Доклад на тему: «Как помочь ребёнку стать школьником»


Доклад на тему:
«Как помочь ребёнку стать школьником»
Подготовила учитель
высшей категории
Бухтоярова
Елена Алексеевна
Цель: создание единого воспитательного контекста семьи и школы.
Задачи:
а) знакомство родителей со школой, учителем и друг с другом;
б) обсуждение подходов в оказании помощи первоклассникам.
1. Учитель создает непринужденную, спокойную обстановку, предложив родителям сесть в круг, почувствовать свою причастность к группе, расслабиться (форма проведения – ресурсный круг – будет постоянной на всех родительских собраниях).
Учитель предлагает процедуру представления участников группы: «Я прошу вас представиться, назвать свое имя, отчество и фамилию, сказать чей вы родитель, а также рассказать о ваших впечатлениях от пребывания в школе ребенка и ваших ожиданиях в адрес школы».
Начинает представление учитель: «Меня зовут… Я учительница 1-А класса, это в моем опыте уже 3-й ( 4,5….) набор первоклассников. Как видите у меня есть опыт работы с детьми. Каждый класс индивидуален и неповторим. Вот и новый набор детей, новый класс мне очень симпатичен, так как пришли ребята очень интересные, любознательные, активные… Я бы очень хотела, чтобы каждый мой ученик рос хорошим человеком, был успешным в учебе, нашел себя в классе, чтобы был здоровым и благополучным школьником».
Далее учитель предлагает слово родителям (можно по кругу, моно по мере готовности: кто готов, тот и говорит). Важно никого не пропустить, выслушать каждого.
Учитель фиксирует впечатления и пожелания родителей и в завершение знакомства говорит о роли родительского коллектива в жизни детей-первоклассников, перечисляет, что могут сделать дети и родители совместно, организуя школьную жизнь.
2. Переход к программе работы школы.
Учитель рассказывает о нагрузке детей: акцентирует на том, что в основном внимание направлено на духовно-нравственное развитие детей, их здоровье и образованность.
Задачи, которые решает каждый класс – это:
- овладение знаниями, заложенными в учебные программы;
- овладения умениями самостоятельно приобретать знания (умение учиться);
- развитие навыков общения, эффективного сотрудничества с другими людьми;
- поддержание и развитие желания учиться и проводить полезную деятельность;
- освоение социокультурного опыта (духовно-нравственных ценностей).
Для того, чтобы родители не были пассивными слушателями, учитель время от времени обращается к их опыту, их отношению к инновации школы, их участию в оказании помощи школе, классу.
3. Создание единого социокультурного пространства.
Обобщение учителя осоциокультурном опыте, доступном первокласснику, который может быть вмещён в понятие «дом» («семья», «школа», «город»).
- Давайте вместе обсудим, как помочь ему стать учеником – таким образом учитель ставит проблему эмоционально благополучного климата в семейных отношениях. – Адаптация ребёнка к школе, к учёбе будет успешной, если в семье будет царить понимание задач, которые часто того не осознавая, решает ребёнок. Успешность держится на трёх китах: вере, надежде, любви.
- В семьях, где верят в возможности и успех ребёнка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. «Я в тебя верю»; «У тебя так хорошо получается помогать мне мыть посуду»; «Это какие же надо иметь умелые пальчики, чтобы сделать такую поделку» - вот слова с которыми можно обращаться к ребёнку.
- Надежда на успех ребёнка в школе. Никаких негативных установок в отношении ребёнка не допускать, типа: Вот пойдёшь в школу, там за тебя возьмутся». Примерные выражения, помогающие ребёнку надеяться на лучшее: «Не бойся. У тебя все получится, как надо»; «Я тоже не сразу научилась это делать хорошо»; «Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться как надо» и т.д.
- Любовь родителей ребёнок должен чувствовать постоянно, даже тогда, когда они в гневе. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть» и т.д. Особенно это важно, когда у ребёнка что-то не получается, возникли первые трудности. «Я с тобой, мой любимый сын. Вместе мы одолеем любую преграду» и т.д. Грубость, резкость, насилие по отношению к ребенку могут породить массу негативных последствий для него. Лучше этого не допускать.
В рамках процесса создания единого социокультурного пространства существует проблема – адаптация к школе и организация жизни ребёнка. Как помочь ребёнку стать учеником?
Поступление в школу коренным образом меняет положение ребёнка. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей.
Понаблюдайте, как будущие ученики идут в первый класс в первый раз. Некоторые их них крепко держат за руку взрослого, а некоторые демонстрируют свою самостоятельность. А встречаются ребята, которые долго не могут оторваться от родителей, с трудом становятся в ряды сверстников, чтобы следовать за учителем в класс. Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни.
«Потихоньку» приучать ребёнка к режиму или, скажем, выполнять за него часть его обязанностей в надежде, что он «попривыкнет к школе» и потом всё будет делать сам, - не лучший способ помощи. Именно на самых первых шагах важно чётко и однозначно показать ему, что входит в круг его новых, его собственных обязанностей.
Добиться их выполнения – это и значит организовать жизнь ребёнка так, как необходимо для его учебного труда.
Следующая проблема – обязательное выполнение правил, которым подчинено поведение первоклассников в школе. Это хорошо всем известные правила: не шуметь на уроке, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, если хочешь что-то спросить – подними руку и т.д. Выполняя правила, ученик выражает своё отношение к работе класса.
Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстрее овладеть этими правилами. Подчинение правилам требует от ребенка довольно развитого умения «саморегулироваться», быть самостоятельным.
В заключении можно сформулировать основные условия, которые необходимо соблюдать, помогая ребенку стать учеником:
- вера в ребенка;
- надежда на его успех;
- любовь к ребенку;
- организация его жизни, успешная адаптация к школе;
- умения выполнять правила;
- быть самостоятельным.