Программа дополнительного образования Моя малая родина


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОСНОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сосновская средняя школа № 1 «Рожковская основная школа»
«Принято»
На заседании
педагогического совета
Протокол №2
от 30.08.2016г. «Утверждаю»
Директор МБОУ Сосновская СШ№1-_______________/А.В.АндриенкоПриказ №124-фо
От 31.08.2016г.
Программа
по курсу внеурочной деятельности


«Моя малая родина»
(Духовно-нравственное направление)
Возраст: 7 – 11лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Самосадова Т.М.
педагог дополнительного образования ,
1 квалификационная категория
с. Рожок
2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Моя малая Родина» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Федерального государственного начального общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и методических разработок «Внеурочная деятельность школьников» Григорьева Д.В., Степанова П.В., методических разработок, размещённых на интернет ресурсах http//nsportal//ru , Shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/Library, программы духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова/ Издательство «Белово», 2010; авторской программы «Я — гражданин России» С.В.Сабиной /издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2011.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села. Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу . Новизна данной программы заключается в том, что она помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Педагогическая сообразность
Настоящая программа способствует воспитанию у детей любви к родному селу, краю, Отечеству. Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными. направление- духовно-нравственное
Цель программы: воспитание экологической, патриотической, туристско-краеведческой культуры младших школьников через знакомство с природой родного края,
формирование у школьников способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению, как в школьной, так и в открытой общественной среде (на основе краеведческого содержания).
Задачи программы:
-формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
-формирование у детей социокультурной идентичности: этнической, культурной.
-ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы - 7 - 11 лет.
Сроки реализации программы - 1 год (40 часов, 1 час в неделю).
Продолжительность занятия: 40 минут
Предполагаемые результаты:
Приобратение школьниками знаний о разнообразии и богатстве родной природы.
Приобретение школьниками знаний о знаменитых людях посёлка.
Развитие ценностного отношения школьника к природе родного края. Приобретение школьниками опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми и работа в команде
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные:
Познавательные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Регулятивные:
1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные:
1) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
4) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
1) воспитание чувства гордости за свой край;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
К концу года учащиеся должны:
Уметь:
Собирать краеведческую информацию.
Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.
Знать:
Знать и ценить традиции посёлка, беречь его реликвии.
Знать посильные способы решения экологических проблем.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
  Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о правилах ведения экологического образа жизни; о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах продуктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений в общении с другими людьми, стремление к коллективной творческой деятельности.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: приобретение опыта участия с крупных социально-экономических проектах на муниципальном и республиканском уровнях, опыта самоорганизациии и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта действий «командой» в преодолении конкурсных испытаний, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей, влияний (последствий) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. У учеников сформируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности.
Разделы курса:
1.Азбука гражданина -6 часов
2.Моя малая Родина - 11 часа
3.Будущее моего сёла -5 часа
4.Экология родного села-5 часов
5.Памятные места моего сёла-11 часов 6.Защита проектов.- 2 часа.
Тематическое планирование
Название разделов и тем занятий Количество
часов № урока в теме Тема учебного занятия Дата По
плану Корректировка.
Водное занятие. 1 1.1 Знакомство с новым курсом внеурочной деятельности. 6.09 Урок гражданина. 1 1.2 Анализ и подбор исторического, географического материала по теме.
Участие в выставке рисунков «Я - гражданин», «Символы России». Знакомство с разными национальностями. 13.09 Символы государства России (Герб, флаг, гимн). 1 1.3 20.09 Россия – многонациональное государство. 1 1.4 27.09 Конституция – основной закон государства. 1 1.5 Знакомство с правами и обязанностями граждан. 4.10 Проектная работа «Что в символе твоём?» 1 1.6 Подбор материала для проекта.
Поиск материала по дополнительным вопросам.
11.10 Наш край родной.
1 2.1 Экскурсия по родному селу. Знакомство с жизненно – важными объектами села.
18.10 Экскурсия в осенний лес.
1 2.2 История сёл: Рожок, Венец, Лесуново1 2.3 Познакомить с историей наших сёл. 25.10 Моя семья в истории нашего посёлка.
1 2.4 Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Краеведческая гостиная
Выставка работ, фотографий, рисунков.
Оформление фотовыставки. Выступление с устным журналом перед учащимися начальной школы и их родителями.
Обмен мнениями. 1.11
Моя семья в истории нашего посёлка.
1 2.5 7.11 Я, моя семья и моя малая Родина. 1 2.6 15.11 Достопримечательности моего села. 1 2.7 Знакомство с достопримечательностями родного посёлка. 22.11 Эксурсия в больницу 1 2.8 Экскурсия в больницу, рассказ о том, когда она была создана. 29.11 Горжусь тобой моё село родное. 1 2.9 Беседа о том, что увидели на экскурсии. Обмен впечатлениями. Конкурс рисунков. Выставка. 6.12 Экскурсия в ДК с Рожок. 1 2.10 Знакомство с кружками, которые есть в ДК .Рассказ детей, которые посещают различные кружки. 13.12 Экскурсия в библиотеку-хранительницу знаний. 1 2.11 Книга – твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в сельскую библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке. 20.12 Проектная работа по теме «Моя семья в посёлке». 1 3.1 Подбор материала для проекта.
Поиск материала по дополнительным вопросам.
27.12 Каким мы хотим видеть посёлок? 1 3.2 Подготовка к конкурсу проектов Сбор и систематизация материала к проекту. 10.01 Проектная работа «Будущее моего села». 1 3.3 Подбор материала для проекта.
Поиск материала по дополнительным вопросам. 17.01
Проектная работа «Будущее моего села» 1 3.4 Подбор материала для проекта.
Поиск материала по дополнительным вопросам. 24.01 Проектная работа «Школа будущего». 1 3.5 Подбор материала для проекта.
Поиск материала по дополнительным вопросам. 31.01 Экологические проблемы сёл. 1 4.1 Рассказ об экологических проблемах сёл. 7.02 Что мы можем сделать? (Экологические проблемы) 1 4.2 Обсуждение и планирование мероприятий для решения проблемы. Выбор дела. Деловая игра. 14.02 Чистота спасёт сёла. 1 4.3 Подготовка к акции. Распределение обязанностей.
Обсуждение и планирование природоохранных мероприятий к акции. Распределение обязанностей. Акция по уборке территории. Реализация запланированных дел. Проведение природоохранных мероприятий на улицах, вокруг памятника. 21.02 Озеленение нашего сёла. 1 4.4 Посадка деревьев в посёлке. Реализовать запланированное дело. 28.02 Проектная работа «Экологические проблемы». 1 4.5 Презентация проектов перед одноклассниками. Конкурс на лучший проект. Оформление выставки. 7.03 Название улиц наших сёл.
1 5.1 Знакомство с историей названий улиц наших сёл. 14.03 О чём рассказали улицы сёл. 1 5.2 Беседа о улицах поселка. Конкурс рисунков.
Выставка рисунков.
21.03 О чём рассказали улицы сёл. 1 5.3 27.03 Экскурсия по улицам сёл. 1 5.4 4.04 Люди нашего села. 1 5.4 Познакомить со знаменитыми людьми нашего посёлка. Пригласить на беседу. 11.04 Герои нашего села. 1 5.6 Встреча с героями – земляками в профессии. 18.04 Экскурсия к памятнику. 1 5.7 Уборка мусора около памятника. Подготовка мероприятия, посвящённого дню Победы. 25.04 Проектная работа по теме «Памятные места нашего села». 1 5.8 «История возникновения памятника на территории села». Сбор материала. 2.05
Проектная работа «Моё любимое место в селе». 1 5.9 Подбор материала для проекта.
Поиск материала по дополнительным вопросам. 16.05
Проектная работа «Моё любимое место в селе». 1 5.10 Подбор материала для проекта.
Поиск материала по дополнительным вопросам. 23.05 Итоговое повторение. 1 5.11 Провести выставку о проделанной работе за весь год. 06.05
Фестиваль «Наши проекты». 1 5.12 Защита проектов 13.06 Фестиваль «Наши проекты». 1 5.13 Защита проектов 20.06