Рабочая программа развивающих занятий в сенсорной комнате для учащихся 5 классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Репьевского муниципального районаВоронежской области
«Репьевская школа»
Утверждено
Приказом № 162
от «14» сентября 2016 года
__________________директор
МБОУ «Репьевская школа»
С.А.Ельчанинова
Рабочая программаразвивающих занятий в сенсорной комнате
для учащихся 5 классов
«Я пятиклассник»
Программа разработана на основе элементов программы тренинговых занятий по повышению уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения г.Томск.
Педагог-психолог
МБОУ «Репьевская школа»
_____________Е.А.Поповас.Репьевка2016 год
Паспорт программы
Наименование
Программы Рабочая программа развивающих занятий в сенсорной комнате
«Я пятиклассник»
Целевая группа Для учащихся 5 классов, имеющих различные хронические заболевания, в том числе дети с ОВЗ; школьников, испытывающих трудности в адаптации на второй ступени обучения
Цель Программы Обеспечение психологической комфортности пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения в условиях сенсорной комнаты.
Задачи Программы Повышение компетентности в сфере общения, совершенствование коммуникативных навыков
Осознание своих ощущений и переживаемых чувств
Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения
Развитие и совершенствование способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции
Формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Развитие навыков уверенного поведения
Познание своих сильных и слабых сторон
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения
Ожидаемые конечные результаты - повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников;
- снижение уровня школьной тревожности пятиклассников;
- повышение уровня их коммуникативных навыков;
- повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся;
- повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.
Сроки реализации Программы 2016 -2017 учебный год
1 раз в неделю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. В современной школе, как у учеников, так и у педагогов отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся, в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения.
Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.
К сожалению, в силу ряда объективных обстоятельств (участие классных руководителей в начале учебного года в обязательных организационных мероприятиях, составление различного вида планов, отчетов, заполнение текущей документации и т.д.) и при недостаточном знании индивидуально-личностных особенностей пятиклассников, дети остаются без должной психолого-педагогической поддержки.
Зачастую родители не принимают во внимание сочетание физиологических изменений (более раннее начало пубертатного периода) и психологических факторов, влияющих на ребенка в новой социальной ситуации. Кроме того, у родителей не всегда сформировано понимание важности этого периода в жизни младшего подростка для успешного обучения и социализации.
Следовательно, работа психолога по созданию психологической комфортности в период адаптации пятиклассников должна начинаться с первых недель обучения.
Данная программа предназначена для организации совместной работы психолога, классного руководителя и учителей-предметников на начальном этапе обучения в пятом классе. Она состоит из диагностического и информационно–практического блоков и рассчитана на 35 часов. Каждое занятие рассчитано на 35 минут.
В данной работе представлены разработки занятий с элементами тренинга, которые рекомендуется проводить в первые недели обучения
Данная программа ставит целью обучение подростков использованию социально приемлемых способов снятия внутреннего напряжения, конструктивным способам взаимодействия с окружающими.
Также занятия в сенсорной комнате способствуют сохранению и укреплению психофизического и эмоционального здоровья обучающихся посредством создания специальной мультисенсорной среды.
Специальное оборудование в сенсорной комнате позволяет решить следующие задачи:
- нормализация психоэмоционального состояния учащегося, предупреждение аффектов и депрессий, чрезмерной тревожности, агрессивности;
- предупреждает возникновение девиантных форм поведения;
- снятие чувства усталости и восстановление работоспособности;
- развитие когнитивных процессов;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие креативности и др.
Как правило, на одном занятии может присутствовать от 1 до 8 человек. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития личности. Длительность занятий также определяется индивидуально и зависит от проблем и индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
Занятия в сенсорной комнате противопоказаны лицам с аллергией, соматическими, инфекционными и психоневрологическими заболеваниями.
Примерная структура занятия в сенсорной комнате:
Вводная часть – ритуал приветствия, входная диагностика, разминка (обучение навыкам глубокого дыхания, стимулирующим упражнениям);
Основная часть – игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты (обучение приемам релаксации и саморегуляции, развитие навыков партнерского взаимодействия, мышления, моторной памяти, внимания, зрительного восприятия и пр.);
Завершающая часть – подведение итогов (рефлексия), ритуал прощания.
Не рекомендуется использовать в сенсорной комнате большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание включаемого оборудования, направленного на развитие и коррекцию ощущений различной модальности. Например, занятие с интерактивной воздушно-пузырьковой трубкой может сопровождаться спокойной мелодией, в это время другие приборы включаться не должны, поскольку каждый из них, в зависимости от сюжета занятия, требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.
Целевая группа:
- учащиеся 5 классов МБОУ «Репьевская школа», имеющих различные хронические заболевания, в том числе дети с ОВЗ; испытывающих трудности в адаптации на второй ступени обучения.
Ожидаемый результат:
Данная программа создаст у ребенка чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать, снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучить работоспособность.
Общее психофизиологическое развитие. развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных;
интеллектуальных и речевых функций;
активизация мышления;
повышение иммунитета;
улучшение соматического здоровья;
коррекция эмоционального состояния;
активизация деятельности;
нормализация сна
Эмоциональное развитие. обогащение эмоционального опыта;
преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;
стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;
формирование эмоционально спокойного состояния; способствующее снятию негативных эмоций и состояний;
формирование коммуникативных навыков у детей;
коррекция девиантного поведения
Речевое развитие. активизация словаря;
накопление языковых представлений;
формирование диалогической речи;
формирование элементов словесного планирования;
формирование монологической речи;
формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;
развитие выразительности речи
Социальное развитие. формирование личностной ориентации;
формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;
проекция общественных взаимодействий;
развитие социальных норм поведения;
ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;
формирование организационных умений;
развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;
осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;
освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;
развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;
формирование и развитие творческих способностей;
формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;
формирование правильного поведения в коллективе
Тематическое планирование
№ Оборудование Тема занятия Цели и задачи Содержание Кол-во часов
1 Диагностический материал Диагностика Выявление уровня мотивации, адаптации, тревожности учащихся. Опрос, тестирование, анкетирование, наблюдение 2
3 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Познакомимся поближе Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
развитие навыков саморегуляции Разминка «Поздоровайся»
Упражнение «Молекулы»
Упражнение «Верблюд»
Упражнение «Надпись на футболке»
Упражнение «Паровозик»
Релаксация «На полянке»
Подведение итогов (участники группы, сидя в круге характеризуют свое настроение, обмениваются впечатлениями о занятии, о том, что понравилось, что нет)
Ритуал прощания «Круг любви» 1
4 Мое имя Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
развитие навыков саморегуляции Разминка «Я рад общаться с тобой»
Упражнение «Снежный ком»
Упражнение «Мое имя» (в кругу)
Упражнение «Рисуем имя»
Беседа «Что означают наши имена»
Упражнение «Муравьиная тропа»
Упражнение «Постройте букву»
Релаксация «Воздушные шарики»
Подведение итогов
Ритуал прощания«Круг любви» 1
5 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Кто я? Какой я? Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, сформировать положительное отношение к себе, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Развитие способности принимать друг друга
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
развитие навыков саморегуляции Разминка «Я рад общаться с тобой»
Упражнение «Коленочки»
Упражнение «Мой цветок волшебства»
Упражнение «Кто я?»
Упражнение «Горячий стул»
Игра «Ассоциации»
Методика «Самооценка»
Релаксация «На полянке»
Подведение итогов
Ритуал прощания«Круг любви» 1
6 Мои сильные и слабые стороны 1 Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие доверительных отношений в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
развитие навыков саморегуляции Разминка «Я рад общаться с тобой»
Упражнение «Восковая палочка»
Упражнение «Что моя вещь знает обо мне»
Беседа «Достойный человек не тот у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства» (В. О. Ключевский)
Методика «Волшебное психологическое зеркало»
Релаксация «Воздушные шарики»
Подведение итогов
Ритуал прощания«Круг любви» 1
7 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Мои сильные и слабые стороны 2 Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Формирование и развитие доверительных отношений в группе
Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции Разминка «Я рад общаться с тобой»
Упражнение «Доверительное падение»
Упражнение «Что моя вещь знает обо мне»
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Упражнение «Закончи предложение»
Релаксация «Воздушные шарики»
Подведение итогов
Ритуал прощания«Круг любви» 1
8 Вредные привычки Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Формирование у учащихся представлений о вредных привычках
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «Имя в движении»
Упражнение «Кто присел?» (на колени с закрытыми глазами)
Упражнение «Вредные привычки» (обсуждение, коллаж)
Упражнение «Я- это Я»
Релаксация «Синее озеро»
Подведение итогов
Ритуал прощания«Круг любви» 1
9 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Я и мое здоровье Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Формирование мотивации к сохранению здоровья, осознание вреда факторов, разрушающих здоровье
Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «Имя в движении»
Беседа «Будь здоров!»
Упражнение «Закончи предложение: «Быть здоровым для меня это означает…»
Упражнение «Что я знаю и чего не знаю»
Игра «На мое здоровье влияют…»(мяч)
Упражнение «Карта здоровья»
Релаксация «Порхание бабочки»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Круг любви» 1
10 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Пойми меня Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого, способов выразительного поведения (мимики, пантомимики)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «Имя в движении»
Упражнение «Волшебный мяч»
Упражнение «Делай как я»
Упражнение «Найди пару»
Совместный рисунок
Релаксация «Порхание бабочки»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Ладошка» 1
11 Я многое могу Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя и других, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Развитие тактильного контакта, взаимопонимания
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально – психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «Имя в движении»
Упражнение «Волшебный мяч»
Упражнение «Гадкий утенок»
Упражнение «Скульптор»
Упражнение «Скалолаз»
Упражнение «Танец победителей»
Релаксация «Порхание бабочки»
Подведение итогов
Ритуал прощания«Ладошка» 1
12 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Рука помощи Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого, сопереживания
Формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы
Формирование и развитие доверительных отношений в группе
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «… имя»
Упражнение «Нас объединяет»
Упражнение «Путаница»
Упражнение «Переправа»
Упражнение «Найди нужные слова утешения» (проблемная ситуация)
Релаксация «Облака»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Водопад любви» 1
13 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Я среди людей Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Развитие тактильного контакта, взаимопонимания
повышение сплоченности группы
Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения , снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «Ласковое имя»
Упражнение «Молекулы»
Тест «Приятно ли со мной общаться»
Упражнение «Групповой танец»
Релаксация «Радуга»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Слово на прощание» 1
14 Мои поступки 1 Создание положительного эмоционального настроя в группе
Развитие тактильного контакта
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности; осознание различных способов взаимодействия
Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Формирование конструктивных способов взаимодействия, осознание и проигрывание моделей уверенного, неуверенного, грубого поведения
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «Части тела»
Упражнение «Встреча на мосту»
Упражнение «Зубы и мясо»
Обсуждение «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение»
Упражнение «Как я ориентируюсь в разных ситуациях» (проблемные ситуации)
Игра «Вопрос-ответ»
Релаксация «Облака»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Слово на прощание» 1
15 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Мои поступки 2 Создание положительного эмоционального настроя в группе
Развитие тактильного контакта, взаимопонимания
Формирование и развитие доверительных отношений в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Формирование конструктивных способов взаимодействия, осознание и проигрывание моделей уверенного, неуверенного, грубого поведения
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Развитие умения взаимодействовать в паре
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции Разминка «Части тела»
Упражнение «Восковая палочка»
Проблемная ситуация «Вызов к директору» (демонстрация уверенного, неуверенного, грубого поведения)
Упражнение «Дуэт»
Упражнение «Аукцион»(проблемные ситуации)
Упражнение «Слепец и поводырь»
Релаксация «Радуга»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Ладошки» 1
16 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Почему люди ссорятся Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Развитие тактильного контакта
Определить особенности поведения в конфликте
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «Части тела»
Упражнение «Тропинка»
Упражнение «Дерево ссор» (запись причин; коллаж)
Упражнение «Отдай предмет»
Упражнение «Толкалки без слов»
Релаксация «Красивая поляна»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Ладошки» 1
17 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Конфликтны ли вы? Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Дать возможность учащимся проанализировать эмоции и чувства, возникающие в конфликтной ситуации
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Определение степени собственной конфликтности
Развитие эмоционального принятия себя
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест)
Упражнение «Выйти по числу пальцев»
Упражнение «Настойчивость - сопротивление»
Методика «Конфликтный ли вы человек?» Упражнение «Постройтесь по…» (росту, по цвету волос, дням рождения (январь…))
Релаксация «Красивая поляна»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Жест» 1
18 Способы выхода из конфликтной ситуации Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Определить особенности поведения в конфликте
Познакомить со способами выхода из конфликтной ситуации
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест)
Упражнение «Да и нет». Обсуждение. Проблемная ситуация «В классе»(новый ученик занял парту). Проигрывание.
Упражнение «Способы выхода из конфликтной ситуации»
Упражнение «Постройтесь по…» (росту, по цвету волос, дням рождения (январь…))
Релаксация «Красивая поляна»
Подведение итогов
Ритуал прощания«Ладошки» 1
19 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Предотвращение конфликтов Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы)
Отработка навыка предотвращения конфликтов, поведения в конфликтной ситуации
Формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «Представление о себе в преложении»
Упражнение «Разведчики»
Отработка навыка предотвращения конфликтов. Проблемные ситуации.
(тебя публично обвинили в том, чего ты не делал; учитель поставил несправедливо заниженную отметку; одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять)
Упражнение «Петухи»
Релаксация «На озере»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Жест» 1
20 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Неконфликтная личность Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Развитие тактильного контакта, взаимопонимания
Отработка навыка поведения в конфликтной ситуации
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей и соотнести с качествами «неконфликтной личности» (т. е. личности, способной к эффективному взаимодействию), раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест)
Упражнение «Парные толкалки»
Упражнение «Армреслинг» Упражнение «Сила власти»
Упражнение «Неконфликтная личность» Релаксация «На озере» Подведение итогов
Ритуал прощания «Ладошки» 1
21 Умение слушать Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и окружающими, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест)
Упражнение «Пойми меня»
Тест «Умеете ли вы слушать?»
Беседа «Что мешает слушать других
людей»
Игра «Испорченный телефон»
Релаксация «На реке» Подведение итогов
Ритуал прощания «Слово на прощание» 1
22 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Умей договориться Создание положительного эмоционального настроя в группе
Помочь детям понять, как влияют на эффективность коллективной работы модели поведения, продемонстрированные каждым ее участником. Показ ребенку примера эффективного поведения во время коллективной деятельности. Формирование коммуникативных навыков (развитие умения слушать другого, работать вместе над поставленной задачей). Развитие умения работать в паре, группой.
Расширение представлений учащихся о себе, формирование навыков рефлексии, развитие умения оценивать себя, свое поведение
Формирование, укрепление уверенности в собственных силах, используя визуальные образы.
Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения.
Разминка "Здравствуйте" с разными оттенками интонаций
Упражнение «Паутина» Коллективная аппликация
Упражнение «Список»
Упражнение «Близнецы»
Релаксация «На озере» Подведение итогов
Ритуал прощания «Жест» 1
23 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Нужна ли агрессия Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Формирование собственного представления и отношения к агрессии
Определить особенности агрессивного поведения
Способствовать самораскрытию, осознанию свих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «Улыбка»
Упражнение «Кричалки, шепталки, молчалки»
Беседа «Агрессия. Понятия сердитость, злость, гнев. Нужна ли агрессия?» Притча о змее.
Упражнение «Агрессивное существо»
Упражнение «Переманивания»
Релаксация «На реке» Подведение итогов
Ритуал прощания «Жест» 1
24 Когда я зол Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Формирование конструктивных способов взаимодействия
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «Здравствуйте» (с разной интонацией)
Упражнение «Койот и кролик»
Упражнение «Как я зол»
Проблемные ситуации (взяли без спроса плеер и сломали; обвинили в том, чего ты не делал, и накричали напрасно)
Упражнение «Продолжи предложение «Когда я зол…»
Упражнение «Рецепт агрессивности»
Релаксация «На реке»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Жест» 1
25 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Что делать со злостью и агрессией Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Формирование конструктивных способов взаимодействия
Выработка приемлемого способа разрядки гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка « От улыбки станет всем светлей» (жест)
Упражнение «Бабочка-ледышка»
Упражнение «Лист гнева»
Беседа «Способы снятия агрессии»
Упражнение «Договор о поведении»
Упражнение «Спустить пар»(дети говорят друг другу, что им мешает или на что он сердится)
Упражнение «Стеклянная стена» (сдвинуть с места)
Релаксация «На реке»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Жест» 1
26 Освободись от негативных чувств 1 Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест)
Упражнение «Выйти по числу пальцев»
Упражнение «Самый маленький шарик» (кто сомнет лист бумаги в самый маленький шарик)
Упражнение «Мусорное ведро»
Упражнение «Бумажный дождь»
Упражнение «Постройтесь по…» (росту, по цвету волос, дням рождения (январь…))
Релаксация «На озере» Подведение итогов
Ритуал прощания «Ладошки» 1
27 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Освободись от негативных чувств 2 Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Выработка приемлемого способа разрядки гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций
Способствовать самораскрытию, осознанию свих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка « От улыбки станет всем светлей» (жест)
Упражнение «Постройте букву»
Упражнение «Шла Саша по шоссе»
Упражнение «Обзывалки»
Упражнение «Муравьиная тропа»
Релаксация «На реке» Подведение итогов
Ритуал прощания «Жест» 1
28 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Обиды Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
обучение конструктивным способам избавления от обиды
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест)
Упражнение «Магнит»
Упражнение «Продолжи предложение» («Я обижаюсь, когда»)
Упражнение «Обидься…»(уверенно, неуверенно, грубо, трусливо)
Упражнение «Рисуем обиду»
Упражнение «Как перестать обижаться»
Релаксация «На озере»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Жест» 1
29 Критика Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Отработка навыков правильного реагирования на критику
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции Разминка « От улыбки станет всем светлей» (жест)
Упражнение «Постройте цифру»
Упражнение «Что звучит обидно?» (игра с мячом). Обсуждение. Упражнение на «Я - сообщение»
Упражнение «Корзина цветов»
Релаксация «Красивая поляна»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Жест» 1
30 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Как справиться с плохим настроением Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния
Развитие способности осознавать свое состояние и находить слова для его обозначения
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест)
Упражнение «Построй фигуру»
Упражнение «Мое настроение»
Упражнение «Покажи эмоцию»
Беседа «Как справиться с плохим настроением»
Упражнение «Я как природное явление»
Релаксация «На реке»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Жест» 1
31 Как уберечь себя от обмана Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Определить особенности поведения лживого, неискреннего человека
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Формирование и развитие доверительных отношений в группе
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «Поздоровайся …» (весело, грустно и т. д.)
Упражнение «Выйти по числу пальцев»
Беседа «Поведение лживого, неискреннего человека»
Проблемные ситуации.
Упражнение «За и против»
Упражнение «Доверчивое падение»
Упражнение «Открытые ладони»
Релаксация «На озере»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Жест» 1
32 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Оценить себя и других по достоинству Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Определить особенности завистливого поведения
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции Разминка «Поздоровайся как…» (учитель, обиженный ребенок, разгневанный взрослый и т. д.)
Упражнение «Верблюд»
Обсуждение притчи «Сребролюбец и завистливый»
Упражнение «Белая и черная зависть»
Упражнение «Способы избавления от зависти»
Упражнение «Я и ты»
Релаксация «На реке»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Жест» 1
33 Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Интерактивные модули Люди, значимые для меня Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Развитие способности принимать друг друга
Осознание учащимися важности настоящей дружбы и настоящих друзей в жизни человека
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест)
Упражнение «Приятные слова»
Упражнение «Идеал»
Тест «Настоящий друг»
Упражнение «Новый друг» Зверева
Упражнение «Скажи мне, кто твой друг»
Релаксация «Красивая поляна»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Жест» 1
34 Вместе уютно Создание положительного эмоционального настроя в группе
Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности
Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы
Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
Формирование навыков командной работы, сотрудничества
Развитие навыков рефлексии
Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
Развитие навыков саморегуляции
Разминка «Я рад общаться с тобой»
Упражнение «Аплодисменты»
Упражнение «Пять добрых слов»
Упражнение «День рождения»
Релаксация «Радуга»
Подведение итогов
Ритуал прощания «Круг любви» 1
35 Диагностический материал Диагностика Выявление уровня мотивации, адаптации, тревожности учащихся. Опрос, тестирование, анкетирование, наблюдение 1
Структура занятия
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей детей, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.
Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).
Формы организации развивающего процесса:
Индивидуальная работа.
Групповая работа.
Формы работы с родителями и учителями.
№ Тема Месяц Контингент Примечание
1 Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья: "Люди так не делятся!"
Октябрь, Апрель Учащиеся 8 классов Выступления на классных часах
2 Общение педагога с родителями детей с ОВЗ
Сопровождение социально-психологической адаптации первоклассников к школе как одно из эффективных условий ее протекания Декабрь, Март Педагоги
МБОУ «Репьевская школа» Лекции
Семинары
Круглый стол
3
Дети с ОВЗ – трудности восприятия их социумом… В течение года Родители учащихся
МБОУ «Репьевская школа» Выступления на родительских собраниях
4 Индивидуальные консультации В течение года Родители учащихся
МБОУ «Репьевская школа»
Педагоги, воспитатели Средства обучения:
Оборудование сенсорной комнаты.
Учебно – наглядные пособия:
Литература
Игры на сенсомоторное развитие учащихся
Средства ТСО
Компьютер
Диски с музыкой
Проектор «Релакс»
АромалампаИонизатор воздуха
Список используемой литературы:
Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. СПб,2007.
Королева Е. В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. М, 2006.
Зверева Н. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. СПБ., 2008.
Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПБ., 2006.
Петрусинский В. В. Искусство общения в играх. М., 2007.
Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., 2004.
Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПБ., 2007.
Школьный психолог. 2005, №11.
Приложение: Тренинговые занятия по повышению уровня психологической
комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую
ступень обучения.
Занятие 1
«Я - пятиклассник».
Цель: Снижение уровня эмоциональной напряжённости.
Ведущий: Ребята! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней встрече. У каждого из нас есть определённые ожидания и представления о том, каким будет новый учебный год. Давайте все вместе представим, что нас ждёт в пятом классе? Какие трудности и проблемы могут возникнуть и как лучше с ними справиться. Мы ожидаем, что вы будете активными участниками сегодняшней встречи!
Сегодня мы проводим пресс-конференцию с вашими предшественниками – ребятами из шестых классов, они хотят поделиться с вами опытом преодоления трудностей, с которыми вы можете столкнуться в пятом классе. Вы можете задать им любые интересующие вас вопросы.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Труднее ли стало учиться в пятом классе по сравнению с обучением в начальной школе? Если да, то почему?
- Сколько времени уходит на приготовление уроков?
- Приходится ли отказываться от своих увлечений, хобби из-за увеличенной учебной нагрузки?
- Меняется ли как-то отношение между ребятами в связи с переходом их в пятый класс?
- Какие интересные мероприятия проводятся в среднем звене?
- Снижается ли контроль со стороны родителей по отношению к детям в пятом классе? И т.д.
(Конференция будет эффективна при условии предварительной подготовки как с учениками шестых классов, так и с пятиклассниками, в частности можно рекомендовать такую форму работы, как написание «Письма пятикласснику», где шестиклассники описывают свои субъективные ощущения за время обучения в пятом классе и дают советы ребятам по преодолению трудностей).
Занятие 2
«Я - пятиклассник».
Цель: Снижение уровня эмоциональной напряжённости.
Разминка «Танец сидя».
Ведущий: Почему-то считается, что танцевать лучше обязательно стоя на двух ногах А разве нельзя танцевать лёжа или сидя? Попробуйте убедиться, что это не менее интересно, а в чём-то и более трудно.
Исполните, не поднимаясь со стула, танец
- ламбада;
- брейк;
- вальс.
Игра «Ассоциации».
Ведущий: Ответьте первое, что придёт в голову в связи со словом «пятиклассник»».
Ведущий записывает все ассоциации на доске или листе ватмана, отмечая при помощи специальных значков, магнитов или цветных мелков наиболее часто встречающиеся, что позволит выявить проблемные зоны и актуальные переживания участников игры.
Участники разбиваются на группы и совместно вырабатывают стратегии поведения, применительно к той, или иной ситуации. Затем каждая группа презентует свои проекты, которые коллективно обсуждаются.
Обратная связь.
Ведущий: Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши.
До встречи!
Занятие 3
«Я и мир».
Цель: Выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной Я-концепции.
Разминка «Приветствие».
Ведущий: Сейчас мы поиграем в интересную игру, во время которой нужно делать все очень-очень быстро. Вы сможете показать, на сколько внимательно вы умеете слушать и делать то, о чем вас просят. Сейчас у вас есть пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно «поздороваться» друг с другом:
- правая рука к правой руке!
- спина к спине!
- пятка к пятке!
- колено к колену! И т.д.
Упражнение «Волшебная палочка».
Ведущий: Садитесь в круг, право говорить получит тот, у кого в руках волшебная палочка, все остальные внимательно слушают. Каждый, у кого в руках волшебная палочка, расскажет нам, что хорошего случилось с ним на прошлой неделе.
Возможные вопросы:
- Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным?
- Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что пришлось отложить на будущее?
- Было ли на прошлой неделе то, что ты делал действительно с удовольствием?
Ведущий: И так, волшебство продолжается. Представьте, что вы в школе, где учился Гарри Поттер, и сегодня у нас первый урок практической магии. Тема урока: «Заговоры». Заговоры обычно делают на что-то хорошее: удачу, счастье, здоровье, исполнение желаний и т.д.
Приведу примеры некоторых заговоров:
- Раз, два, три, четыре, пять, все уроки буду знать!
- Пятак под пятку, ответ в десятку!
- Ясно солнце утром встало, жизнь прекрасная настала!
- Шишли-мышли, Шишли-мышли все проблемы вон все вышли!
- Тили-бом, тили-бом, в школе весело живём!
А теперь попробуйте свои силы в составлении магических заклинаний!
Ребята оформляют свои заговоры на бумаге и помещают в общий коллаж.
Обратная связь.
Ведущий: Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши.
До встречи!
Занятие 4
«Я - ученик».
Цель: Совершенствование и развитие навыков социализации.
Разминка «Как поощрить пятиклассника».
Участники тренинга становятся в круг, а ведущий, при помощи любого способа (перекидывание мяча, считалки и т.д.) выбирает водящего, который садится в центр, а все остальные его хвалят.
Варианты:
- ученик успешно закончил четверть;
- ученик – новенький в классе;
- ученик усердно готовился к контрольной, но плохо написал;
- ученик умеет хорошо организовать дежурство в классе;
- ученик - хороший спортсмен;
- ученик очень старается, но не получается учиться так, как ему хочется или как того требуют родители;
- ученик быстрее всех съедает обед в школьной столовой;
- ученик хорошо умеет подсказывать.
(Задания даются любым способом, но с учётом личностных особенностей ребёнка).
Упражнение «Если бы директором был я».
(Эта игра даёт ребятам возможность сначала придумать в малых группах шуточные и даже абсурдные правила для школы, чтобы потом предложить одно или два действительно серьёзных правила).
Ведущий предлагает каждому участнику кусочек разрезанной на 5-6 частей открытки или картинки. Участники собирают картинку и таким образом образуют мини-группу.
В течение 7-10 минут вам нужно выработать примерно десяток правил для школы – таких, над которыми можно посмеяться и которые действительно могли бы помочь школе, классу, или ученику.
По окончании работы представитель от каждой группы зачитывает правила, которые они выработали. Ведущий задаёт вопросы:
- какое правило самое смешное?
- какое правило самое необычное?
- какое правило самое бесполезное?
- какое правило самое трудновыполнимое?
- какое правило самое важное?
- считаешь ли ты, что ребята должны участвовать в принятии школьных правил?
А теперь из всех предложенных правил давайте выберем основные, которые помогут вам успешно учиться в 5-ом классе.
(Выработанные правила ребятам предлагается оформить и поместить в классный уголок.)
Обратная связь.
Ведущий: Предлагаю подвести итоги нашей встречи: если вы чувствуете, что у вас хорошее настроение и результаты проделанной работы вам пригодятся в течение учебного года, то на счёт «три» поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши.
До встречи!
Занятие 5
«Я + мы».
Цель: Совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплочённости классного коллектива.
Разминка «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»
Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, все сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии вытянутой руки.
Ведущий: Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношения. Опустите руки.
Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями.
После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры
Упражнение «Портрет нашего класса».
Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры, клей, ватман.
Ведущий: Ребята, сейчас вы попробуете нарисовать свой портрет, используя всевозможные изобразительные средства, а затем мы создадим «Фотографию» нашего класса, поместив свой портрет на общий лист. (Данное упражнение позволяет провести первичную социометрию).
По окончании работы ребятам предлагается придумать девиз класса и вместе с «Фотографией» поместить в классный уголок.
Обратная связь.
Ведущий: Ребята, давайте станем в круг, возьмёмся за руки и громко и дружно произнесём наш девиз!
Предлагаемый выше материал можно использовать в том виде, как он описан, но лучше подходить к нему творчески, организуя работу с учётом состава конкретного класса, собственного опыта проведения тренингов по другим направлениям. УДАЧИ!
Рекомендуемая литература.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2001. – 256 с.
Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе? Формирование психологического пространства в школе. Методическое пособие. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1999г. – 89 с.
Прутченков А.С. «Свет мой зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005 – 320 с.
Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., 2003.-208с.
Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. ; В 4-х томах. Т.4. – М.: Генезис, 1999. – 160с.: ил.
Приложение.
Банк диагностических методик.
"Точка зрения"
( Методика Кореневской В.А. для изучения психологической комфортности школьников).
На двойном листе в клетку справа написать в столбик все предметы, которые вы изучаете (с интервалом по вертикали в три клетки). Затем по вертикали отчертите 6 одинаковых граф по 3 клетки. Последней будет одна широкая графа.
Отвечать нужно при помощи следующих знаков:

Вопросы:
Как ты относишься к этому предмету?
это интересный для меня предмет, он мне нравится;
для меня это не очень интересный предмет, я отношусь к нему равнодушно;
для меня это неинтересный предмет, мне он не нравится.
2.Как ты думаешь, учитель уважительно относится к тебе и учащимся?
да, я думаю, учитель относится уважительно и ко мне, и к учащимся класса. Он всегда уравновешен, тактичен. Даже если делает замечание и наказывает, то при этом не унижает и не оскорбляет;
думаю, учитель не всегда уважительно относится ко мне и другим учащимся. Иногда он бывает несдержан, вспыльчив. Если делает замечание, и наказывает, то может ответить грубо или унизить при всех;
думаю, учитель неуважительно относится ко мне и другим учащимся. Очень часто он бывает несдержанным и неуравновешенным. Когда делает замечание и наказывает, то почти всегда отвечает грубо, оскорбляет и унижает при всех.
3. Как ты чувствуешь себя на уроке?
на уроке чувствую себя хорошо, спокойно. Если что-то не понимаю, могу свободно спросить у учителя. Знаю, что он доброжелательно ответит на мой вопрос. Общаюсь с этим учителем всегда с удовольствием;
на уроке чувствую себя не всегда спокойно, иногда волнуюсь. Если чего-то не понимаю, не всегда могу свободно спросить у учителя. Думаю, что это ему не понравится. Общаюсь с этим учителем редко;
на уроке всегда волнуюсь. Боюсь учителя. Если чего-то не понимаю, не могу спросить. Боюсь задать вопрос, поднять руку. Думаю, что учитель может рассердиться, если отвечу неверно. Стараюсь с ним не общаться.
4.Доступным ли для тебя языком излагается материал на уроке? Как ты думаешь?
да, мне все ясно, понятно;
мне иногда не все бывает понятно. Встречаются термины, которые для меня не очень ясны. Язык, на котором излагается материал на уроке, иногда кажется мне сложным;
часто мне многое непонятно, встречаются неизвестные термины. Язык, которым излагается материал на уроке, кажется очень сложным и запутанным.
5.Как ты думаешь, справедливо ли оценивается учителем твоя работа?
думаю, да. Моя работа оценивается справедливо. Всегда сообщается, за что и почему поставлена именно такая оценка;
мне кажется, что не всегда моя работа оценивается справедливо. Часто не сообщается, за что и почему поставлена именно та оценка;
мне кажется, что моя работа почти всегда оценивается несправедливо. Почти никогда не сообщается, за что и почему поставлена именно эта оценка.
6.Как ты относишься к объему домашнего задания по данному предмету, и сколько времени у тебя уходит на его выполнение?
объем домашнего задания мне кажется нормальным. Времени на его выполнение у меня уходит не очень много. Я все успеваю сделать;
объем домашнего задания мне иногда кажется очень большим. Я или не успеваю выполнять его хорошо, или часто выполняю его до ночи;
объем домашнего задания всегда мне кажется очень большим. Я постоянно или не успеваю выполнить все домашнее задание, или выполняю его каждый раз до поздней ночи.
Методика «Шкала тревожности» Кондаша.
Цель: выявление уровня тревожности у подростков.
Методика включает ситуации трех типов:
ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
ситуации, актуализирующие представление о себе;
ситуации общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная.
Ключ.
Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная 1 4 6 9 10 13 16 20 25 30
Самооценочная3 5 12 14 19 22 23 27 28 29
Межличностная 2 7 8 11 15 17 18 21 24 26
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровня соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – как общий уровень тревожности.
Бланк теста
Инструкция: Здесь перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и поставьте напротив номера вопроса одну из цифр справа: 0,1,2,3,4.
Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, ставьте цифру 0.
Если она немного волнует, беспокоит Вас, ставьте цифру 1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, поставьте цифру 2.
Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, ставьте цифру 3.
Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, поставьте цифру 4.
Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и поставить ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.
Пример: Перейти в новую школу
Отвечать у доски.
Пойти в дом к незнакомым людям.
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.
Разговаривать с директором школы.
Думать о своем будущем.
Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить.
Тебя критикуют, в чем-то упрекают.
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).
Пишешь контрольную работу.
После контрольной учитель называет отметки.
На тебя не обращают внимания.
У тебя что-то не получается.
Ждешь родителей с родительского собрания.
Тебе грозит неуспех, провал.
Слышишь за своей спиной смех.
Сдаешь экзамены в школе.
На тебя сердятся (непонятно почему).
Выступать перед большой аудиторией.
Предстоит важное, решающее дело.
Не понимаешь объяснений учителя.
С тобой не согласны, противоречат тебе.
Сравниваешь себя с другими.
Проверяются твои способности.
На тебя смотрят как на маленького.
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.
Замолчали, когда ты подошел (подошла).
Оценивается твоя работа.
Думаешь о своих делах.
Тебе надо принять для себя решение.
Не можешь справиться с домашним заданием.
Анкета по выявлению межличностных отношений.
Кого бы из своих одноклассников ты пригласил на свой день рождения? (Эмоциональный лидер).
С кем из сверстников ты бы хотел готовиться к экзаменам?
(Интеллектуальный лидер).
Кому бы в классе ты доверил проведение экскурсии или туристического похода?
(Волевой лидер).
Анкета «Психологический комфорт».
Психологический комфорт на уроке для меня это:
А) тишина в классе
Б) учитель не повышает голос
В) учитель меня понимает
Г) мне не скучно
Д) занятие своим делом
Е) интересный урок
Ж) меня никто не трогает
З) приятное общение с одноклассниками
Е) другое__________________
__________________________
2. Психологический комфорт я чувствую на уроках: 3.Мне психологически не комфортно на уроках: