Выступление для педагогического совета на тему: « Развитие личности в ходе учебно-воспитательной деятельности в соответствии с решением общешкольной проблемы».

Выступление для педагогического совета на тему:
« Развитие личности в ходе учебно-воспитательной
деятельности в соответствии с решением общешкольной проблемы».
Процесс развития личности означает «движение вперед»,
«изменение». Он находит выражение в духовном, интеллек-
туальном росте личности.
Человек не рождается личностью, а ею становится.
Развитие личности – очень сложный, длительный и противоречивый процесс, стихийный и неуправляемый.
Движущая сила развития – борьба противоречий. Челове-
ку не приходится их искать, они возникают на каждом шагу
( это жизнь). Существуют внешние и внутренние («могу»-
«не хочу») противоречия.
Установлено, что процесс развития личности формируется
под влиянием 3-х факторов:
наследственности;
среды окружения;
воспитания.
Носители наследственности – это гены. Многие ученые
считают, что душа новорожденного – это «чистый лист»,но
не зря существует пословица – яблоко от яблоньки далеко
не падает. Многие ученые работали над этой темой
(М. Монтессори, К. Лоренц; наши-Л.Н. Анохин, Н.М. Амо-
сов и др.)
Были выявлены качества, которые передаются по наслед-
ству, от родителей к детям:
Способы мышления;
Черты характера;
Тип нервной системы, темперамент;
Способность к различным видам деятельности, в том числе и учебной;
Задатки;
Цвет глаз, кожи, группа крови;
Нравственные качества;
Особенности речи, памяти, внимания;
Воля, настойчивость, целеустремленность;
10.Жестокость, алчность, агрессивность;
11.Склонность к правонарушениям.
На формирование личности также влияют и внешние условия, но в большей степени – «ближайшая среда» -
это семья, родственники, друзья. Естественно,личность достигает более высокого роста развития там, где ближай-
шее окружение предоставляет ребенку наиболее благо-
приятные условия.
В семье обычно проходят первые и решающие годы
жизни для формирования маленького человека. Ребенок – это довольно точное отражение той семьи, в которой он
живет. Нынешняя семья переживает не самые лучшие вре-
мена. Растет число разводов, неполных семей.
Влияние наследственности и окружающей среды кор-
ректируется воспитанием. Но что может педагогика?
Воспитанием можно добиться многого, но полностью
изменить человека нельзя. Современная педагогика принимает выводы о том, что лозунг прошлого времени
«Воспитание может все» себя не оправдал. В.Г.Белинский
говорил: «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить ди-
кую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство
садовника не сможет заставить ее приносить желуди».
Воспитание – это лишь заполнение пробелов в програм-
ме человеческого развития. Специальные исследования
показали, что воспитание может обеспечить развитие
определенных качеств, только опираясь на заложенные
природой задатки.
Дети поддаются воспитанию неодинаково, диапозон
«податливости» очень широк – от полного неприятия
воспитательных требований до абсолютного подчинения
воли воспитателя. Естественно, в работе необходим
индивидуальный подход.
В.Ф. Шаталов говорил, что для успешного достижения
намеченной цели и положительного результата нужны:
Хорошая наследственность;
Благоприятная среда;
Воспитание в семье;
Правильно организованная познавательная деятель-
ность (целенаправленная и систематическая);
Отношение к учебе;
Интерес к учебному предмету;
Личность учителя.
Младший школьный возраст предоставляет большие
возможности для формирования нравственных качеств и
положительных черт личности. Т.к. в этом возрасте им
присуще податливость, склонность к подражанию,огром-
ный авторитет учителя – все это создает благоприятные
предпосылки для формирования высокоморальной лично-
сти. Основы нравственного поведения закладываются
именно в начальной школе, ее роль в процессе развития
личности огромна.
Мышление подростка приобретает новую черту –критич-
ность. Подросток не опирается на авторитет учителя, он
стремиться иметь свое мнение, склонет к спорам и возраже-
ниям. На него очень сильно влияют оценочные суждения
сверстников. Физиологически сильно развиваются чувства,
которые он проявляет очень бурно. Особенно сильно проявляется гнев. Нравственные идеалы складываются под
влиянием зачастую «ложных» авторитетов.
Воспитательная работа со школьниками среднего воз-
раста – самая важная и самая сложная. Наиболее верный путь в воспитательной работе с данной возрастной группой- умение поставить себя на место подростка, учитывать его интересы, дать возможность демократизации выбора, уважение его мнения как личности. Это верный путь преодолеть прогрессирующее пока отчуждение под-
ростка от учителей и школы.


/О.И. Деркачева/


: Заголовок 1Ў: 15USER[C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Доклад для педагогического совета.docUSERwC:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Доклад для педагогического совета.asdUSERwC:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Доклад для педагогического совета.asdUSERwC:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Доклад для педагогического совета.asdUSERwC:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Доклад для педагогического совета.asdUSERwC:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Доклад для педагогического совета.asdUSERwC:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Доклад для педагогического совета.asdUSERwC:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Доклад для педагогического совета.asdUSERwC:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Доклад для педагогического совета.asdUSERwC:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Доклад для педагогического совета.asd
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Times New RomanCourier New- Доклад для педагогического совета