Внеклассное мероприятие на предметную неделю Экскурсия в кабинет химии. 5

«Экскурсия в кабинет химии».


Учитель: Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет
нашей школы. Экскурсию проведут ученики 9 «В» класса, которые рас-
скажут вам о науке химии.
Ведущий № 1: Давайте представим, что мы с вами оказались в перво-бытном обществе. Первобытные люди очень боялись огня. При виде молнии и раскатов грома они прятались, но один мальчик не испугался
грозы и решил посмотреть, как молния будет зажигать деревья. И мы да вайте посмотрим, что из этого вышло.
Ведущий № 3: Это было, давным – давно, когда Земля была ещё моло- дая, люди не умели зажигать огонь и мёрзли в своих каменных пещерах Мясо и рыбу приходилось есть сырыми, яйца тоже, а ведь это вовсе не вкусно. Даже детям к завтраку давали холодную воду вместо горячего чая или молока, и никто никогда не слышал о мороженном. Словом, это была не жизнь, а сплошное мучение.
Молния: Какие люди странные, я всё время зажигаю деревья, чтобы по- казать им огонь, но они всё ровно ничего не понимают.
Гром: Это потому, что они только недавно стали людьми и ещё не нау-чились догадываться, что к чему.
Молния: Подумаешь хитрость! В воздухе сколько угодно кислорода, в любом бревне есть углерод, а для того чтобы появился огонь, только все-го и нужно, чтобы они соединились.
Гром: Во- первых, люди об этом не знают. Ведь на земле не было ещё ни одного урока химии. А во- вторых, они не умеют добывать искры. Те-бе легко рассуждать, если у тебя в каждом пальце целая куча искр.
Молния: Это верно!
Ведущий № 3: Молния засмеялась. Искры так и посыпались во все сто-роны, сложились в огненную стрелу и принялись плясать по небу. Люди
на земле бросали все свои дела и побежали в пещеры, потому что они бо ялись грозы. В лесу остался только один мальчик. Ему хотелось посмот-реть, как молния будет зажигать деревья. Он любил огонь и не боялся красных языков пламени. Они светили и грели, а после пожара в земле можно было найти жареных уток и печёные яблоки.
Гром: Смотри – ка! Может быть, поговоришь с ним?
Молния: Попробую!
Ведущий № 3: Молния, взяв вместо парашюта прочное тёмно-серое об-лако, быстро спустилась на землю. Мальчик очень удивился, но не испу-гался и не побежал. Молнии это понравилось.
Молния: Хочешь ли ты, научится зажигать огонь?
Ведущий № 3: «Конечно!» - ответил мальчик.

Молния: Тогда принимайся за работу. Вон там лежит дерево. Оно очень старое, и ветки у него сухие. Надо сильно- сильно тереть бревно веткой.
Ведущий № 3: Мальчик тёр так долго, что начал думать, что молния над ним посмеялась. Но от бревна вдруг пошёл дым, а потом полетели и иск-ры.
Молния: Если огонь не кормить, он умрёт. Давай ему кусочки сухих ве-
ток. Только береги руки!
Ведущий № 3: Ох как весело затрещало пламя! Красивые алые языки распустились, как большой горячий цветок, и мальчик заплясал от ра-дости так загорелся первый костёр на земле от руки человека. Огонь был помощником человека и его защитником. Большой разрушительной и созидательной силе огня приписывали сверхъестественные свойства.
Люди боялись огня, обожествляя его.
На выходах природного газа строили храмы огнепоклонники. Поклоне-ние огню было следствием незнания людьми сущности процесса горе-ния.
Ведущий № 2:Первобытные люди постепенно привыкли к огню, научи-лись разводить его и готовить на нём пищу. Потом с помощью огня лю-ди стали выплавлять медь и железо. (учащиеся демонстрируют пластин-ки медные и железные).
Ведущий №1:В средние века жили люди, которые много времени прово-дили в небольших лабораториях изучая различные вещества. Это были алхимики. Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и ко-роли держали во дворце алхимиков, чтобы они получали для них золото.
Давайте перенесёмся в лабораторию одного из алхимиков. Она находит-ся в подземелье. За каменным столом сидит старец. На столе перед ним
лежит пергамент с описанием рецепта получения «философского кам-ня».
Алхимик. Ох- хо- хо-о, совсем плохой стал. И руки слабы, и глаза пло-хо видят. Уж поди седьмой десяток лет химичу, а всё без толку. Раскри-чались, расшумелись, все кругом – философский камень, философский камень. Да что-то много шума из ничего! Варишь, варишь, фильтруешь, дистиллируешь, а золота как не было, так и нет. Да-а ! Пути господни неисповедимы! Золото есть тело совершенное! Чуть не забыл! Где -то тут пергамент завалялся – последнее слово науки - на днях у соседа колдуна выменял. Так-так- так, вот он родимый! Интересно! Новое вос-точное заклинание: «Аллах! Ахпер, аллах, ахпер, безмила, арахман, ара-хим». Ну, за дело! Так, сосредотачиваюсь, собираю, коплю злость, коп-лю злость. Да, красота-то какая, ничего не скажешь! Ну, что-то блеска нет. Ну, так и есть, опять обман с этими заклинаниями. (Стук в дверь).
Алхимик: Ну, слава богу, явились олухи царя Небесного! Опять опоздали! Волшебное заклинание выучили?
Олух № 1. Выучили!
Алхимик: Сейчас проверим. Начнём с простого. Получите-ка мне «вино», «молоко», «газированную воду».
Олух № 1. Можно я получу?
Алхимик: Давай.
Ведущий: Ученик подходит к столу и проводит опыты.
Алхимик: Опять перепутал заклинание. Что- то у тебя вино нефтью
пахнет! Тоже мне Менделеев нашелся. Ладно, нарисуйте - ка мой
портрет нерукотворным образом.
Олух № 2: Можно я нарисую? Я так красиво вас отображу.
Алхимик: Ну, давай, валяй! (Смеётся) Нечестивец! Это же карика-
тура (раздаётся взрыв). Должно опять перехимичил. Ну, где ты там?
Что тебе там плохо? Иди, полечу! Уже хорошо. Тогда продолжим.
Сейчас я прооперирую руку. Давай руку. Да не бойся. Так, йодиком
её, иодиком. Теперь скальпелечком, скальпелечком. Что это? Кровь!
А теперь волшебным эликсиром. Ну, где кровь? То-то и оно – нет. И
Чтобы к следующему уроку выучил это волшебство. Ох- хо- хо-о!
Опять из-за вас на съезд алхимиков и колдунов опаздываю. Давайте
дневники, Опять нет подписи родителей. Ставлю сегодня «двойку», и
чтобы не опаздывали! И чтобы родители были!
Ведущий №1: Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в
золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, кото-
рые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдов-
стве и сжигали на кострах. (Демонстрирует репродукцию картины: «
Сожжение на костре Джордано Бруно».)
Ведущий № 2: Но науку запретить нельзя, поэтому учённые отбро-
сили от слова «алхимия» приставку ал, и получилось новое название
химия. Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие ве-
щества, а также их свойства и превращения. В каждой школе есть хи-
мический кабинет и химическая лаборатория; на заводе, в аптеке и
больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователи.
Теперь познакомимся с некоторыми веществами и химическими пре-
вращениями.
Ведущий №1: Я покажу вам опыт «Несгораемый платок». (Платок
смачивают водой, потом спиртом, укрепляют в щипцах и поджигают,
энергично вращают в одну и другую сторону.)
Ведущий №2: У химиков есть одно очень важное правило: в химичес-
ком кабинете нельзя ничего пробовать на вкус, ни есть и не пить. Ал-
химики это правило не соблюдали и многие из них отравлялись ядо-
витыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ «по вкусу»: кислые - кислоты, солёныё - соли.
Ведущий №1: Теперь небольшой фокус. Вы видите на подставке ста кан с жидкостью, очень похожей на воду. Аккуратно накрываем стакан платком, говорим волшебные слова, снимаем платок – жидкость в ста-кане стала малиновой. А теперь давайте обесцветим жидкость малино-вого цвета в стакане. Для этого к раствору добавим бесцветную жид-кость.
Ведущий №2: Я хочу вам показать интересные кристаллы медного купороса. Посмотрите на эти красивые ромбики – кристаллы. Они по-хожи на самоцветы. Эти кристаллы мы вырастили в кабинете химии, они называются медный купорос. А вот эти красные кристаллы – бих-
ромат калия. Их так же вырастили ученики.
Ведущий №1: А я покажу вам образцы горных пород, которые при-везли с Урала. Эти камни и кристаллы созданы природой. Посмотрите,
какая необыкновенная красота. Будьте внимательны, может, и вам удастся найти какой- нибудь интересный минерал в природе!
Ведущий №2: В заключении нашей экскурсии я покажу вам опыт, ко-торый называется «Вулкан». Вы, конечно, знаете, какое это грандиоз-ное зрелище- извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал
город Помпею.
Ведущий №2: Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Наконец- то он закончен,
Надоедливый урок!
Дернув серу за косичку,
Мимо магний пробежал.
Иод из класса испарился,
Будто вовсе не бывал.
Фтор поджёг случайно воду,
Хлор чужую книжку съел.
Углерод вдруг с водородом
Невидимкой стать успел.
Калий, бром в углу дерутся:
Не поделят электрон.
Кислород – шалун на боре
Мимо проскакал верхом.
Вот и закончился наш урок «Экскурсия в кабинет химии.» Понра-вился ли он вам? Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку- химию.


15