Программа летней профильной площадки эколого-краеведческой направленности


Программа летней профильной оздоровительной площадки
Эколого-краеведческой направленности
"В поход по улицам Пурпе"
 
Программа летней профильной оздоровительной площадки на период с 01.06. по 25.06 2015 года «В поход по улицам Пурпе».
 
Автор: педагог – организатор МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе
Пояснительная записка
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 12 лет и предназначена для реализации на летней профильной оздоровительной площадке на базе МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.
Отдых – это смена деятельности. Летний отдых дан школьникам для укрепления их иммунитета, здоровья и физических сил. Энергия ребенка во время летних каникул находит  выход в творческой деятельности, которая осуществляется через массовые мероприятия, такие как игры, конкурсы, путешествия, концертно-игровые программы. Во время таких мероприятий происходит процесс включения детей в творческую деятельность, и расширяют  их кругозор, развивают любознательность.
Чаще всего, активный отдых детей проходит на пришкольных летних оздоровительных площадках, в спортивно-оздоровительных лагерях или санаториях. МБОУ ДО «ДДТ»
п. Пурпе имеет большой опыт организации и проведения летних оздоровительных площадок дневного пребывания.
В этом году особо остро встал вопрос о гражданско - патриотическом воспитания детей и в настоящее время патриотичное воспитание – приоритетное направление учебно-воспитательного процесса школы и дополнительного образования. Одним из вариантов развития этого направления является летняя оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей.  
Летняя профильная оздоровительная площадка – это хорошая возможность:
расширения формы организации процесса воспитания;
реализации преемственности между основным и дополнительным образованием;
повышение уровня воспитательной составляющей деятельности образовательного учреждения;
показать значимость патриотичного воспитания в жизни каждого человека, в становлении ребёнка как гражданина своего поселка, района, округа и через участие детей в жизнедеятельности лагеря;
обучить детей приёмам укрепления личного здоровья, здорового образа жизни;
получить навыки проведения самостоятельных исследований по истории своего поселка, района и округа;
Цель программы:
Создать условия, обеспечивающие полноценный отдых детей в каникулярное время.
 Задачи программы:
Воспитательные:
Организовать условия для личностного развития каждого ребёнка;
Организовать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни;
Способствовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;
Способствовать ознакомлению духовного наследия малой Родины;
Организовать условия для воспитания культуры общения.
Оздоровительные:
Организовать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
Обеспечить длительное пребывание детей на открытом воздухе;
Развивающие:
Развитие способности глубокого сосредоточения, созерцания наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений;
Создания условия для развития коммуникативности и координированности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, путем самоуправления.
Образовательные:
Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят в области истории, краеведения, физики, астрономии, экологии, биологии;
Принципы деятельности площадки:
1. Самореализация детей - осознание ими перспектив и целей предлагаемых видов деятельности; добровольное включение в ту или иную деятельность; поощрение достигнутого.
2.Включенность в социально значимые отношения - обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
3.Взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления - самоорганизация и приобретение опыта организации коллективной деятельности в ней; защита каждого участника коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
4.Сочетание образовательных и воспитательных мероприятий с трудовой деятельностью детей - режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Расширение индивидуального исторического пространства – изучение основных исторических понятий, изучаются на примере своего поселка, района, округа, страны и всей планеты.
Методы реализации программы:
 
методы оздоровления:
- утренняя гимнастика;
- спортивные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;
методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
методами образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).
-  экскурсий.
- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).- наблюдения (запись наблюдений).
Планирование работы.
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе летней профильной оздоровительной площадки планируется активно задействовать социум поселка и близь лежащих населенных пунктов: дом культуры; библиотека; музей «Освоение Севера» г. Губкинский; ПЧ п.Пурпе.; СОК «СТАР» п. Пурпе-1.

Формы организации деятельности по реализации программы:
Формы организации деятельности
Массовые Групповые Индивидуальные
Праздники
Конкурсы
Экскурсии, походы
Спортивные соревнования
Мастерская будущего
Отрядные огоньки
Беседы
Спортивно-оздоровительные процедуры
Групповые занятия по интересам Индивидуальные беседы
Поручения
 
Возможные риски:
Плохие  погодные условия;
Вспышка ОРВИ;
Механизм реализации программы
 
Все дети без исключения ждут лета, так как лето - это веселый и беззаботный отдых, встреча с друзьями, а главное – отличное настроение.
В этой программе необычная форма проведения каждого дня – путешествие по улицам родного поселка с героем сказок – Чингачкугом. 
В нашем  путешествии по Пурпе -  каждый день будет посвящен открытию одной из улиц поселка:
Улица встреч
Улица юных дизайнеров «Пурпе»
Улица подвижных игр
Улица интеллектуалов
Улица романтиков
Улица сказок
Улица спорта
Улица юмора
Улица неболейка
Улица юный историк
Улица рекордов
Улица «Мульти-пультия»
Улица танца
Улица «очумелые ручки»
Улица талантов
Улица этикета
Улица героев
Улица  неожиданностей.
Улица смеха
Улица художников
Улица приятных пожеланий
 
Структура управления.Великий шаман – начальник лагерной смены.
Вожди племени – педагоги.
Старожилы племени – вожатые.
Индейцы – дети.
 
Задача великого шамана, вождей и старожил – организация плановой работы площадки. Каждый день на великом сборе племен и народов анализируется прошедший день и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле племен организуют вожди и старожилы племени.
Каждое племя создает свою систему жизнедеятельности и утверждает символику. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на объемном макете поселка. Макет выполнен в виде улиц поселка Пурпе-1, где центром является МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе. Дети открывают каждый день новую, неизведанную ранее улицу.
Всего улиц 21 – по количеству дней пребывания детей на площадке. Племя первым открывшее улицу - победившее в общелагерном деле, устанавливает на ней свой символический флажок и красочно оформляет в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты тем или иным племенем.
Рядом с макетом планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Каждый участник должен соблюдать Законы и Заповеди:
 
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Племя – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
 
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь во время площадки интересной  и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Для племен разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый индеец может ежедневно получать «перо» за активное участие в жизни племени и в целом площадки. Если в племени набирается 10 «перьев», то их можно обменять на одно большое перо. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых улиц тем, или иным племенем, а также количество «перьев» в целом. По итогам победители получают призы и награды.
 
Режим дня
 
9.00 – 9.10 – Сбор (перекличка)
9.10 – 9.20 – Утренняя зарядка.
9.20 – 9.30 – Великий сбор племен и народов. (обсуждение планов на предстоящий день)
9.30 – 9.45 – 15 минут, для безопасной жизни.
9.45-10.00 - «вигвам» (внутри племенное дело).
10.00 – 11.00 – «старты» (спортивно-оздоровительный час).
11.00 – 12.00 – «одна семья» (подготовка к общему делу).
12.00 – 13.00 – Обед. (дома)
13.00 – 13.10 – Сбор. (перекличка)
13.10 – 14.00 – Любимое дело (занятия кружков по интересам).
14.00 – 16.00 – В гостях хорошо!!! (поездки и походы)
16.00 – 16.45 – общелагерьное дело (участие в тематическом конкурсе, по итогам которого происходит открытие улицы).
16.45 – 17.00 Костер у вигвама.
План мероприятий
№ п/п Краткое содержание Дата Место проведения Ответственные
1. Улица встреч «Вместе весело живётся» (придумать эмблему, название, девиз). Проведение игр на знакомство. 01.06 МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе 2. Улица юных дизайнеров Общее дело - конкурс юных дизайнеров «Красивый двор». 02.06 МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе 3. Улица подвижных игр Общее дело – подвижная игра «Вышибала» 03.06 МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе 4. Улица интеллектуалов Общее дело - интеллектуальная игра «Поле чудес»  04.06 МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе 5. Улица романтиков Кинопоказ «Романтика»
Общее дело - творческие работы на тему «Мой поселок в будущем» 05.06 Поход в ДК «Газовик» 6. Улица сказок Развлекательная программа «У Лукоморья»
Общее дело - конкурс на лучшую современную сказку. 06.06 Поход в ДК «Газовик» 7. Улица спорта Экскурсия в ПЧ.
Подвижные игры на свежем воздухе «Выход за околицу.»Общее дело – веселые старты в лесу. 08.06 ПЧ п.Пурпе 8. Улица кладоискателей Общее дело - игра по станциям «Поезд тронулся»  09.06 Поход в ДК «Газовик» 9. Улица «Юный историк» Экскурсия в музей «Освоение севера».
Общее дело – доклад о новом. 10.06 Музей освоения севера. Г.Губкинский 10. Улица неболейка Общее дело – конкурсно - развлекательная программа «Встреча с Доктором Пилюлькиным.» 11.06 Поход в ДК «Газовик» 11. Улица рекордов Общее дело – «Комифутбол» 13.06 МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе 12 Улица художников Общеее дело - конкурс рисунков на асфальте. 15.06 МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе 13. Улица танца Игровая программа «Воздушное шоу»
Общее дело - конкурсная программа «Танцуют все» 16.07 Поход в ДК «Газовик» 14. Улица «очумелые ручки» Поездка во второй корпус МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе Мастер- класс от объединения «Жар-птица». Общее дело – выбор лучшей работы после мастер - класса. 17.06 МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе 15. Улица талантов Общее дело - конкурс «Алло! Мы ищем таланты». 18.06 МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе 16. Улица этикета Путешествие в библиотеку.
Общее дело – развлекательно - игровая программа «Почтальон Приветов» 19.06 Библиотека Пурпе - 1 17. Улица героев Игровая программа « Папуля!»
Общее дело - викторина «Герои нашей Родины» 20.06 Поход в ДК «Газовик» 18. Улица неожиданностей. Общее дело – «От нашего племени вашему племени» (номера и подарки) 22.06 МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе 19. Улица смеха Развлекательная программа «Веселые потешки»
Общее дело – конкурсно-развлекательная программа «Мы к вам заехали на час» 23.06 Поход в ДК «Газовик» 20. . Улица «Мульти-пультия» Просмотр мультфильмов в ДК «Газовик»
Общее дело - конкурс рисованного мультфильма. 24.06 Поход в ДК «Газовик» 21. Улица приятных пожеланий Закрытие. 25.06. МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе  
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
 
 
Методическое обеспечение. 
Наличие программы, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизнь.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Ожидаемые результаты и их оценка
Длительное пребывание детей на воздухе, вовлечение их в активную спортивно-оздоровительную деятельность, проведение минуток здоровья способствуют укреплению здоровья и физической выносливости детей, а также формированию навыков здорового образа жизни;
Формы организации деятельности детей во время площадки и методы воспитания создают условия для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции детей, воспитания культуры общения;
Творческая самостоятельная, объединяющая деятельность детей в смешанных группах и самоуправление создают условия для развития коммуникативности детского коллектива.
 
Материально-техническое обеспечение
Помещение:
отрядные места;
актовый зал ДК;
Оборудование:
музыкальный центр;
мультимедийная установка.
Инвентарь:
мячи;
скакалки;
настольные игры.
Перечень используемых материалов:
ватман;
краски;
кисти;
цветная бумага;
фломастеры;
бумага для рисования;
маркеры;
мелки;
карандаши;
гуашь.
Критерии эффективности реализации программыСамочувствие ребенка (создание положительного психолого-педагогического климата).
Сформированность физического потенциала (критерий здоровья).
Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
Подготовленность к жизни (критерий времени).
Учебно-методическое обеспечение программы
ИНТЕРНЕТ
ЛИТЕРАТУРА
Сценарии и репертуары №7 2008 год.
Сценарии и репертуары №12 2010 год.
Сценарии и репертуары №8 2011 год.
Сценарии и репертуары №3 2008 год.
Сценарии и репертуары №9 20010 год.
Школа радости Руденко И. В. 2003 г.в.
Внимание дети «Праздник в школе» М. Давыдова и И. Агапова 2002 г.в.
Внимание дети «Праздник в школе» М. Давыдова и И. Агапова 2006 г.в.
Карнавалы, фестивали, праздники №4 2007 год.