Развитие творческого потенциала студентов на занятиях информатики и ИКТ

ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский
государственный колледж»
Преподаватель Гарбар К.М.

Развитие творческого потенциала студентов на занятиях информатики и ИКТ

Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для преподавателя новые возможности для поддержания и направления развития личности обучающегося.
Компьютер это новое средство обучения, раскрывает в полной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
Перед педагогом информатики и ИКТ стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы студентам нравилось то, что они делают.
Важно, чтобы студенты были раскрепощены, вместе с преподавателем «творили». Ведь эффективность процесса обучения информатики, определяет готовность и желание студентов участвовать в общении.
Студенты должны осознать, что компьютер – это, прежде всего инструмент, позволяющий эффективно решать многие задачи, регулярно возникающие в производственной и бытовой деятельности человека.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей студентов дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: формируются прочные, глубокие знания по информатике и ИКТ, рождаются творческие интересные работы.
Рассмотрим возможности современных педагогических технологий, их влияние на формирование инновационной готовности, профессиональное становление будущего специалиста. Одним из направлений совершенствования профессиональной подготовки, как известно, является повышение творческого потенциала, развитие интеллектуальных, эвристических способностей поисково - преобразующего стиля мышления. Ведущим средством достижения этих задач является проблемное обучение, которое трактуется как технология развивающего обучения. Проблемное обучение строится на основе поисковой деятельности и предусматривает применение широкого круга задач проблемного, нестандартного типа, направленных на формирование у студентов умений следующих: формировать проблемы, выдвигать гипотезы, планировать систему действий, направленных на решение задач; актуализировать имеющуюся ин- формацию; реконструировать известную информацию; контролировать ход решения задачи; анализировать и обобщать результаты; применять общенаучные и конкретные методы исследования. Иначе говоря, поисковая деятельность студента должна способствовать формированию навыков овладения техникой организации и проведения исследовательской работы – это невозможно без применения информационных технологий.
Практика показывает, что в решении этой задачи большую роль играет метод проектов, который в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития всех перечисленных выше умений и творческого мышления. В основе метода проектов лежит развитие навыков творческой самостоятельной деятельности. Через детальную разработку проблемы, проектную деятельность студенты учатся решать проблемы и прогнозировать практические результаты. Студенты самостоятельно или совместными усилиями решают проблему, применяя необходимые знания, полученный практический результат, оформляют проект в виде презентации, реферата, статьи, программы и др. Проект требует продуманной структуры. К структурированию предъявляются такие требования:
1. аргументация взятой для исследования темы, её обоснование; практическая, теоретическая, познавательная значимость проблемы;
2. определение и обсуждение задач и методов исследования;
3. самостоятельная работа участников по решению творческих задач проекта (индивидуальная или групповая);
4. обсуждение, анализ полученных данных в группах, на семинарских занятиях;
5. оформление результатов, их презентация, защита, оппонирование;
6. формирование выводов, выдвижение новых проблем.
Анализ деятельности студентов по созданию проектов свидетельствует о том, что данный метод учит студентов успешно отбирать нужную информацию не только из литературных источников, но и из интернет ресурсов, анализировать её; обобщать полученные данные в соответствии с поставленной проблемной задачей; выдвигать обоснованные гипотезы её решения; ставить эксперименты; делать аргументированные выводы; выстраивать систему доказательств. Применение данного метода стимулирует интерес студентов к проблемам, связанным с профессией, он обеспечивает единство теоретической и практической подготовки, студенты убеждаются в необходимости развития творческого самостоятельного мышления и приобретения навыков проектирования и моделирования.
Подготовка к ролевым и деловым играм даёт студентам возможность самостоятельно принимать решения при выборе уровня сложности задания, предполагает умение высказывать и защищать собственную точку зрения, проявлять самостоятельность в действиях и поведении во время игры. Студентам предлагаются такие игры и задания, которые требуют разного уровня интеллектуальной и творческой активности.
Использование информатики и ИКТ способствует раскрытию творческих способностей всех участников образовательного процесса, организуется благоприятная внутренняя среда для становления личности студента, формируется личность, способная к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.
Литература
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
Билл Гейтс. Дорога в будущее. Электронная версия книги.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15