Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Филиал МКОУ СОШ с. Биджан в с. Башмак
Ленинского района Еврейской автономной области










Приемы формирования
коммуникативных универсальных учебных действий
в рамках предмета «Немецкий язык»
на примере материала учебника для 4 класса
И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»












Учитель немецкого языка
Плетнева Валентина Алексеевна



Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с учителем, со сверстниками, адекватно воспринимали и передавали информацию, отображали предметное содержание и условия деятельности в сообщениях. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе. Приложения к работе представляют собой готовый материал для организации обучения коммуникативным навыкам.
Реализуя новые федеральные государственные образовательные стандарты, учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.
Решению этих задач способствует организация групповой и парной работы на уроках иностранного языка. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе по учебнику И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги».
Первый пример связан с темой «Времена года. / Описание погоды в разное время года». Работа проводится в двух группах (парах), например, A и B. Ученики каждой группы (пары) получают предложения с описанием времени года и иллюстрации к предложениям для противоположной группы (пары). Последовательность действий выглядит следующим образом:

Группа (пара) A Группа (пара) B
Ученик читает предложение Ученики совещаются, подбирают к предложению иллюстрацию и отдают картинку группе А.
Ученики реагируют
Wir glauben …
Das finden wir …
Реакция положительная:
Ja, das stimmt
Das ist richtig
Natürlich.
Реакция отрицательная:
Das ist nicht richtig
Das ist falsch
Nein, das stimmt nicht. При отрицательной реакции ученики исправляют ошибку
Ученик читает предложение
Ученики совещаются, подбирают к предложению иллюстрацию и отдают картинку группе В. Ученики реагируют
Wir glauben …
Das finden wir …
Реакция положительная:
Ja, das stimmt
Das ist richtig
Natürlich.
Реакция отрицательная:
Das ist nicht richtig
Das ist falsch
Nein, das stimmt nicht.
При отрицательной реакции ученики исправляют ошибку
См. пункт 1.

Последнее предложение – поведение итогов, отгадка, какое же это время года (необходимо вписать после совещания в группе (паре) и сказать - Wir meinen… Ich meine …). Коммуникативная задача будет верно решена при следующих условиях - при правильном реагировании на действия партнера собран рассказ с иллюстрациями без ошибок, и отгадано время года. Возможные варианты продолжения этой работы по группам (парам): описание погоды по иллюстрациям, выстраивание цепочки предложений в форме «Домино». В приложении 1 представлен разрезной раздаточный материал для обучающихся – четыре таблицы с описанием времени года и иллюстрациями.
Второй прием основан на неравномерном распределении между партнерами по общению определенной информации, которой им надлежит обменяться на иностранном языке, что и является стимулом для общения. Этот прием в соответствующей методической литературе называется «прием преднамеренного создания различий в объеме информации у партнеров по иноязычному общению».
Ученикам, работающим в группах, предлагается задание заполнить таблицы недостающей в них информацией, общаясь группа с группой на иностранном языке (не показывая таблицы друг другу). В обеих таблицах, вместе взятых, содержится вся информация, необходимая для выполнения предложенного задания, но каждая из групп имеет в своей таблице лишь её часть, благодаря чему между ними и создаются различия в объеме информации. В приложении 2 представлены таблицы-опоры для групповой работы по теме «Животные», где слова, необходимые для выполнения задания, заменены картинками, символами, словами с пропущенными буквами. В качестве продолжения работы ученикам можно предложить задание - составить небольшие монологические высказывания о любимом животном. В приложении 3 аналогичное задание для парной работы.
В классах следующей ступени обучения, или в классах с высокой степенью обученности, при использовании данного приема ученики, общаясь на иностранном языке, заполняют полностью пустые ячейки в таблице.
Эти приемы можно использовать с другим содержательным наполнением, при этом ученики научатся адекватно употреблять коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Эти действия помогут ученику научиться достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию с учётом целей коммуникации как ориентир для построения высказывания.

Источники:

Картинки Google.  https://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. М.:  Просвещение, 2010. — 204 с.
Развитие коммуникативных навыков на уроках немецкого языка. Г. А. Савченко, Н. Н. Ковтун. – Волгоград: издательство «Панорама», 2006. – 64 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Разрезной раздаточный материал для обучающихся – таблицы с описанием времени года и иллюстрациями.

Das Wetter ist schön.
Die Sonne scheint hell.

Es ist warm.


Der Himmel ist blau.

Alles ist grün.

Die Blätter an den Bäumen sind auch grün.
991235-4445

Die Schmetterlinge fliegen von einer Blume zur anderen.

Viele Blumen blühen auf der Wiese.
Sie sind rot, weiß, blau, gelb.

Viele Vögel fliegen und singen ihre Lieder.
Es ist S - - - - r.




Das Wetter ist schlecht.
Die Sonne scheint nicht.

Es ist nicht besonders warm.

Der Himmel ist grau.

Alles ist bunt.

Der Wind weht stark.

Die Blätter an den Bäumen sind bunt:
gelb, rot, grün, braun.

Die Blätter fallen auf die Erde
und tanzen im Wind.


Es regnet oft.

Es gibt viel Obst und viel Gemüse im Garten.

Die Vögel fliegen in warme Länder.
Es ist H- - - - t.



Das Wetter ist schön.
Alles ist weiß.
Überall liegt Schnee.

Die Sonne scheint nicht hell.

Es ist so kalt.

Der Wind weht kalt.

Es schneit.

Die Schneeflocken fallen auf die Erde.
Sie sind schön.
Es ist W - - - - r.


Das Wetter ist schön.
Die Sonne scheint hell.

Es ist nicht besonders kalt.

Der Himmel ist blau.

Der Wind weht nicht besonders stark.

Es taut.

Wir sehen die ersten Blumen.

Viele Vögel sind schon da.
Sie kommen aus dem Süden und singen ihre Lieder.
Es ist F - - - - - - g.
Приложение 2
Таблица-опора для групповой работы (группа А)

Wo lebt

Tier A?
Tier C?
Tier E? Dieses Tier lebt im
Das ist ein Waldtier. Dieses Tier lebt
in den Das Tier lebt auf dem Baum. Dieses Tier lebt im
Das ist ein Waldtier
Wie ist

Tier B?
Tier D?
Tier F?
Es ist grau und sehr böse.
Es ist

Es ist se - r s - - lau.
Es ist sehr lustig. Im S- - - - r ist es

und
im W - - - - r 

Es ist kl - - n. Es ist im Winter weiß und im Sommer grau. Es ist g – o -

und
Was frisst

Tier A?
Tier C?
Tier E? Es frisst

und tiere. Es ist frisst Mäuse, Hühner und Vögel. Es frisst Es frisst Nüsse. Es frisst 610870-13335
und -4254513335
-42545-15875 Es frisst Beeren, Fische (рыбу).
Was kann

Tier B
Tier D
Tier F

machen?
Es kann Tiere fangen (ловить). Es kann T - - re und V - gel f - - - - n Es kann klettern (карабкаться). Es kann von Ba - m zu Ba - m
Es kann schnell laufen. Es kann im 660400779780
-95251270






Таблица-опора для групповой работы (группа В)

Wo lebt

Tier B?
Tier D?
Tier F? Dieses Tier lebt im Wald. Das ist ein
tier. Dieses Tier lebt
in den Dschungeln. Das Tier lebt auf dem 504190175895 Das Tier lebt im Wald. Das ist ein
tier.
Wie ist

Tier A?
Tier C?
Tier E?

Es ist


und sehr b - - e. Es ist rot.

Es ist sehr schlau. Es ist sehr Im Sommer ist es rot und im Winter  grau. Es ist klein. Es ist im W - - - - r

und

im S - - - - r Es ist groß und braun.
Was frisst

Tier B?
Tier D?
Tier F? Es frisst Hasen und Haustiere. Es frisst 48768055880
und-3810024765606425271145 Es frisst Bananen. Er frisst

Es frisst Gras, Salat und Blätter. Es frisst 6140455080
-20320482600
Was kann

Tier A
Tier C
Tier E

machen? Es kann Tiere
f - - - - n Es kann Tiere und Vögel fangen (ловить). Es kann
1581158890 Es kann von Baum zu Baum springen. Es kann schnell
Es kann im Zirkus Rad fahren.


Приложение 3
Таблица-опора для парной работы (ученик А)
A. B.
Wo lebt
Tier A?
Dieses Tier lebt im
Das Tier lebt auf dem Baum.
Wie ist
Tier B?

Es ist grau und sehr böse. Im S- - - - r ist es und

im W - - - - r . Es ist kl - - n.
Was frisst
Tier A?
Es frisst
und tiere. Es frisst Nüsse.
Was kann
Tier B machen?
Es kann Tiere fangen (ловить). Es kann von Ba - m zu Ba - m


Таблица-опора для парной работы (ученик В)
A. B.
Wo lebt
Tier B?
Dieses Tier lebt im Wald. Das Tier lebt auf dem 177101526670
Wie ist
Tier A?
Es ist und sehr b - - e.

Im Sommer ist es rot und im Winter  grau. Es ist klein.
Was frisst
Tier B?
Es frisst Hasen und Haustiere. Er frisst
Was kann
Tier A machen? Es kann T--e f - - - - n. Es kann von Baum zu Baum springen.