Профильная программа: «Юный геолог- в лагере»

МКОУ « Усть-Таловская средняя общеобразовательная школа»
Курьинского района, Алтайского края»
Профильная программа: «Юный геолог-
в лагере»

Составитель:
Назина Ирина Викторовна
учитель географии
второй квалификационной категории
2015 год
Пояснительная записка
Курс профильной программы «Юный геолог», предназначенный для учеников разного возраста, призван дать учащимся наиболее общие представления о Земле как о планете. Показать место Земли среди других планет Солнечной системы, рассказать, чем сложена Земля и её верхняя тонкая оболочка – земная кора, что представляют собой минералы и горные породы и как они образуются. Этот курс дает учащимся необходимые сведения для понимания основных геологических процессов как эндогенных, так и экзогенных.
Геология, возникшая на стыке многих наук, в основе своей имеет такие фундаментальные дисциплины, как химия, физика, биология. В практической деятельности геолог использует почти весь арсенал школьных дисциплин. В одной профессии как бы синтезируются все знания. Кроме того, геология построена на исследовательских методах. Кто приобщается к геологии, тот волей или неволей становится естествоиспытателем. Опыт работы с юными геологами показывает, что у большинства детей возникает желание иметь более глубокие знания о происходящих на Земле геологических процессах, минералогии, петрографии, палеонтологии.
Ранняя ориентация на определение профессии должна происходить в детстве. Программа профильной смены не ставит перед собой задачу - превратить каждого юного геолога в специалиста. Пусть специалистами станут единицы, но это будут настоящие геологи. В умах всех остальных останутся, кроме памяти об увлекательных походах, необходимые каждому современному человеку представления о минералогии, палеонтологии, полезных ископаемых. Развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, расширению их кругозора, углублению знаний о Земле может способствовать программа профильной смены «Юный геолог». Первичные геологические знания учащиеся получают в курсах природоведения и физической географии. После изучения этих курсов учащиеся могут закрепить и расширить свои знания по геологии с учетом новейших достижений этой науки, изучить основные проблемы геологии.
Цель опыта:
Раскрыть место и роль геологии в системе воспитании школьников.
Задачи опыта:
1). Формировать мировоззрение личности, целостную картину мира, взаимосвязи наук, его исследующих в системе воспитания эколого-геологической модели.
2). Формировать геологическую грамотность и краеведческую культуру личности ребенка.
3). Способствовать профессиональной ориентации школьников, обеспечивающих самоопределение, социальное и нравственное становление личности учащихся.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что достаточно подробно рассматривается основная геологическая тематика, больше времени уделяется на исследовательскую деятельность и практические работы, чего невозможно добиваться во время учебных процессов.
Актуальность программы заключается в том, что, являясь существенным дополнением базовых школьных дисциплин - географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов. Кроме этого много времени уделяется изучению национально-регионального компонента.
Новизна программы в том, что программа позволяет обучающимся находить реальные мотивы и цели, побуждающие к учебной деятельности, что неизбежно приведет к работе с научными теоретическими понятиями, к формированию теоретического мышления и творческих способностей, и, следовательно, развитие творческого потенциала.
В основу программы положен краеведческий принцип, что значительно расширяет представление о геологии и богатстве родного края, его ресурсах, охране и преобразовании природы.
Формы организации обучения данному курсу самые разнообразные: лекции, беседы, викторины, мастер-классы, экскурсии, походы и полевая практика. Программа предусматривает регулярное проведение занятий теоретических, ее содержание включает последовательность и преемственность рассмотрения тем и проведения краеведческой работы на практике. Большое место в программе отводится практическим занятиям, выполнению индивидуальных и групповых заданий, направленных на развитие инициативы и творческой активности учащихся.
Тематика и содержание работы профильной смены в целом ориентируется на школьную программу по географии, но не ограничиваются ее рамками, не повторяют ее.
Учебно-тематический план программы профильной смены:
«Юный геолог»
Цель программы: приобретение учащимися основ геологических знаний, знакомство с предметом «Геология», деятельностью известных геологов, адаптации детей к новым условиям занятий. Данная цель требует решения таких задач, как: освоение применения правил познания, позволяющие уже на первом этапе геологического образования получить целостное представление о Земле и её компонентах, выделить оболочки Земли и рассмотреть их взаимодействии. Знакомство с минералами и горными породами как основными составляющими верхнюю оболочку Земли, рассмотрение их образования и изменения в зависимости от геодинамических процессов, происходящих на Земле. Усвоение правил поведения и техники безопасности во время организации и проведения мероприятий по геологии (экскурсии, походы, конкурсы). Приобретение умений и навыков самостоятельной работы во время полевых исследований.
Прогнозируемые результаты работы - учащиеся должны знать:
правила поведения участников геологических мероприятий;
происхождение Земли как планеты;
геологическую таблицу;
что такое минералы, их разновидность;
горные породы, их разновидность.
Должны уметь и приобрести навыки:
в определение физических свойств минералов;
определение основных горных пород;
в составлении и описании коллекций;
создание моделей геологических процессов;
проведение геологических походов и экспедиций;
в выступлениях с сообщениями по заданным темам – обучение экскурсоводов
Мероприятие
Дата
День «Минералогический»:
-занятие: «Классификация минералов»
-промывка минералов: «Шлиховое опробование»
18.06
День «Палеонтологический»:
- занятие: «Жизнь на Земле, жизнь Земли…»
-творческий проект: «Геохронологическое летоисчисление Земли»
19.06
День «Геологическая мозаика»:
-занятие: «Минералы и драгоценные камни в судьбе человека!»
-изготовление творческих панно и поделок, игры.
20.06
День «Туристический»:
- занятие: «Сельский туризм»
-посещение гостевых домиков
21.06
День «Экскурсионный»:
-встреча-беседа с ребятами : и генеральным директором ООО «Золото Курьи» В.И. Гуминским
-Экскурсия по предприятию: «процесс изготовления и плавка золота» 22.06
Содержание программы
«Юный геолог»
Раздел 1. «Минералогия»:
Занятие: Роль геологии в жизни современного общества. Геология как основа минерально-сырьевой базы. Связь геологии с другими науками. Науки геологического цикла: минералогия, петрография, геохимия, геотектоника, стратиграфия, палеография, палеонтология.
Форма и размер Земли. Почему Земля сплюснута у полюсов и как она вращается. Строение Земли. Химический состав Земли; распространенность химических элементов в Солнечной Системе. Многообразие минералов в природе. Важнейшие классы минералов. Наиболее распространенные минералы земной коры. Методы диагностики минералов.
Практическая работа. Способы составления личных коллекций. «Шлиховое опробование» - промывка камня.
Раздел 2. «Палеонтология»
Занятие: Внешние (экзогенные) геологические процессы. Выветривание и его типы: физическое (температурное), химическое и биологическое. Причины разрушения горных пород под воздействием природных факторов. Примеры выветривания пород с различной скоростью на равнинах, в средней полосе, в горах и в пустынях. Геологическая работа поверхностных текучих вод, подземных вод, работа океанов и морей, работа ледников и ветра.
Эндогенные процессы. Вулканизм, причины извержения вулканов, типы вулканов и характерные типы извержений. Вулканические продукты. Примеры наиболее сильных извержений в истории ( Санторин, Везувий, Мон-Пеле, Кракатау, Безымянный). Землетрясения. Эпицентр и гипоцентр землетрясения. Примеры разрушительных землетрясений.
Геохронологическая шкала. Этапы становления жизни и горных пород. Животный и растительный мир в разные эпохи.
Практическая работа. Особый интерес представляют у детей встречающиеся ими останки ископаемых организмов. Описать обстановку территории Алтайского края в геологическом прошлом. Показ окаменелостей и костей из школьного музея «Мир камня». Творческий проект: «Геохронологическое летоисчисление Земли» в рисунках.
Раздел 3. «Геологическая мозаика»
Занятие: Астроминералогия. Драгоценные камни в астрологии. Минералы и драгоценные камни в судьбе человека!» Разнообразие ювелирных и драгоценных камней. Использование ювелирных камней. Труды древних писателей о влиянии камней на здоровье и судьбу человека. Ранними (из дошедших до нас источников) являются переведенные с санскрита древнеиндийские лапидарии IV века (книги о камнях), где описываются девять самоцветов, по представлениям индуистов, осуществляющих астральную связь человека со Вселенной и земным миром. Ношение этих камней в определенном сочетании может изменить карму человека — облегчить или полностью исправить.
Практическая работа: Ваш талисман. Целебные свойства драгоценных камней. Код судьбы имени – вычисли свою планету. И найди по ней свой камень.
Раздел 4. « Сельский туризм»
Занятие: Сельский туризм является достаточно новым направлением туриндустрии. В настоящее время он активно развивается во всем мире, в том числе, и в России. Нужно отметить, что сельский туризм поднимает роль краеведения. Сельский туризм – особый вид туризма, связанный с пребыванием туристов в сельских (деревенских) условиях, когда появляется возможность ознакомления отдыхающих с сельской природой, ландшафтом, образом жизни, традициями ведения сельского хозяйства, приобщиться к труду селян, познакомиться с историей освоения конкретных территорий края, узнать интересные природные, социально-исторические подробности.
Сельский туризм предполагает временное проживание туристов в сельской местности с целью отдыха. Это отлично подойдет для людей, ищущих новые ощущения и никогда не живших в деревне. Обязательным условием является то, что туристы должны быть размещены в сельской местности или малых городах, в которых отсутствует промышленность, и нет многоэтажной застройки.
Практическая работа:Посещение сельских домиков: «Черных», «Хадеевых». Посещение гостевых домиков: «Орлинное гездо».
Раздел 5. «Экскурсии»
Занятия: На занятиях по геологии следует избегать оторванности от жизни. Главная характеристика таких занятий - их практика - ориентированность. Интерес к наукам о Земле развивается в том случае, если эти науки можно "пощупать". Поэтому широко применяется посещение геологических, палеонтологических, минералогических, краеведческих музеев и предприятий; работа с минералогическими коллекциями; геологические экскурсии на предприятия.
Практическая работа: При проведении экскурсий по предприятию: ООО «Золото Курьи» очень важно демонстрировать различные материалы и технологии, которые должны включать яркие образцы, коллекции минералов, горных пород и руд; процесс изготовления и плавка золота.
Результативность программы:
-Через изучение, познание и сохранение природного наследия Курьинского района и Алтайского края происходит патриотическое воспитание молодежи, познающей историю, красоту и уникальность родных мест. Курьинский район обладает богатейшими природными ресурсами. При этом молодежь проникается уважением к своим родным местам. Общаясь с природой, школьники получают отличную физическую закалку, практические навыки.
- Учащиеся должны стать неравнодушными к окружающим, к природной среде, к будущему мира, должны научиться излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь выслушивать других и отстаивать свою точку зрения, в том числе должны научиться решать конкретные социально-экологические задачи, уметь работать в коллективе и самое главное – стремиться к саморазвитию. Знания, приобретенные учащимися, в процессе работы, могут быть использованы ими в дальнейшем во всех сферах будущей профессиональной деятельности.
 -    Программа составлялась с учетом возраста учащихся, имеющихся у них знаний по биологии и географии, поэтому оценивается посильной. Более того, важной составной частью программы является выполнение исследовательских проектов, которые будут способствовать поддержанию интереса у учащихся в усвоении курса, а значит и их развитию. Программа курса включает примерную тематику проектно-исследовательских работ, творческих работ, сбор коллекций, выставок, экскурсий и т.д.         Существует система оценки и контроля знаний, получаемых детьми на занятиях. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется через дифференцированные задания, опросы, отчеты с сообщениями о результатах своей работы во время полевой практики и выполнения заданий. Развивается обучение экскурсоводов и развитие творческих навыков.
Список литературы
1.Астарова Г.Г. «Геологические экскурсии» - М.; Учпедгиз, 1980
2.Бондарев В.П. «Практикум по геологии с основами палеонтологии»-М.; Просвещение,1980
3. Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения» - М.;Просвещение,1986
4. Интернет-ресурсы
5. Баландин Р. «Капли девонского дождя» -М., Детская литература, 1968
6. Баян А.А. «Отец русской геологии» -М., Географиз, 1954
7. Зверев В.Л. « Каменная радуга» - М.,Недра, 1990
8. Кантор Б.З. « Мир минералов» - М., Ассоциация «Экост», 2005
9. Детская энциклопедия «Камни мира»- М., - Аванта, 2006
10. Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. - М., Изд-во АН СССР, 1968
11. Энциклопедия для детей. «Геология» - М., Аванта, 2001