Урок по теме Рассуждение на дискуссионную тему (8 класс)


Урок русского языка в 8 классе на тему: «Рассуждение на дискуссионную тему». 15.02.2017.
Цели урока: Совершенствование речевых умений и навыков учащихся, формирование навыков информационной деятельности (поиск, осмысление, переработка и использование информации для решения конкретных учебных задач)
Образовательный аспект: обучить, написать сочинение рассуждение на дискуссионную тему в рамках подготовки к ЕГЭ.
Развивающий аспект: Формировать умение рассуждать на дискуссионную тему, развивать творческую, речевую и мыслительную активность.
Воспитательный аспект: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Оборудование: доска, учебник по русскому языку, словари, проектор.
Организационный момент.
 Проверка домашнего задания.
Упр. 305, 306 (Проверка умения видеть и исправлять ошибки. Подготовка учащихся к речевому оформлению сочинения.)
Тема и цели урока.
- Ребята, напишем тему урока «Рассуждение на дискуссионную тему».
Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.
- Что такое рассуждение?
- Ребята, как вы понимаете значение слова дискуссия? Что значит дискутировать , дискуссионную.
Ответ: Это значит на спорную (дискуссия=спор).
Рассуждение - 1)умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме; 2) высказывание, обсуждение(С.И. Ожегов . Толковый словарь русского языка.)
Дискуссия - спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.
Дискутировать - обсуждать что-нибудь, участвуя в дискуссии.
Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему.
Актуальный - важный , существенный для настоящего момента.
Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).
Рассуждение - очень важный тип речи, который содержит убеждение, доказательство, логическое мышление, выводы.
Важно уметь путем рассуждения вступать в полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны вести дискуссию, призывный диалог.
Часто для перечисления аргументов используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом.
Широко используются союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.
 - Сегодня мы с вами будем писать текст-рассуждение на дискуссионную тему. Проведём сначала подготовительную работу.
- На экране проектора эпиграф урока, отрывок из стихотворения Владимира Соколова. Запишем его.
Слайд 1 Хотел бы я долгие годы
На родине милой прожить,
Любить ее светлые воды
И темные воды любить.
- Прочитайте пожалуйста, это четверостишье еще раз и найдите ключевые слова: ( на родине милой, любить-повторяется 2 раза)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем рассуждать на уроке? ( о Родине)
- А какие стихотворения вы знаете о Родине?
РодинаМихаил ЛермонтовЛюблю отчизну я, но странною любовью!Не победит ее рассудок мой.Ни слава, купленная кровью,Ни полный гордого доверия покой,Ни темной старины заветные преданьяНе шевелят во мне отрадного мечтанья.Но я люблю - за что, не знаю сам -Ее степей холодное молчанье,Ее лесов безбрежных колыханье,Разливы рек ее, подобные морям;Проселочным путем люблю скакать в телегеИ, взором медленным пронзая ночи тень,Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,Дрожащие огни печальных деревень;Люблю дымок спаленной жнивы,В степи ночующий обозИ на холме средь желтой нивыЧету белеющих берез.С отрадой, многим незнакомой,Я вижу полное гумно,Избу, покрытую соломой,С резными ставнями окно;И в праздник, вечером росистым,Смотреть до полночи готовНа пляску с топаньем и свистомПод говор пьяных мужичков. Тихая моя родинаНиколай РубцовВ. БеловуТихая моя родина!Ивы, река, соловьи...Мать моя здесь похороненаВ детские годы мои.- Где тут погост? Вы не видели?Сам я найти не могу.-Тихо ответили жители:- Это на том берегу.Тихо ответили жители,Тихо проехал обоз.Купол церковной обителиЯркой травою зарос.Там, где я плавал за рыбами,Сено гребут в сеновал:Между речными изгибамиВырыли люди канал.Тина теперь и болотинаТам, где купаться любил...Тихая моя родина,Я ничего не забыл.Новый забор перед школою,Тот же зеленый простор.Словно ворона веселая,Сяду опять на забор!Школа моя деревянная!..Время придет уезжать -Речка за мною туманнаяБудет бежать и бежать.С каждой избою и тучею,С громом, готовым упасть,Чувствую самую жгучую,Самую смертную с вязь. с Если крикнет рать святая:
        «Кинь ты Русь, живи в раю!»
        Я скажу: «Не надо рая,
        Дайте родину мою!»
                                С.Есенин
 
- Какие пословицы и поговорки помните?
Кто Родиной торгует, того кара не минует.
Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.
Много стран прошел, а добро лишь на Родине нашел.
На родной стороне даже дым сладок.
На родной стороне и камешек знаком.
Не ищи обетованные края – они там, где Родина твоя.
Не тот человек, кто для себя живет, а кто за Родину в бой идет.
Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь.
Горе в чужой земле безъязыкому.
Чужая сторона прибавит ума.
Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
На родной стороне и камешек знаком.
Где сосна взросла, там она и красна.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Если вздохнуть всем миром - ветер будет.
Жить - Родине служить.
В каком народе живёшь, того обычая держись.
Родная землица и во сне снится.
Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.
Родной куст и зайцу дорог.
Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.
С родной-то стороны и ворона павы красней.
Своя земля и в горести мила.
Своя сторона не бывает холодна.
- Я уверена, что все вы любите свою Родину. А с чем или с кем ассоциируется у вас слово Родина? (с матерью)
- Вы, наверное, знаете о монументе в городе-герое Волгограде «Родина – мать зовет». Во время Великой Отечественной войны солдаты шли в бой со словами «За родину-мать». Они защищали свою Родину, свою мать, а Родина и мать-это самые главные слова для каждого человека.

- Ребята напишите однокоренные слова к слову Родина. В слове Родина какой корень?
Работа со словарями.
Род
Родина, родственники, родители, родня, род, роддом, уродиться, уроженец, родной, родить, рождение, родимый.
- Следующий шаг, который мы сделаем – подберем синонимы к слову Родина. Что такое синонимы?
Отечество, отчизна, родная сторона (сторонка), родной край, родное пепелище, колыбель.
- Обратите внимание на синонимы «Отчизна», «Отечество». С каким словом связаны они? (Мать)
-
Таким образом, Родина – это и мать, и отец (родители) для своих сыновей и дочерей. У доброго хорошего человека врагов или совсем мало, или совсем нет. Так же и со словами.
- Какие антонимы вы можете подобрать к слову «Родина»? РОДИНА — ЧУЖБИНА
Слайд 2.
Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу необъятные её поля, волнующие ся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны зелёные леса. Высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи. Непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в нашей стране. На многих языках говорят люди, населившие эту величественную страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа. (И. СоколовМикитов)
З а д а н и я к тексту: 1. Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста. 2. Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль. 3. Определите роль обособленных определений в дан- ном тексте. Ученики отмечают «живописующую» силу обособлений. Обособление определений во многом зависит от коммуникативных намерений автора — стремления выделить по смыслу отдельные члены предложения. Наличие обособленных членов, требующих особой интонации (с паузами, выделяющими обособления, которые делают речь более плавной, за- медленной), помогают при чтении текста не только «увидеть», но и «рассмотреть» без спешки просторы нашей страны.
IV. Закрепление.
- Ребята откройте учебники, найдите упражнение 301.
Читаем текст ……………..
- Проанализируйте текст. О чём в нём говорится? Какова его основная мысль? Какие аргументы приводит автор? Каким выводом можно было бы закончить текст?
(Учащиеся делают вывод: в упр. 301 Ю. Яковлев говорит о чувстве сыновней любви к земле)
Упражнение 303.
Читаем текст ……………..
- Проанализируйте текст. Какова его тема? Что в нём утверждается? Как бы вы сформулировали (словами из текста) понятие «Родина»? (в упр. 303 А. Фефелов рассказывает о семантике слова Родина.)
- Выпишите определения и предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
Упражнение 304. Читаем задание. Задание для:
1 вариант 2 вариант
Да, согласен с мнением автора Нет, не согласен с мнением автора
- Но сначала вспомним какие типы речи вы знаете.
Описание
Повествование
Рассуждение
- Какой тип речи правильнее использовать при написании данного сочинения? ( Рассуждение)
- А теперь повторим и особенности этого типа речи.
Схема сочинения –рассуждения. Слайд 3.
Тезис
Доказательство
Вывод
Составление плана сочинения. Слайд 4.
Я даю примерный план нашего сочинения- рассуждения, давайте перепишем его в тетрадь:
ПЛАН:
1.   С чего начинается Родина?
    а) Родина - это место, где мы впервые увидели синее небо   над головой.
                  б) Два слова - Родина и Мать!
                  в) Будь сыном своей Родины.
       3.   Можно ли жить без Родины? (Не любить Родину невозможно!)      
- Ребята, вы правильно рассуждаете, человеку очень трудно жить в чужой стране. И.С. Тургенев последние 20 лет прожил во Франции и очень сильно скучал по России, по Родине.
Слайд 5.
2. Ребята, а как вы должны относиться к своей Родине?
1. Любить
2. Беречь
3. Учиться и работать во благо Родины
4. Гордиться Родиной
5. Служить Родине
- А что вы сделали для своей Родины?
Хорошо учимся
Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?
Что вы узнали нового?
- Сегодня на уроке мы очень многое узнали о слове «Родина». Родина – это дом, в котором мы живем. А, значит, он требует от нас заботы, внимания, любви и защиты. Только тогда нам будет уютно в этом большом доме, который мы называем Родиной. Хочется верить, что каждый из нас сделает все возможное для процветания и укрепления нашей Родины.
Д/з . Сочинение-рассуждение: Можно ли жить без Родины?
V. Итог урока:
Как вы думаете, кто работал на уроке лучше всех?
Кто работал хорошо?
С каким настроением вы уйдете с урока?
Ребята, известный русский поэт говорил: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Я надеюсь, что все вы настоящие граждане своей страны. Удачи всем. Спасибо за урок.