Рабочая программа учебной дисциплины


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»






СОГЛАСОВАНО
Начальник ФГКУ «7 отряд ФПС по Самарской области» ___________ В.А. Матиевский
«___» _______________ 2015 г.


УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ «Сызранский
политехнический техникум» ________________ Н.В. Котяев
«_____» _____________ 2015 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ТЕРМОДИНАМИКА, ТЕПЛОПЕРЕДАЧА И ГИДРАВЛИКА

«Профессиональный цикл»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность














Сызрань, 2015
ОДОБРЕНО
предметно-цикловой комиссией
общепрофессиональных и электротехнических дисциплин
Председатель_________________ Л.Н. Жужукина
«____» _____________________ 2015 г.

Составитель: Жужукина Л.Н., преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»

Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Колбехина Е.Н., методист ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»

Содержательная экспертиза: Жужукина Л.Н., председатель предметной (цикловой) комиссии общепрофессиональных и электротехнических дисциплин ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»

Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза: Ташлинцев В.А., преподаватель ФГБОУ ДПО Самарский учебный центр ФПС

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «18» апреля 2014 г. № 354.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность в соответствии с требованиями ФГОС СПО.



\












СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п
Название разделов

Стр.


Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4


Структура и содержание учебной дисциплины

7


Условия реализации учебной дисциплины

13


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

14




































1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕРМОДИНАМИКА, ТЕПЛОПЕРЕДАЧА И ГИДРАВЛИКА

1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум» по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Термодинамика, теплопередача и гидравлика входит в профессиональный цикл ППССЗ, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
использовать законы идеальных газов при решении задач;
решать задачи по определению количества теплоты с помощью значений теплоемкости и удельной теплоты сгорания топлива;
определять коэффициенты теплопроводности и теплоотдачи расчетным путем;
осуществлять расчеты гидравлических параметров: напор, расход, потери напоров, гидравлических сопротивлений;
осуществлять расчеты избыточных давлений при гидроударе, при движении жидкости.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
предмет термодинамики и его связь с другими отраслями знаний;
основные понятия и определения, смеси рабочих тел;
законы термодинамики;
реальные газы и пары, идеальные газы;
газовые смеси;
истечение и дросселирование газов;
термодинамический анализ пожара, протекающего в помещении;
термодинамику потоков, фазовые переходы, химическую термодинамику;
теорию теплообмена: теплопроводность, конвекцию, излучение, теплопередачу;
топливо и основы горения, теплогенерирующие устройства;
термогазодинамику пожаров в помещении;
теплопередачу в пожарном деле;
основные законы равновесия состояния жидкости;
основные закономерности движения жидкости;
принципы истечения жидкости из отверстий и насадок;
принципы работы гидравлических машин и механизмов.
Вариативная часть – не предусмотрено.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность и овладению профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.
ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.
ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.
ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.
ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.
ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.
ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.
ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.
ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 142 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 95 часов;
самостоятельной работы студента 47 часов.












































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
142

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
95

в том числе:


лабораторные работы
не предусмотрено

практические занятия
20

контрольные работы
2

курсовая работа (проект)
не предусмотрено

Самостоятельная работа студента (всего)
47

в том числе:
проработка конспектов занятий, составление плана и тезисов ответов,
решение задач, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений, подготовка к контрольной работе


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
зачёт





















2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Термодинамика, теплопередача и гидравлика

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

Раздел 1
Термодинамика

45


Тема 1.1
Общие сведения из технической термодинамики


Содержание учебного материала:
Предмет термодинамики и его связь с другими отраслями знаний.
Основные параметры состояния газа. Смеси рабочих тел.
Уравнение состояния идеального газа. Реальные газы и пары, идеальные газы.
Газовые смеси.Теплоёмкость. Количество теплоты.
Истечение и дросселирование газов. Сопло Лаваля.
Термодинамический анализ пожара, протекающего в помещении.
12

ознакомительный


репродуктивный


продуктивный


Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия:
Применение законов идеальных газов для определения основных параметров состояния рабочего тела.
Определение теплоёмкости с помощью формул и таблиц.
Определение количества теплоты с помощью значений теплоемкости.
Определение количества теплоты с помощью значений теплоемкости и удельной теплоты сгорания топлива.
8



Контрольные работы
не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Решение задач.
Подготовка сообщений
Ответы на контрольные вопросы.
10


Тема 1.2
Законы термодинамики


Содержание учебного материала:
Внутренняя энергия и работа термодинамической системы.
Первый закон термодинамики. Энтальпия газа.
Второй закон термодинамики. Энтропия газа.
Прямые и обратные циклы. Цикл Карно и его термодинамическое значение.
Термодинамика потоков, фазовые переходы, химическая термодинамика.
10

продуктивный


Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
не предусмотрено



Контрольные работы
не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Решение задач.
Подготовка сообщений.
5


Раздел 2
Теплопередача

51


Тема 2.1
Виды теплообмена

Содержание учебного материала:
Теплопроводность при стационарном режиме. Закон теплопроводности Фурье. Коэффициент теплопроводности.
Теплопроводность однослойной и многослойной плоских стенок. Теплопроводность однослойной и многослойной цилиндрических стенок.
Конвективный теплообмен при естественной конвекции. Конвективный теплообмен при вынужденном движении жидкости. Теплообмен при кипении жидкостей и конденсации пара.
Теория конвективного теплообмена в пожарном деле.
Баланс лучистого теплообмена. Законы лучистого теплообмена. Лучистый теплообмен при наличии экранов.
Излучение газообразных продуктов сгорания.
12

продуктивный






Лабораторные работы
не предусмотрено



Практическое занятие:
Определение коэффициента теплопроводности расчетным путем.
2



Контрольные работы
не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Решение задач.
Подготовка сообщений.
Ответы на контрольные вопросы.
7


Тема 2.2
Сложный теплообмен
Содержание учебного материала:
Сложный теплообмен. Понятие о теплопередаче.
Передача теплоты через однослойную и многослойную плоские стенки.
Передача теплоты через однослойную и многослойную цилиндрические стенки.
Теплопередача в пожарном деле.
8

репродуктивный




продуктивный


Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия:
1. Определение коэффициента теплоотдачи расчетным путем.
2



Контрольные работы
не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Решение задач.
Ответы на контрольные вопросы.
5


Тема 2.3
Нестационарная теплопроводность
Содержание учебного материала:
Дифференциальное уравнение теплопроводности.
Термогазодинамика пожаров в помещении. Схема пожара.
Алгоритмы прогнозирования изменяющейся во времени термогазодинамической картины пожара в помещении.
6

репродуктивный


продуктивный


Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
не предусмотрено



Контрольные работы
не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщений.
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
3


Тема 2.4
Теплообменные аппараты
Содержание учебного материала:
Классификация теплообменных аппаратов. Схемы и расчёт теплообменных аппаратов.
2

репродуктивный


Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
не предусмотрено



Контрольная работа:
1. Теплопередача.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Ответы на контрольные вопросы.
2


Раздел 3
Гидравлика

46


Тема 3.1
Гидростатика

Содержание учебного материала:
Основные физические свойства и механические характеристики жидкости.
Основное уравнение гидростатики. Приборы для измерения давления жидкостей.
4

репродуктивный


Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
не предусмотрено



Контрольные работы
не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Решение задач.
2


Тема 3.2
Гидродинамика
Содержание учебного материала:
Виды и режимы движения жидкости.
Уравнение Бернулли для идеальной, реальной жидкости и газов.
Движение жидкостей и газов по трубам.
6

продуктивный


Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия:
Применение основных законов движения жидкости для расчета гидравлических параметров: напор, расход.
Применение основных законов движения жидкости для расчета гидравлических параметров: потери напоров, гидравлических сопротивлений.
Определение избыточных давлений при гидроударе.
Определение избыточных давлений при движении жидкости.
8



Контрольные работы
не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Решение задач.
Ответы на контрольные вопросы.
7


Тема 3.3
Истечение жидкости из отверстий и насадок

Содержание учебного материала:
Истечение жидкости через малое отверстие в тонкой стенке.
Истечение жидкости из насадок. Насадки для пожарных стволов.
Истечение жидкости через короткие трубопроводы.
6

репродуктивный


Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
не предусмотрено



Контрольные работы
не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Ответы на контрольные вопросы.
3


Тема 3.4
Гидравлические машины и механизмы

Содержание учебного материала:
Классификация гидравлических машин и механизмов.
Принципы работы гидравлических машин и механизмов.
Классификация насосов. Основные параметры насосов.
Применение насосов в пожарном деле.
7
репродуктивный


Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
не предусмотрено



Контрольные работы
не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и составление плана и тезисов ответов.
Подготовка сообщений.
Ответы на контрольные вопросы.
3


Тематика курсовой работы(проекта)
не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)
не предусмотрено


Всего:
142





3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета термодинамики, теплопередачи и гидравлики и лаборатории термодинамики, теплопередачи и гидравлики.

Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения:
кодоскоп;
мультимедийный проектор;
компьютер с лицензионным программным обеспечением.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: - не предусмотрено.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
лабораторные стенды.

3.2 Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).

Основная литература
Гидравлика, пневматика и термодинамика: курс лекции./ Под ред. В.М. Филина. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2015.

Интернет-ресурсы:
http://infosait.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].


Дополнительная литература
Брюханов О.Н. Основы гидравлики и теплотехники: учеб. – М.: Академия, 2004
Гидравлика, пневматика и термодинамика: курс лекции. / Под ред. С.П. Стесина. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2008.
Прибытков И.А. Теоретические основы теплотехники: учеб. – М.: Академия, 2004. Теплотехника: учеб. / Под ред. В.Н. Луканина. - М.: Высшая школа, 2002 .
Ухин Б.В. Гидравлика: учеб. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2012.


4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать законы идеальных газов при решении задач;
решать задачи по определению количества теплоты с помощью значений теплоемкости и удельной теплоты сгорания топлива;
определять коэффициенты теплопроводности и теплоотдачи расчетным путем;
осуществлять расчеты гидравлических параметров: напор, расход, потери напоров, гидравлических сопротивлений;
осуществлять расчеты избыточных давлений при гидроударе, при движении жидкости.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
предмет термодинамики и его связь с другими отраслями знаний;
основные понятия и определения, смеси рабочих тел;
законы термодинамики;
реальные газы и пары, идеальные газы;
газовые смеси;
истечение и дросселирование газов;
термодинамический анализ пожара, протекающего в помещении;
термодинамику потоков, фазовые переходы, химическую термодинамику;
теорию теплообмена: теплопроводность, конвекцию, излучение, теплопередачу;
топливо и основы горения, теплогенерирующие устройства;
термогазодинамику пожаров в помещении;
теплопередачу в пожарном деле;
основные законы равновесия состояния жидкости;
основные закономерности движения жидкости;
принципы истечения жидкости из отверстий и насадок;
принципы работы гидравлических машин и механизмов.


формализованное наблюдение и оценка результатов практических занятий № 1- 10.
















подготовка и защита сообщений;
подготовка и проведение презентаций;
формализованное наблюдение и оценка результатов практических занятий № 1, № 7, № 8.






















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515