Сценарий на предметную неделю Знатоки природы


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Школа № 91 имени Шолохова Михаила Александровича»
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Сценарий мероприятия «Знатоки природы» для младших школьников
Учитель Дикая М.А.
2016-2017
Тематическая неделя в начальной школе
Учитель: Дикая М.А.
1. Ребята! Сегодня мы должны показать свои знания по окружающему миру, о природе и, конечно, узнать что-то новое.
- Вы любите предмет – урок «Окружающий мир»?  Значит, вы любите природу. А это великое чувство! Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее, великодушнее. Тогда наш час должен пройти интересно!
Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет её видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным!
Сегодняшняя наша игра призвана научить вас быть такими.
Дети читают стихи:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт  для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
 
Кромсая лёд, меняем рек теченье.
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода
У самого мельчайшего малька.
Пока  об этом думать неохота,
Сейчас не до этого… пока.
 
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.
 
Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где тёплый ветер так порою тих!
Где сотней радуг лёд зимой искрится,
Где по весне бушует ледоход,
Где летом пьёт доверчивая птица,
Где сосны зеленеют круглый год.
Итак, продолжаем!
- На сцену поднимаются команды.
Сейчас узнаем, как будут называться команды!
1 задание: 
Загадки:
1. Все растенье это знают
Иногда на нём гадают…
Может, любит, может, нет-
Скажет нам она в ответ…. /ромашка/
 
2. В поле есть такой цветок:
Ярко – синий лепесток.
На ветру качается,
Нежно называется ….. /василёк/
 
3. Ты в лесу его найдёшь.
Пожалеешь, не сорвёшь.
Очень нежный он на вид.
Тронь чуть – чуть и позвонит… /колокольчик/
*   *   *
Капитаны выбирают конверт с названием. На доске много картинок. Найти картинку своего названия. Берут!
2 задание:
- прочитать о  растении  /что узнали об этом растении/
1. Какой цветок носит имя звезды? / астра/
2. Какой цветок возвращает память тем, кто забыл что – то? / незабудка/
3. Какой цветок всегда следит за солнцем? /подсолнух/
4. Какой цветок символизирует болтливость? /колокольчик/
5. Какой синенький цветок римляне называли «царским»? / василёк/
6. Какой цветок считается самым благородным? / роза/
Учитель: Но как бы не были  красивы цветы, лучше их не рвать.
1 ученик:
На  земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Доставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
2 ученик:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
Конкурс «Лесные  Айболиты»
- Какой цветок лечит сердце?  /ландыш/
- Какое растение богато витамином С? /шиповник/
- Какое растение лечит ссадины и раны?  /подорожник/
- Какое лекарственное растение определяют даже слепые?  /крапива/
Вопросы:
1. Для чего используют василёк? /василёк в медицине используют для лечения болезней почек, кожи, глаз/
2. Сколько раз в году звенит колокольчик?  /колокольчики звенят 1 раз в году на праздник Ивана Купалы/
3. Как используют ромашку?   /Чай из цветков ромашки восстанавливает силы/
3 задание:
/Игра со зрителями тестового характера/ 
1. Что делает ёж зимой? /спит/
2. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? /белка/
3. Какой зверь похож на ежа? /дикобраз/
4. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? /кукушка/
5. Как называются птицы, которые остаются зимовать? /зимующие/
6. Какая птица выводит птенцов зимой, в самый лютый мороз? /клёст/
7. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листвы? /лиственница/
8. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? /клён/
9. Из какого дерева делают спички? /из осины/
10. Какое дерево применяют для изготовления лыж? /берёзу/
11.Какое дерево цветёт первым, а какое – последним? /ольха и липа/
12. У каких деревьев осенью листья красные? /у клёна и рябины/
13. Из какого дерева делают пианино? /из ели/
14. Какие дрова самые жаркие? /дубовые и берёзовые/
15. какой город парит в небе? /Орёл/
4 задание:
Командам: Составь картинку животного. Что можете рассказать о нём?
В это время игра со зрителями.  
«Узнай животное по описанию»:
1. Это животное  - хищник. Во все времена люди боялись и остерегались его. Он жесток и кровожаден, обладает устрашающим  голосом. Он удивительно вынослив: может не есть много дней, не теряя при этом силы. Люди зовут его серым разбойником. Кто это? /волк/
2. Жизнь этого животного связана с водой. Оно умеет глубоко нырять и  долго не показываться на поверхности. В воде ему никто не страшен. Издавна люди уважали это животное за его строительное искусство. Кто это?   /бобр/
3. Это животное известно людям давно, ещё 2 тысячи лет назад. Его можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Оно бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, а когда ест, громко причмокивает. Кто это?  /ёж/
4. У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени – отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться мёдом. Летом пугает людей, которые приходят в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это?  /медведь/
5. У этого зверя 2 основных способа защиты: маскировка и ноги. Он может развивать скорость до 50 км в час. Однако он не просто удирает от опасности, а ещё и хитрит, сбивает преследователей со следа. Так что на самом деле он никакой не трус. Кто это? /заяц/
6. Этого животного величают по имени – отчеству. Главная его черта – хитрость, изворотливость. Кто это?  /лиса/
5 задание. 
Командам:  Составить пословицу!  /В конверте пословицы, разрезанные на слова./
1. Много снега, много хлеба.
2. Береги нос в большой мороз.
3. Весна красна цветами, а осень пирогами.
В это время игра со зрителями.
Загадки:
1. Рыбам жить зимой тепло:
Крыша – толстое стекло /лёд/
 
2. Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути  /снег/
 
3. Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес /мороз/
 
4. Что за зверь, скажите, братцы,
Может сам в себя забраться? /норка/
 
5. Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт – белого найдёт /заяц и лиса/
 
6. Водяные мастера
Строят дом из топора /бобры/
 
7. По земле ходит, неба не видит.
Ничего не болит, а всё стонет  /свинья/
 
8. На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь /кузнечик/
 
9. В зоопарке верь, не верь
Проживает чудо – зверь.
У него рука во лбу
Так похожа на трубу /слон/
Ученица:
Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится!
Учитель:
Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.
Викторина «Узнай по описанию»:
1. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой /стриж/
2. Эти птицы выводят птенцов зимой /клёст/
3. Эти птицы считаются символом мира /голубь/
4. Этой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи. /дятел/
5. Эта птица кричит громче всех /павлин/
6. Эта птица живёт на болоте /цапля/
Почему птицы так называются?
1. Снегирь  /появляется вместе со снегом/
2. Синица  /основной цвет в оперении сине – голубой/
3. Кедровка  /питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса/
4. Поползень  /птица, которая ползает по стволу/
5. Мухоловка  /любимое лакомство мухоловки – мухи/
6. Овсянка  /своей жёлтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом/
Справочное бюро:
Справка об экологической роли птиц:
Дятел – лесной доктор, за день съедает до 750 – 900 насекомых – короедов.
Кукушка  съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и др.
Мухоловка – пеструшка – совсем небольшая.
Деревья:
1. Это дерево растёт очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые плоды появляются только через 20 лет. /5 – дуб/
2. А это дерево растёт очень быстро. За 25 лет оно достигает высоты 5-этажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 40 литров воды. /1 – берёза/
3. Цветы этого дерева дают первоклассный мёд. /2 – липа/
4. Этим деревьям нужно солнце. Они растут до 350 лет. /6 – сосна/
5. Это дерево у древних славян было символом семейного очага, охраняло людей от злых духов и пожаров. Из старины остался обычай обрывать это цветущее дерево и дарить друг другу. Из веток этого дерева плетут корзинки, а древесина этого дерева – лучшие полозья для саней. /ива/
6. Этим деревом в старину убивали ведьм. /осина/
Справочное бюро.
Справка об экологической роли леса:
Лес – зелёные лёгкие нашей планеты. 1 га /10000 кв. м – 100 м х 100м/ лиственного леса выделяет за сутки 2 кгфитонцидов. Фитонциды – вещества, образуемые растениями, которые подавляют рост и развитие микроорганизмов и очищают воздух. 1 га хвойного леса отфильтровывает  в год 30 - 35 тонн пыли, 1 га лиственного леса 50 – 70 тонн.
Дети читают стихи о природе.
Учитель:
Любите родную природу:
Озёра, леса и моря,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Давайте же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Звучит песня «Не  дразните собак».
Конкурс №6. Для болельщиков.
1. Не зверь, не птица – нос как спица /комар/
2. Чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам /кузнечик/
3. Живёт дед, - во 100 одёжек одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает /лук/
4. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной /ёж/
5. Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки /яблоко/
6. Шёл долговяз – в землю увяз /дождь/
7. Днём спит, а ночью летает /сова/
8. По полю рыщет, поёт да свищет,
Деревья ломает, к земле траву преклоняет /ветер/
Вопросы - загадки:
1. Голубой шатёр всю землю покрыл / небо/
2. Красная девушка по небу ходит/солнце/
3. Много рук, а нога одна /дерево/
4. Неизвестно, где живёт, налетит – деревья гнёт /ветер/
5. Кто в лесу без топора строит избу без угла? /муравьи/
6. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала /туча/
7. Растут на ветке группками, покрытые скорлупками /орехи/
8. Похож я с виду на горох, где пройду – переполох /град/
9. Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел /одуванчик/
10. Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? /вода/
11. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает /лес/
12. Из – под снега расцветает, раньше всех весну встречает /подснежник/
Описание первое:
У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко – жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я? /синица/
Описание второе:
Она немного больше галки. В народе её называют – белобока. Яркая чёрно – белая окраска и длинный, с зелёным отливом хвост. К тому же она стрекочет. /сорока/
Описание третье:
Наша родина – Антарктида. Основную часть жизни мы проводим в море, а для размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного льда. В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы? /пингвины/
Описание четвёртое:
В нашей стране их 3 вида: деревенская, городская, береговушка. У деревенской – хвост вилочкой с длинными перьями – косицами. На горле и лбу  – красное пятно.  У городской на  горле – белое пятно, а у береговушки – коричневое. /ласточка/
Описание пятое:
У меня жёлтые надкрылья с чёрными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с неприятным раздражающим запахом. Люблю лакомиться зеленью томатов, баклажанов, но больше всего люблю картофель. А детки мои, личинки красного цвета, очень прожорливы. Кто я? Колорадский жук/
Описание шестое:
Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна.  Живу  я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда – сюда, вверх – вниз по дереву, мне и крылья – то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?  /поползень/
Описание седьмое:
Я – зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я её не преследую. Чтобы  схватить и удержать добычу, использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям. Кто я?  /кошка/
Конкурс №7. Экологические задачи:
Задание для 1 команды:
- Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костёр, - предложил Алик.
- Зачем здесь? Идёмте вот под дерево, там уютнее. – возразили девочки.
Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю кинули подальше, чтобы не мешала.
Задание для 2 команды:
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего – либо подходящего, чтобы завернуть банку и положить в рюкзак.
- чего ты носишься с этой банкой? – услышал он – брось её в воду и дело с концом.
* Что ребята сделали неправильно? Исправьте и объясните их ошибки.
Задание для 3 команды:
Петя увидел в лесу гнездо, расположенное недалеко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нём находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.
*Что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно?
Учитель:
Ребята! Какие правила поведения в природе вы знаете? Давайте их повторим:
· Никогда не убивай зверей и птиц
· Не трогай домики животных и их детёнышей
· Не разоряй птичьи гнёзда
· Не ломай деревья, не делай на них надписи
· Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду
· Подкармливай зверей и птиц зимой
· Не шуми на прогулках, не пугай животных
· Учись наблюдать за природой
· Учись слушать голоса природы
Игра с командами «Крестики – нолики».
1. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?         /белка/
 
2. Какая коняшкаХодит в тельняшке?     /зебра/
 
3. Он огромен, полосат, 
А вообще – то кошке брат   /тигр/
 
4. Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги    /черепаха/
 
5. Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Пока сорвёшь –
Всю руку обдерёшь  /крыжовник/
 
6. Землянике я родня.
На грядках ты найдёшь меня.  /клубника/
 
7. Горят красные кисти
Хоть давно нет листьев    /рябина, калина/
 
8. На болоте там и тут
Капли красные растут.
 
9. Он зелен, полосат, и всё же
Большая ягода он тоже   /арбуз/
 
10. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?         /белка/
 
11. Какая коняшкаХодит в тельняшке?     /зебра/
 
12. Он огромен, полосат, 
А вообще – то кошке брат  /тигр/
 
13. Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги   /черепаха/
 
14. Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Пока сорвёшь –
Всю руку обдерёшь  /крыжовник/
 
15. Землянике я родня.
На грядках ты найдёшь меня  /клубника/
 
16. Горят красные кисти
Хоть давно нет листьев   /рябина, калина/
 
17. На болоте там и тут
Капли красные растут.
 
18. Он зелен, полосат, и всё же
Большая ягода он тоже   /арбуз/
Игра со зрителями «Викторина по окружающему миру»:
1. Что находится в мыльном пузыре?
- мыло
- воздух
- вода
2.   К какому виду транспорта относится такси?
- личный
- общественный
- специального назначения
3. Укажи ягоды, растущие на болоте:
 - клюква
 - черника
 - малина
4. Где весной раньше начинает таять снег?
- в  городе
- в лесу
- в поле
5. Сколько ног у паука?
- 4
- 6
- 8
6.   Как называют большие группы, образуемые птицами перед отлётом в тёплые края?
- стадо
- компания
- стая
7.   Какое растение в народе называют порезник, ранник?
- ландыш
- одуванчик
- подорожник
8. Какую горную породу составляют эти минералы: полевой шпат, слюда, кварц?
- глина
- гранит
- кремень
9.   Что находится в футбольном мяче?
- ничего
- воздух
- водород
10.  Как называется твёрдое состояние воды?
- пар
- снег
- лёд
11.  Как называются растения, у которых мягкие сочные стебли?
- кустарники
- деревья
- травы
12.  Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?
- птицы
- рыбы
- млекопитающие
13.  Что относится к живой природе?
- дерево
- камень
- вода
14.  К какому виду транспорта относится поезд?
- наземный
- воздушный
- водный
15. Что даёт город селу?
- обувь
- зерно
- мясо
16. Какую птицу называют лесным доктором?
- синица
- поползень
- дятел
17. Для  жизни  растений и животных  необходимы:- мясо, фрукты, сок
- рыба, овощи, кисель
- солнце, воздух, вода
Подведение итога праздника.