Урок на тему Парные согласные

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов
№ 93 имени ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени «Куйбышевгидростроя»












Конспект урока
по русскому языку по теме:
«Правописание парных согласных в корне слова»




Класс: 2 «А».
Учитель: Водопьянова Н.А.
Место урока в системе уроков: урок обобщения знаний.
Тип урока: урок-путешествие
















Тема: Правописание парных согласных в корне слова
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание парных согласных в корне слова».
 
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
 
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне  слова  разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Технологии
Здоровьесберегающие
Информационные
Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
 
Оборудование, материалы, программное обеспечение:
компьютер, программа «Power Point»
презентация
проектор, интерактивная доска

сигнальные карточки
Этимологический словарь
Цели использования ИКТ: наглядность, повышение мотивации, развитие самостоятельности, повышение эффективности проведения урока, развитие интереса к предмету

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришёл наш друг, герой мультфильма Карлсон
Он обращается к нам словами:
«Дорогие мои ребятишки!
И я нынче взял в руки книжки
Приглашаю я вас путешествовать,
Знанья свои совершенствовать.»

П. Минутка чистописания.
Прежде, чем отправиться в путь, мы должны проложить маршрут, дорожку чтобы легче было передвигаться. (слайд 4)






- Что интересного вы заметили?
- Что мы должны помнить о правописании парных согласных?
Землю красит солнце, а человека тру...
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Какую букву вставите? Почему?
- В чем заключается ваш труд?
- Кто догадался, о каком правиле русского языка мы сегодня расскажем нашему гостю?

III. Закрепление пройденного материала.
1. Упражнение в подборе слов с парными согласными. ( групповая работа)
- Чтобы путешествие было удачным, нужно правильно собрать рюкзак, сложить в него самое необходимое, те вещи, в названии которых есть парные согласные. Путешествовать веселее в группе, поэтому это задание мы тоже будем выполнять в группе, а затем проверим, какая группа «положила» в рюкзак больше вещей.
(Дети на листочках записывают слова с парными согласными вместе с проверочным словом.)
рюкзак - рюкзаки
кружки – кружочки
чашка – чашечка
прутки – прутик
веревка - веревочка
ветка – веточка
друг – нет друга

2) Проверка

Каждая группа зачитывает список вещей, необходимых для путешествия.

- Ребята, какой совет вы дадите гостю? Какое правило нужно знать, чтобы писать эти слова без ошибок?

3). Устный диктант с использованием сигнальных карточек.
- Дорогие мои победители,
А в зоопарк заглянуть не хотите ли?

- Будьте очень внимательны. Я буду читать стихотворение, а вы, если услышите в слове парный согласный звук, поднимайте выше сигнальную карточку с нужной парной согласной.

Вот царь зверей могучий лев
А тут жираф с длиннющей шеей.
Клыкастый морж. Чем не хорош?
Енот - красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко рысь,
Плывет могучий бегемот,
Медведь над нерпою ревет,
И белый голубь там летает,
После трудов отдохнуть предлагает.
(Учитель читает по строчке стихотворение. Дети по сигналу одновременно поднимают нужную карточку)
(5 учеников работают по перфокартам)

В конце слова, без сомненья,
Происходит оглушенье,
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.

IV. Физ. минутка
- Назвали всех животных по порядку,
Теперь приглашаю всех на зарядку.

Мелкие шажки - раз, два, три,
Легкие прыжки - раз, два, три,
Вот и вся зарядка - раз, два, три,
Мягкая посадка - раз, два, три,

V. Словарная работа. (слайд 9)

Учитель
- Следующая остановка в стране «Словария».
Карлсон хочет, как можно больше знать русских слов. Поможем ему?
Отгадайте загадку
Русская красавица
Стоит на поляне –
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
- Это береза.
Правильно, это береза. Как вы догадались?
- Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).
Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: берёза,)
- Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (слог с гласной ё)
- Какую букву мы должны запомнить? (е)

Учитель знакомит детей с историей возникновения слова из этимологического словаря.
Берёза - исконно русское дерево, хоть и растёт не только у нас. Название её уходит в глубокую древность.
- Название свое дерево получило по цвету коры. Много веков назад существовало у древних славян слово бер, означающее «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от него образовалось сначала берза, а потом берёза.

Посмотрите на картину, какая здесь береза? (устно).
Белоствольная, тонкая, ветвистая, кудрявая, красивая, зеленая, нежная.
Издавна береза считалась символом России и широко использовалась в различных отраслях. Почки, листья и кору березы используют в медицине. Деготь, получаемый при сухой перегонке древесины, используют для лечения кожных заболеваний. Из бересты умельцы плели корзины, сумки, изготовляли различные поделки. Весенний березовый сок является лечебным питьем. Однако, следует помнить, что незнание всех правил его сбора может привести к гибели очень ценного и полезного растения.
- Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в живописи, и в музыке. Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал, и еще не привычен для глаз, смотревших до сих пор на черную, ненасытную землю!

Вот как написал в своем стихотворении П. Балацкий.
Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
- Мы с вами не поэты, и не можем так красиво говорить, но в наших силах подобрать родственные слова.

Берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик.
- Какое из этих слов требует проверки?

Учитель: Чтобы ошибок не делать в словах, запомним слова эти дети в стихах.

Ясень с берёзой очень дружил,
Днём он и ночью её сторожил.
Чтобы никто на тропинке лесной
Кору её не поранил весной.
Чтоб не пришлось в эти ранние сроки
Плакать берёзке берёзовым соком.
Чтоб на ней платьице чистое было,
Дождик берёзоньку вымыл без мыла.
Чтобы берёзка как в сказке жила,
Рядом черёмуха с ней расцвела.
Тихо шептала берёзке стихами
И осыпала её лепестками.
Дети, вы тоже берёзку любите,
К ней как к подружке своей приходите.
Столько тепла в ней, надежды и света,
Хоть и неброско всё лето одета.
Осень ударит ей ветром по веткам,
К платью пришьёт золотые монетки
А среди них, как в загадочном сне,
Спряталась хитрая буковка «е»

Учитель:

Весной у березовых рощ, в старину устраивали гулянья, потому что клейкие березовые листочки выделяют пахучее целебное вещество – фитоциды – от них человеку становилось легко дышать, поднималось настроение. А одно дерево украшали ленточками, подарками.
Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу под берёзой с ее кудрявыми листочками, вдохните глубже ее целебный аромат, (2-3-раза) выдохните через нос. Откройте глаза, полечились березовым ароматом, продолжаем работу.
V Самостоятельная работа.
- Посмотрите, ребята, нашему гостю так хорошо стало под русской берёзкой, что он даже заснул. Не будем ему мешать. На ваших столах лежат карточки. Выполните задания.
Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками, проверьте работу своего соседа.

VI. Развитие речи. Поляна творчества.
- Составьте предложение из слов.
Под, еж, березкой, на, устроил, пригорке, норку.
- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (Установить связь)
- С помощью чего устанавливается связь слов в предложении? (вопросов)
(Дети записывают предложение)

На пригорке под березкой ёж устроил норку.
- Найдите главные члены предложения.
Итог урока:
- Почему парные звонкие и глухие согласные надо проверять?
- Как их проверить? Приведите примеры.
- Какой совет мы можем дать нашему гостю? Ученик рассказывает стих:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб на зубы, лед на льды –
Будешь грамотным и ты.
Рефлексия.
-Ребята, оцените свою работу на уроке кружочком:
Мне всё понятно – (зелёный)
Мне ещё надо поупражняться – (синий)
Я плохо понял эту тему - (красный)




- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!
д/з Повторить правила.






15