Психологические особенности детей 6-7 лет «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ – КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ»

Ворвулева Венера Губайдулловна
Учитель начальных классов МОБУ « Новочеркасская СОШ»
Оренбургская область
Саракташский район
Психологические особенности детей 6-7 лет «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ – КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ»
Практическая работа

Фамилия, имя ребёнка
внимание
восприятие
мышление
память
воображение

1.
А. Екатерина
+
+
+
-
+

2
Г.Юлиана
+
+
-
-
-

3
Г. Максим
+
+
-
-
+

4
З.Мария
+
+
+
+
+

5
И.Сергей
+
+
+
+
+

6
К. Юлия
+
+
-
-
-

7
К. Иван
+
+
+
+
+

8
П.Александра
+
+
+
+
+

9
Р.Руслан
+
+
+
+
+

10
Х. Карина
+
+
+
+
+

11
Я.Регина
+
+
+
+
+



Упражнения, направленные на развитие психических процессов у детей 6 – 7 лет:
на развитие внимания,
1. « Расставить посты»
Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на звуковой сигнал при выполнении действия.
Описание игры: дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.). Затем назначается новый командир и т. д., пока командиром не побывает каждый ребенок.
2. «Цветные треугольники»
Цель: развитие произвольного внимания  и вербальной памяти.
Описание игры: детям дают бумагу, цветные карандаши и предлагают нарисовать под диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т. д. Всего 10-12 фигур. Когда эта работы будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательными, т. к. инструкция произносится только два раза: « Вам нужно заштриховать красным карандашом все треугольники, один круг и два квадрата» или: «Вам нужно заштриховать синим карандашом все круги, зеленым карандашом все квадраты, а красным карандашом все треугольники». Если дети справляются с первым  заданием, то в следующий раз условия можно усложнять.

на развитие мышления,
.1 «Кто кем будет?»
Цель: развитие мышления, внимания, воображения, речи.
Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос (можно использовать мяч):
«КЕМ БУДЕТ (ИЛИ ЧЕМ БУДЕТ)
ЯЙЦО, ЦЫПЛЕНОК,
МАЛЬЧИК, ЖЕЛУДЬ,
СЕМЕЧКО, ИКРИНКА,
ГУСЕНИЦА, МУКА,
ЖЕЛЕЗО, КИРПИЧ,
ТКАНЬ, УЧЕНИК,
БОЛЬНОЙ, ДЕВОЧКА,
ПОЧКА НА ДЕРЕВЕ, ЩЕНОК,
ТЕЛЕНОК, ДОСКА,
ПТЕНЕЦ, КОЗЛЕНОК,
ЯГНЕНОК?
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница.

2 Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.
Цель: развитие образного мышления.
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».
"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4треугольника".
"Составить два разных квадрата из 7 палочек".
Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.
"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".
"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

на развитие памяти,
1.«Скажи наоборот »
Цель: активизация памяти, словарного запаса, быстроты реакции при подборе нужного слова.
Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий бросает им по очереди мяч, произнося при этом слово, к которому ребенок должен подобрать слово, противоположное по значению. После этого ребенок возвращает мяч ведущему.
БЕЛЫЙ
БЛЕДНЫЙ
БОГАТЫЙ
ВЕСЕЛЫЙ
БОЛЬНОЙ
СТАРЫЙ
ПОЛЕЗНЫЙ
МОКРЫЙ
ЧЕСТНЫЙ
УЗКИЙ
ЯСНЫЙ
ДРУЖБА
РАДОСТЬ
ТЬМА
СТАРИК
ЗИМА
ДЕНЬ
ОГОНЬ
глаголы действия
ТАЯТЬ
ЗАСЫПАТЬ
ПОДНИМАТЬСЯ
НЫРЯТЬ
НАГРЕВАТЬ
РИСОВАТЬ
ПАЧКАТЬ
ЧИНИТЬ
ПОДЖИГАТЬ
ВЫТАСКИВАТЬ
РАЗРЕЗАТЬ
ПРИГЛАШАТЬ
2 «Снежный ком»
Цель: развитие вербальной механической памяти, активизация внимания, закрепление обобщающих понятий.
Количество играющих: любое.
Описание игры: Дети стоят полукругом. Первый ребенок называет какое-либо слово из известной группы (игрушки, посуда, транспорт и т. д.) и передает мяч другому. Второй ребенок повторяет это слово и добавляет своё. Третий ребенок повторяет предыдущие два слова и добавляет своё. И так далее по кругу, дети передают мяч друг другу, и количество повторяемых слов нарастает, пока мяч снова не вернется к первому ребенку. Рекомендуемое количество детей для игры – 8 -12 человек

воображения.
1. «Рисуем портреты»
Цель: развитие творческого воображения, коммуникативных
навыков.
Возраст: старше 5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: участники разбиваются на пары.
Один натурщик, он должен сосредоточиться и постараться не менять позу и выражение лица, пока «художник» работает над его портретом. Рисовать можно цветочками, звездочками, снежинками, шарами, морковками и т. д., лишь бы получился портрет именно того, кого рисуешь.
«Художник» не показывает свое произведение «натурщику», пока тот не побывает в роли «художника». Затем пары обмениваются «шедеврами», обсуждают, что не так, как было бы лучше. Возможно повторное рисование, исправление недочетов. Из полученных портретов собирается целая галерея.

2. Незаконченные фигуры
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5 - 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой её название



Кризис 7 лет


ФИ ученика
Наблюдаемые факторы (в произвольной форме)

1.
А. Екатерина
Чрезмерная застенчивость

2
Г. Юлиана
Низкий уровень усвоения материала
Чрезмерная застенчивость

3
Г. Максим
Низкий уровень усвоения материала

4
З. Мария
Чрезмерная застенчивость

5
И. Сергей
Желание скрыть свои переживания

6
К. Юлия
Низкий уровень усвоения материала

7
К. Иван
Хитрость

8
П.Александра
Упрямство, манерничанье: пререкания.


9
Р. Руслан
Частые вспышки гнева, проявление агрессии(физическая активность)

10
Х.Карина
Чрезмерная застенчивость

11
Я. Регина
Упрямство, манерничанье: кривляние, пререкания.



Психологическая готовность к школе и адаптация к школьному обучению детей 6 – 7 лет.
Карта школьной адаптации
Фамилия, имя
Учебная активность
Усвоение программного материала
Поведение на уроке
Поведение на перемене
Взаимоотношения с одноклассниками
Отношение к учителю
Эмоции
Общий балл
Выводы

А. Екатерина
5
4
5
5
5
5
5
34
в

Г.Юлиана
2
1
2
4
4
5
4
22
с

Г. Максим
2
1
1
5
5
5
5
24
с

З.Мария
5
4
5
4
4
5
4
31
в

И.Сергей
5
5
5
4
4
5
5
33
в

К. Юлия
1
0
0
1
2
3
5
12
н

К.Иван
5
5
4
5
5
4
5
33
в

П. Александра
5
5
4
5
5
5
3
32
в

Р. Руслан
5
5
5
5
5
4
5
34
в

Х. Карина
3
4
5
4
4
5
5
30
в

Я. Регина
5
5
4
5
5
4
3
31
в

















Тема «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ – КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ»

Особенности адаптации первоклассников к школе. Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания.
Особенности адаптации первоклассников к школе Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.
К физиологической адаптации относят несколько этапов:
«Острая адаптация» (первые 2 – 3 недели). Это самый тяжелый период для ребенка. В этот период организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем, в результате чего в сентябре ребенок подвержен заболеваниям.
Неустойчивое приспособление. В этот период ребенок находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.
Период относительно устойчивого приспособления. В этот период организм ребенка реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
В целом адаптация длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Нарушение адаптации зависит от нескольких факторов:
Недостаточность подготовки ребенка к школе;
Длительная депривация;
Соматическая слабость ребенка;
Нарушение формирования отдельных психических функций;
Нарушение познавательных процессов;
Нарушение формирования школьных навыков;
Двигательные нарушения;
Эмоциональные расстройства;
Общительность и социализация.
Уровни адаптации ребенка к школе
У каждого первоклассника имеются свои особенности адаптации к школе. Чтобы понять, как ребенок адаптируется, рекомендуется узнать об уровнях адаптации к школе:
Высокий уровень адаптации.
Ребенок хорошо приспосабливается к новым условиям, положительно относится к учителям и школе, легко усваивает учебный материал, находит общий язык с одноклассниками, прилежно учится, слушает объяснения учителя, проявляет большой интерес в самостоятельному изучению программы, с радостью выполняет домашние задания и т.д.
Средний уровень адаптации.
Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, выполняет самостоятельно типовые упражнения, внимателен при выполнении заданий, сосредотачивается только тогда, когда ему интересно, выполняет добросовестно общественные поручения, дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации.
Нарушения адаптации к школе у первоклассника Ребенок отрицательно отзывается о школе и учителях, жалуется на здоровье, часто меняет настроение, наблюдается нарушение дисциплины, не усваивает учебный материал, отвлекается на уроках, не регулярно выполняет домашние задания, при выполнении типовых упражнений требуется помощь учителя, не ладит с одноклассниками, общественные поручения выполняет под руководством, пассивен.

Проблема адаптации в школе первоклассника – причины и признаки дезадаптации
Под дезадаптацией можно понимать выраженные проблемы, которые не позволяют ребенку учиться и возникновение любых трудностей, связанных с учебой (ухудшение психического и физического здоровья, трудности при чтении и письме и т.п.). Иногда дезадаптацию трудно заметить.
Наиболее типичные проявления дезадаптации:
Расстройства психики:
Нарушение сна;
Плохой аппетит;
Усталость;
Неадекватное поведение;
Головные боли;
Тошнота;
Нарушение темпа речи и т.п.
Невротические расстройства:
Энурез;
Заикание;
Неврозы навязчивых состояний и т.п.
Астенические состояния:
Снижение массы тела;
Бледность;
Синяки под глазами;
Низкая работоспособность;
Повышенная утомляемость и т.д.
Снижение учебной мотивации и самооценки.
Повышенная тревожность и постоянное эмоциональное напряжение.
Чтобы адаптация первоклассника прошла успешно, необходимо помогать ребенку. Это должны делать не только родители, но и учителя. Если ребенок не может адаптироваться даже с помощью родителей, необходимо обратиться за помощь к специалисту. В данном случае, детскому психологу.
Как помочь ребенку адаптироваться в школе: рекомендации для родителей
Как помочь ребенку адаптироваться к школе Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе. Покупайте вместе канцтовары, тетрадки, ученики, организовывайте рабочее место и т.п. Ребенок должен сам осознать, что в его жизни происходят видимые изменения. Превратите подготовку к школе в игру.
Составьте распорядок дня. Сделайте расписание наглядным и четким. Благодаря расписанию ребенок будет чувствовать себя уверенным, и ничего не будет забывать. Со временем первоклассник научится без распорядка распоряжаться своим временем и лучше адаптируется к школе. Если ребенок справляется без расписания, не нужно настаивать на его составлении. Чтобы избежать переутомления, чередуйте виды деятельности. В расписание необходимо включить только основные моменты: уроки в школе, домашнее задание, кружки и секции и т.д. Не включайте в расписание время игр и отдыха, иначе он все время будет отдыхать.
Адаптация первоклассника к школе
Самостоятельность. Чтобы адаптироваться к школе, ребенок должен научиться быть самостоятельным. Не нужно, конечно, с первых дней отправлять ребенка в школу одного – это не проявление самостоятельности. А вот собирание портфеля, выполнение домашних заданий и складывание игрушек – это самостоятельность.
Игры. Первоклассник – это, прежде всего, ребенок и ему необходимо играть. Игры для первоклассников – это не только отдых, но и смена деятельности, из которой он может узнать много нового и полезного об окружающем мире.
Помощь первокласснику в адаптации к школе Авторитет учителя. Объясните первокласснику, что учитель – это авторитет, который много значит для ребенка. Ни в коем случае не подрывайте авторитет учителя перед ребенком, если Вас что-то не устраивает, поговорите напрямую с учителем.
Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Не забывайте помогать ребенку в трудное время и объяснять непонятные задания. Поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей.


.
Общение ребёнка со взрослыми и сверстниками

Фамилия, имя ребёнка А. Екатерина
Критерии наблюдения

Наблюдаемое

Обращения ребёнка за помощью к учителю

Обращается к учителю, когда что-то
непонятно, делает это без стеснения и с удовольствием

Обращения за помощью к одноклассникам


Практически не обращается, даже в случаях необходимости.

Темы общения ребёнка с учителем

Рассказывает о своих переживаниях и близких.

Темы общения ребёнка с одноклассниками

Разговоры о том, кто какие фильмы смотрит .

Ответы на уроках

Полные, развернутые, всегда уверена в том, что говорит

Поведение на уроках

Дисциплинирована

Поведение на переменах

Любит шумные игры.


Фамилия, имя ребёнка Г. Юлиана
Критерии наблюдения

Наблюдаемое

Обращения ребёнка за помощью к учителю

Редко обращается к учителю , даже если что-то непонятно


Обращения за помощью к одноклассникам


Просит помощи у своих подруг.

Темы общения ребёнка с учителем

Рассказывает о своих близких.

Темы общения ребёнка с одноклассниками

В основном является» благодарным» слушателем

Ответы на уроках

Очень боится отвечать.

Поведение на уроках

Дисциплинирована

Поведение на переменах

Не любит шумные игры.




Фамилия, имя ребёнка Г. Максим
Критерии наблюдения

Наблюдаемое

Обращения ребёнка за помощью к учителю

Редко обращается к учителю , даже если что-то непонятно


Обращения за помощью к одноклассникам


Никогда никого ни о чем не просит

Темы общения ребёнка с учителем

Рассказывает о своих увлечениях

Темы общения ребёнка с одноклассниками

В основном является « благодарным» слушателем

Ответы на уроках

Отвечает неубедительно, сам не уверен в том, что говорит.

Поведение на уроках

Дисциплинирована

Поведение на переменах

Любит шумные игры.


Фамилия, имя ребёнка З. Мария
Критерии наблюдения

Наблюдаемое

Обращения ребёнка за помощью к учителю

Любит помогать учителю, всегда спрашивает, чем помочь и делает это с удовольствием

Обращения за помощью к одноклассникам

Никогда никого ни о чем не просит


Темы общения ребёнка с учителем

Рассказывает о своих близких.

Темы общения ребёнка с одноклассниками

В основном является « благодарным» слушателем

Ответы на уроках

Неуверенна в своих ответах, хотя всегда готова к урокам

Поведение на уроках

Дисциплинирована

Поведение на переменах

Не любит шумные игры.


Фамилия, имя ребёнка И. Сергей
Критерии наблюдения

Наблюдаемое

Обращения ребёнка за помощью к учителю

Редко обращается к учителю , даже если что-то непонятно


Обращения за помощью к одноклассникам

Никогда никого ни о чем не просит


Темы общения ребёнка с учителем

Рассказывает о своих близких.

Темы общения ребёнка с одноклассниками

В основном общается с девочками и является их помощником в бытовых делах

Ответы на уроках

Иногда неуверен при ответе.

Поведение на уроках

Дисциплинирован

Поведение на переменах

Не любит шумные игры.


Фамилия, имя ребёнка К. Иван
Критерии наблюдения

Наблюдаемое

Обращения ребёнка за помощью к учителю

Редко обращается к учителю, всегда на уроке собран и внимательно слушает


Обращения за помощью к одноклассникам


Просит помощи у друга, соседки ( мелкая моторика развита недостаточно)

Темы общения ребёнка с учителем

Рассказывает о своем доме и семье

Темы общения ребёнка с одноклассниками

Темы общения разнообразные

Ответы на уроках

Не боится отвечать.

Поведение на уроках

Дисциплинирован

Поведение на переменах

Любит шумные игры.


Фамилия, имя ребёнка К. Юлия
Критерии наблюдения

Наблюдаемое

Обращения ребёнка за помощью к учителю

Часто обращается к учителю , но вопросы касаются только технические стороны урока( где писать, переворачивать страницу и т.д)


Обращения за помощью к одноклассникам

Сама за помощью не обращается, считает , что все у нее хорошо


Темы общения ребёнка с учителем

Избегает общения с учителем

Темы общения ребёнка с одноклассниками

В основном является» благодарным» слушателем

Ответы на уроках

К доске выходит с удовольствием, даже если не знает, что делать

Поведение на уроках

Дисциплинирована

Поведение на переменах

Не любит шумные игры.


Фамилия, имя ребёнка П. Александра
Критерии наблюдения

Наблюдаемое

Обращения ребёнка за помощью к учителю

Часто обращается к учителю, хочет, чтобы у нее было все на отлично

Обращения за помощью к одноклассникам


Просит помощи у своих подруг.

Темы общения ребёнка с учителем

Рассказывает о своих близких.

Темы общения ребёнка с одноклассниками

Хорошо поет, поэтому говорит о музыке, мультфильмах и рассказывает о своей младшей сестренке

Ответы на уроках

Любит отвечать и выходить к доске Отвечает уверенно и развернуто

Поведение на уроках

Дисциплинирована

Поведение на переменах

Любит шумные игры.


Фамилия, имя ребёнка Р. Руслан
Критерии наблюдения

Наблюдаемое

Обращения ребёнка за помощью к учителю

Обращается к учителю , если что-то непонятно


Обращения за помощью к одноклассникам


Просит помощи у своего друга, но чаще сам решает свои проблемы не любит сознаваться в том, что что-то не понял.

Темы общения ребёнка с учителем

Старается не вступать в прямой контакт с учителем

Темы общения ребёнка с одноклассниками

Темы общения разнообразные

Ответы на уроках

Отвечает с удовольствием

Поведение на уроках

Дисциплинирован

Поведение на переменах

Любит шумные игры.


Фамилия, имя ребёнка Х. Карина
Критерии наблюдения

Наблюдаемое

Обращения ребёнка за помощью к учителю

Обращается к учителю , если что-то непонятно


Обращения за помощью к одноклассникам


Просит помощи у своих подруг.

Темы общения ребёнка с учителем

Рассказывает о своих близких.

Темы общения ребёнка с одноклассниками

В основном является « благодарным» слушателем

Ответы на уроках

Стесняется отвечать, не всегда уверена при ответе, хотя материал знает

Поведение на уроках

Дисциплинирована

Поведение на переменах

Не любит шумные игры.


Фамилия, имя ребёнка Я. Регина
Критерии наблюдения

Наблюдаемое

Обращения ребёнка за помощью к учителю

Обращается к учителю , если что-то непонятно


Обращения за помощью к одноклассникам


Просит помощи у своих подруг.

Темы общения ребёнка с учителем

Рассказывает о своих близких.

Темы общения ребёнка с одноклассниками

Тема для общения разнообразна, любит быть в центре внимания. Поэтому может удерживать ребят вокруг себя

Ответы на уроках

Любит отвечать

Поведение на уроках

Дисциплинирована

Поведение на переменах

Любит шумные игры.




15