Внекл. мероприятие Литературная гостиная, посвященное творчеству С.Есенина


Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная гостиная» по теме «Образ черного человека в одноименной поэме С.А. Есенина»
Цели: заинтересовать учащихся противоречивой личностью поэта, увлечь творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе; вызвать сочувствие к трагической судьбе поэта С. Есенина.
Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек.За мною всюду 
Как тень он гонится.
Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам –третей
 Сидит.
А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»
Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы обратимся к произведению замечательного русского поэта Сергея Есенина, традиционно не изучающемуся в школе.
Среди известных циклов стихов Есенина, поэмы «Анна Снегина» и других произведений поэта, «Черный человек» не считается самым важным и необходимым для изучения. Но… Хочу признаться: к прочтению этой поэмы со сцены меня подтолкнули сами ученики. Они сами заинтересовались… Сами учили текст… И вот… это оказалось крайне заразным и крайне увлекательным!!!
И в самом деле, давайте попробуем приоткрыть завесу над самым загадочным и последним прижизненным творением великого поэта…
Последний год жизни – 1925- отмечен для Есенина  особенно тягостными предчувствиями, разочарованиями, крушением надежд и по отношению к России, и по отношению к собственной судьбе:
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Возможно, поэт всю свою жизнь шёл к этой поэме. В нашей стране никогда не было легко: ни при царе, ни при большевиках. Есенин чувствовал трагический нерв своего времени. Из этих настроений и родился «Черный человек», над которым С.А. работал 2 года. Эта жуткая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения.
Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед страшной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия. Это лирическое выражение терзаний души – одна из загадок творчества Есенина. В первую очередь это связано с трактовкой образа самого «прескверного гостя» - черного человека. Его образ имеет несколько литературных источников. Сам Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует загадочный черный человек.
(Звучит отрывок из «Реквиема» Моцарта)
Образ «черного человека» - один из самых загадочных образов русской и мировой литературы. Более всего известна одна легенда, связанная с именем австрийского композитора Вольфганга Моцарта. Она гласит, будто незадолго до смерти к Моцарту явился человек, весь в черном, и заказал реквием. Реквием – это музыкальное произведение, исполняемое в храмах во время заупокойной службы. Композитор с увлечением принялся за сочинение музыки, но черный человек за своим заказом так больше и не пришел. И великого композитора посетила мысль, что реквием он писал для самого себя. Мотив «двойника» довольно распространён как в фольклоре, так и в литературе. Это тень, уходящая от человека и ведущая самостоятельную жизнь. (Андерсен «Тень», Достоевский, чёрт Ивана Карамазова).
Поэма, о которой пойдет речь, написана 14 ноября, а в ночь на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер» Есенин покончил жизнь самоубийством. Может потому, что мы знаем роковые обстоятельства его смерти, эта поэма воспринимается сейчас, как своеобразный реквием поэта. Таким образом, герой С.Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени.
Мне день и ночь покоя не даетМой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперьМне кажется, он с нами сам – третей  Сидит.
«Кто это был? И что ему во мне?» вопрошает Моцарт в трагедии Пушкина. Зададимся и мы таким вопросом. - Так кто же Чёрный человек? Желание жизни или предчувствие смерти? (Учащимся заранее раздаются листочки с этим вопросом, ответ на который предлагается написать после просмотренной инсценировки поэмы)
II На сцену выходят двое учащихся (юноша и девушка). Они садятся друг к другу спиной. Первый ученик читает (наизусть) первую часть поэмы «Черный человек». Затем продолжает девушка. Фоном звучит музыка Рихарда Вагнера «Дорога в Вальхаллу» (скрипка).
III А теперь прошу вас ответить на вопрос- исследование, ответ на который, возможно, будет у каждого свой. И я надеюсь, что такое сильное, драматичное произведение не оставило никого равнодушным к творчеству великого русского поэта С.А. Есенина.