Конспект коррекционного занятия для детей с ОНР в старшей группе по лексической теме «Мой город – Смоленск».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Россияночка» города Смоленска
Конспект коррекционного занятия для детей с ОНР в старшей группе по лексической теме «Мой город – Смоленск»
Разработала:
учитель-логопед Зюсько Н.В.


Конспект коррекционного занятия для детей с ОНР в старшей группе.
Тема: Мой город - Смоленск.
Цель:  коррекция лексико-грамматических недостатков речевого развития детей.
Задачи.Коррекционно-образовательные:
•  расширять и активизировать словарь детей по теме "Мой город" ;•  развивать умение преобразовывать существительные из ед.ч во мн. ч., образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, подбирать антонимы, составлять простые предложения, отгадывать загадки.
•  формировать умение подбирать однокоренные слова, составлять сложные предложения с союзом «что бы», составлять описательный рассказ с опорой на символический план.
Коррекционно-развивающие:
•  развивать навыки речевого общения.
•  корригировать логическое мышление,  творческие и композиционные способности, воображение воспитанников;
• совершенствовать координацию речи  с движением, плавность и силу голоса.
Коррекционно-воспитательные:
 воспитывать патриотические чувства, прививать любовь к Родине.
 
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед предлагает сесть на место сначала тем детям, про которых можно сказать “смолянка”, затем тем, про которых можно сказать “смолянин”.
Основная часть.
Логопед. Как можно назвать всех нас, почему? ( Нас можно назвать “смоляне”, потому что мы живём в Смоленске). Город Смоленск является нашей Родиной, почему? (Потому что мы здесь родились, здесь живут наши родные).
Задание №1. «Родственные слова». Подбор однокоренных слов к слову «Родина».
Родной, родня, родинка, родимый, родословная, родоначальник, род, …
Задание №2. «Разминка».
- Как называться наша страна? Россия.
- Назовите столицу России? Москва.
- Как называется наш город? Смоленск.
- Как называются жители нашего города? Смоляне. - На какой реке стоит наш город? На реке Днепр.
Логопед. Смоленск – один из самых древних городов Руси. Он старше Москвы. У нашего города есть свой герб, свой флаг и свой гимн.
Здесь мало увидеть,Здесь нужно всмотреться,Чтоб ясной любовьюНаполнилось сердце,.. (Н.И.Рыленков)
Задание№2. «Кто внимательный?».
1. Какого здания нет в городе Смоленск? 
Крепостная стена, музей, аквапарк, вокзал.
2.  На какой улице находится наш детский сад? Строителей, Попова, Петра Алексеева, Рыленкова.
3. Какие виды  транспорта вы знаете? Наземный, водный, воздушный.
Назовите наземный транспорт в нашем городе? 
Автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, поезд, трактор, велосипед, мотоцикл.
Динамическая пауза "Самолеты".
- Я хочу на самолете полететь.
и на город свой в полете посмотреть!
А вы, дети?
- Мы хотим на самолете полететь
и на город свой в полете посмотреть.
Вы пилоты приготовьте к полету свои самолеты
(Дети встают на одно колено).
- Заводим моторы: «т-т-т-т-т-т-т».
(Круговые движения перед собой).
- Моторы разогреваются: « д-д-д-д-д-д».
- Взлет! (Подняться).
- Полетели: « з-з-з-з-з-з-з». (Громко - тихо).
Скажем громко, отчетливо, ясно:
-« Быстрокрылый мощный ТУ
Набирает высоту.
Он летит все выше, выше
Превратились в точки крыши».
- Самолеты на посадку: «с-с-с-с-с-с-с-с».
Логопед. Каким мы увидели свой город с высоты, мы узнаем, поиграв в игры.
Задание№3. Дидактическая игра "Один - много" (с мячом).
Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, завод-заводы, фабрика-фабрики, дерево - деревья, окно - окна, клумба - клумбы, забор - заборы, магазин - магазины, школа - школы, театр - театры...Задание№4. Дидактическая игра "Большой-маленький".
Дом - домик, город-городок, дорога-дорожка, улица - улочка, завод-заводик, дерево - деревце, окно - окошко, клумба - клумбочка, забор - заборчик, магазин - магазинчик, машина-машинка, трамвай-трамвайчик, вокзал-вокзальчик. Задание№5. «Моя улица».
Логопед. Все мы живём в городе Смоленске на разных улицах. Я, например, живу на улице Нижне-Лермонтовской, а вы? ( Я живу на улице Попова, я живу на улице Петра Алексееева и т. д.).
А на какой улице стоит здание нашего детского сада? ( На улице Рыленкова). Николай Иванович Рыленков – это известный русский писатель, поэт, он очень любил наш город Смоленск.
Задание№6. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Длинная улица – короткая улица, узкая улица – широкая улица, чистая улица – грязная улица, старинная улица – современная улица, ближняя улица – дальняя улица, светлая улица – тёмная улица, кривая улица – прямая улица). Логопед:  На улицах стоит много различных зданий. В одних люди живут, в других – работают. Есть старинные здания, а есть – современные.
Задание№7. «Загадочная викторина». (Отгадки появляются в виде фотослайдов).
Отгадайте-ка, ребятки,Вы о городе загадки.Я начну стихи читать,Вам придётся продолжать.
1.  Шумят повсюду поезда,И едут люди кто куда.Со всех сторон, со всех концов,Кто ждёт прибытий поездов.Того мы приглашаем в зал,Что называется…(вокзал).
2.   В  нём есть картины удивительные,Картины редкие и восхитительные.Но покупать их не позволят.Не потому, что много стоят.Ведь это клад страны моей,Не магазин здесь, а…(музей).
3.   Здесь можно опустить письмо,Отправить телеграмму.По телефону позвонитьВ командировку маме.Ты можешь здесь купить конверт,Послать посылку срочно.Всем передать большой приветВедь это здание - …(почта).
4 .    Люди в белом, не скучают,Не сидят без дела,Курс леченья назначаютЭти люди в белом.Если кто- то заболел,Все идут лечитьсяВ городскую, областную,Детскую…(больницу).
5.   Ее построил народ русский.
Федор Конь – руководил.
Башни, ворота и стены…
Что бы враг не победил,
Была не раз разрушена
И снова создана…
Старинная Смоленская…(крепостная стена).
6. Это что за чудный дом?Сто детишек в доме том,Дом детишкам очень рад.Что же это?…(детский сад).
7. Если холодильник пуст,Кушать если нечего,Нет ни хлеба, ни капусты,Масла нет и гречки.Ты сюда входи скорейИ бери корзину,Покупай, что повкуснееВ нашем…(магазине).
Логопед:  Когда люди договариваются о встрече, часто назначают её у какого-нибудь памятника. Памятники ставятся для того, чтобы люди хранили память о каких либо событиях или людях. (Показ фотослайдов с памятниками).
 Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы и детские сады, театры и библиотеки, вокзал, больницы, зелёные парки и красивые памятники, много красивых старинных зданий.
Задание№8. “Продолжи предложение”. (Логопед начинает предложение, ребёнок продолжает его).
Я пойду в музей,.. чтобы узнать историю города.Я пойду в парк,.. чтобы подышать свежим воздухом.Я пойду в театр,.. чтобы посмотреть интересный спектакль.Я пойду в библиотеку,.. чтобы взять новую книгу.Я пойду в музыкальную школу,.. чтобы учиться играть на скрипке.
Задание№9. «Рассказ о Смоленске» (с опорой на символический план).
Мы живем в России, в городе Смоленске. Смоленск стоит на реке Днепр. Наш город очень старый, большой, красивый. У него есть свои символы: герб, флаг, гимн. В Смоленске очень много красивых улиц, зданий, памятников, парков. Наш детский сад стоит на улице Рыленкова. По городу движется разный транспорт. Можно целый день гулять по городу и любоваться его красотой. Мы очень любим свой город.
Итог занятия.