Программа дополнительного образования Моя малая Родина


Муниципальное образовательное
учреждение дополнительного
образования детей
Вешкаймский Центр дополнительного
образования детей
Утверждено
_____________________________
Директор ЦДО Г.Н.Феткуллова
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Возраст обучающихся –12-14 лет.
Программа рассмотрена и одобрена
На педагогическом совете
Протокл №
« » 20 г.
Программу разработала:
Немова Юлия Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
педагогический стаж – 9 лет

с.Бекетовка2014 г.
Пояснительная записка.
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Дополнительная образовательная программа разработана в рамках туристско-краеведческого направления работы в школе педагогом дополнительного образования Немовой Юлией Евгеньевной. Программа рассчитана на учащихся . Так как в учебной программе по истории предусмотрено очень мало часов на изучение краеведческого материала, появилась необходимость разработки данной программы для внеклассного изучения краеведческого материала.
Цель программы:
В процессе изучения истории родного края приобщать учащихся к национальным, героическим и нравственным традициям отечественной истории.
Программа не рассчитана на новизну, но на многолетнее постоянство; актуальность ее состоит в постоянной необходимости знания своих корней, своих исторических истоков; педагогическая целесообразность заключается в необходимости приобщения учащихся к историческому поиску и анализу краеведческого материала.

Задачи программы:
Изучать на занятиях краеведческий материал;
Пополнять фонды и оформлять экспозиции школьного музея;
Проводить мероприятия по военно-патриотическому воспитанию.
От других образовательных программ данная отличается тем, что учащиеся сами создают ее, реализуют и приобщают других к ней.
В реализации программы участвуют учащиеся 6-8 классов.
Образовательный процесс рассчитан на 2 года. Данный этап охватывает 2014-2015 учебный год. Объем – 144 часа в год.
Занятия проходят в форме кружка, экскурсий, районных мероприятий, встреч с ветеранами войны и труда. Формы проведения – кружковая.
Содержание программы имеет краеведческую направленность: изучение истории своего края, географическое положения района, история его образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д.
Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее.
Занятия кружка носят преимущественно практический характер. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с  научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, селе, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными. Содержание программы соответствует Закону РФ «Об образовании», основным направлениям инициативы «Наша новая школа», Программе развития образовательного учреждения, продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом и духовно – нравственном воспитании, идеально вписывается в программу опытно – экспериментальной работы образовательного учреждения по формированию социального здоровья школьников в условиях сельской школы.

ЦЕЛЬ:
Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников путем привлечения их к краеведческой работе.
Задачи:
Образовательные:
Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.
Сформировать мотивацию к изучению истории и природы родного села.
Изучение истории и природы своего родного села.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.
Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.
Условия для реализации программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
На рабочем столе педагога должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Программа будет успешно реализована, если:
будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Ожидаемые результаты.
К концу года обучения обучающиеся должны достичь первый уровень результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:
Знать:
1.Историю своей семьи,
2. Традиции своей семьи,
3. Реликвии своей семьи,
4. Роль семьи в истории села.
5. Историю своего села.
6.Вклад односельчан в историю страны.
7. Экологические проблемы.
Уметь:
Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,
Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.
Учащиеся на 1 год обучения могут достичь 2 уровня результатов, т.е. выше названным добавятся:Знать:
8. Знать и ценить традиции семьи, беречь её реликвии.
9. Знать посильные способы решения экологических проблем.
Уметь:
4.Делиться собранной информацией с одноклассниками.
5. Самостоятельно обобщать собранную информацию, участвовать в КТД.
Принципы организации деятельности:
гуманизацииличностно-ориентированный подход
научность
доступность
дифференцированный подход
практическая направленность.
Формы организации деятельности:
групповые
коллективные
индивидуальные.
Формы занятий:
игра
экскурсия
беседа
творческая работа
викторина
проект
Формы отслеживания результатов:
презентации
Работа с родителями:
Экскурсии в комплексно-краеведческий музей. октябрь
Встреча с ветеранами. февраль
Участие в митинге. май
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Знание учащимися родного краеведческого материала;
Участие в школьных мероприятиях и районных, областных конкурсах.
Итоги подводятся на районных смотрах-конкурсах и школьных мероприятиях по итогам учебного года.
Для более эффективного использования времени занятия краеведческого кружка и работа в музее проходят по вторникам, четвергам по 2 часа с 15.00 до 17.00.
Календарно-тематическое планирование на 144 часа
Содержание работы Часы Дата проведения
1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с основным фондом комплексно-краеведческого музея. 2 2. Выбор Совета музея. Разработка плана работы. Распределение обязанностей. 2 3. Проведение сверки фонда музея. Работа с документами. 10 4. Исправление неточностей и обновление надписей. 6 5. Оформление руками учащихся краеведческого дидактического материала для внеклассных мероприятий. 6 6. Работа со стендами. Реставрация стендов. 20 7. Составление графика экспозиции. 4 8. Составление тематико-экспозиционного плана. 4 9. Оформление экспозиций в музее. 4 10. Ознакомление с вспомогательным фондом. 4 11. Тренировочные экскурсии по теме: «Моя малая Родина!» 4 12. Тренировочные экскурсии по теме: «Село Бекетовка - гордость нашего Вешкаймского края!» 4 13. Тренировочные экскурсии по теме: «Бекетовцы в боях за Родину!» 4 14. Тренировочные экскурсии по теме: «Мое село, как ты живешь сегодня!» 4 15. Тренировочные экскурсии по теме: «Знаменитые люди села». 4 16. Повторение и проведение тренировочных экскурсий. 4 17. Проведение экскурсий. 14 18. Оформление экспозиций в музее. Школа-начало всех дорог 2 19. Оформление экспозиций в музее. Учителя-гордость нашей школы. 2 20. Изучение истории села, района и области. 10 21. Изучение материала о с. Бекетовка в годы Великой Отечественной Войны1941-1945 гг. 10 22. Ознакомление с биографиями Героев Советского Союза. 12 23. Конкурс на лучшее проведение экскурсию по музею. 2 24. Размножение и распространение буклетов и текстов экскурсий. 2 25. Итоговый конкурс на знание краеведческого материала. 2 26. Подведение итогов работы за год, награждение и поощрение учащихся. 2 Всего часов: 144
Содержание изучаемого курса
Изучение музейных фондов и краеведческого материала:
Ознакомление с основным фондом.
Ознакомление с вспомогательным фондом.
Изучение истории села, района и области.
Ознакомление с биографиями Героями Советского Союза.
Пополнение фондов музея:
Переписка с музеями и людьми, имеющими отношение к профилю программы.
Поиск новых источников поступления и обмена экспонатами.
Оформление руками учащихся краеведческого дидактического материала для внеклассных мероприятий.
Обеспечение сохранности и учета музейных экспонатов:
Оформление книг учета выдачи экспонатов и проведения экскурсий.
Заполнение инвентарных книг основного и вспомогательного фондов.
Составление графика экспозиции.
Составление тематико-экспозиционного плана.
Создание и обновление экспозиций и выставок:
Оформление экспозиций в музее.
Исправление неточностей и обновление надписей .Проведение экскурсионно-лекторской работы:
Размножение и распространение буклетов и текстов экскурсии.
Проведение экскурсий и Дней открытых дверей.
Проведение ежегодных школьных мероприятий по итогам краеведческой работы за год.
Проведение в музее уроки по теме «Гражданская война 1918-1922 гг.».
Привлечение к работе музея местных жителей и органы власти.
Подведение итогов работы за год, награждение и поощрение учащихся.
Методическое обеспечение дополнительной программы
Архивные документы, материалы кабинета истории, музея, Комнаты Боевой Славы.
Артемов Е.Н. и Беркутова А.М. Комкор Кутяков. (Командир 25-й Чапаевской дивизии). Ульяновск. Приволж. кн. изд-во, 1977.
Бирюлин В.В. Народный полководец: К 100-летию со дня рождения В.И.Чапаева. – Ульяновск:Приволж. кн. изд-во, 1986.
Ванчинов Д.П. Военные годы Поволжья (1941-1945). – Издательство Ульяновского университета, 1980.
Годы и люди: (Сборник). – Ульяновск: Приволж. кн. изд-во. Вып.5 – 1990.
Душков В.Ю. Исторический очерк о Российском освоении Поволжья и заволжском городе Пугачеве. – Ульяновск, 2007.
Курбанов Л.Ф. и Полубояринов Е.В. Симбирский край. (Часть вторая). Учебное пособие по истории родного края для уч-ся 9-10 классов. Ульяновск, Приволж. кн. изд-во, 1978.
Список дополнительной литературы
Аншюв О.С. Энциклопедия управленческих знаний: Методический словарь для управленцев. – М., 2002.
Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Учебн. пособие. – Краснодар: Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, 2000. – 54 с.
Безрукова В.С. Проективная педагогика: Учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург, 1996.
Буйлова Л.П. Как разработать авторскую программу? (рекомендации педагогу дополнительного образования) – М., 1999. – 38с.
Громыко Ю.В. Проектное сознание. – М.: Институт учебника Paideia, 1998. – С. 410-415.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – Москва. 2001
Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход /Пер. с польск. – М., 1981.
Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980. – 86 с.
Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1995.
Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. — М., 1993.
Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. – М., 1994. – 113 с.
Кларин Н.В. Инновации в обучении. – М., 2006. – 67 с.
Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. − С. 8-11.
Краснова Т.И. Разработка учебной программы курса в стратегии активного обучения. // TIKrasnova@bsu.by
Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. – Волгоград, 1998.
Лихачёв Б.Г. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Прометей, 1992.
Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование; проведение, использование. − СПб, 2005. – 46 с.
Народное образование, №3. − 2007. − С.267-269.
Орлов О.С. Как составить образовательную программу. – М., 2003. – 39 с.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. − М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Подобед C.О. Проектирование и разработка инновационных программ //Дополнительное образование и воспитание, 2006. – № 7.
Познание и проектирование (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1985. – № 6.
Полат Е.С. Метод проектов. − http://www.ioso.ru/distant/project/ meth%20project/metod%20pro.htm
Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений /Под ред. В.И. Загвязинского, С.А. Гильманова. – М.: Изд-во АСОПиР, 1998. – 108 с.
Раппопорт А.Г. Границы проектирования // Вопросы методологии реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. – М., 1996. – 87 с.
Реформы образовательных политик: деятельность Совета Европы. Интервью зам. главного редактора журнала с Жаном-Пьером Титцем – Секретарем Комитета по образованию Совета Европы //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. – № 6. – С. 9-13.
Родионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – СПб., 1996.
Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования //Вопросы философии, 1984. – № 10.
Сазонов Б.В. К определению понятия «проектирование» // Методология исследования проектной деятельности. – М., 1973.
Сиденко А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку: практическое руководство. – М.: Ассоциация учителей физики. 2000. – 48 с.
Скок Г.Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие. – Новосибирск, 1999. – 83 с.
Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ //Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы. – СПб., 1994. – 280 с.
Фомина А.Б., Голованов В.П., Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А., Фомина Н.Н. Организационно-педагогические основы развития учреждений дополнительного образования детей. – М., 1998. – 86 с.
Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся. /http://courier.com.ru/vp/progr.htm
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. − С. 168-254.
http://uo.kuyby.edu54.ru/DswMedia/rekomendaciiporazrabotkerabochixprogramm.htm
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование на 144 часа
Содержание работы Часы Дата проведения
1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с основным фондом комплексно-краеведческого музея. 2 2. Выбор Совета музея. Разработка плана работы. Распределение обязанностей. 2 3. Проведение сверки фонда музея. Работа с документами. 20 4. Исправление неточностей и обновление надписей. 6 5. Оформление руками учащихся краеведческого дидактического материала для внеклассных мероприятий. 6 6. Работа со стендами. Реставрация стендов. 20 7. Составление графика экспозиции. 4 8. Составление тематико-экспозиционного плана. 4 9. Оформление экспозиций в музее. 4 10. Ознакомление с вспомогательным фондом. 4 11. Тренировочные экскурсии по теме: «Моя малая Родина!» 4 12. Тренировочные экскурсии по теме: «Село Бекетовка - гордость нашего Вешкаймского края!» 4 13. Тренировочные экскурсии по теме: «Бекетовцы в боях за Родину!» 4 14. Тренировочные экскурсии по теме: «Мое село, как ты живешь сегодня!» 4 15. Тренировочные экскурсии по теме: «Знаменитые люди села». 4 16. Повторение и проведение тренировочных экскурсий. 4 17. Проведение экскурсий. 10 18. Оформление экспозиций в музее. Школа-начало всех дорог 2 19. Оформление экспозиций в музее. Учителя-гордость нашей школы. 2 20. Изучение истории села, района и области. 10 21. Изучение материала о с. Бекетовка в годы Великой Отечественной Войны1941-1945 гг. 10 22. Ознакомление с биографиями Героев Советского Союза. 6 23. Конкурс на лучшее проведение экскурсию по музею. 2 24. Размножение и распространение буклетов и текстов экскурсий. 2 25. Итоговый конкурс на знание краеведческого материала. 2 26. Подведение итогов работы за год, награждение и поощрение учащихся. 2 Всего часов: 144