Урок литературного чтения на тему: Ю.Яковлев Белые журавлики


Четверть ІV День Урок: литературное чтение
Название занятия: Ю.Яковлев «Белые журавлики»
Общая цель:
Познакомить с жизнью и творчеством Ю.Яковлева; с содержанием его произведения «Белые журавлики».
Ожидаемый результат:
- знают факты из биографии и творчества Ю.Яковлева;
- умеют через художественное произведение узнавать о повадках птиц, расширять кругозор
- умеют наблюдать за окружающим миром и делать выводы
- умеют передавать чувства через интонацию при чтении произведений
Тип урока: Урок по ознакомлению с новым материалом
Задания: Работа в группах, выразительное чтение, пересказ и анализ текста, работа с пословицами, практические задания в тетради
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы: Маркеры, бумага, стикеры; раздаточный материал, слайдовая презентация, портреты поэтов.
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия учеников
Вводная часть
(3 мин)
I. Психологический настрой:
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Настраиваются на урок
Презентация
(15 мин)
І. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания:
Чтение рассказа В.Бианки «Музыкант», рассматривание иллюстраций.
Взаимооценивание
2. Тест
1. Что делал старик, когда встретил колхозника?
а) ловил рыбу; б) играл на скрипке; в) играл на баяне;
2. Что сообщил колхозник старику?
а) что он видел в лесу медведя;
б) что он собрал много грибов;
в) что в лесу много ягод;
3. Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке;
б) пошёл поговорить с соседом; в) пошёл в лес;
4. Какой звук услышал старик?
а) красивый тонкий звук; б) как рубят деревья;
в) пронзительный комариный писк;
5. Кого он увидел в лесу?
а) зайца; б) лису; в) медведя;
(5 мин) Читают рассказ
Оценивают иллюстрации к рассказу
Выполняют тест
Основная часть
(22 мин)
I. Формирование новых знаний, умений, навыков.
1. Подведение к теме
Сегодня мы узнаем о творчестве писателя Юрия Яковлевича Яковлева, познакомимся с рассказом «Белые журавлики». От вас сегодня потребуется большое внимание, интерес и активное участие. Ребята сегодня у нас с вами не обычный урок, необычен он потому что мы будем с вами говорить о жизни, о истории, о том что было очень давно и не должно никогда повториться.
Поэт и прозаик Юрий Яковлевич Яковлев родился в 1922 году в Петрограде. Совсем юным он попал на фронт, где работал во фронтовой печати. Его первые поэтические работы были не для детей, но о детях, о тех кто придет на смену взрослым.
После окончания ВОВ В своих книгах он пишет о детях в трудное военное и после военное время. Рассказ «Белые журавлики» о последствиях ядерного взрыва атомной бомбы в городе Хиросима.
6 августа 1945 года США сбросили на город атомную бомбу. В результате взрыва более 140 тысяч человек было убито и ранено, почти весь город был разрушен. 9 августа 1945 года на второй японский город Нагасаки была сброшена ещё одна, разрушившая город и убившая 75 тысяч человек.
(Музыка прекращается)
(Подготовленная ученица со свечой в руках):
“Когда я выйду к солнышку?” – спросила у врача.А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча.И врач ответил девочке:- Когда придет зима, и тысячу журавликов ты сделаешь сама”
(Учитель подает ей журавлика)
Учитель:
-У японцев есть легенда: если больной мальчик или девочка сделает 1000 журавликов, то смерть от них отступит. И маленькая девочка начала делать журавликов.
(Чтение стихотворения подготовленной ученицей со свечкой в руках):
Я жить хочу, не умереть,Хочу не плакать я, а петь,Хочу я слышать звонкий смех,Хочу я радости для всех.Чтоб злая бомба никогдаНе разрушала города.Я жить хочу, не умереть,Хочу не плакать я, а петь! (Свеча гаснет)
Учитель:
- Садако Сасаки сделала 662 журавлика, но смерть не отступала, силы все уходили и уходили от нее. Тогда японские дети пришли на помощь девочке. Они присылали много, много разноцветных журавликов, и их было уже несколько тысяч, весть о болезни долетела и до Москвы. И тогда московские школьники решили тоже послать своего большого бумажного журавлика. Но лучевая болезнь оказалась сильнее чудесной сказки, и Сасаки умерла…
И с тех пор в парке мира города Хиросимы поставлен памятник всем детям, погибшим от атомного взрыва. Каждый день туда приходят и приносят новые гирлянды бумажных журавликов. Бывало, налетит ветер, подхватит бумажную стаю, и тогда журавлики разлетаются по всему свету и словно говорят всем: “Люди! Берегите мир! Берегите жизнь!”
Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Юрия Яковлева “Белые журавлики”. Ребята, а кто понял, почему рассказ так называется? (Журавлик - это символ выздоровления, вера в жизнь). Я хочу, чтобы вы после чтения ответили на вопрос: “Какое же несчастье принес атомный взрыв?
2. Чтение произведения учителем.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Кто из вас видел на рисунках и фотографиях взрыв атомной бомбы? На что он похож? Как называет автор шляпу атомного гриба? Что сделал атомный гриб с Хиросимой? Найдите в рассказе и прочитайте.
- Почему заболела Сасаки? Помогли ли Сасаки белые журавлики. Прочитайте, что пишет об этом автор. В памяти о ком построен на площади Хиросимы памятник? Почему дети продолжают приносить журавликов к подножию памятника? Жалко ли вам Сасаки? Если бы вы находились рядом с ней во время болезни, чем бы вы ей помогли?
г) вторичное чтение детьми;
д) анализ произведения;
- Найдите и прочитайте, как изображен атомный взрыв бомбы? - А вот как атомный взрыв изобразил художник.
(На доске рисунок взрыва).
- Похоже ли описание атомного взрыва в учебнике на рисунок?- Как Сасаки преодолевала свою болезнь? (Верой в жизнь, делая при этом белых журавлей.)- Найдите и прочтите, как Сасаки делала журавликов?
- Кто и как помогал Сасаки бороться с болезнью? (Врачи, японские дети, московские школьники – присылали ей свих журавликов.)- Что сделали, чтобы память о погибших детях увековечить на всю жизнь? (Поставили памятник в центре города Хиросимы.)- Найдите и прочитайте о памятнике в тексте. - Как ведут себя люди и дети у этого памятника? (Люди останавливаются, снимают шляпы и несколько секунд проводят в молчании, а дети приносят белых журавликов.)- Найдите и прочитайте об этом в тексте. - А сейчас мы с вами тоже проведем несколько секунд в молчании, в знак памяти всех погибших детей на Земле.
3. Практическая работа: изготовление журавлика из бумаги.
Знакомство с информацией об авторе
Отвечают на вопросы и высказывают мнение
Выполняют журавлика из бумаги.
Подведение итогов
(5 мин) І. Рефлексия
- С каким рассказом вы сегодня познакомились?- Что такое белый журавлик?- В какой стране происходили события?- О каком городе шла речь в тексте?ІІ. Д/з: - Вашим домашним заданием будет пересказ рассказа, а в знак мира, дружбы и счастья на Земле мы проводим конкурс рисунков “Пусть всегда будет солнце, дружба и мир”
Отвечают на вопросы
Записывают задание