Работа с текстом в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО


Работа с текстом в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НООподготовила учитель начальных классов МБОУ гимназииим. академика Н.Г. Басова при ВГУЛебедева Ирина ВикторовнаВоронеж, 2016 «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.» Коменский Я. Чтение – это одно из важных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребёнка учит учитель начальной школы. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению должны отражать:1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачинравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития;формирование представлений о мире, российской истории и культуре,первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;формирование потребности в систематическом чтении; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанновоспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценкупоступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемамиинтерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарныхлитературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;пользоваться справочными источниками для понимания и получениядополнительной информации. Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом. Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):--смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;--самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;--основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;--эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):--действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей. - умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;--умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя;--умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;--умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации. Виды работ с текстом в начальной школе: - Чтение всего текста (первичное, ознакомительное). - Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений). - Чтение по готовому плану. - Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий. - Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома. - Восстановление деформированного текста. - Инсценирование текста или отрывка. - Выборочное чтение (с определенным заданием). - Чтение в лицах. Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО 1 класс 2 класс обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятияобучение детей работать с текстомобучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанномуобучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному

1 класс:обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятияПрактическое отличие текста от набора предложенийЗнание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событийСоставление схематического или картинного плана под руководством учителяОзаглавливание текста (подбор заголовков)Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя


2 класс:обучение детей работать с текстомсмысловое чтение владение пересказом разного вида деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); выделение опорных слов (словосочетаний) характеристика героев и их поступков Подбор антонимов и синонимов к словам Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова



3-4 класс:обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанномусамостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента)прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывкувыделение главной и второстепенной информациинахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной формесравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержаниемвыявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями) самостоятельное формулирование вопросов по тексту



При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Русский языкРабота с текстом ведётся на уроках русского языка Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. Русский язык Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Русский язык Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. Русский язык На уроках математики: работа с текстовыми задачами. МатематикаПроводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. МатематикаРаботе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью. ИзобразительноеискусствоНа уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения. Окружающий мирНа уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире. На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.). Технология Приёмы работы с текстом:
Остановлюсь подробно на стадии вызова, где главными героями являются ≪коллизии≫.Тема урока: Сложный авторский взгляд на мир.В. В. Бианки ≪Как Муравьишка домой спешил≫. Для постановки проблемы на уроке использую подводящий диалог. Вначале кратко рассказываю о писателе. Затем задаю вопросы:— Как вы думаете, писатели, которые пишут о природе, они сами всё придумывают или где-то берут информацию?


— Что, по вашему мнению, заставило, подтолкнулоВ. Бианки к написанию рассказов о природе? (любовь к природе, интерес к наблюдениям)— Природа — это натура.— Как называют писателей, которые пишут о природе,по своим наблюдениям?(писатели — натуралисты).— Кто же такой писатель-натуралист?— К таким писателям относят В. Бианки.




Далее вместе с учащимися разворачиваем побуждающий диалог к постановке главной проблемы урока. Для ответа на вопрос, почему текст художественный, даю подсказку с опорой на представления учащихся о художественных произведениях:— Это сказка или рассказ? Дети доказывают, что это сказка, представив её особенности: повторы, встреча героя с разными животными, разговор животных, счастливый конец. Здесь реализуются следующие приёмы работы с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям.

Второй вопрос: почему текст научный?(наличие научной информации в описании героев). Постановка проблемы урока: ≪Если в текстах В. Бианки есть научная информация, то кто же В. Бианки —учёный или писатель?! Для ответа на проблемный вопрос организую работу в группах:1 группа собирает доказательства, что В. Бианки — писатель;2 группа собирает доказательства, что В. Бианки — учёный.



После выполнения работы, группы представляют свои результаты. Каждый пункт основывается на текстовом содержании: называют образы, приёмы, сведения, приводя примеры из текста. Результаты работы оформляем в виде таблицы.Писатель Учёный1. Художественные образы 1. Точные научные сведения2. Художественные приёмы 2. Расширяет знания о мире3. Воздействует на чувства 3. Сообщает факты4. Художественные тексты 4. Научные статьиСтадия осмысления ≪Открытие нового≫— Чем учёный отличается от писателя?В. Бианки учёный или писатель?(высказывания с опорой на таблицу).




≪Открытие нового знания≫ Талант В. Бианки многогранный, это талант учёного и писателя, поэтому книги, которые он создал, особые, в них присутствует научное и художественное видение мира.1. Работа до чтения (предположение о героях, событиях)2. Работа с иллюстрациями (предположение разворота событий)3. Высказывание впечатлений после прочтения произведения4. Словарная работа по ходу чтения (скрючился, ходули, резвей меня, ботва, загривок, шибче)


5. Творческие задания (представить себя в роли Муравьишки, пересказать от его лица; в роли любого героя; дополнить конец сказки: представить, что ты — Муравьишка и рассказываешь в муравейнике своему другу о произошедших приключениях)6. Наблюдения над особыми словами и выражениями, объяснение их смысла (≪Чуть жив от страха≫, ≪Обидно — хоть землю рой≫)7. Описать внешний вид героя, его действия, представить умозаключение о названии животного, по иллюстрациям выстроить последовательную цепочку появления героев в содержании произведения.

ТРИ ЭТАПА РАБОТЫ С ТЕКСТОМДо начала чтения В процессе чтения После чтения1.2.3.


1. Работа с текстом до чтения Цель – развитие такого важнейшего читательского умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.Если дети читают текст дома самостоятельно, этот этап сохраняется. Работа в классе начинается с вопросов учителя: какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему? 2. Работа с текстом во время чтения.Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.1. Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций. 3. Работа с текстом после чтения.Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста).1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.2. Рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения.Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всемутексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Спасибо за внимание!