Разработка внеклассного мероприятия Политические репрессии истории и судьбы


КГУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЕ
"Политические репрессии .История и судьбы".
Разработала и провела
учитель истории Литовкина Л.В.
г.Уральск, 2017г.
Внеклассное мероприятие
Политические репрессии .История и судьбы.
Цель: раскрыть сущность политических репрессий, повлиявших на жизнь людей.
Задачи:
- расширить знания учащихся об истории политических репрессий;
- Показать политическое развитие СССР в 20-30 гг. и такие явления как создание командно-бюрократической системы управления, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свертывания демократии.
-развивать умение работать с историческими документами, приобщение к поисковой работе;
-Формировать умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой.
-Продолжать формирование гражданского патриотизма.
Оборудование: подборка материалов периодической печати, специальной литературы, документы, письма с воспоминаниями репрессированных, плакаты, таблички с надписями государственных деятелей и представителей прессы, компьютерный мультимедиа учебник.
План.
I. Вступительное слово учителя.
II. История политических репрессий в период советского времени.
1)Справка
2)Видеоматериал
III. Литмонтаж
IV. Работа поисковой группы.
Результаты интервью (видеофрагменты)
Первая группа:
1) Видеопроект " История и современность"
2) Краеведческий материал " Репрессии против священнослужителей Уральска"
Вторая группа:
1) Краеведческий материал "Документы и факты о реприссированных"
V. Памятники жертвам репрессий в Казахстане.
VI.Рефлексия .
Ход мероприятия:
I/ Вступительное слово учителя
 Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в XX веке на долю нашей страны. Две мировые и Гражданская война, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну.
Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Более того, унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Тысячи инженеров, сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных партийцев, миллионы крестьян, оказавшиеся жертвами раскулачивания, маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы Родине.
II .Ученики дают подробную справку событиям 20-30 гг ХХ вв.
1- й уч-к
Ежегодно 31 мая в Республике Казахстан отмечается День памяти жертв политических репрессий и голода. Эта дата была утверждена Указом Президента 5 апреля 1997 года. Дата 31 мая выбрана в память о начале массового голода в 1932 году и политических репрессий в 1937 году. Массовый голод 1932—1933 годов в Казахстане был вызван официальной политикой «уничтожения кулачества как класса» и коллективизацией, а также увеличением плана заготовок продовольствия и конфискацией скота у казахов центральными властями.
2- ученик.
В Казахстане этот голод также называют «голощекинским» по имени известного большевистского деятеля Филиппа Голощекина, второго секретаря Казахстанского крайкома РКП(б). Он проводил в стране так называемый «Малый Октябрь» — политический курс, целью которого было подавить местные национальные элиты и усилить административный и экономический контроль над жизнью республики.
3- ученик .
Жертвами голода, спровоцированного политикой Голощекина, стали от 1 до 2 млн человек (по разным источникам). Голод в Казахстане был частью общесоюзного голода, жертвами которого стали также жители Украины, Белоруссии, Северного Кавказа, Западной Сибири, Южного Урала и Поволжья.
Столь же массовыми были и политические репрессии, захватившие в том числе и Казахстан и достигшие своего пика в 1937 году.
4- ученик
Складывающаяся командно-административная система требовала всепоглащающего подчинения.Свершенная бескровно Октябрьская революция оправдывала красный террор направленный на классовых врагов.Еще в годы гражданской войны начал формироваться фундамент для ликвидации классовых врагов, приверженцев построения государств по национальному признаку, и контрреволюционеров всех мастей. Этот период можно считать зарождением почвы для будущих сталинских репрессий.
5-ученик.
На пленуме ЦК ВКП(б) в 1928 году, Сталин озвучил принцип, руководствуясь которым будут убиты и репрессированы миллионы людей. Он предусматривал нарастания борьбы между классами, по мере завершения строительства социалистического общества.
6- ученик.
80 лет назад начались массовые политические репрессии, ставшие трагедией для миллионов людей, для всего нашего народа. Для  Казахстана  эта дата имеет особый смысл. Так сложилась история, что наша республика стала местом депортации для миллионов советских граждан. По всей стране на карательную систему тоталитарного режима работало 953 лагеря и поселения.
23431586360
7- ученик
Весь Советский Союз являл собой в те годы государство с развитой сетью концлагерей, которые за какие-то двадцать лет выросли, словно грибы после дождя. На территории Казахской ССР находились, прославленный Солженицыным ГУЛаг (Главное управление лагерей и мест заключения),
самые «знаменитые» лагеря того времени —
Карагандинский исправительно-трудовой лагерь (Карлаг),
А.Л.Ж.И.Р. (Акмолинский лагерь жён изменников Родины).
По масштабам и трагедии некоторые учёные сравнивают сталинские репрессии с Холокостом, Освенцимом .Можно согласиться с той лишь оговоркой, что в тридцатые годы людей не разделяли по национальному, социальному или какому-либо другому признаку, а судили всех подряд. Говорят, именно в те годы появилась мрачная поговорка «Был бы человек, а статья найдётся».
8- ученик
Обвинения часто выносили “тройки”.В их состав входили не профессиональные юристы , а партийно-номенклатурные работники ,поэтому приговоры , выносились без ссылки на статью уголовного кодекса .
Обвинения против тех, кто был отнесен к классово-враждебным элементам, рассматривали так называемые тройки (1-й секретарь райкома партии, председатель райисполкома, начальник местного отдела ГПУ) . Рассмотрение дел было чрезвычайно упрощено. Осужденные направлялись на принудительные работы в северные и отдаленные районы. Все осужденные имели буквенное обозначение в статье осуждения:
СВЭ - социально вредный элемент; - 1 ученик
СОЭ - социально опасный элемент; - 2 ученик
КРА - контрреволюционная агитация; -3 ученик
АСА - антисоветская агитация; -4 ученик
КРД - контрреволюционная деятельность;- 5 ученик
КРТД - контрреволюционная террористская деятельность; 6 ученик
ЧСИР - член семьи изменника Родины, 7 ученик.
9 ученикВынесение приговоров, по политическим мотивам, как правило, осуществлялось в соответствии со статьей 58 кодекса и его подпунктами. Среди них были обвинения в шпионаже, вредительстве, измене родине, террористические намерения, контрреволюционный саботаж и прочие.
10- ученик За 1929-1933 гг. только тройкой ПП ОГПУ Казахской АССР были рассмотрены 9805 дел и приняты решения в отношении 22933 лиц , к расстрелу 3386 человек.
Многих расстреливали за принадлежность не к тому классу. Буржуазия ,аристократия крестьянство.Другие относились в неблагонадежной нации -корейцы ,немцы, поляки, третьи за политические фракции алашордынцы,троцкисты ,меньшевики ,кадеты , четвертые за религиозные убеждения.
1- ученик
Одним из наиболее циничных преступлений Сталина является санкционирование им засекреченное постановления Политбюро от 07.04.1935 г., позволяющего привлекать к суду подростков с 12 лет и определяющего им наказание вплоть до высшей меры. Только в 1936 г. 125 тыс. детей были помещены в колонии НКВД. В систему ГУЛАГа по состоянию на 01.04.1939 г. было сослано 10 тыс. детей
Видеоролик 3 мин.
III. Литмонтаж.
Посвящение
Фон Реквием
1- й ученик
Как часто мы голосовали
За отлучение друзей
И не кричали, а молчали
О непричастности своей.
2- ученик
Как мы преступно мало знали,
Да что скрывать – боялись знать.
Пойми теперь, когда нам лгали,
Когда мы сами стали лгать.
 3- ученик
Нередко до самозабвенья
Себя старались убедить,
Что, видно, наше поколенье
И не должно иначе жить.
 4-ученик
И вот пришло как наказанье
За благодушье многих лет
Привычкой ставшее молчанье –
Страданья горше в мире нет.
5-ученик
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
6-ученик
От неизвестности томим,
Я жду. Наверно, скоро
Разбудят именем моим
Молчанье коридора.
 7-ученик
И выведут меня на двор
С последними вещами,
Я на тюрьму свой кину взор,
Махну ей на прощанье.
 8-ученик
Пять выстрелов разбудят тишь,
Из них два холостые.
И ты на землю полетишь,
И, как земля, остынешь.
 9-ученик
Нет, не из книжек наших скудных,
Подобья нищенской сумы,
Узнаете о том, как трудно,
Как невозможно жили мы.
 10-ученик
Как мы любили горько, грубо,
Как обманулись мы любя,
Как на допросах, стиснув зубы,
Мы отрекались от себя.
 1- ученик
Как в духоте бессонных камер
И дни, и ночи напролет
Без слез, разбитыми губами
Твердили «Родина», «Народ».
IV. Работа поисковой группы.
Учитель :
В общественном сознании именно 1937 год справедливо ассоциируется с пиком политических репрессий. .С 23 февраля по 5 марта 1937 года состоялся печально известный Пленум ЦК ВКП (б), на котором 3 марта с основным докладом «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» выступил Иосиф Виссарионович Сталин, повторивший свой известный вывод об обострении классовой борьбы
. В конце 30-х годов в жернова репрессивного механизма, представлявшего собой сложную систему несудебных и судебных органов, попало наибольшее количество честных и умных людей. Оперативный приказ о проведении массовых арестов в отношении всех антисоветских элементов, подписанный наркомом внутренних дел СССР Ежовым 30 июля 1937 года, положил начало невиданному политическому беспределу.
Главными врагами советского государства были объявлены троцкисты, превратившиеся, по его мнению, «… в беспринципную и безыдейную банду вредителей, диверсантов, шпионов, убийц, работающих по найму у иностранных разведывательных органов». Сталин даже назвал конкретное количество «врагов» – 30 тысяч.
После окончания Пленума начались многочисленные аресты. С 14 по 29 мая 1937 года были произведены аресты высшего военного командования. Спустя неполных четыре месяца после окончания Пленума, 2 июля 1937 года вышло Постановление Политбюро «Об антисоветских элементах». Этим Постановлением ЦК ВКП (б) предложил взять на учёт всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и расстреляны.
В приказе было утверждено конкретное количество подлежавших репрессиям по первой и второй категории по каждой республике, краю или области. Всего по стране «в плановом порядке» предстояло репрессировать по первой и второй категории 268.950 (двести шестьдесят восемь тысяч девятьсот пятьдесят )челове
С 5 августа 1937 года и до середины ноября 1938 года было осуждено не менее 800 (восьмисот) тысяч человек, половина из которых – к расстрелу, это почти 60 % от общего числа репрессированных
Страну в 1937 – 1938 гг. накрыла волна преследований членов семей репрессированных. В отношении жён и детей были приняты такие же жестокие меры, что и к мужьям и отцам: женам врагов народа арест от 5 до 8 лет, оставшимся детям-сиротам до 15-летнего возраста государственное обеспечение. Приблизительно было репрессировано не менее 43 тысяч жён и детей.Каковы масштабы репрессий 1937 – 1938 годов? Сколько было арестовано, осуждено, расстреляно?
По имеющейся статистике, с 1921 по 1940 гг. за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления было осуждено 3.080.574(три миллиона восемьдесят тысяч пятьсот семьдесят четыре ) человека, из них – 1.344.923 ( один миллион триста сорок четыре тысячи девятьсот двадцать девять человек)– в 1937-1938гг.
За два «рекордных» года было осуждено «контрреволюционеров» почти столько же, сколько за предыдущие и последующие восемнадцать лет.
Каждый второй из осуждённых по политическим мотивам в 1937-1938 гг. был расстрелян.

За годы репрессий в лагеря Казахстана было сослано более 5 млн. человек. По некоторым данным, общее число заключенных значительно превышает эту цифру. В период с 1921 по 1954 годы в Казахстане было осуждено 100 тыс. человек, к 25 тыс. из них  была применена высшая мера наказания - расстрел.

В каждой области Казахстана опубликована "Книга скорби" с краткой информации о репрессированном человеке.
Всего же за время политических репрессий в Западно-Казахстанской области расстреляли около 4 тысяч человек.
«Книга Скорби Западно-Казахстанской области», с расстрельными списками, включает имена 1330 человек, подвергшихся расстрелу в 1937 году.
Первая группа:
1) Видеопроект "История и современность"
Результаты интервью (видеофрагменты) (Унгур Иван)
комментарии к видеопроекту Ивана:
Целью нашего проекта являлось узнать насколько сейчас знают историю своей семьи, подвергались ли члены их семей репрессиям?
Мы опросили 15 человек, из них 9 человек отказались давать интервью, ссылаясь на то , что они не знают имен и судьбу своих прадедов, все 9 человек молодые люди от 17 до 25 лет. Шесть человек старше 40 хорошо владеют информацией, у четверых члены семей подвергались репрессиям.
2) Краеведческий материал " Репрессии священнослужителей Уральска"
(Сингрибаева Дания , Ялфимова Ирина)
ДАНИЯ Из всех гонений, выпавших на долю церкви в годы советской власти , самыми беспощадными и жестокими были террор и массовые репрессии против духовенства и верующих. Это была та категория людей, кто за веру и религиозные убеждения, пожалуй, больше всех испытали произвол и насилие властей. Уже в первые годы существования Советской власти террор против духовенства принял небывалые размеры. К началу 1922 г. в стране согласно судебным приговорам было расстреляно 1691 священников, 1962 монаха, 3447 монахинь и послушниц, а без суда - около 15 тыс. служителей культа ИРИНА НА СЛАЙДЕ ЧИТАТЬ
Немаловажную роль в этом сыграло принятое 5 сентября 1918 г. Советом Народных Комиссаров "Постановление о красном терроре". В нем отмечалось: "Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад председателя Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюций о деятельности этой комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и внесения в нее большей планомерности направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также применения к ним этой меры" Оставшихся в живых ожидали лагеря принудительных работ, которые начали создаваться в 1919 г.
ДАНИЯ В июне 1929 г. состоялся II съезд Союза воинствующих безбожников (СВБ существовал с 1924 по 1947 год), на котором было решено следующую пятилетку провести как "безбожную": в первый год планировалось закрыть все духовные школы, во второй - провести массовое закрытие храмов и запретить издание религиозной литературы, в третий - выслать всех служителей культа за границу, в четвертый - закрыть оставшиеся храмы всех религий, в пятый - закрепить достигнутые успехи. Авторы полагали, что к 1 мая 1937 года "имя бога должно быть забыто по всей территории СССР".
ИРИНА
НКВД поддерживал подобные настроения, и в своих инструкциях местным органам НКВД и советским работникам указывал на необходимость активизации работы на "религиозном фронте".
15240320675В начале 20 века в Уральске действовало 16 церквей и три мечети.
В посёлках нашей области были закрыты все церкви . Большая часть церквей была закрыта в Уральске.
Храмы перестраивали под клубы , часть из них были взорваны или разобраны .Как отмечает краевед Владимир Кутищев в совей книге "«Приими в руце Твои дух мой», к 1945 г священослужителей не осталось.. Одни физически вымерли, другие погибли в результате репрессий". Пострадали не только священнослужители, но и миряне, кто проявлял сочувствие, оказывал какую-то помощь, преподаватели духовного училища, церковно приходских школ.
– Особенно непримиримой была борьба с православной Церковью с 1918 по 1945 годы.
ДАНИЯ Мы хоти поведать о судьбе одно из репрессированных священников. 2 октября был расстрелян последний настоятель Крестовоздвиженской церкви в Уральске протоирей Митрофан Александрович Левшин.
Церковь была закрыта в его отсутствие 7 июня 1936г., когда отец Митрофан не вернулся из ссылки.
ИРИНА
Родился 21 ноября 1887 г. Тряхостровянской станицы войска донского в семье казака. Рано осиротел, получил образование в Порецкой учительской гимнназии Симбирской губернии.Во время учебы увлекся нелегальной литературой , состоял в социал-демократическом кружке студентов.Окончил курс работал учителем в Саратовской губернии, по окончанию Московских курсов полковых священников рукоположен в священники. Служил в п. Александровском Уральской области в 1921 г. переведен в Крестовоздвиженскую церковь в Уральск.
Во время гражданской войны прятал раненых красноармейцев , помогал советской власти во время уборочных работ .В 1924 находился в составе делегации , посетившей Патриарха Тихона и Синод.
ДАНИЯ
10 сентября 1929г. отец Митрофан был арестован Уральским окружным отделом ОГПУ.Ему предъявили обвинение в том , что он возглавил группу церковников , проводя антисоветскую агитацию. Виновным себя он не признал.
3 февраля 1930г. постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ осужден по статье 58 й УК РСФСР на трехлетнее заключение в концлагерь Этапирован в Архангельск.
ИРИНА
По итогам якобы раскрытого дела в газете "Красный Урал" в январе 1930 г.была помпещена статья "Прислужники князя Кирилла" в ней писали, что " вокруг Крестовоздвиженской церкви с 1926г. группируются кадеты, торговцы,кулаки .Церковники в проповедях восстанавливали народ против хлебозаготовок , против отбора Храма Христа Спасителя.По этому делу проходили священики Нагнибеда, Гилунов, Морозов.
24 января 1938 года, не успев придти в себя после ссылки был арестован УНКВД.по обвинению в "антисоветской, шпионской , террористической , церковно-монархической повстанческой организации .
29 сентября 1938 года решением Тройки приНКВД по ЗКО на основании ст 58-1 а, 58 -2, 58 -8 , 58-11, УК РСФСР , приговорен к высшей мере наказания.
ДАНИЯ
Дома его ждала жена Клавдия и пятеро маленьких детей . Сын Александр Митрофанович пытался узнать о судьбе отца,неоднократно отправлял запросы . И в 1959 году получил уведомление о реабилитации Митрофана Левшина от Военного трибунала Туркестанског военного округа.
ИРИНА
История имела продолжение в 1954г. служил в Михайло -Архангельском соборе Владимир Ильич Рожков.к нему зашла прихожанка с просьбой причастить её знакомую на дому.
Худощавая женщина не производила впечатления ни больной ни старой, было непонятно почему она сама не пришла в храм.
На вопрос священника когда она в последний раз исповедывалась получил ответ, что очень давно в 1937г.
Какой же грех так мог отяготить её душу? Священник был готов услышать любое признание о грехопадении человека
"Батюшка, сказала она отцу Владимиру на мне лежит тяжелый грех. Я зарыла Святые Дары в землю. Святые Дары хлеб и вино приготовленные священником . Малейшее пренебрежение к крупице Честного тела и Честной крови Христа- смертый грех, тем более соприкосновение их с землей.
Как могло случиться ,ч тобы Дары попали к этой женщине?
Мой муж был священником запасные Дары хранил дома, ведь вызывали приобщить в любое время , Это был 1937 год. раз ночью приехали забрали моего мужа , с тех пор ничего не знаю о нём. Она испугалась , что придут с обыском и осквернят святыню и зарыла в землю.
ДАНИЯВ указанном месте был извлечен узелок, Владимир Рожков развернул епитрахиль из коричневого шелка , материал распадался в руках, затем зеленый покровец ,его также не пощадило время. В середине лежала большая дароносица , в которой лежали Дары , к удивлению отца Владимира они не подверглись тлену ,как будто их положили вчера. Пересчитал, их оказалось 75. Владимир Рожков решил, что если они предназначены для верующих, он будет причащать ими своих прихожан.Так частицы Святых Даров приготовленные добрыми и чистыми руками отца Митрофана Александровича Левшина вновь послужили людям.
Вторая группа:
1) Краеведческий материал "Документы и факты о репрессированных"
(Талдыко Татьяна , Колесниченко Любовь)
ЛЮБА Сейчас мы приведем выдержки из архивных документов .
Ценность данных документов, что они написаны гражданами страны ,несправедливо осуждённых , а также не посредственно испытавших на себе все ужасы следственных органов ОГПУ -НКВД
Многие были уверены , что всё происходящее это всего лишь ошибка , о которой не знают руководители партии и советского государства.
В числе репрессированных партийных и советских органов были личности и чрезвычайно смелые ,гордые ,которые не только понимали суть происходящего ,но и окрыто и смело высказывались по этому поводу.Одним из таких являлся Идрис Мустамбаев ,непримиримый оппонент Филиппа Исаивича Голощекина и тоталитарного режима в Казахстане.
Так например он заявлял следователю "Я всё время думал , что ГПУ - НКВД в своей работе сильно перегибают и что у них полный произвол,однако убедился , что всё вы делаете ... по заданию ЦК партии. Вы каждый год сажаете в тюрьмы десятки тысяч людей . Сейчас заполнили всю тайгу молодыми интеллегентными людьми , многие из которых никогда не знали политической борьбы .Их обвиняют в измене Родине, я знаю, что это всё зря и можно было обойтись без такой репрессии, Мустабаев был приговорен к высокой мере наказания. Томимый в тюремных застенках с 1933-1937 гг, лишившись самых близких ему людей ,он тем не менее остался не сломленным и отказался признать ложные обвинения в свой адрес.
ТАНЯ Адаев Имангали арестован 26 января 1938 года УНКВД по Западно-Казахстанской области.
Решением тройки ОГПУ был приведен в исполнение 16 февраля 1938 года.
В 1962 году решение тройки было отменено за отсутствием состава преступления.
Родился в 1901 году в семье крестьянина середняка Адая.После революции поступил на учебу в Оренбургский казахский институт.Работал директором школы в Гурьеве ,на Доссоре, заведующим районного отдела в Мангистаусском районе,был директором детского дома и городского интерната.
Вступая в партию за меня поручился секретарь райкома
Хангиреев. Я был на квартире Хангиреева один раз, дважды он бывал у меня, вместе с председателем райсполкомом Алиевым.По прибытию в Гурьев он ко мне не раз не заходил , вот вся моя биография и все с кем я имел связь и которые посещали меня.
ЛЮБААрстанов Жусупбек АРСТАНОВИЧ
арестован 11 августа 1938 года.УГБ НКВД КССР.,согласно статье 58 пп 7,11,
осужден к 8 годам заключения в исправительно трудовом лагере.
Срок отбыл в 1946 году.
В 1954 г постановление было отменено за не доказательство обвинения.
Как писал о себе родился в бедной крестьянской семье в 1904 г, в Кара- Узакском районе Южно-Казахстанской области.с 1916 по 1918 г батрачил у аульного бая,пастухом и пахарем. В 1919 году после смерти отца стал беспризорником.Попал в приют и окончил школу , стал членом комитета комсомола.в 1922 г командирован в Москву в Комвуз им товарища Сталина.
После преподавал , с 1929-1930 г был директором Алма-Атинского пед техникума.В 1930 г отправлен в Москву в Институт Красной профессуры.В 1934г награжден орденом Ленина.
Жусупбек обращался с заявлением к Сталину
Дорогой вождь и родной отец Иосиф Виссарионович ! В силу создавшегося обстоятельства ,непосредственно обращаюсь вк Вам , чтобы рассказать всю правду о моем деле. От всего сердца заявляю Вам, что я не враг народа и никогда не буду таковым.Я стал жертвой провокации и насилия...
Самое страшное , что любой человек в те годы или член его семьи могли подвергнуться насилию со стороны властей, не спасало не пролетарское прошлое, не беспризорное детство, ни вера в дело революции.
Задание группам:Определите причины репрессий.
(предполагаемые ответы)
Причины сталинских репрессий.На этот счет до сих пор бытует много мнений. По некоторым из них, репрессии проводились для зачистки политического пространства от противников Сталина. Другие придерживаются позиции, основанной на том, что целью террора было устрашение гражданского общества и как следствие укрепление режима советской власти. А кто-то уверен в том, что репрессии были способом поднять уровень индустриального развития страны при помощи бесплатной рабочей силы в виде осужденных.
В 1931 г. было утверждено Временное положение о зачете рабочих дней, заключенным, содержащимся в ИТЛ. Зачет по первой категории труда устанавливался из расчета четыре дня срока за три дня работы, по второй - пять дней срока за четыре дня работы. Исправительно-трудовые учреждения были включены в народно-хозяйственный план.
Создание ГУЛАГа преследовало целью создание эффективной системы для проведения форсированной индустриализации. В 1936-1937 гг. создаются управления специализированных лагерей в составе ГУЛАГа, задачей которых было решение различных хозяйственных задач. Экономические цели продолжают оставаться приоритетными в данный период советской исправительно-трудовой политики. В НКВД была создана система секретных научно-исследовательских центров, где велись наиболее важные оборонные исследования.
15 июля 1939 г. Приказом НКВД СССР «Об отмене практики зачета рабочих дней и условно-досрочного освобождения» в целях максимального использования рабочей силы заключенных на строительстве и производстве была отменена система досрочного освобождения заключенных.
На март 1940 г. в системе ГУЛАГа было три лагеря, 425 ИТК, 50 колоний для несовершеннолетних. Общее число заключенных на 1 января 1940 г. составило 1659992 человека.
Деятельность ГУЛАГа охватывала 17 отраслей народного хозяйства.
Объем товарной продукции составлял 2659,5 млн. рублей
V. Памятники жертвам репрессий в Казахстане.
Учитель:
На территории Казахстана создано более 31 памятника жертвам репрессий .
Установлен памятный камень и в нашем парке имени Кирова.
В нашем городе есть место массовых расстрелов, это происходило в Ханской роще ,там нет ни памятника, ни памятной доски, ничего, чтобы не напоминало о тех страшных днях.
В Учужном затоне обнаружено массовые захоронения 30х годов.
Потребовалось более 70 лет, чтобы вернуть честное имя безвинным жертвам чудовищных репрессий. О массовых репрессиях тех лет написано немало книг, изданы воспоминания людей, прошедших через ад лагерей. Но до сих пор исследователи называют все новые и новые имена... Значит, эта страница истории еще не закрыта.
VI.Рефлексия .
Задание
Составить три предложения
1. Я думал (что знал о репрессиях до мероприятия)
2. Я понял (что -то идущее в разрез с твоим предположением)
3.Я обнаружил ( сделал какой то вывод для себя)