Проект духовно-нраственного воспитания «Дорога добра»

Проект «Дорога добра»

Руководитель: Рахманова Н.А.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: русский язык, окружающий мир, музыка, литературное чтение, изобразительное искусство, технология.

Возраст учащихся: 6-10 лет

Цель проекта: формирование и развитие системы духовно-нравственного воспитания детей в традициях отечественной православной культуры.


Задачи проекта:
- приобщение детей к христианской культуре посредством литературы, музыки, живописи;
- знакомство с православными праздниками;
- формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся;
- пробуждение эмоциональной отзывчивости;
- создание условий для реализации творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к родной природе, рациональному использованию ее богатств.

Аннотация проекта

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество- духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры-русского народа.

Информационно-просветительское обеспечение
Просвещение родителей возможно посредством:
- организации лекториев по духовно-нравственному воспитанию;
- выпуска листовок и других печатных материалов для родителей;
- открытия психолого-педагогической консультационной службы.



Духовно-нравственное просвещение учителей школы реализуется через
- выступления на заседании методического объединения учителей начальных классов в СОШ №3 по теме проекта;
- выступления на педагогическом совете школы;
- участие в педагогических чтениях.

Научное обеспечение реализации проекта
В задачу обеспечения реализации проекта входит доработка разделов учебных программ и обеспечение материалов работы музея, школьной городской библиотек, разработка программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию, просвещению, образованию в традициях православной культуры.

Включение духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания

Система мероприятий по решению этой задачи направлена на возрождение традиционного уклада жизни семьи, совершенствование современного семейного воспитания на основе православных культурно-исторических традиций. Процесс интегрирования традиционной духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания включает в себя три этапа:
Анкетирование семей («Социальный запрос родителей» - на первом этапе, «Выявление уровня духовно-нравственной культуры в семье» - на заключительном этапе)
Просвещение родителей по разделам:
Традиции православия
Духовно-нравственное воспитание школьников
Православные праздники
Организация совместной деятельности семей и школы
Проведение классных мероприятий
Экскурсии в собор, музей, к святым источникам.
На первом этапе необходимо провести письменный опрос родителей с целью изучения уровня духовной культуры семей.
На втором этапе:
- проведение лекториев для родителей;
- создание и распространение буклетов из серии «Семейное духовно-нравственное воспитание»;
- открытие библиотечек духовно-нравственной педагогической литературы и книжных выставок для родителей.
На третьем этапе возможно проведение школьных мероприятий с участием родителей обучающихся: классные часы, «Родительская суббота».

Обеспечение доработки и включения духовно-нравственной компоненты в систему начального образования
Система программных мероприятий по доработке и включению духовно-нравственной компоненты в систему начального образования ориентирована на то, что основными задачами духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе являются:
- содействие формированию у школьников целостного православного мировоззрения;
- развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей;
- духовно-нравственная профилактика развития пороков, прививка детям и духовного, и нравственного иммунитета.
Содействие решению обозначенных задач предполагает:
- отбор и использование в школе лучших программ православно-ориентированного содержания по общеобразовательным курсам;
- предполагается также разработка методических рекомендаций по интеграции духовно-нравственного содержания в общеобразовательные учебные предметы, в первую очередь, гуманитарного цикла.

Этапы реализации проекта

Этапы. Формы работы.
2009 г
2009-2010 г
2010-2011 г
2011-2012 г

1 этап - организационный





* Изучение литературы по духовно-нравственному воспитанию
март




* Разработка основных этапов проекта
март




* Проведение вводного анкетирования родителей и обучающихся
апрель




* Включение в тематическое планирование по литературному чтению, русскому языку, музыке, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии , физкультуре уроков, нацеленных на развитие духовности обучающихся, формирование национальной культуры, патриотизма.
июнь




2 этап –основной





* Создание лекториев для родителей

ноябрь,
май
октябрь,
апрель


* Издание и распространение буклетов из серии «Семейное духовно-нравственное воспитание»

В течении года
В течении года


* Открытие библиотечки духовно-нравственной педагогической литературы

сентябрь



* Включение элементов духовно-нравственного воспитания в урок ( беседы, игры, экскурсии, чтение книг и т.д.)

В течении года
В течении года
В течении года

* Проведение внеклассных мероприятий





«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»»

сентябрь



«Мы в ответе за тех, кого приручили»

октябрь



«Россия-Родина моя»

ноябрь



«Сказание о Рождестве Хроистовом»

январь



«День защитника Отечества»

февраль



«Охранять природу – значит охранять Родину!»

март



«Апрель-Березень»

апрель



«Давайте жить дружно!»

май



«Спешите делать добро»


сентябрь


«Путешествие по Древней Руси»


октябрь


«Урок вежливости»


ноябрь


«Крещение Господне. Богоявление


январь


«День защитника Отечества»


февраль


«Тамбовская земля, гордимся мы историей твоей!»


март


«Светлый праздник вечной жизни»


апрель


«День Святой Троицы»


май


«Урок вежливости»



ноябрь

«Основные законы бесконфликтного существования»



январь

«День защитника Отечества»



февраль

«Наполним музыкой сердца»



март

«Русские посиделки»



май

* Участие в конкурсах рисунков по данной тематике

декабрь
декабрь
декабрь

3 этап – заключительный





* Участие семинарах, пед.советах, выступление на заседании МО классных руководителей школы





«Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников»

апрель



«Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки»


февраль


«Роль народных праздников в системе воспитания»



май

* Проведение итогового анкетирования учащихся



апрель

* Создание воспитательной системы класса

сентябрь



* Создание мультимедийной презентации проекта



май


Ожидаемые результаты
Снижение остроты духовно-нравственного кризиса в классе.
Активизация духовного и культурного сознания детей.
Повышение престижа, поднятие авторитета системы образования.
Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15