презентация к методическому семинару Формирование УУД на уроках иностранного языка


«Формирование УУД на уроках иностранного языка» В подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться. В.А. Сухомлинский Развитие умений и универсальных учебных действий – ключевая задача современной системы образования Автономное овладение ИЯ предполагает:-желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самокоррекцию и, главное, нести ответственность за принятие решений и их выполнение. Номенклатура универсальных учебных действий: Личностные действия – ведущие, поскольку обеспечивают ценностно ­ смысловую, нравственную и социальную ориентацию младших школьников. нравственно-этической ориентации самоопределение смыслообразование Вопросы, упражнения и ситуации для парной и групповой работы типа: "Тебе нравится?", "Я предлагаю своему другу", "Я спрашиваю своих друзей»;Вопросы в условиях ситуации, приближенных к естественной деятельности человека; Проведение физкультминуток на ИЯ дает учащимся установку на здоровый образ жизни. Познавательные универсальные действия представляют самый обширный блок действий, поскольку включают общеучебные и логические действия, а также действия по постановке и решению проблемы. Задание на информационный поиск.Организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением языка и поиском  информации посредством  Интернет-ресурсов. Составление таблиц, схем-моделей. Выделение гласных и согласных букв/звуков в словах. Самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений).Классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование). Коммуникативные действия в рамках любой предметной области обеспечивают социальное взаимодействие, включающее учёт точек зрения позиции партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;интегрироваться в группу сверстников и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Проектная деятельность, в том числе презентации на заданную тему урока Инсценировка ситуаций приближенных к реальным, например «В аэропорту», «В гостинице», «В магазине»,  «На улице»; сказок. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной речью как новым способом общения. Задание типа «Напиши письмо (открытку) своему другу (подруге) и отредактируй его (ее)». Написание сочинения  и его корректировка. Выполнение заданий по алгоритму (например, по распределению предложений по 3 колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола). Действия по предложенному плану (правилу). Контрольные задания, в том числе тестового характера.  Памятка («узелок» на память) - это описание того, как следует выполнять какое-либо задание (упражнение) или использовать то или иное учебное средство. Иными словами, памятка - вербальная модель приёма учебной деятельности. Памятка – алгоритм – последовательность операций строго фиксирована. Памятка – инструкция – предлагается определенная желаемая последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.Памятка- совет – рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.Памятка – показ – ставит цель дать пример выполнения заданий.Памятка – стимул – стимулирует активность через раскрытие перспектив действий. Памятка. «КАК РАБОТАТЬ НАД НОВЫМИ СЛОВАМИ ДОМА»… Всегда думай прежде всего не о том, чтобы запомнить форму слова, а о том, когда и как оно употребляется в речи, только учи слово специально, и как можно чаще старайся употреблять его в своей речи. Ведь отдельно взятое слово - мертво! Живет оно только во фразе! Всегда представляй себе ситуации, в которых можно использовать слова.Работая над новым иностранным словом, сравни его с похожим русским словом, отметь для себя разницу - так ты никогда не спутаешь их, не употребишь одно вместо другого. Диктор Ты произносит фразу, вопрос, любую реплику. слушаешь его высказывания, обращая внимание на то, что нужно усвоить, и запоминаешь это. делает паузу повторяешь за ним, отвечаешь, реагируешь и т.п. в зависимости от задания. произносит сказанное вторично или твою предполагаемую реплику сверяешь сказанное тобой с образцом. делает паузу повторяешь правильный вариант. Памятка. «ВСЛЕД ЗА ДИКТОРОМ» Ты, наверное, заметил, что в учебнике много упражнений, помеченных знаком (•). Это упражнения, в которых диктор показывает тебе образец высказывания. Как им воспользоваться?Посмотри на следующую схему работы. Диктор делает четыре «шага», сделай вслед за ним свои «шаги». Памятка. «ЕСЛИ СПРАШИВАЮТ НЕ ТЕБЯ ...»Если спрашивают не тебя, не отключайся от работы, так как нельзя научиться общаться, говоря на уроке лишь несколько минут.Представь, что всё сказанное учителем или учениками относится к тебе лично.Подумай, как бы ты сам прореагировал на сказанное.Скажи это (или повтори за говорящим) шепотом.Отдохни, если устанешь. Но потом обязательно продолжи.Так ты сможешь упражняться в общении весь урок! Главное, не отступай, и успех придёт! Памятка. «ТВОЯ ЦЕЛЬ - НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ» Сейчас, когда ты только приступаешь к изучению иностранного языка, тебе, наверняка, интересно заглянуть в будущее, узнать, что это означает - уметь общаться. Если будешь работать так, как тебе советуют памятки, то уже в XI классе ты будешь уметь: беседовать с иностранцем на основные темы (о семье, о школе, о городе и т.д.), т.е. понимать его вопросы и высказывания, основные мысли и содержание его рассказов; спросить иностранца о том, что тебя интересует, и кратко рассказать ему о себе и своих делах, о нашей Родине и т.д.; написать письмо своему зарубежному другу; прочесть заметки из иностранных газет, чтобы найти то, что тебя интересует, или специально изданные для чтения рассказы английских, немецких, французских писателей. Если же ты захочешь научиться: понимать содержание радиопередач на иностранном языке, легко и быстро находить информацию в Интернете; понимать то, о чем поют различные ансамбли, читать книги зарубежных писателей, свободно рассказывать о чём угодно и высказывать своё мнение об этом, тебе придется работать дополнительно и в школе, и после окончания её. Выбирай! Всё - в твоих руках! Формируемые на уроках УУД закрепляются ребенком во внеучебной и внешкольной деятельности (например: участие в олимпиадах, конференциях, поездки в зарубежные страны), и становятся личным достижением, используемым в повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности. Групповая форма организации учебного труда на уроке иностранного языка развивает способность к общению; обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися; способствует росту мотивации к учению, укрепляет межличностные отношения, повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе. Правила дискуссии   Не допускать выпадов против личности.   Дать высказаться всем желающим.   Внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно.  Не повторяться, продвигать дискуссию вперед, через выдвижение новых идей, сообщение новой информации, постановку вопросов. Не прерывать и не поправлять говорящего. Обсуждение речевых ошибок выносить на отдельное обсуждение. Ролевая игра как форма обучения диалогическому общению «Разогревающие» упражнения пантомимического характера;Создание проблемной ситуации;Игра «Восстановление рассказа»;Игра «Один день в Берлине». Формирование и развитие системы УУД является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия. Спасибо за внимание!