Использование современных информационных технологий на уроках английского языка


Использование современных информационных технологий на уроках английского языка
Баршуатова И.М.,учитель английского языка МОБУ СОШ № 1им.М.Абдуллина
ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.
Однако, современные УМК для преподавания английского языка представлены в основном дидактическими аудиоматериалами, а ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивые программы. Обучающимся не надо вкладывать дополнительные материальные средства на их приобретение. Учителя английского языка должны овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса и быть руководителем и лидером образовательного творческого процесса в системе «Учитель- ученик- группа- учитель».
Кратко остановлюсь на следующих вопросах:
Есть ли возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка общеобразовательной школы;
каковы особенности их использования;
какими ресурсными возможностями должна обладать информационно–образовательная среда в условиях модернизации образовании.
Поэтому я хочу обобщить и представить опыт применения ИКТ на уроках английского языка общеобразовательной школы и в своей работе в частности.
Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
электронные энциклопедии и справочники,
тренажеры и программы тестирования,
образовательные ресурсы Интернета,
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
видео и аудиотехника,
научно-исследовательские работы и проекты.
Средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.
Нельзя отказываться и от традиционных методов ведения урока , где главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, не каждый школьник способен эффективно работать с электронными средствами обучения, но современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока, однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению учителей -практиков, позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что ученик может работать в индивидуальном режиме и дома на своем компьютере продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед .Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.
Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:
общекультурное развитие обучающихся;
совершенствование навыков владения компьютером;
совершенствование языкового уровня;
создание благоприятного психологического климата;
повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
самоутверждение учащихся;
возможность реализации индивидуализации обучения;
реализация принципа обратной связи;
большие возможности наглядного предъявления материала;
исключение времени для написания материала на доске;
экономия расходования материалов учителем;
совершенствование процесса проверки работ учащихся;
повышение авторитета учителя;
сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;
активизация навыков самостоятельной работы.
Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:
от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.
Наша школа активно включилась в работу по модернизации образования. Программа развития школы направлена на повышение качества обучения и воспитания обучающегося через активное внедрение информационно-коммуникационных технологий обучения.
Все учителя-предметники прошли курсы по применению ИКТ на уроках и периодически совершенствуют свои умения и навыки, посещая семинары и занимаясь самообразованием в этой области.
Таким образом , в школе имеются достаточный инновационный и кадровый потенциал для организации качественного учебно-воспитательного процесса. Проблема нашей школы в том, что не хватает ноутбуков для учителей предметников, в частности в нашем метод объединении на 7 учителей всего 2 ноутбука и один проектор, уроки ведутся параллельно в нескольких классах и учебных подгруппах , при всем желании проводить уроки с использованием ИКТ наши педагоги не всегда могут, но все таки находим выходы из этой ситуации . На сегодняшний день назрела необходимость в каждом учебном классе школы установить компьютеры, потому что два кабинета на всю школу- этого недостаточно.
Просмотрев и изучив перечисленные и многие другие компьютерные программы, я пришла к выводу, что на уроке лучше использовать части этих программ, в зависимости от цели урока и лишь часть урока строить с использованием компьютера.
Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля. Компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.
В своей практике использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. Видеоролики, песни и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой .Количество созданных компьютерных программ для изучения английского языка уже превышает число “обычных” школьных учебников, но их качество до сих пор остается неудовлетворительным. Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу. Разнообразные виды деятельности формируют межпредметные навыки через заполнение электронных анкет; работа с расписанием поездов; работа с картой прогноза погоды; работа с географическими картами; работа с англоязычными сайтами, использование флэш-игр, флэш-мультфильмов, работа с веб-квестами.
Использую многогранные возможности образовательных ресурсов сети Интернет в исследовательской деятельности.
В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации, веб-квесты или тематические веб-странички . Такой вид работы развивают творческие, исседовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.
В нашей школе да для учащихся 9 классов функционируют несколько предпрофильных курсов различной направленности. В число наиболее востребованных входят и курсы «Деловой английский», «Английский язык в твоей профессии». Практика показала, что учащиеся , обучившиеся на этих предпрофильных курсах, более подготовлены к обучению данному профилю в колледжах, средне-специальных учебных заведениях и ВУЗах.
Эффективно использую средства ИКТ и во внеурочной деятельности, наблюдается позитивная динамика интереса к предмету, всё большее количество детей принимает участие в творческих конкурсах и занимают призовые места на муниципальном уровне. Дети готовят проекты , рефераты-презентации, работы для научно-практической конференции, участвуют в Интернет -олимпиадах, конкурсах, круглых столах, он-лайн тестированиях , уроках по подготовке к ЕГЭ и занимают призовые места. Порой даже учителю напоминают о предстоящем конкурсе или олимпиаде, в которой мы должны принять участие.
Во многих школах России сегодня ноутбуки уже заменили бумажные учебники. Хорошо это или плохо- покажет время, но то, что быстрое овладевание новыми знаниями уже невозможно без применения компьютера – это очевидно. И качество обучения в наших школах будет зависеть от степени оснащенности их техническими средствами в целом и самыми современными средствами ИКТ в частности и грамотным применением их в учебном процессе, и на уроках английского языка в частности.
Использованная литература
1. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.
2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
3. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
4. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.
5. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.
6. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.
7. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени.ИЯШ,№5, 2005
8. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997., с 2-7.
9. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004.
10. Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, №3, 1997
11. Самылина Т. И. , Фомина Н. А. Обучение дошкольников иностранному языку с помощью компьютера. ИЯШ, №4, 2003. с. 52-56.
12. Телицина Т. Н., А.Ф. Сидоренко Использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002.
13. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 1997г с. 40-41.
14. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. ИЯШ, №2, 2002. с. 43-47.