Доклад на тему Отношение младших школьников к различным видам деятельности


Частное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат №7 среднего общего образования
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Доклад по теме:
«Отношение младших школьников к различным видам деятельности»
Выполнила: Куринкова Е.А.
Отношение младших школьников к различным видам деятельности.
Ребенок стал первоклассником. На протяжении четырех лет обучения в начальной школе складывается новая для него деятельность - учебная. Он становится учеником, накладывается совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Ребенок не просто овладевает в школе определенным кругом знаний, он учится - учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности, меняется характер, мышление, внимание, память ребенка. Поведение приобретает черты осмысленности, способность следовать определенным правилам, нормам поведения. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становится увлечения: трудовые, художественные, спортивные. Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности. Включение школьника в разностороннюю деятельность на уроке непременно должно предусматривать обязательное взаимодействие с основными, фундаментальными для человека видами деятельности – трудом – познанием – общением, способным обеспечить благополучное течение жизнедеятельности школьника, подготовку его к жизни, формирование и развитее его личности. Включение школьника в разностороннюю деятельность, которая способна удовлетворять его духовные запросы и потребности, реализовать индивидуальные склонности, важнейший фактор развития личности, формирования ее интересов.
Отношение к труду явилось той важной моральной основой, на которой формируются личные качества наших воспитанников. Есть опыт производительного труда в семьях, где ребенок имеет свои четкие трудовые обязанности, где план трудовой деятельности, ограниченный временем и нормами, соблюдается неукоснительно и взрослыми и детьми. Это сплачивает семью как коллектив и вырабатывает у детей важнейшие качества самостоятельности, ответственное отношение к делу и вместе с тем пробуждает у них чувство радости от результатов успешного труда. Теперь можно сказать, что трудовая деятельность является основным видом деятельности. Трудовая деятельность определяет развитие человека с ранних лет его жизни, способствует наиболее благоприятному формированию личности ребенка.
Как и труд, познавательная деятельность школьника в процессе учения следует считать фундаментальной, так как познание – исторический процесс, который целенаправленно отражает в сознании людей законы природы, общества и человеческого сознания. Познавательной деятельностью школьника всегда руководит учитель. В совместной с учеником учебной деятельности учитель выступает как субъект деятельности, объектом которой является школьник.
Очень важным видом деятельности ребенка также является общение. Общение признается одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Для процессов обучения и воспитания в школе общение имеет познавательную ценность: позволяет всматриваться в другого человека и при помощи этого оценивать собственные мотивы, стремление, человеческие качества. Безусловно, можно утверждать, что общение представляет собой очень важный вид деятельности, ставящий цели и влияющий на изменение окружающей среды.
Выделяя труд, познание и общение как основу развития человека и формирование личности школьника, можно увидеть главную силу в их взаимодействии. В общении как процессе отношений между людьми развиваются отношения школьника к людям, совместной деятельности, себе, что влияет и на интерес к учению. Эти отношения неразрывно связаны с теми отношениями к внешнему миру, которые возникают в процессе познания.
Таким образом, смысл и значение включения в учебный процесс многообразия видов деятельности состоит в том, чтобы обогатить учебно-познавательную деятельность, а весь учебный процесс выявлением разносторонних связей и зависимостей между трудом, познанием и общением, составляющими деятельную основу обучения и учения; доказать, что включение различных видов деятельности в учебный процесс содействует его эффективности, поскольку каждый раз из них по-своему активизирует учащихся, побуждает их к самостоятельности, содействует развитию склонностей в определенной предметной области, углубляет интерес к знаниям, учению в целом.
Взаимосвязь всех видов деятельности, включенных в учебный процесс, должна содействовать не только приобретению знаний, но и воспитанию, развитию многих необходимых качеств учащихся.
Разные виды отношений не существуют изолированно друг от друга, а всегда взаимно дополняют, взаимно обогащают друг друга в реальном поведении школьника.
Литература:
Г.И.Щукина «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся», Москва, «Педагогика» 1988 г.
Г.И.Щукина «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе», Москва, «Просвещение» 1979 г.
А.А.Люблинская «Учителю о психологии младшего школьника», Москва, «Просвещение» 1977 г.
А.К.Маркова «Виды отношений школьников к учению», «Современная педагогика» № 11, 1984 г.