Конспект урока по окружающему миру Семейный бюджет (3 класс)


Предмет: Окружающий мир. Класс 3 .
Учебник: Плешаков А.А. Школа России
Тема урока: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: нестандартный, с использованием ИКТ. Цель : познакомить с понятиями: “семейный бюджет”, виды дохода – гонорар, прибыль, рента, пенсия, стипендия, пособие. Для чего нужно составлять семейный бюджет.
Задачи:
1)Определить, из чего складывается семейный бюджет. 2) Расширить словарный запас.
3) Учиться контролировать и корректировать свою работу.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронная презентация.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой положительной самооценки; устойчивого учебно-познавательного интереса; вырабатывать навыки работы в группе.
Метапредметные: извлекать необходимую информацию из текста, осознанно и произвольно строить речевые высказывания, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё мнение, анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки рассуждений, выполнять проблемные задания;
Предметные: контролировать и корректировать свою работу и работу соседа. Сформировать первоначальное представление о семейном бюджете и его составляющих частях; содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения составлять семейный бюджет «условной семьи», соотносить «доходы» с «расходами». Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;
Работать с учебником, выполнять проблемные задания;
Вырабатывать навыки работы в группе.
План урока :1.Оргаеизационный момент
2. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала
3. Сообщение темы урока
4. Изучение нового материала
4.1 Работа со схемой
4.2 Работа с учебником
4.3 Беседа
5. Физминутка6. Практическая работа
7. Закрепление
7.1 Работа в рабочей тетради
8. Рефлексия
9. Итог урока
10. Домашнее задание
Ход урока
1.Оргаеизационный момент
Учитель: - Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. А помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.
- Садитесь.
Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются.
Садятся на места, настраиваются на урок.
2. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала
Учитель: - На прошлом уроке мы с вами говорили о … (государственном бюджете).
Что такое государственный бюджет?
— Соотнесите термин с его определением.(слайд №2)
Налог Деньги , поступающие в бюджет
Доход Деньги , которые тратит государство
Расход Установленные государством платежи
— Какие виды налогов вам известны? (Подоходный, на землю, акциз, пошлина.)
На что государство тратит деньги? Что такое дефицит бюджета? (ответы детей) (слайд№3)
3. Сообщение темы урока
Учитель:—Бюджет составляет не только государство. Его составляютзаводы, фабрики, различные фирмы и даже семьи.
- “Семейный бюджет” - вот тема урока.Задача наша – обсудить бюджет семьи, Зачем он нужен, для чего?Узнать, как можно распланировать его.Мы будем обсуждать, беседовать и спорить,Искать ответы на эти вот вопросы.(слайд №4)
4. Изучение нового материала
4.1 Работа со схемой
Учитель: —Давайте подумаем, как будет складываться бюджет семей?Посмотрите на схему бюджета государства.
(На доске.)
(слайд№5)
— Останется ли такая схема в семье? (ответы детей)
Каждая семья имеет доходы и расходы. На какой период может составиться бюджет семьи?(ответы детей) Самый удобный срок — на месяц.
Познакомимся с доходами, которые могут быть в семье.(слайд№6)
4.2 Работа с учебником
Учитель: - Откройте учебник с 77 – 79. Почитаем, что здесь говорится о семейном бюджете.
4.3 Беседа
Учитель: -Как вы думаете: какой основной источник доходов в семьях?(ответы детей)
Это заработная плата. Она может быть постоянной, а может меняться. Почему?
Если у человека фиксированная сумма — она называется оклад — оплаты труда, то каждый месяц он будет получать одну и ту же сумму. Так выплачивается зарплата врачам, учителям, работникам библиотеки. Работник может получать зарплату за сделанную работу. Например, токарю надо выточить в месяц 1000 деталей. Если он их не сделает, то получит меньше денег. Если сделает больше деталей, то получит больше. Такая форма оплат труда называется сдельной. Оплата работы может быть почасовой. Тогда , каждый час работы начисляется какая то определенная сумма. Так, например, работают охранники.
Это мы говорим о людях, которые каждый день ходят на работу на пред приятия или в различные заведения.
Учитель: - Какие ещё доходы могут поступать в семью?(ответы детей)
Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступления.
Если вместе с вами живут бабушки и дедушки, то к семейному бюджету добавятся их пенсии. Что такое пенсия? Это денежное обеспечение за выслугу лет (когда человек проработал определенное количество лет), по инвалидности или нетрудоспособности.
Если один из членов семьи студент, то он получает стипендию. Cmunендия — постоянное денежное пособие, выдаваемое учащимся в учебном ведении.Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком, то она будет получать небольшое пособие — денежную помощь. Также денежное пособие выплачивается тем, кто стоит на бирже труда и ищет работу.
Если кто то из членов семьи имеет собственную фирму или собственно, предприятие, то он будет получать не зарплату, а прибыль от работы этого предприятия.
Если в семье есть еще одна квартира, которую сдают в пользование другим людям за деньги, то такой доход будет называться рентой.
Если семья имеет сбережения, которые находятся на хранении в банке,
то от банка семья получает определенную сумму денег, которая называется процент.
Учитель: - Давайте разберём доходы семьи. Итак , что же мы отнесем к доходам? (ответы детей)
Доходы
Зарплата ,пенсия, стипендия, гонорар, пособие, процент, прибыль, рента
Учитель: - Давайте разберём расходы семьи. Итак , что же мы отнесем к расходам? Какие расходы обязательны ежемесячно? (ответы детей)
Расходы. (эта графа заполняется в конце месяца)
Квартплата. Образование (секции, кружки, детский сад),транспорт, питание, одежда, обувь, культурный досуг, лечение, путешествия(отпуск), мебель, бытовая техника.
(слайд №7)
5. ФизминуткаУдивляемся природе
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
(Потягивания—руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт.
(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
(Приседания.)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
(Потягивания — руки в стороны.)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного.
(Потягивания — руки вперёд.)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки.
(Дети садятся.)(слайд№8)
6. Практическая работа
Учитель:— Давайте проделаем опыт.(слайд№9 -10)
Я не буду говорить о том, сколько денег в предполагаемом бюджете семьи.
Мы даже уберем из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие -нибудь другие названия. Пусть у нас с вами будут «шустрики».
Сейчас вы получите листы, на которых будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке галочкой.
Учитель раздает лист № 1
( дети работают индивидуально)
— А теперь я раздам вам листы, где будут проставлены цены товаров услуг в «шустриках».
На своих листах проставьте цены рядом с выбранными вами товарами услугами.
Учитель раздает лист № 2.
— Сложите все шустрики. Какая сумма у вас получилась?(ответы детей) А теперь я скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 шустриков и месяц. У кого сумма больше этой цифры?( поднимите руки) Что образовалось в вашем семейном бюджете? (Дефицит шустриков.)
У кого сумма меньше 100 шустриков? Что вы смогли сделать? (Отложить сбережения.)
Конечно, это все условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?
Можно ли сэкономить на транспорте? (ответы детей)Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться. Можно ли сэкономить на квартплате? На какой ее части? Только на оплате электроэнергии. Каким образом?(ответы детей) Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Пока вы пьете чай на кухне, электричество горит зря. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги.
Можно ли сэкономить на продуктах?(ответы детей) Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, чупа- чупсов, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег.
Как можно сэкономить на одежде и обуви?(ответы детей) Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Если родители вынуждены купить вам третьи джинсы за осень, потому что вы порвали предыдущие двое, то о покупке нового красивого джемпера (или кроссовок) придется забыть на долгое время.
Конечно, можно не ходить в кино, театры, музеи, на занятия в секции и кружки. Но не стоит так обеднять свою жизнь из за того, что вы хотите купить себе какую то игру.
— Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег вкошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнен или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, pродителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.(слайд №11 – 13)
7. Закрепление
7.1 Работа в рабочей тетради
Учитель: - Откройте тетради на стр. 48. Выполним задание №1, 2. (самостоятельно)
8. Рефлексия
Учитель:- Давайте попробуем сделать вывод по теме сегодняшнего урока.
Что же такое семейный бюджет? (ответы детей)(слайд №14)
Учитель:– Согласны ли вы с тем, что «правильное ведение хозяйства» – это прежде всего умение экономить. (ответы детей)
Учитель: - Как можно сэкономить на транспорте? На продуктах?
Учитель: - На одежде и обуви?
Учитель: - Выплату на коммунальные услуги? (ответы детей)
Учитель: - И тогда обязательно найдутся деньги на культурно-развлекательные мероприятия и туристические поездки. (слайд№15- 20)
9. Итог урока
Учитель:- Пригодятся ли вам в жизни знания по семейному бюджету?
- Оцените свою активность на протяжении всего урока, а также как вы проявили.
Учитель: – Кто доволен своей работой сегодня на уроке? Поднимите руки. Молодцы!
10. Домашнее задание
У. стр.77 – 80 ;Р.т. стр. 50№5,6; составить бюджет своей семьи на следующий месяц.(слайд №21)
Лист № 1
Лекарства
Продукты
Одежда
Бытовая химия
Транспорт
Велосипед
Спортивная (музыкальная) школа, кружки
Книги
Игровая приставка
Квартплата
Кроссовки (босоножки)
Игрушки
Видеокассеты (диски)
Посещение кинотеатра
Посещение театра, цирка
Лист № 2
Лекарства — 2 ш.
Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) — 50 ш.Одежда —10 ш.
Бытовая химия — 1 ш.
Транспорт —10 ш.
Велосипед — 20 ш.
Спортивная (музыкальная) школа, кружки — 10 ш.
Книги — 1 ш.
Игровая приставка — 30 ш.
Квартплата (коммунальные платежи, электричество) — 20 ш.
Кроссовки (босоножки) — 5 ш.
Игрушки — 3 ш.
Видеокассеты (диски) — 3 ш.
Посещение кинотеатра — 3 ш.
Посещение театра, цирка — 6 ш.