Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды.


Тема: «Инфляция: сущность, виды, причины и последствия. »

1. Развивающая
цель

Работать над развитием экономического мышления, памяти; способствовать овладению навыком поиска нужной информации в источниках различного типа, работе с источниками различных типов; формированию умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.


2. Учебная
цель
Используя уравнение количественной теории денег, рассмотреть взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим уровнем цен; дать определение инфляции, рассмотреть её виды, причины возникновения и последствия; повторить материал по теме: «Денежное обращение».


3. Воспитательная
цель

Воспитание познавательного интереса, ответственности.



Основные понятия
1)Инфляция; 2) открытая и подавленная инфляция; 3) инфляция спроса; 4) инфляция затрат; 5) умеренная инфляция; 6) ползучая; 7) галопирующая; 8) гиперинфляция; 9) покупательная способность денег;10) индекс потребительских цен; 11) потребительская корзина


Оборудование урока
Рабочая тетрадь, учебник, презентация по теме, КИМ, Интернет-ресурсы, ПК


Тип урока
Комбинированный





План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация темы.
Этот особый товар вам понадобится и сейчас, так как мы проведем аукцион. Сейчас я проведу эмиссию денег (раздать произвольно «деньги» разного достоинства). На аукцион выставляется единственный товар (ручка). Ее приобретет тот, кто даст большую цену.

Игра «Аукцион».

Какую ситуацию в масштабах нашего класса мы спровоцировали? (инфляцию)
А что же такое инфляция? (ответы)

Тема урока: Инфляция: виды, причины и последствия. (запись темы и плана урока)
(слайд 1, 2)

- Итак, ручка стоимостью в 15 рублей была продана за ________ рублей. Произошло обесценивание денег – этот процесс и называют инфляцией

- Какая причина вызвала инфляцию у нас на уроке? (переполнение каналов товарного обращения денежной массой).

II. Повторение и актуализация ранее полученных знаний по теме «Деньги»:
- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Мы изучали тему деньги, знакомились с причинами возникновения денег, рассмотрели виды денег и их основные функции).
Индивидуальная работа по карточкам:

Карточка № 1
Заполнить пропуски в схеме:
Функции денег

Средство обмена Мировые деньги __________ Средство платежа __________

Дополнительные вопросы после схемы : О какой функции денег говорится в ситуации: Буратино променял азбуку на 5 грошей какому-то мальчишке (средство обмена), Врач говорит пациенту: Протезирование зубов вам обойдется в 15 тысяч рублей (мера стоимости)

Тест «Деньги» (слайд 3)

Сопоставьте понятия левого столбца таблицы с понятиями правого столбца:

Понятия
Примеры и определения

Эмиссия
( ) Срочные банковские счета

Скорость обращения денег
( ) Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента

Ликвидность
( ) Выпуск денег в обращение

Деньги
( ) Функция денег

Инфляция
( ) Число сделок в году, в которых участвовала в среднем каждая денежная единица

Средство обмена
( ) Монеты

Наличные деньги
( ) Степень лёгкости обращения имущества в деньги

Безналичные деньги
( ) Повышение общего уровня цен в стране



IV. Изучение нового материала (Слайд 4)

по плану: 1. Понятие «Инфляция» и способы расчёта
2. Причины возникновения инфляции.
3. Виды инфляции.
4. Последствия инфляции.
5. Инфляция в России.
1. Понятие «Инфляция». Уравнение обмена.
Для чего нужны нам деньги? (Для обмена на товары и услуги.)
(Слайд № 5) Вот у нас много различных товаров, обозначим их буквой (Q), у каждого товара есть цена, обозначим ее буквой (P). Все деньги в стране – денежная масса (M).
Товары мы можем произвести и продать по определенной цене, по определенной цене можем и купить, то есть (денег в стране должно быть достаточно для осуществления сделок. Записываем (Q*P).)
Давайте посмотрим первые два фактора формирования денежной массы (M):
- объем продающихся товаров (Q); - цены на это товары (P); - денег в стране должно быть достаточно для осуществления сделок. Записываем Q*P; - и ставим знак равно.
В результате торговли деньги постоянно переходят от одного владельца к другому. Каждый денежный знак успевает за определенный период времени поучаствовать во многих платежных операциях. Значит, стране нужна денежная сумма значительно меньшая, чем объем совершаемых сделок – появляется 3-й фактор – скорость обращения денег (V). Выяснив все эти факторы, мы можем составить уравнение количественной теории денег, автором которой является Ирвинг Фишер:
M*V=Q*P (записать в тетрадь)
Запишите в тетради это уравнение. По-другому это уравнение называют законом обмена. Его формулировка у вас на столах, прочитайте, выделите карандашом основные слова.
Количество денег, обращающихся в стране, должно точно соответствовать объему торговых сделок и достигнутой скорости обращения местной валюты.
Попробуйте сформулировать сами. (Спрашиваем учеников.)
(Слайд 6) Давайте теперь посмотрим, что произойдет, если пропорции в уравнении будут нарушены - подставим 2 к одной части уравнения – что произойдет? Из математики вы знаете, чтобы выполнить равенство при увеличении левой части в 2 раза, во столько же раз должна увеличиться и правая. Куда я должна поставить двойку? Смотрим по уравнению 2 M*V=2Q*P.
Мы знаем, что Q - объем товаров, может ли за короткие сроки производство увеличиться в два раза – нет, значит должна увеличиться цена на товары. Т.О.
Если в стране требования закона обмена нарушаются, то платой за это обычно становится рост цен. А процесс повышения общего уровня цен в стране – инфляция. Давайте запишем это определение.
Инфляция – это процесс повышения общего уровня цен в стране. (записать в тетрадь)
Если в стране требования закона обмена нарушаются, то платой за это обычно становится рост цен, а это инфляция (от лат. Inflatio «вздутие»)
(определение записать в тетрадь)

Когда происходит рост цен обязательно речь пойдёт о покупательной способности денег – объём товаров и услуг, который может быть приобретен на некоторое количество денег в данный момент времени.

Инфляция измеряется с помощью индексов цен: индекс потребительских цен; индекс цен производителей на промышленную продукцию; индекс-дефлятор ВНП.
Для справки: Потребительская корзина перечень товаров, который потребляет семья со средним доходом в течение года
(Слайд 7) Наиболее распространённым является ИПЦ, т. к. именно этот индекс демонстрирует изменение стоимости жизни:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Причины возникновения инфляции.
Почему же возникает инфляция?
Эти вопросы на протяжении, пожалуй, всего 20 века были в центре внимания экономической науки. Поначалу причиной инфляции считали повсеместный переход к бумажным деньгам. Как вы думаете, что было главным аргументом? (Что такие деньги можно напечатать в любом количестве.)
Однако после того, как во многих странах эмиссия была взята под контроль, инфляция не исчезла. И тогда экономическая наука взялась за более глубокие исследования и установила, что у инфляции есть несколько причин, и она бывает разной. Я предлагаю вам разделиться на группы и поработать со схемами.
Каждая группа попробует объяснить схему так, как ее понимает. (3-5 минут.)
А) Работа в группах со схемами. Из-за чего возникает инфляция? С точки зрения причин, можно выделить два типа инфляции:
(Слайд 8) Инфляция спроса – когда люди и фирмы тратят больше денег, чем стоят производимые страной товары. Иными словами спрос в целом оказывается больше суммарного предложения товаров, а это неизбежно ведёт к росту цен. Эту ситуацию можно описать следующим образом «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».
Такая ситуация хорошо известна в нашей стране (командная система, цены регулировались государством, не могло быть удорожания товаров, инфляция приобрела форму «неудовлетворённого спроса» или дефицит) (Рис. 1)

(Слайд 9) Инфляция затрат – цены растут в силу удорожания покупных ресурсов для производства потребительских товаров, можно объяснить на примере связки «розничные цены – заработная плата».
Если розничные цены повышаются, то покупательная способность з/п падает и под давлением работников её приходится повышать. Это вызывает рост затрат на производство потребительских товаров. Компенсировать такой рост приходится новым повышением цен.
Наряду с ростом з/п причиной инфляции становится удорожание материалов и энергии. (Рис. 2)

После работы в группах обсуждаем ответы на вопросы, и записываем в тетрадь виды инфляции:
1. Инфляция спроса- спрос больше предложения, а это ведет к росту цен («Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров»).
2. Инфляция затрат - цены растут из-за удорожания ресурсов (например, з/п) для производства потребительских товаров.
3. Виды инфляции (работа со схемой)
(Слайд 10) В зависимости от нормы инфляция бывает следующих видов:










Работа в рабочих листах № 1 (1 группа) и № 2 (2 группа)
1 группа: Самостоятельная работа с учебником «Основы экономики», С. В. Соколова, стр. 74.
Запишите ответ на вопрос: (слайд 11) Каковы социальные последствия инфляции?
(слайд 12) Обобщение (презентация):
Для потребителей:
Падает реальная ценность личных сбережений
Снижаются текущие реальные доходы
Происходит социальное расслоение
Общее замедление экономического развития

Для производителей:
Ослабевают стимулы к труду (админ. контроль цен)
Тормозится освоение новых технологий (инфляция издержек)

Преподаватель: Во время второй мировой войны Германия и Великобритания вынашивали планы применения бумажного оружия. Оба государства хотели напечатать большое количество денежных знаков и выбросить их над территорией противника. Почему это могло оказаться эффективным оружием? (Слайд 13)
Обучаемые обсуждают этот вопрос, приходят к выводу, что это вызвало бы инфляцию со всеми вытекающими последствиями. Избыточное количество денег в обращении привело бы к сильнейшей инфляции и, как следствие, к полному расстройству экономики. Как говорят, достаточно разрушить экономику страны и военные действия уже не нужны.
!!!Напомнить о технике безопасности!!!!

Рабочий лист № 2 (группа 2) Особенности инфляции в России:

Задание 1: (Слайд 15) Используя знания о сущности и видах инфляции, по первой строке данной таблицы, в которой представлены данные об индексе потребительских цен в 90-е годы прошлого столетия, сделайте все возможные выводы (в 1992г. в России была гиперинфляция, так как цены выросли почти на 3 тысячи процентов, с 1993г. – галопирующая инфляция). Идет процесс дезинфляции.

Задание № 2: (Слайд 14) Информация об экономической ситуации с 1997 по 2001г. представлена в виде диаграммы (уровень инфляции в %). Есть ли какая-либо закономерность? Дополнить информацию с сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и построить диаграмму, показывающую уровень инфляции( в %) в России за период 1997-2012 г.г.

Главные объективные причины инфляции в отечественной экономике можно представить так:
Гигантский размер военного производства
Абсолютное преобладание отраслей промышленности над сферой обращения
Огромные объёмы незавершённого строительства
Искусственно завышенный уровень занятости населения в производстве.

V. Итоги урока.
1. Беседа (обобщение):
- Какие новые экономические знания об инфляции получили? Полезны ли они для вас?
Назовите основные причины инфляции.
Может ли инфляция быть выгодной? Если да, то для кого?
Как влияет инфляция на жизненный уровень населения?

2. Выставление оценок.
3. Рефлексия.

VI. Задание на дом.
(Слайд 16) § 5.4- § 5.9 стр. 70-77
(Слайд 17) Задание: найти и записать в тетрадь:
1 группа - меры, борьбы с инфляцией из учебника;
2 группа – меры, предпринимаемые для борьбы с инфляцией в нашей стране, из СМИ.
.















































13PAGE 15


13PAGE 14915



Инфляция

Открытая (по темпу роста цен)

Подавленная

Административный
контроль цен

Гиперинфляция
(от 200 и выше)

Ползущая (до 10% в год)

Галопирующая
(20-200 % в год)

ИПЦ=

Стоимость потребительской корзины в ценах базового года


Х 100 %

Стоимость потребительской корзины в ценах текущего года



инфляция затрат15