Проект Легенды древнего Дербента


Министерство образования и науки Республики Дагестан
Фестиваль исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет»

Гуманитарная секция
Выполнил: Амирханов Ганафи
ученик 3 класса МБОУ СОШ № 12
г. Дербент
Руководитель: Амирханова Гулез Гаджимурадовна,
учитель начальных классов МБОУСОШ №12
Дербент-2015
План
I .Введение ………………………………………………………………..
Актуальность
II.Основная часть
Легенда о сорока шахидах……………………………………………………
Легенда о белом падишахе ………………………………………………...…
Легенда о Тути-Бике …………………………………………………………..
III.Заключение …………………………………………………………..…
IV.Список использованной литературы и источников ………………….
V.Приложения ……………………………………………………………..
Слайд 1. Здравствуйте уважаемые участники конференции, меня зовут Амирханов Ганафи. Я ученик 3-го «М» класса средней школы № 12. Сегодня я представлю Вам информационный проект «Легенды древнего Дербента».
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Слайд 2. Тема моего проекта весьма актуальна, потому что исторические воззрения народа, с наибольшей яркостью отразившиеся в легендах, должны быть подвергнуты изучению. Надо понять, когда и при каких обстоятельствах создалась историческая концепция дагестанского эпоса. Ведь она отнюдь не случайна. Народ активно воспринимал события своего времени. Создание её диктовалось исторической необходимостью; она представляла собою живой отклик народа на судьбы своей родины.
Слайд 3. ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА НА БЕРЕГУ СЕДОГО КАСПИЯ
Я думаю, что нам, современникам, повезло родиться на земле, каждая пядь которой - история мировых цивилизаций.
В чем же уникальность этого удивительного уголка мира? Прежде всего, в том, что эта земля хранит множество тайн!
Особое место в научных исследованиях Дербента занимают уникальные легенды и сказания. Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку, они передавались из уст в уста и записывались.
Слайд 4. Существует множество легенд и преданий о древней земле Дербента. И я уверен, что ни одно традиционное событие в народных сказаниях, никогда и ни в одну эпоху, не были вымыслом. Каждый из таких рассказов имеет действительно историческую подоснову.
Много легенд и преданий сохранили дербентские улочки, здания… Здесь будто всё насквозь пропитано духом народного эпоса.
На уроке внеклассного чтения учительница, рассказывая о родном городе, прочитала нам несколько легенд, связанных с историей Дербента.
Меня очень заинтересовали эти легенды и я решил изучить, насколько они правдивы.
Слайд 5. Цель проекта: провести параллель между легендами и историей города. обогатить исторические знания о родном городе, собрать, проанализировать и представить информацию для широкой аудитории , и том числе моим ровесникам интересный материал для изучения истории родного города.
Задачи проекта:
Собрать фото и видео полевой исследовательский материал для проекта;
Изучить и проанализировать легенды, связанные с историей города Дербента.
Посетить памятные места города Дербента, связанные с его древними легендами.
Слайд 6. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
О, город мой, Дербент великий!
Тебя хочу в стихах воспеть.
Ты колыбель из трёх религий,
Объединившая святыни :
Храм, синагогу и мечеть.
Слайд 7. Легенда о сорока шахидах
Одна из главных достопримечательностей Дербента – древнее захоронение Кырхляр. Здесь находится одна из наиболее почитаемых мусульманских святынь Дербента - могилы сорока арабских воинов-шахидов, с которыми так же связана одна из дербентских легенд.
Они пришли в эти края, как миссионеры. Их тут не поняли, и они пали за веру в конце VII века. Трупы иноземных богатырей убирать не стали, а оставили на съедение животным и птицам. Однако в последующие дни все сорок тел ничуть не испортились на щедром дербентском солнце. А вот в городе тем временем начались эпидемии и неурядицы. Жители пошли к астрологам. Те им посоветовали принять ислам и с почестями захоронить сорок воинов.
Слайд 8. Легенда о белом падишахе
Другая легенда гласит, как белый падишах покорил Дербент. Смутное время было. Дербентцы испытывали великое притеснение от врагов. В один из дней по городу пополз слух, что с севера приближается огромное войско, во главе которого стоит повелитель русских великий падишах Петр. Он извещал, что идет не с войной, а с миром. Долго обсуждали старейшины - открывать ворота или нет. Но вот решение принято. И поскакал посол навстречу падишаху русских с известием, что город готов его принять как дорогого гостя. Выстроенные вдоль улиц нукеры едва удерживали ликующих горожан, рвущихся навстречу коню падишаха. Но едва конь его вступил в проем Кархлар-капы, как послышался страшный гул, и земля всколыхнулась.
Жители города в страхе пали ниц. Но смелый падишах Петр встал на стременах во весь свой богатырский рост и три раза ударил ногайкой по створке ворот. Землетрясение прекратилось.
Он громко крикнул: «Внемлите, жители благословенного Дербента! Сама природа хочет оказать мне торжественный прием, поколебав неприступные стены древнего города перед могуществом русского императора». Голос эхом прокатился по притихшим улицам и площадям.
Город покорился великому падишаху. Но самое главное, что Дагестан, а вместе с ним и древний Дербент обрели российскую судьбу. Эта кампания российского государя стала стартом военного проникновению русских на Южный Кавказ. Результатам похода стал временный отход Дербента, Баку и ряда провинций современных Ирана и Азербайджана к Российской Империи. Напомню, что император Петр I осуществил Персидский поход, также он известен как Каспийский, в 1722-1723 годах в юго-восточное Закавказье и Дагестан, где уже долгие века хозяйствовала Персия
Слайд 9. То, что Петр Первый (или, как его называли на Кавказе, Белый Падишах) в 1722 году побывал в Дербенте, – это не легенда, а исторический факт.. По сей день в петербургской Кунсткамере хранится парик, сделанный из волос царя: он приказал состричь их во время похода на Дербент из-за нестерпимой жары. Дербентцы вручили Петру ключи от города и пригласили остановиться в богатом доме в городе, но он предпочел жить на берегу – в домике-землянке, который построили ему солдаты и остатки которого можно увидеть в Дербенте до сих пор.
Слайд 10. Ансамбль уникальных историко-культурных объектов древнего города Дербент пополнился очередным памятником исключительной важности – накануне празднования 2-х тысячного юбилея 23 июля 2015 года в старейшем городе России Дербенте после масштабной реставрации открылся музейный комплекс "Домик Петра I", воссозданный на месте стоянки, в которой останавливался российский государь во время Персидского похода 1722 года.
Слайд 11. Легенда о Тути-Бике
Тути-Бике – мудрая легендарная правительница Дербента второй половины XVIII в. В народе бытует легенда: якобы правитель Кубы и Дербента второй половины Фет-Али-хан устроил состязание стрелков. В состязании участвовали достойнейшие джигиты Дербента и окрестных мест.
Победитель оказался претендент в маске. Когда он снял маску, то все ахнули от удивления: перед ними стояла прекрасная девушка, оказавшаяся сестрой кайтагскогоуцмия Эмир-Гамзы – Тути-Бике.
Тути-Бике понравилась правителю города Фет-Али-хану. Он женился на ней и сделал правительницей города.
По договоренности, выдав сестру за Фет-Али-хана, уцмий должен был стать мужем его сестры. Однако Фет-Али-хан, женившись сам, передумал выдать свою сестру за Эмир-Гамзу, что послужило причиной долгой вражды между ними.
Несколько раз, пользуясь отсутствием в городе Фет-Али-хана, Эмиль-Гамза нападал на Дербент, но каждый раз Тути-Бике удавалось отражать атаки брата.
В 1774 г. уцмий с войсками подошел к Дербенту и объявил войну Фет-Али-хану. Девять месяцев длилась осада. В городе закончились запасы продовольствия, начались болезни и голод. Эмир-Гамза, известив сестру о ложной смерти Фет-Али-хана, потребовал сдачи города.
Однако она отвергла предложение брата и, переодевшись в мужскую одежду, возглавила оборону города. Она своей неустрашимостью вселяла уверенность в защитников. Во многом благодаря ее мужеству и умелому руководству город и на этот раз выстоял.
О ее храбрости и решительности свидетельствует тот факт, что в момент осады города она не прервала молитвы и по ее завершении, выйдя во двор Джума-мечети, куда ворвался вражеский отряд, не растерявшись, ударом кинжала убила их предводителя. Изумленные мужеством женщины, враги разбежались.
Слайд 12. Тути-Бике умерла в 1787 г. и похоронена на кладбище «Кырхляр». В ее честь Фет-Али-хан воздвиг мавзолей, в котором также похоронены его сыновья и невестка.
Слайд 13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дербент, один из древнейших городов мира, был своеобразной границей между Европой и Азией, в котором мирно уживались христиане, мусульмане и иудеи. За многие века в нем не раз менялся этнический состав населения, и многие легенды и сказания были забыты, но некоторые все же дошли до наших дней.
Что есть легенда и как к ней относиться — над этим вопросом размышляли многие исследователи — историки, этнографы и даже философы.
Я попытался посмотреть на легенды как на древнюю историю, — пусть и приукрашенную, но имеющую правдивое основание. Это и поможет нам убедиться, что их герои — реально существовавшие люди разных эпох, совершавшие подвиги и запечатлённые в исторических документах — в летописях и воспоминаниях современников.
Легенда есть живая традиция.
В ходе работы над проектом я решил узнать, насколько учащиеся нашей школы осведомлены в этом вопросе.
Слайд 14. Я провёл анкетирование среди учащихся 3-х классов (25 учеников) и учащимися 7-а класса (25 чел.), которые уже изучают историю города по курсу «Дербентоведение». Всем участникам анкетирования надо было ответить на 3 вопроса:
1. Что такое легенда?
2. Знаешь ли ты легенды о Дербенте?
3. Как ты думаешь, связаны ли легенды о Дербенте с историей города?
Слайд 15. Результаты анкетирования отражены в таблице и на диаграмме.
вопрос 1 вопрос 2 вопрос 3
знают не знают да нет да нет не знаю
3кл 15 10 3 22 - - 3
7кл 18 7 23 2 10 - 15
\s
17 человек из 50 опрощенных вообще не знают , что такое легенда. 26 учеников не знают легенды о Дербенте.Среди моих сверстников только трое знают некоторые легенды о Дербенте.. А из 23 уч-ся 7-х классов, которые знают легенды о Дербенте, лишь 10 человек знают историческую подоплёку некоторых легенд .На 3-й вопрос все мои одноклассники затруднились ответить . Поэтому, я думаю моя работа поможет моим сверстникам через интересные легенды изучить историю родного Дербента.
Благодарю за внимание!
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Краткая энциклопедия города Дербента. Автор: Гусейнов Г.-Б. Я. Издательство: Юпитер.2005.
Легенды, тайны и сокровища Дербента / Статьи...SmartNews собрал легенды самого древнего...smartnews.ru›Регионы›СеверныйКавказ›Земля воинов и героевdagpravda.ru›Общество›ДербентФильм "Легенды древнего Дербента" www.youtube.com Пожаловаться
22 сентября 2015
Фильм "Легенды древнегоДербента" реж. Леонид Рыжков.
Легенды древнего Дербента www.youtube.com Пожаловаться
10 ноября 2015
Легенды древнего дербента - youtube.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Легенда об Ануширване и обманутой невесте
Ученые говорят, что первое поселение возникло здесь в эпоху ранней бронзы – 5000 лет назад, Дербент как город существует на этой территории на протяжении последних двух тысячелетий, строительство же крепости началось в VI веке по велению персидского царя Хосрова I Ануширвана.
По легенде, он задумал построить стену для защиты своих владений от набегов хазар. Чтобы без помех осуществить свой замысел, Хосров предложил хазарскому кагану заключить мир, для чего просил отдать ему в жены дочь. Обрадованный каган, перед которым такое родство открывало путь на персидский престол, поспешно отправил хазарскую принцессу ко двору Хосрова, где ее и встретили с необыкновенной пышностью. Но Хосров не сделал ее своей женой, а начал поспешно возводить стену. И построил ее, после чего возвратил принцессу отцу. Разгневанный каган попытался отомстить коварному Хосрову, но натолкнулся на мощную стену и был вынужден смириться.
Легенда о царе Джум-Джуме
В верхней части Дербента, недалеко от южной крепостной стены, расположено небольшое кладбище Джум-Джум. Всего десять могил. По легенде, здесь захоронено семейство одного из древних правителей этих земель – царя Джум-Джума.
Местная легенда рассказывает, что, когда в этот край пришел любимец Аллаха пророк Исса, он увидел валяющийся в придорожной пыли человеческий череп. У пророка появилось желание узнать о владельце этого черепа, и он, сотворив молитву, попросил Всевышнего оживить его владельца и дать возможность поговорить с ним. Аллах услышал молитву своего пророка и оживил того, кому когда-то принадлежал череп.
Из разговора с ним Исса узнал, что зовут его Джум-Джуме и он когда-то был царем этой богатой земли. В свою очередь Джум-Джуме, узнав, что перед ним пророк Аллаха Исса, выразил желание принять его веру и вновь умереть. На уговоры Иссы жить и радоваться на земле Джум-Джуме ответил, что надо быть глупцом, чтобы променять вечное блаженство божьего царства на земную суету.
Легенда завершается словами: «Дербентцы, узнав об этом, с великими почестями похоронили Джум-Джуме. И стал он их заступником у трона Аллаха. И каждый, кто с чистым сердцем и светлыми помыслами приходит к его святой могиле, всегда получает радость исполнения своих желаний».
Легенда об Александре Македонском
В легендах Дербента - мудрость всего народа.
Как свидетельствуют древние рукописи, примерно в 330 году до нашей эры Александр Македонский осаждал древние стены Дербента. Тогда они были построены из саманного кирпича. Старейшины, убедившись в грозной силе Македонского, решили выйти ему навстречу для переговоров.
Дербентцы вручили Македонскому кинжал, ковер и книгу. Великий воин решил, что кинжал означает угрозу, книга является предсмертной молитвой завоевателя, а ковер - то, во что после смерти заворачивали царских особ. Но дербентцы, когда их повели к Македонскому, объяснили смысл подарков по-своему. «Кинжал, - сказали они, - мы не дарим врагу - это было бы неблагоразумно, оружие дарят только другу, от которого нет угрозы и опасности. Ковер - приглашение к мудрой беседе за чашкой чая. А книга - мудрость и молитва нашего народа». Александру понравились объяснения.
Он приказал расстелить ковер, принести чай, фрукты и пригласил дербентцев к беседе. Первое, о чем он спросил аксакалов, что больше всего ценят дербентцы. Ответом было – дружбу. – А что еще больше? – Любовь, – последовал ответ. – А есть ли что-то более ценное? – Родители и Бог. – А есть ли Бог? – Если вы верите в Бога - ЕСТЬ, а если не верите - НЕТ.
Македонский удивился мудрости дербентских старцев и вновь обратился к ним с вопросом: – Что такое мудрость? – Это умение задавать правильные вопросы и учиться даже у врагов. И этот ответ понравился завоевателю. Он задал последний вопрос: – В чем смысл общения с ним? – В стремлении превратить врага в друга, – ответили дербентцы. – Вам это удалось, – сказал великий воин, одарил горожан дарами и вскоре покинул город. В этом великая мудрость дербентцев - уметь убеждать не силой оружия, а силой слова.
Легенда об отравленном источнике
Конечно, не избежала упоминаний о себе в легендах Дербента и неприступная цитадель Нарын-Кала: однажды арабы - захватчики пошли на хитрость. Захватили пастуха и заставили его показать родник, который питал крепость. А потом отравили воду в подземных цистернах кровью овец и содержимым их желудков. Начались отравления, и защитники крепости вынуждены были ее сдать.
Легенда о ханских банях
Ещё есть легенда, что дербентские ханские бани отапливались одной свечкой. Легенда возникла не на пустом месте, так как бани, в основном, строили в местах выхода природного газа. Сам выход оформляли в виде каменной свечки. Рядом с баней находилась топка, уровень которой был ниже уровня самой бани. В чанах топки нагревалась вода, которая подавалась по керамическим трубам под каменный пол бани. Освещались бани естественным образом через отверстия в куполах. Правила поведения в банях были суровыми, когда мылись женщины, если мужчина поворачивался в сторону бани, ему выкалывали глаз. Если же женщина смотрела в сторону бани, когда мылись мужчины, ей выкалывали оба.
Или же виновных бросали в зиндан – каменную тюрьму. Это была дорога в один конец. Узников не кормили и не поили.
Легенды и предания многое рассказывают об ужасах этого мрачного сооружения, прозванного в народе Гедянгяльмяз (вошедший — не вернется).
Легенда о глазах во дворе Джума-мечети
Многие здешние тайны еще не разгаданы.
С площадью перед Джума-мечетью связана одна легенда. Когда в середине XVIII века иранский шах Надир захватил Дербент, местные жители подняли восстание. Войскам нового правителя удалось его подавить. После этого шах приказал собрать всех жителей города на этой площади и вырвать по одному глазу. Тем, кто скрылся, вырывали оба. Получилось семь батманов человеческих глаз, в переводе на нашу меру — 56 килограммов. Это, конечно, легенда, но, наверное, какая-то правда в ней есть. Говорят, под этим белым столбиком все глаза и закопали. Его называют «одноглазый» памятник.
Легенда о кувшине с золотом во дворе Джума-мечети
Есть ещё одна легенда, связанная с Джума-мечетью. Крыша мечети покоится на 40 колоннах. На 39 из них была надпись: «Не у меня, у другого», а на последней — «Не у меня, не знаю, у кого». По легенде, где-то под землей строители спрятали кувшин с золотом на тот случай, если мечеть разрушат и ее придется возводить заново.
Легенда о дербентском правителе Ибрагим-хане
в конце XIV века, сравняв с землей непокорные города в Персии и на Южном Кавказе, армия Тамерлана со стенобитными орудиями и таранами приближалась к Дербенту. Дербентский хан Ибрагим понимал, что его небольшое войско и даже великие крепостные стены не смогут остановить грозного завоевателя. Ставка полководца находилась уже в городе Шемахи, на севере современного Азербайджана. Из отрубленных голов тех, кто оказывал сопротивление, Тамерлан строил пирамиды. Такая перспектива никак не устраивала Ибрагим-хана. И он выдвинулся навстречу войску, но не с оружием, а с подарками. Ибрагим-хан узнал, что по монгольской традиции подарки принято дарить в количестве девяти штук. Он вез Тамерлану девять лучших скакунов, девять самых красивых наложниц, девять драгоценных украшений. В числе подарков были и рабы – самые преданные. Но их оказалось восемь. Тамерлан возмутился: «Где девятый раб?» «Девятый раб – это я», – ответил правитель Дербента. Полководец был изумлен таким оригинальным выражением покорности и сменил гнев на милость. Он выполнил просьбу Ибрагим-хана – не отдал город на разграбление. А Ибрагим-хана не повесил, а повысил, сделав правителем всего Ширвана (средневековое государство на территории современного Азербайджана).
Легенда не является чистым вымыслом, а подтверждается историческими фактами. Тамерлан преследовал армию Тохтамыша, и ему нужен был беспрепятственный проход. Ибрагим-хан открыл ему Железные ворота – так называли Дербентскую крепость в старину, поскольку она перекрывала узкий проход между горами и морем. Тем самым Ибрагим-хан оказал неоценимую услугу Тамерлану. Полководец взял нового правителя Ширвана с собой в поход. Империя из завоеванных Тамерланом земель быстро распалась. А династия Ибрагим-хана правила Ширваном еще 150 лет
Легенда о «Позорных воротах»
С нашествием монголов связана еще одна легенда. Монгольский отряд под командованием полководцев Джэбэ и Субэдэея подошел к Дербенту в 1222 году. Взять Дербент штурмом было невозможно, монголы решили пойти на хитрость – они обратились к ширваншаху (правителю Дербента) с предложением заключить мир и послать для этого десять человек из представителей местной знати. Ширваншах согласился с этим и послал знатных людей в монгольский лагерь. Одного из них монголы убили, а другим сказали: «Если вы покажете нам путь через Дербент, мы вас пощадим, в противном случае мы вас тоже убьем». Послы из страха за свою жизнь указали путь, и монголы через Ширванское ущелье прошли на Северный Кавказ. Однако захватить сам город монголы смогли только в 1239 году.
Интересно и то, что западные ворота крепости Нарын-Кала (Горные ворота) в народе называли еще «Воротами позора», так как правители города в минуту опасности уходили через эти ворота, оставляя защитников одних против врага. Говорят, якобы, через него убегал правитель с гаремом, когда защищаться не хватало мужества.