глины» особый интерес вызывают находки ребят, работавших в археологической экспедиции в 1990 году на окском городище Ростиславль: фрагменты керамики раннего железного века, славянская керамика и фрагменты керамики Волжской Булгарии. Особой популярностью у детей младшего и среднего звена пользуются глиняные игрушки, изготовленные учащимися по образцам древних коломенских игрушек.
В подразделе «Фарфори фаянс XIX-XX веков» размещены образцы посуды заводов братьев Кузнецовых, советских заводов довоенного времени, представляющих собой дары жителей села Протопопово. Особенно интересны находки, сделанные на полевых занятиях Егасовой Н.А. с младшими школьниками в 1993-1994 учебном году.

Изделия из металла, составляющие следующий подраздел, дают представление о различных металлических предметах, вышедших из употребления, но составляющих необходимую часть быта прошлого. На нижних полках – кованые костыли, подковы, светец для лучины, свидетельствующие о работе кузнецов, ухваты без рукояток, чугунные утюги, керосиновая лампа. Вверху на шкафах – коллекция тульских жаровых самоваров, найденных в разное время поисковиками музея на свалках, чердаках, в запущенных садах в течение 1990-2005 годов.
В 2000 году было решено сделать импровизированное подобие крестьянской избы, назвав раздел «Крестьянский быт». От исторического раздела его условно отделяет ширма, с размещенными на ней квилтами ручной работы. Данный раздел условно делится на подразделы «Бабий кут», «Кухня», «Сени». Основная часть экспонатов данного раздела была доставлена поисковиками «Думной» во время экспедиции 1990 года по районам старого города и его окрестностям. «Уголок крестьянской избы» - это подобие воссоздать интерьер крестьянского быта, это не реконструкция натуральной избы, ее выставочное подобие. Здесь соседствуют подлинники с изделиями, выполненными самими учащимися.

Подраздел «Кухня» также условный. В углу печь (муляж), на ней – старинная утварь: самовар с щепочками внутри, угольные утюги с трубой и без, чугунки ухваты. На стене вверху укреплены серп и сито: мелкое и крупное. Вещи демонстрируются в работе во время экскурсий. Особенно интересно для посетителей «посадить» в печь чугунок ухватом.
Манекен в костюме крестьянки XIX-XX , сделанном учениками школы находится в этом разделе и используется в других при необходимости.
На полках находится подлинная посуда XIX-XX веков коломенского производства: кувшин, крынка, горшок. Очень интересна корчага – дар школе старожила села Протопопово . На нижней полке - редкие в крестьянских домах кофемолка и кофейник. Внизу представлены промысловые изделия приокских сел: севальник, плетенный из соломы, лапти подлинные и изготовленные в школьном кружке. В «Сенях» на стене – коромысла, коса-грабли, веревка, , у стены – крышка кованого сундука, долбленые корытца, элементы бочонка, обруч для мельничного сита, фанерный саквояж. Все эти предметы быта подлинные.
Завершает экспозицию музея раздел «Книги «Думной» с представленными на полках антикварными изделиями. Здесь же полка с книгами, подаренными их авторами Боковым В, Васильевой Л., народным художником Абакумовым М., коломенскими журналистами, поэтами, художниками. Каждый год коллекция книг увеличивается.
Колорит крестьянского быта мы постарались создать с помощью расшитых полотенец и домотканых половиков. В центре «Думной» - круглый стол, окруженный стульями. Таким образом, оформление «Думной» решено как музейная экспозиция, удобная для проведения различных видов деятельности музея. Экспозиция нашего музея существует уже более 25 лет, она проверена временем, живет вместе со школой. Меняются поколения учеников, и каждое из них прибавляет «Думной» новые экспонаты, зная, что отслужившие вещи не всегда надо выбрасывать на свалку. В «Думной» они обретают свою вторую жизнь.

Деятельность историко-этнографического музей «Думная».
Деятельность «Думной» разнообразна по своим формам и содержанию. В её работе участвует весь коллектив школы.
Поисково-краеведческая деятельность музея – самая романтичная и заманчивая для мальчишек и девчонок, которые, переступая порог «Думной», хотят узнать больше о земле, на которой стоят их дом и школа.
Изучение истории края в период становления музея (конец 80-х-начало 90-х) привело к исследовательской работе по определению заповедной территории Девичьего поля. Ценно то, что в этой работе участвовали ученики нашей школы вместе со взрослыми, не только педагогами, но и родителями, краеведами города, сотрудниками местного краеведческого музея, археологами. Тогда, в начале 90-х годов все учащиеся и взрослые школы стали «девичьепольцами» - активными членами новой организации, которая создавалась стихийно , в год 610-летия Куликовской битвы. Новая организация, ИКЦ «Девичье поле», занялась исследованием и воссозданием истории. Обычаев своей земли. Большой победой общих усилий было составление карты-плана заповедных земель Девичьего поля, защиты этого плана в министерстве культуры РФ президентом общества О.А. Юриковой и вице-президентом, первым руководителем музея «Думная» Егасовой Н.А. Земли были официально объявлены заповедными, о чем свидетельствует паспорт историко-культурного центра (ИКЦ) «Девичье поле».
Позже, в 1999 году, на набережной Дмитрия Донского, недалеко от школы, был открыт еще один памятный знак – коломенцам, погибшим в необъявленных войнах и локальных конфликтах второй половины XX века. Ежегодно дети возлагают цветы в памятные дни календаря, испытывают особые чувства сопричастности к истории своей страны и своей малой родины.
В настоящее время «Думная» занимается широкой исследовательской, проектной деятельностью по изучению истории своего края, сбора нового краеведческого материала. Таким образом, поисковая работа поднимается на новый уровень.
Проектная деятельность прочно закрепилась в деятельности «Думной». В 2004 -2005 учебном году Совет «Думной» стал активным участником социального городского проекта «Имена коломенцев в названиях улиц», организуя и направляя работу по изучению истории названий и персоналий, давших названия улицам микрорайона Колычева. В этом учебном году ( 2015-2016) думцам снова пришлось обратиться к истории своего родного микрорайона, в год 75 –летия самого Колычево. Учащиеся вплотную занялись изучением истории школ микрорайона и историей развития транспорта.
В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне актив «Думной» стал активным участником исторического проекта «История семьи в истории страны» и учащиеся гордо прошли в строю Бессмертного полка по улицам нашего города.
Одна из важных линий исследований нашего музея относится к области экологии. Девичье поле было когда-то одним из красивейших мест коломенского края. С самого начала становления нашего музея была намечена экологическая программа. В результате работы «Думной» совместно с ИКЦ «Девичье поле» была создана школьная историко-экологическая тропа, целью работ на которой стало изучение влияния антропогенной нагрузки на природную среду уникальной территории. Эта тропа протяженность около 5 километров пролегает от Святого источника до Малого Колычево.
Спектр исследовательской деятельности «Думной» , через которую проходят все нити краеведческой работы школы, широк. Одной из важнейших задач, изначально провозглашаемых ее основателями, является просветительская деятельность. Через «думную» проходят внеурочные занятия школы: учащиеся 1,3, 4, 5,7 классов приходят в «Думную» тематические занятия и краеведческие уроки, такие как «Крестьянская изба», «Крестьянская одежда», «Посуда в крестьянской избе», «Мой край родной» , «Промыслы сельчан нашего края». Эти уроки ведут учителя начальной школы и учителя истории совместно с руководителем музея . Уроки и беседы, посвященные Куликовской битве, также проходят в «Думной». Этот учебный год был ознаменован знаменательной датой – 665-летием со дня рождения Д.И. Донского. Самые активные участники «Думной» поучаствовали в муниципальном проекте, посвященном 665-летию со дня рождения Д.И. Донского «Имя Дмитрия Донского в истории Коломны», были созданы книги своими руками о великом полководце. Кровно близка «Думной» тема жизни и деятельности Сергия Радонежского. Тематические классные часы, посвященные великому подвижнику, проводятся для всех возрастных категорий учащихся, а подборку материалов осуществляют члены Совета «Думной». В нашем городе традиционно проводятся Филаретовские чтения, активное участие в которых принимают активисты «Думной». В музее организуются мероприятия, посвященные митрополиту Филарету с использованием визуальных материалов.
На уроках краеведения используется материал из коллекционных шкафов, что вызывает огромный интерес к истории среди учащихся . На заседания кружков часто приглашаются интересные люди нашего города, члены военно-исторического центра «Коломенский кремль», мастера из городской школы ремесел, актеры этнографического театра «Пилигрим».
Особенно надо отметить занятия кружка для младших школьников «Мой край родной». Эти дети только учатся познавать свой край через беседы, чтение книг, просмотры фильмов, презентаций, экскурсии, которые для них проводят учащиеся другого кружка «Экскурсионное бюро». Они любят рисовать, изготавливать самые разнообразные муляжи по экспонатам «Думной».
С 1996 года в нашей школе ведутся факультативные занятия для учеников 10-11 классов по программе «Гид-переводчик», которые проводит учитель иностранного языка Лазоренко М.Е.. Таким образом, «Думная» для этих учеников становится лабораторией экскурсионного дела. Ребята знакомятся с историей экспонатов, делают экскурсионные этюды, изучают краеведение, историю архитектуры с акцентом на местном материале. В ходе занятий кружка «Мой край» , проводимых руководителем музея Балтухиной Е.И., учащиеся изучают достопримечательности Коломны, составляют тексты экскурсий и проводят свои первые экскурсии.
От «Думной» экскурсионные тропы пролегают по всем памятным местам Девичьего поля и Коломны в целом. Все экскурсии имеют варианты на английском языке. Многие мероприятия, связанные с фольклором, проводятся в «Думной», сама атмосфера которой располагает к такого рода программам: «Осенние посиделки», «Широкая масленица» и др. Еще недавно на весь город славился наш фольклорный ансамбль «Калина» , но с уходом из школы его руководителя Бушанова В.Ф. его сменил коллектив «Карагод» под руководством учителя музыки Чвановой Ю.А.
Гостями «Думной» в разное время были фольклорные ансамбли «Прялица», «Золотое сердце», ансамбль Ц «Девичье поле». В истории «Думной» было и проведение фольклорного фестиваля «Зазимки». Сейчас мы ежегодно отмечаем русские народные праздники, а самый полюбившийся – это «День поля». «Думная» нередко становится гостиной, где проходят встречи с интересными людьми. Здесь читали свои стихи боков В., Васильева Л., местные поэты Кирсанов А. и Кирсанов Е., коломенские барды Кузнецов Е. и Махин В. Неоднократно приходил к нам в гости «коломенский летописец», журналист-краевед Кузовкин А., автор книг о военной Коломне фронтовик Перфилов В., художники Абакумов М. и Федоров А.
Уже 16 лет ученики 9-10 классов осуществляют экскурсионную программу для детей летнего городского оздоровительного лагеря «Окские зори», базирующегося в нашей школе. Особенно волнуются наши экскурсоводы, когда проводят экскурсии по «Думной» 1 сентября для первоклассников; для них впервые звучит колокольчик Памяти в нашем музее.
Наш музей задуман был взрослыми для детей. Тем ценнее работа школьного музея, чем больше участвуют ученики школы в его деятельности. Имена тех ребят, которые вместе с основателями музея заложили основы направлений деятельности «Думной» написаны на стенах музея, а актив музея, выбираемый каждый год, определяет вместе с руководителем основные направления работы музея. В состав Совета «Думной» входит 6 человек 4-11 классов. Заседания Совета проводятся ежемесячно.
В 2015-2016 учебном году актив музея «Думная» успешно участвовал в краеведческих муниципальных соревнованиях. История Коломны, Коломенского Красного Кремля, его храмов и монастырей – очень сильная и загадочная. Недаром у Коломны есть второе название – «щит и меч Москвы». Почему-то именно в этом месте собирались русские военные рати, отсюда уходили в военные походы, и сюда возвращались с Победой. История Коломны, Коломенского Кремля интересна не только профессиональным историкам и краеведам , который совсем недавно участвовал в грандиозном проекте «Россия 10» и вошел в тройку лучших памятников архитектуры русского культурного наследия, но и нам, простым горожанам, патриотам совей малой Родины, которым небезразлично прошлое и настоящее Коломны. В нашей школе на базе историко-этнографического музея «Думная» сформировалась группа школьников , которые в течение всего учебного года успешно участвовали в цикле краеведческих викторин муниципального уровня. Участниками команды стали учащиеся 7 «А» и 7 «Б» классов: Антонов Даниил, Чапоргин Владислав, Федосов Михаил, Шаров Илья, Шапочкин Богдан. Конкуренцию мальчикам составили девочки из 7 «А» класса: Белоусова Дарья, Морозова Алина, Внукова Елизавета, Шелухина Валерия и Шокина Алина.
Первым этапом соревнований стало краеведческое ориентирование «Строительство Коломенского кремля», которое прошло 22 октября 2015 года. Перед решительным стартом для команд-участниц была проведена экскурсия по территории Коломенского кремля, организованная ДДЮТиЭ, а также консультация с Мазуровой Н.Б.- научным сотрудником Краеведческого музея г. Коломна, которая всю свою научную деятельность посвятила изучению «коломенской твердыни». В результате всех выполненных заданий ориентирования команда МБОУ СОШ №17 в составе Антонова Даниила, Чапоргина Владислава, Федосова Михаила и Шарова Ильи, заняла 2 место среди всех соревнующихся школ города. Всего в краеведческом ориентировании участвовали 18 школ и наши учащиеся показали прекрасный результат, уступив всего лишь 3 балла первому месту в итоговом протоколе. Наградой для 6 первых команд стала поездка в Зарайский Краеведческий музей, который после длительной реставрации и реконструкции был открыт для посетителей. Итогом поездки стала интереснейшая экскурсия по территории и башням Зарайского кремля.
Следующий этап краеведческих соревнований в городе стала краеведческая викторина «История Коломенского транспорта в Коломне» . На этом этапе командам предстояло выполнить домашнее задание в виде исследовательской работы по истории одного из крупных предприятий города, связанных с развитием транспорта. Шаров Илья предложил заняться изучением истории Коломенского тепловозостроительного завода. Итогом его деятельности стал исследовательский проект «История Коломенского завода». Выбор темы неслучаен, ведь многие родители учащихся работают на этом предприятии, а презентации и проекты на эту тематику планируется использовать в деятельности нашего школьного музея. Перед самой викториной традиционно прошла консультация для участников , на которую были приглашены сотрудники транспортных предприятий Коломны. Интересы школы на викторине «История городского транспорта Коломны» представляли Белоусова Дарья, Внукова Лиза, Шелухина Лера, Федосов Михаил, Морозова Алина и Шапочкин Богдан. Ребята заняли итоговое 4 место и вышли в финал краеведческой викторины. А в блиц-турнире этих соревнований наша команда заняла первое место и была награждена памятными подарками от Автоколонны 1417.
Для финала краеведческой викторины, который прошел уже в 2016 году, который был объявлен президентом РФ годом кино, была выбрана актуальная тема : «Коломна и кинематограф». Финалистам предстояло заняться изучением тех фильмов, которые были сняты в нашем городе. Известно, что по подсчетам краеведов и кинолюбителей в окрестностях Коломны и в самом городе было снято более 80 фильмов ( не только сами фильмы, но и эпизоды к ним) . Итоги викторины складывались из нескольких этапов: домашнее задание, в которое вошли исследовательская работа( Белоусова Дарья и Шелухина Лера подготовили проект по фильму, который был снят в Коломне и ее окрестностях по рассказу А.П. Чехова «Шведская спичка» известным советским комедиографом К.Юдиным в 1954 году «По следам Шведской спички») и творческая визитная карточка, представляющая команду перед участниками у жюри конкурса, но основной частью стали вопросы самой викторины. В результате команда МБОУ СОШ № 17 сохранила свое 4 место, оставив впереди себя команды школ № 8, № 12 и № 18. Позади остались команды школ №15 и № 20.
Главным подарком организаторов краеведческой викторины – ДДЮТиЭ Одиссея» для всех финалистов стала поездка на киностудию «Мосфильм», которая состоялась 19 марта 2016 и стала яркой завершающей точкой в истории краеведческих викторин в этом учебному году.
Задуманное в 1989 году дело, живет. Мы официально получили статус музея. Наш труд был высоко оценен Министерством образования Московской области в 2003 году, когда мы были награждены дипломом как победители смотра-конкурса школьных музеев в номинации « Краеведческий музей» . Признание ко многому обязывает.