Программа социального педагога Профилактика безнадзорности и асоциального поведения в среде несовершеннолетних на 2013 — 2016 гг.

















ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Профилактика безнадзорности и асоциального поведения
в среде несовершеннолетних на 2013г -2016г.

















Составитель:
социальный педагог школы
Игнатченко И.П.









Нижний Новгород
2013г

Содержание

1. Информационная карта

2. Актуальность программы

3. Концептуальные основы программы

4. Цели и задачи программы

5. Нормативно-правовое обеспечение реализации программы

6. Содержание и реализация программы

7. Механизм реализации программы

8. Ожидаемый результат реализации программы

9. Критерии эффективности программы

10. Список литературы

















1. Информационная карта
Полное название программы
Программа МБОУ средней общеобразовательной школы №177 «Профилактика безнадзорности и асоциального поведения в среде несовершеннолетних» 2013-2016гг

Основные разработчики программы
Социальный педагог: Игнатченко И.П.


Руководитель программы
Директор МБОУ средней общеобразовательной школы №177 Щепелева Е.В.


Название проводящей организации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №177

Адрес организации
г. Нижний Новгород, Ленинский район, ул.Норильская 1

Телефон
259-10-79

Специализация программы
Целевая

Сроки реализации программы
2013 – 2016 гг.

Форма проведения
Взаимодействие всех социальных институтов: семьи, школы, общественности для формирования единого воспитательного пространства, воспитание разносторонне развитой личности, с утвердившимися общечеловеческими принципами, способной к самоопределению и самореализации в социальной сфере, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях

Цель программы
Предупредить безнадзорность, правонарушения и негативные привычки среди несовершеннолетних учащихся школы

Задачи программы
Повышать социальный статус воспитания в системе образования,
психолого-педагогическая, медицинская, правовая поддержка и реабилитация детей и неблагополучных семей,
контроль за учащимися с девиантным поведением и неблагополучными семьями,
организация досуговой занятости и летнего отдыха несовершеннолетних.

Место реализации программы
МБОУ средней общеобразовательной школы №177

Исполнители основных мероприятий программы
Администрация школы, родители, социальный педагог, педагог-психолог, учителя, родительские советы классов, библиотекарь, классные руководители

Сотрудничество с другими организациями, службами, органами
МБОУ средняя общеобразовательная школа №177, родители (родительский совет), учреждения: РУО Ленинского района, КДНиЗП при администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода, ЦРК «Исток», ОДН ОП №3, библиотеки: им. Ф.Э. Дзержинского, им. Пришвина, ГУСРЦН «Солнышко», ФОК «Заречье», ГБУЗ НО НОНД ДДО № 1, прокуратура Ленинского района г. Нижнего Новгорода.

Краткое содержание программы
Программа направлена на комплексное решение проблем социальной реабилитации детей и подростков, создание системы социальных, правовых и педагогических мер профилактики асоциального поведения и вредных привычек, формирование правовой культуры и развитие навыков здорового образа жизни

Основные формы работы
Организационная работа (разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений и ведения здорового образа жизни, систематическая работа с картотекой учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию)
Диагностическая работа (создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков, отношений с педагогами школы)
Взаимодействие с классным руководителем(семинары, пед.советы, выступления на родительских собраниях)
Работа с родителями(установление неиспользованного резерва семейного воспитания, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских всеобучей, общешкольных мероприятий, работу «родительского патруля», работу совета профилактики
Работа с неблагополучными семьями (посещение по месту жительства, консультации, индивидуальные беседы)
Работа с учащимися асоциального поведения (индивидуальные беседы, посещение по месту жительства, система классных часов и общешкольных мероприятий)
Работа с семьями опекаемых детей (консультации, круглые столы, обеспечение льготным проездным билетом, включение в общешкольные мероприятия)
Работа с учащимися (беседы, анкетирование, классные часы, общешкольные мероприятия
Организация социально-значимого досуга несовершеннолетних (каникулярная занятость, школьные мероприятия, кружки, спортивные секции)
Методическая работа (семинары, совещания, работа со СМИ, интернет – ресурсами).

Основные направления программы
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
«Профилактика алкоголизма, наркомании, негативных привычек несовершеннолетних».

Исполнители основных мероприятий программы
Администрация школы, педагоги, социальный педагог, педагог-психолог, родительский совет, учащиеся и их родители.

Ожидаемые результаты
Создание условий для совершенствования системы профилактики безнадзорности, правонарушений, негативных привычек среди несовершеннолетних
Снижение количества правонарушений среди учащихся школы, ведение здорового образа жизни несовершеннолетними. Социализация учащихся. Формирование основы для волонтерского движения.

Система контроля
Промежуточная диагностика результатов социально-педагогической деятельности, корректировка и ежегодный мониторинг воспитательной работы с обсуждением на педагогических советах и родительских комитетах.


2. Актуальность программы
Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономическое развитие общества обнажило проблемы в области воспитания школьников. Растет социальная неоднородность семей учащихся, увеличивается количество детей, находящихся в социально-опасном положении.
Появилась необходимость усиления роли школы и педагогов в охране физического, психологического и нравственного здоровья детей. Обеспечение полноценного образования и воспитания предполагает создание условий направленных на профилактику безнадзорности и асоциальных явлений в среде несовершеннолетних.
Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи наших педагогов, ведь большую часть своего времени дети проводят именно в школе. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально – психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально – опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия – вот важнейшие проблемы и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, которые и вызвали необходимость в написании данной программы.
Причины асоциального поведения учащихся:
неблагоприятные условия семейного воспитания,
отрицательное влияние стихийно-группового общения,
недостатки в учебно-воспитательной работе.
В школе создан банк данных:
Семьи, состоящие на профилактическом учете, находящиеся на педагогическом контроле.
дети «группы риска», состоящие на внутришкольном учете, ОДН
малообеспеченные семьи,
многодетные семьи,
опекаемые дети.

Социально-педагогическая характеристика микросоциума МБОУ СОШ №177, предшествующая созданию программы

№/п
Категории
2010-2011
уч.год
2011-2012
уч.год
2012-2013
уч.год


Всего обучающихся на начало учебного года
мальчиков
девочек
360
173
187
403
199
204
408
201
207


Количество классов

18
19
20


Количество многодетных семей
Детей из многодетных семей(учащихся)
19
29
20
30
24
32


Семей опекунов и приемных родителей (в них детей учащихся)
4(5)
9(9)
9(10)


Обучающиеся из малообеспеченных семей
134
149
150


Обучающиеся из семей «матерей одиночек»
89
68
48


Обучающиеся, лишенные кормильца
6
6
7


Обучающиеся из семей, где есть родители – инвалиды

4
6
8


Обучающиеся из семей сотрудников УВД (военнослужащих), погибших при исполнении служебных обязанностей.
0
0
1


Обучающиеся, не имеющие гражданства РФ
5
14
14


Дети – инвалиды, обучающиеся школы
3
3
2


Количество учащихся, состоящих на профилактическом учете
11
5
5


Количество обучающихся, состоящих на учете в ОДН
10
2
2


Количество обучающихся, условно – судимых
0
0
0


Занятость детей, состоящих на профилактических учетах, во внеурочное время
10
5
5


Семьи, состоящие на внутришкольном учете
4
2
2


Количество обучающихся, проживающих в СРЦ
0
0
0


Количество семей, подвергшихся радиации при ликвидации на ЧАЭС (обучающихся)
1
1
1


Типы семей
неполные

71

97

108


Социально-педагогическая характеристика МБОУ СОШ №177,
предшествующая созданию программы

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415

3. Концептуальные основы программы
Исходя из социально-педагогической характеристики микросоциума школы, просматривается низкий уровень доходов значительной части населения, социальная нестабильность и как следствие размывание нравственных устоев общества, которые остро отражаются на положении детей. Это может привести к росту безнадзорности, агрессии, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде. Эти тревожные симптомы свидетельствуют о необходимости решения проблем безнадзорности, правонарушений и преступности среди несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Встает вопрос о необходимости личностно-ориентированного обучения и воспитания, о развитии социальной поддержки детей и их родителей, о создании условий для всестороннего раскрытия индивидуальности ребенка. Педагоги должны помочь воспитаннику в решении основных задач:
получить хорошее образование,
овладеть умениями и навыками в трудовой деятельности,
развить творческие способности,
реализовать физические возможности,
научиться жить в обществе.
Школа имеет большой потенциал и возможности в работе по профилактике правонарушений и преступлений.
Профилактические мероприятия ведутся по следующим направлениям:
выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права и отстающих в учебе,
вовлечение учащихся «группы риска» в различные виды положительной деятельности (кружки, секции по интересам),
изменение условий семейного воспитания,
формирование толерантного сознания.
В основу коррекционно-воспитательной работы положены принципы:
гуманизации,
системности,
непрерывности,
индивидуальности.
Успех профилактических мероприятий во многом зависит от единства работы школы и общественных организаций района.
В соответствии с программой школа будет проводить следующую работу:
создание нормативно-правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление детей с асоциальным поведением,
работа психолого-педагогической службы с детьми и их родителями по коррекции поведения,
сотрудничество с ОДН, КДНиЗП, ПДО №1, отделом опеки и попечительства, ЦРК «ИСТОК», библиотеками района, ФОКом «Заречье», центром занятости, детской поликлиникой № 32, приютом «Солнышко», прокуратурой Ленинского района























4. Цель и задачи программы
Программа по разработке и реализации мер профилактики безнадзорности и асоциальных явлений в среде несовершеннолетних находится в числе приоритетных направлений деятельности школы.
Цель программы: Предупредить безнадзорность, правонарушения и негативные привычки среди несовершеннолетних учащихся школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
повышение социального статуса воспитания в системе образования,
психолого-педагогическая, медицинская, правовая поддержка и реабилитация детей и неблагополучных семей,
контроль за учащимися с девиантным поведением и неблагополучными семьями,
организация досуговой занятости и летнего отдыха несовершеннолетних.

Нормативно-правовая база:
1. Закон об образовании
2. Конституция РФ .- М.: Издательство «Омега-Л», 2013.- 63 с.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях.- Москва : Проспект, КноРус, 2013.-480 с.
4. Уголовный кодекс РФ .- М.: Эксмо, 2011.- 224 с.
5. Семейный кодекс РФ.- М. : Эксмо, 2011.- 64 с.
6. Конвенция о правах ребенка.
7. Закон Нижегородской области от 31.10.2012 г. № 141-З «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области».
8. Федеральный закон РФ от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
9. Закон Нижегородской области от 23.03.2010 № 23 «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области».
10. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ изменения в законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.07.2007г № 194-ФЗ
11. Министерство образование РФ письмо «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях» от 21.03.2002г № 419/28-5
12. Положение о совете профилактики
13. Правила внутреннего распорядка школы
14. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №177
15. Положение о правилах внутреннего распорядка для обучающихся МБОУ средней общеобразовательной школы №177
16. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных учреждениях» от 18.07.1996г № 861
17. Постановление Правительства РФ « ОБ утверждении порложения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 30.12.2006 № 865
18. Постановление Правительства РФ « О федеральной целевой программе «Дети России на 2007-2010годы» от 21.03.2007г № 172
19. Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 « Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»(Зарегистрировано в Минюсте России 04.06.2013№ 28648)
20. Федеральный Закон «ОБ основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г № 103 –ФЗ
21. Закон РФ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159 ФЗ
22. Постановление Министерства труда и социального развития РФ « Об утверждении порядка работы Министерства труда и социального развития по вопросам занятости с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей – сирот и детей, и детей, оставшихся без попечения родителей» от 10 02.1998 №5
23. Приказ МО РФ « Об утверждении выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мелкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» от 19.09.1999 № 119

6. Содержание и реализация программы
Программа включает в себя следующие направления:
1 Направление
«ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Организационная работа


Содержание
Сроки(«2013-2016г.г.)
ответственные

1
Сверка списка обучающихся,неблагополучных семей, состоящих на прфилактических учетах. Формирование банка данных.
Сентябрь, по мере необходимости
Зам. директора, социальный педагог

2
Оформление стенда «основы законодательства»
Сентябрь
ежегодно
Зам. директора, социальный педагог

3
Планирование и информационное обеспечение деятельности социального педагога
Август сентябрь
ежегодно
Социальный педагог

4
Сбор информации совместно с инспектором ОДН о детях и семьях,
состоящих на разных формах учетах, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет
В течение года ежегодно
Социальный педагог, психолог, классные руководители

5
Выявлениеи учет учащихся, требующих повышенного внимания, совместно с инспектором ОДН
В течение года ежегодно
Социальный педагог, психолог, классные руководители, зам. директора

6
Изучение потребностей в дополнительном образовании
Сентябрь-октябрь, апрель- май
ежегодно
Социальный педагог, психолог, педагоги дополнительного образования, классные руководители

7
Сбор информации о занятости обучающихся в кружках и секциях(в том числе о состоящих на разных формах учета)
Сентябрь-октябрь, январь-февраль
ежегодно
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

8
Сбор информации о занятости в каникулярное время учащихся, состоящих на разных видах учета
Перед каникулами
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

9
Рейды по неблагополучным семьям совместно с инспектором ОДН, членами родительского патруля
В течение года
ежегодно
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

10
Работа по микро участку школы –выявление и учет детей, подлежащих обучению в школе, обследование семей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в целях защиты их прав совместно с инспектором ОДН
В течение года
ежегодно
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

11
Оперативное информирование и представление статистического материала совместно с инспектором ОДН, начальником инспекции ОДН, секретарем КДНиЗП по состоянию преступности среди учащихся
ежеквартально
Зам. директора, социальный педагог

12
Проведение месячников , дней профилактики совместно с инспектором ОДН, КДНиЗП, РУО, ГИБДД, врачом ПДО №1
Октябрь, ноябрь, апрель
ежегодно
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители, библиотека

13
Дни инспектора в школе совместно с инспектором ОДН
1 раз в полугодие ежегодно
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

14
Организация работы по правовому просвещению в школе(согласно плану)
В течение всего времени
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

15
Деятельность по программе всеобуча(контроль за посещением занятий, участие в рейдах, организация работы с целью выявления детей в возрасте от 6 до 15 лет не получающих образования)
В течение всего времени
социальный педагог, классные руководители

16
Работа по вовлечению детей в кружки, секции, детские библиотеки
В течение всего времени
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

17
Организация диагностической и коррекционной работы
В течение всего времени
Социальный педагог, психолог

18
Организация летнего отдыха учащихся
Апрель, май , ежегодно
Зам. директора, социальный педагог

19
Организация летнего трудоустройства учащихся совместно со службой трудоустройства
Апрель-август ежегодно
Зам. директора, социальный педагог


Профилактическая работа с классами

20
Проведение тематических профилактических классных часов совместно с инспектором ОДН
2 раза в год
ежегодно
социальный педагог, классные руководители

21
Классные часы по формированию правовой культуры
1 раз в четверть ежегодно
социальный педагог, классные руководители

22
Кинолектории по профилактике детской преступности, правонарушений
Во время месячников
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

23
Социализация детей. Работа по программам «Безопасность и здоровье», Гражданская позиция», «Семья»
В течение года

Зам. директора, социальный педагог, классные руководители, психолог

24
Занятия по профориентации учащихся 9 классов
В течение года ежегодно
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

25
Месячники по профилактике правонарушений среди учащихся, употребления ПАВ, по профилактике экстремизма, преступной деятельности неформальных организаций совместно с инспектором ОДН
Октябрь, ноябрь, март, апрель ежегодно
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители, психолог

26
Индивидуальные и коллективные беседы специалистов служб, медицинских работников
В течении месячников
Зам. директора, социальный педагог

27
Дни инспектора в школе
Октябрь, март
Зам. директора, социальный педагог

28
Работа по вовлечению детей в кружки, секции, детские библиотеки
В течение всего времени
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

29
Организация диагностической и коррекционной работы
В течение всего времени
Социальный педагог, психолог

30
Развитие детского самоуправления в классах
в течение всего времени
Зам. директора

31
Организация системы спортивных мероприятий ( всоответствии с планом спортивно-массовых мероприятий)
В течении всего времени
Зам. директора, учитель физ.культуры, классные руководители


Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета

32
Изучение лисностии составлениесоциального паспорта, карт на учащихся, состоящих на учете в ОДН, ВШ совместно с инспектором ОДН
Сентябрь ежегодно
социальный педагог, классные руководители, психолог

33
Индивидуальные профилактические беседы с учащимися совместно с инспектором ОДН
В течение всего времени
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители, психолог

34
Организация встреч с инсектором ОДН и специалистами профилактики
В течение всего времени
Зам. директора, социальный педагог

35
Работа по изучению лисностных особенностей учащихся и выявлению причин неадекватного поведения, дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости, неуспеваемости. Изучение семейных взаимоотношений, социального окружения учащихся. Выполнение ФЗ «Об образовании», контроль над посещением, подготовкой уроков.
В течение всего времени
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

36
Работа по вовлечению детей в кружки, секции, ФОК «Заречье», библиотеки совместно с инспектором ОДН, со специалистами КДНиЗП, специалистами библиотек Ленинского района г. Нижнего Новгорода
В течение всего времени
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

37
Занятия по адаптации, коррекции поведения с учащимися
В течение всего времени
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

38
Вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность через реализацию программ
В течение всего времени
социальный педагог, классные руководители, психолог

39
Индивидуальные консультации психолога, социального педагога
В течение всего времени
социальный педагог, психолог

40
Организация каникулярного времени
Ежегодно перед каникулами
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

41
Рассмотрение персональных дел на коммисиях по делам несовершеннолетних
По необходимости
Социальный педагог

42
Обеспечение учащихся, находящихся в социально-опасном положении горячим питанием
В течение всего времени
Социальный педагог

43
Организация наставнической работы совместно с КДНиЗП
В течение всего времени
Зам. директора, наставник


Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

44
Посещение учащихся на дому сцелью обследования социально – бытовых условий проживания, контроль за семьей и ребенком, оказание помощи совместно с РУО, инспектором ОДН
В течение всего времени
социальный педагог, классные руководители

45
Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей совместно с инспектором ОДН
Во время рейдов, месячников, родительских собраний
социальный педагог, классные руководители, психолог

46
Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Формирование банка данных по семьям совместно с инспектором ОДН, КДНиЗП.

В течение всего времени
социальный педагог, классные руководители, психолог

47
Диагностика семейного воспитания(анкетирование, тестирование)
В течение всего времени(по запросам)
социальный педагог, классные руководители, психолог

48
Дни открытых дверей для родителей
Сентябрь, май ежегодно
Зам. директора

49
Индивидуальные семейные консультации
В течение всего времени
социальный педагог, классные руководители, психолог

50
Организация просвещения родителей через всеобуч (согласно плана)
В течение всего времени
социальный педагог, классные руководители, психолог, администрация школы

51
Привлечение родителей к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий, походов, поездок детей.
Согласно плана мероприятий
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

52
Организация рейдов « Родительского патруля» совместно с инспектором ОДН, КДНиЗП
По графику ежегодно
Председатель родительского комитета школы, члены родительского комитета, социальный педагог


Работа на микро-участке.

53
Районные рейды «Всеобуч» совместно с ОДН, КДНиЗП
Сентябрь, апрель ежегодно
Зам. директора, классные руководители

54
Учет детей в возрасте 6,5-15 лет, не получающих образование
Август-сентябрь, март-апрель ежегодно
Зам. директора, классные руководители

55
Обследование материально-бытовых условий учащихся, постановка на льготное питание
Сентябрь ежегодно
члены родительского комитета, социальный педагог, классные руководители

56
Посещение семей 1 классов с целью выявления социального неблагополучия совместно с инспектором по опеке
Сентябрь, декабрь, апрель ежегодно
социальный педагог, классные руководители

57
Посещение учащихся имеющих неудовлетворительные оценки
В конце четверти ежегодно
социальный педагог, классные руководители

58
Посещение учащихся уклоняющихся от учебы
По мере необходимости
социальный педагог, классные руководители

59
Посещение учащихся, состоящих на различных видах учета
В течение всего времени
Социальный педагог

60
Посещение семей, находящихся в социально-опасном положении, требующим повышенного внимания со стороны школы совместно с инспектором ОДН
В течение всего времени
Социальный педагог


2 направление
«ПРОФИЛАКТИКА
НЕГАТИВНЫХ ПРИВЫЧЕК НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»


Содержание работы
Сроки(2013-2016г.г.)
Класс
ответственные

1
Планирование работы по профилактике. Организация взаимодействия служб по профилактике среди учащихся
Август

ежегодно

Зам. директора, социальный педагог

2
Изучение отношения учащихся к проблемам употребления ПАВ, инфекционным заболеваниям
Ноябрь

ежегодно
8-11
Зам. директора, социальный педагог

3
Информирование участников образовательного процесса по вопросам профилактики совместно с врачом-наркологом
В течение года

ежегодно

Психолог. Социальный педагог

4
Участие в конкурсах рисунков, спортивных соревнованиях по профилактике ПАВ, вредных привычек, инфекционных заболеваний
В течение всего времени
8-11
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители, учителя ИЗО, физ.культуры

5
Чтение, обсуждение СМИ
Во время классных часов
5-11
Библиотекарь, классные руководители

6
Встречи со специалистами совместно с инспектором ОДН, наркологом
По согласованию ежегодно
2-11
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

7
Работа по вовлечению детей в кружки, секции, ФОК «Заречье», библиотеки совместно с инспектором ОДН, со специалистами КДНиЗП, специалистами библиотек Ленинского района г. Нижнего Новгорода
В течение всего времени
1-11
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

8
Проведение интерактивных игр
Во время проф. мероприятий
7-11
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

9
День здоровья
Апрель ежегодно
1-11
Зам. директора, социальный педагог, классные руководители, учитель физ.культуры

10
День защиты детей
Апрель ежегодно
1-11
Зам. директора, классные руководители, учитель физ.культуры

11
Всемирный день борьбы со СПИДом
Декабрь ежегодно
9-11
Зам. директора, социальный педагог


7. Механизм реализации программы
1 этап
Диагностико-проектный (сентябрь 2013г.)
ЦЕЛЬ: подготовка условий создания системы профилактики по предупреждению правонарушений, безнадзорности и негативных привычек несовершеннолетних
Задачи
сбор общих данных о ребенке,
наблюдение за детьми «группы риска»,
медицинское обследование состояния здоровья школьника,
уровень тревожности,
качество знаний, умений и навыков,
изучение воспитанности школьников и коммуникативных склонностей,
изучить нормативную базу, подзаконные акты
разработать, обсудить и утвердить программу по предупреждению правонарушений, безнадзорности и негативных привычек несовершеннолетних,
проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы
подобрать диагностические методики по основным направлениям программы

2 этап
Практический (2013 - 2015 гг.)
ЦЕЛЬ: реализация программы «Профилактика безнадзорности и асоциального поведения в среде несовершеннолетних»
Задачи
отработать содержание деятельности, наиболее эффективные методы и формы воспитательного воздействия
разработать методические рекомендации по предупреждению правонарушений, безнадзорности и негативных привычек несовершеннолетних
расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города
проводить мониторинг реализации программы
принимать участие в конкурсах по предупреждению правонарушений, безнадзорности и негативных привычек несовершеннолетних

3 этап 
Аналитический (2015-2016г.г.)
ЦЕЛЬ: анализ итогов реализации программы «Профилактика безнадзорности и асоциального поведения в среде несовершеннолетних»
Задачи
обобщить результаты работы учреждения
провести коррекцию затруднений в реализации программы
спланировать работу на следующий период

8. Ожидаемый результат реализации программы
В результате реализации Программы ожидается
В учреждении, как в образовательной системе:
создание условий для совершенствования системы профилактики безнадзорности, правонарушений и негативных привычек несовершеннолетних
формирование основы для развертывания социально-клубного, волонтеского движения
создание системы социальной защиты учащихся, психолого-педагогической помощи подросткам.
В образе учащегося:
Снижение количества правонарушений среди учащихся школы, ведение здорового образа жизни несовершеннолетними
Социализация учащихся: гражданское самосознание, сознательный выбор учащимися своего жизненного пути, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании активной творческой деятельности
Формирование законопослушного и нравственного поведения у несовершеннолетних учащихся школы
В духовно-нравственной сфере: осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности

9. Критерии эффективности программы

Отслеживание эффективности всей программы
появление у подростков устойчивых интересов к здоровому образу жизни
положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ОДН
уменьшение количества детей «группы риска»
уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска»

Конечный результат реализации программы
положительная динамика состояния правонарушений,
преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних,
создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе,
стабилизация числа безнадзорных детей и подростков.


Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ по предупреждению безнадзорности, правонарушений и негативных привычек несовершеннолетних учащихся школы. Конечным результатом реализации программы должны стать стабилизация числа беспризорных детей и подростков, преодоление тенденции роста числа преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, овладение умениями принимать решения в сложных критических жизненных ситуациях, руководствуясь здоровьем как приоритетной ценностью человеческого бытия.














10. Список литературы

1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997.
2. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.
СПб.2006.
3. Горелов И. Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. М.: просвещение,1991.
4. Григорьева М.Ю., Топоркова Е.В. Чем закончится завтра? Тебе выбирать!. Сценарии.-
М.: УЦ»Перспектива», 2008.
4.Добрович А. Б., Воспитателю о психологии и психогигиене обучения: Книга для
учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987.
5. Когда я взрослею /Под ред. Гладышевой О. С. Н. Новгород, 1998.
6. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников Мн.: Народная асвета,
2008.
7.Макеева А.Г. Не допустить беды. М. 2003 г.
8. МаюровА.Н. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя (7-11
классы).М.2006.
9. Мудрик А. В. Общение школьников // Педагогика и психология. 1997. №11. (Знание).
10. Под ред. Шипициной Л.М., Шпилени Л.С. Профилактика наркомании у
несовершеннолетних. СПб. 2002.
11. Под ред. Шадуры А.Ф. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. СПб.2005.
12. Проблемы школьного воспитания. 1998. №4, ноябрь.
13. Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. М.: Медицина, 1986.
14. Феллени, Дороти. Первая вершина. Путь к поступку/Фонд духовного и нравственного
образования. М., 1996.
15. Шишковец Т.А. «Спрвочник социального педагога»
16. Овчарова Р.В. «Справочная книга социального педагога»














Центр занятости

ЦРК «Исток»

Поликлинника 32

Родители



МБОУ СОШ
№ 177
МБОУ СОШ № 72
МБОУ СОШ № 72
















8 класс
Знать:
понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения
способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков
Уметь:
соблюдать правопорядок в общественных местах
противостоять вовлечению к употреблению ПАВ

9 класс
Знать:
мотивы, которые могут привести человека к преступлению
права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу
способы поведения в критической ситуации
Уметь:
защищать себя при нарушении трудовых прав
помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию

10 класс
Знать:
о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма
свои права и обязанности при общении с органами правопорядка
основные положения Декларации прав человека
Уметь:
негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы
отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка

11 (12) класс
Знать:
понятие «воинская обязанность»
положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя
особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений
уметь проявлять волевые качества в выборе образа поведения













Планируемые результаты

1 блок
разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений
создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

2 блок
получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи
получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи
получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок
сформировать у учащихся образ жизни
сформировать жизненную позицию ребёнка

4 блок
создание приоритетного родительского воспитания
организация педагогического просвещения родителей
построение демократической системы отношений детей и взрослых



Критерии отслеживания эффективности программы

Отслеживание эффективности всей программы
появление у подростков устойчивых интересов
положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД
уменьшение количества детей «группы риска»
уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска»

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия

Конечный результат реализации программы
положительная динамика состояния правонарушений,
преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних,
создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе,
стабилизация числа безнадзорных детей и подростков.






ОДН

Библиотеки

ФОК

««Заречье

Отдел опеки и попечительства

«Солнышко»

ПДО 1

КДН

Администрация района



15