Сценарий интеллектуально-познавательной игры Рождество Христово


Интеллектуально-познавательная игра
«РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» из цикла «ИСТОКИ ПРАВОСЛАВИЯ»
для воспитанников воскресных школ Кулебакского района
Подготовила и провела педагог дополнительного образования Дахно Ж.М.
ЦЕЛЬ: Обращение к духовно - нравственным традициям и ценностям своего народа.
ЗАДАЧИ: - углубление знаний о православном празднике «Рождество Христово»: истории и традициях; - формирование у детей познавательных потребностей и интересов; - воспитание уважения к вековым традициям, христианским ценностям и народной мудрости.
ПРОГРАММА:
- «Рождественская викторина»
- «Евангельская история Рождества Христова в иконах»
- «Путь к Вифлеемской звезде»
- «А знаешь ли ты?»
- «О чём нам Библия расскажет»
- «Рождественский словарь»
- «С Рождеством Христовым!» - домашнее задание:
«Праздничная открытка» - нарисовать Рождественскую открытку с поздравлением и вручить ее участникам (формат А3)
«Рождественская колядка» - театрализованный показ (продолжительность выступления 5-7 минут)
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
- ёлка в рост ребёнка нарисованная и вырезанная
- ёлочные игрушки из бумаги-жетоны (для каждой команды разные)
- сувениры на память для каждого ребёнка, мешочек или коробка
-ручки шариковые на команду
-клей-карандаш ПВА на каждую команду
-баночка с жетонами на стол каждой команды
-раздаточные карты для заданий
ХОД ИГРЫ:
Слайды Текст сценария Методический материал, время
2 сл. С Рождеством Христовым, дорогие дети!
Видите, как светит звездочка в ночи.
Но одна большая звездочка - святая –
Прямо в наше сердце льет свои лучи.
 
Вместе с Иисусом звездочка явилась.
Чтобы ярким светом людям возвещать,
Что в убогих сенях ласково склонилась
Над Христом-младенцем ласковая мать. -Я рада приветствовать сегодня вас на игре.
-Вести игру буду я. Меня зовут Жанна Михайловна.
-Оценивать выполнение заданий и подсчитывать баллы будет жюри: Наталья Николаевна.
-Ребята, предлагаю нам познакомиться. Нужно придумать название команды, отражающее тему игры и эмблему.
-Написать название на двух карточках: на настольной и для планшета. Эмблему нарисовать.
На выполнение даётся 1 минута. 1 минута

-Молодцы! Очень интересный и творческий подход к выполнению задания.
-Хочу сказать, как будем оценивать задания. На каждую команду выдаются отдельные лучики одной звёздочки. За правильный ответ капитан команды быстро подбегает и приклеивает лучик. Когда звезда будет закончена, начинаем наряжать ёлочку. Каждой команде выдаются разные игрушки. За правильный ответ капитан без напоминания быстро приклеивает их вразнобой. Раздать звёздочки и ёлочные игрушки
-А сейчас давайте немного поиграем. Я буду говорить фразу, а вы все вместе хором дружно завершаете её. Среди зимы – большое торжество. Великий праздник – … (Христово Рождество)! Его ждут все – от малышей, до пап и мам и все нарядные спешат на службу … (в храм). Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан, Перед иконами горят … (лампады). И, распушив зеленые иголочки красуются рождественские … (елочки). Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер, Все люди в храме зажигают … (свечи). И службе праздничной все радостно внимают, а после с Рождеством друг друга … (поздравляют). Здесь торжеством и тайной веет отовсюду И сердце замирает в ожиданье … (чуда). Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось – На земле родился …(Иисус Христос). 3 сл. «1» -Первое задание «Рождественская викторина». Каждой команде по вопросу. Можно совещаться, но не долго, отвечаем быстро. 4 сл. 1.Сколько времени прошло со дня рождения Христа?
2.Почему Ирод приказал убить Иисуса?
3.Из какого рода происходили Мария и Иосиф?
4.Кто возвестил Марии, что Она станет Матерью Спасителя?
5.Что такое вертеп?
6.Как звали родителей Девы Марии? 5 сл. -А теперь вопросы будут не простые, а хитренькие, с подвохом. Нужно быть внимательными.
1.Как называется время между Рождеством и Крещеньем — посиделки или колядки?(Святки)2. Из чего готовили сочиво — из мяса или из рыбы?
(Из пшеничных, рисовых или ячменных зерен с медом)3. Как называется вечер накануне Рождества — Васильев или Ильин?(Рождественский сочельник)4. До каких пор не начинают праздничную трапезу в сочельник — до рассвета или до заката? (До первой звезды)5. Что стало приютом для святого семейства в Вифлееме — гостиница или дворец правителя? (Пастушья пещера, хлев)6. Первой колыбелью для младенца Иисуса стала детская кроватка или люлька из ткани? (Ясли — кормушка для овец) 681990806450(после каждого вопроса щелчок, чтобы появился ответ)
6 сл. 7. Кто первым пришел с дарами к младенцу Иисусу — родственники или соседи? (Пастухи)8. Как называются песни, с которыми ходили по дворам на Святки, подблюдные или заздравные? (Колядки)9. Кто ходил по дворам с песнями и стишками, славя Христа, — бродячие артисты или монахи? (Колядовщики)11. Как благодарили хозяева колядовщиков — аплодисментами или криками «Браво»?
(Различным угощением — колбасой, куском пирога и др)12. Сколько блюд по обычаю должно быть на рождественском столе — семь или одиннадцать?
(Не меньше двенадцати — по числу апостолов)13. Как называется традиционное рождественское угощение из теста — жаворонки или куличи?(Пряники в форме звезды, козули, пироги)15. Какую рубаху по обычаю надевали на Рождество россияне — чистую или модную? (Новую)
-Молодцы ребята! Вы много знаете, внимательно слушаете и быстро отвечаете. 681990956310(после каждого вопроса щелчок, чтобы появился ответ)
7 сл. -Ребята, все мы знаем, что от Рождества до Крещения идут святки, и в это время принято веселиться, дарить друг другу подарки и Христа прославлять.
-Каждая команда получила домашнее задание: нарисовать поздравительную рождественскую открытку и исполнить колядку или рождественскую песенку, можно даже со стихами.
-Своё домашнее задание покажет команда…
-Замечательно! Молодцы! 8 сл. «2» -Следующий конкурс «Евангельская история Рождества Христова в иконах» 9 сл. -Многие из вас видели икону Рождества Христова. На ней отображены все моменты, связанные с этим событием.
-Но фрагменты закрыты мозаикой. Каждой команде свой фрагмент. Я вам раздам карточки. Вы внимательно рассмотрите, и расскажите всем нам. Раздать карточки с иконой

10 сл. -Итак, первый фрагмент у команды…
-Кто изображён здесь? (Пастухи) 11 сл. -Ребята, вы знаете, что на каждый момент Рождественского события были написаны ещё и отдельные иконы.
-Я вам их тоже буду показывать.
-Расскажите нам о пастухах, что же с ними произошло?
Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел чистым, ясным голосом возвестил :
«Не бойтесь. Слушайте, ибо я несу вам благую весть о великой радости, которая будет всем людям. Ибо в этот день родился городе Давида Спаситель, который есть Христос Господень. И таков будет знак вам: вы найдёте младенца, лежащего в яслях». 7296151209040(после ответа детей)
12 сл. -У команды … был открыт этот фрагмент. Кто на нём изображён? (Ангелы) 13 сл. -В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (после о729615234315твета детей)
729615234315
14 сл. (Волхвы) 15 сл. -В это время с дарами шли волхвы с востока (волхвы - это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре должен нa землю прийти великий Царь Мира, Волхвы увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду, которая указала им путь.
Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). 672465270510(после ответа детей)
16 сл. (Вифлеемская звезда) 17 сл. -И было чудо на земле, И было чудо в небесах: Как солнце вспыхнула в лучах Звезда в полночной мгле. И в Вифлеем дары свои
волхвы несли за ней. И на соломе там нашли
они Царя царей. 672465408305(после ответа детей)
18 сл. (Младенец, Богородица, вертеп) 19 сл. -Поздним вечером Мария и Иосиф вошли в город, но ни одна дверь не открылась перед ними. Тогда мужчина и женщина расположились на ночлег в пещере, где хозяин гостиницы оставлял скот и прятал овец в непогоду.
-Когда ночная темнота сгустилась, холмы и город были так тихи и спокойны, что крик петуха в ночи показался пронзительным звуком рожка. Но с петушиным криком остановилось время.
Мир замер в ожидании, и ни кто не мог сказать, как долго это длилось.
-Придя на землю, Иисус Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища - Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. 672465250825(после о672465250825твета детей)
91440239395091440936625
20 сл. -А кто же находится за этими двумя квадратиками?
-Кто ответит – получит дополнительный балл. 21 сл. -В нижней части – две сцены. Иосиф с престарелым пастухом и омовение Младенца. Между ними – овечки и деревья.
-служанки - сцена омовения Младенца Христа
-фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом - искуситель, во сне влагающий Иосифу помыслы подозрения против Пресвятой Девы... - считают, что этот пастух своими беседами искушает Иосифа, заставляя его усомниться в истине бессеменного Рождества Иисуса Христа. 672465250825(после о672465250825твета детей)
22 сл. -Своим поздравлением нас порадует команда… 23 сл. «3» -Следующее задание нашей игры «Путь к Вифлеемской звезде» 24 сл. -Каждой команде я раздам карточки с заданием. На ней изображён лабиринт и несколько входов в него. Найдя правильный вход, вы без труда прочитаете слова из Евангелия.
-Нужно прочитать и записать. Раздать карточки с лабиринтом

25 сл. Проверка задания:
«Мы видели звезду Его на востоке
и пришли поклониться Ему…» 26 сл. -Подошло время поздравления от команды… 27 сл. «4» «О чём нам Библия расскажет» 28 сл. 1. Иисус был Назорей. И скажи вот что скорей: Почему ж не в Назарет Бог пришел на этот свет? (Мария и Иосиф пошли на перепись в родной город Иосифа)
2. Мое имя – Валтасар, Мельхиор еще, Гаспар, Наши имена при том Связь имеют с Рождеством. Кто такие, назови, Эрудитом прослыви! (волхвы)
3. В дар Младенцу принесли Все волхвы с родной земли: Злато, смирну, ладан. Каждый дар оправдан: Он таинственно речет, Что Христа – Младенца ждет? (золото – царю, ладан – Богу, смирну – человеку)4. Сон приснился мудрецам, И хоть трудно верить снам, На сей раз волхвы смирились, Восвояси возвратились По совсем другой дороге. Почему волхвы в тревоге? Что заставило притом Их идти домой тайком? (Ангел возвестил их о замысле Ирода – убить Младенца) 29 сл. 5. В гостинице иной раз места нет. И вот такой скорее дай ответ: Что сделали Мария и Иосиф? Не скажешь, так других об этом спросим! (пошли в поле, и нашли пещеру)6. Испугались не на шутку пастушки, Убежали бы, да ноги нелегки! Кто развеял страх у пастушков? Вижу, что ответ давно готов! (ангелы)
7. а) Какое зло соделал Ирод в гневе? За что он презираем нами всеми? (убил 14 тысяч младенцев)б) Кто мучеником первым за Христа Средь многих прочих в Вифлееме стал? (младенцы)в) Куда убежала Святая Семья От Ирода прячась, Младенца храня? (в Египет)8. Воинство Ангелов явилось с небес, Страх пастушков вмиг куда-то исчез. Ангелы пели святые слова. Вспомнит слова те твоя голова? (Слава в Вышних Богу и на земле мир. В человецех благоволение)30 сл. ДЗ 31 сл. «5» «Рождественский словарь». 32 сл. -Объясни значение слов:
Знаешь ли ты слова и обычаи,
связанные с Рождеством Христовым? 33 сл. Тропарь - короткая церковная песня,
объясняющая смысл праздника.
Кутья - постная каша из зёрен (пшеницы, риса или ячменя) с мёдом и изюмом, которую едят в сочельник.
Колядка - народные рождественские песенки
Сочельник - канун праздников Рождества и Крещения
Христославы - люди, которые во время святок ходили по домам и пели колядки, прославляющие родившегося Христа
Святки - время от Рождества до Крещения 571519685Щелчок на термин и на значение
34 сл. ДЗ 35 сл. -Звезда зажглась, в пещерке свет мерцает,Святую песнь поет небесный хор,И вся вселенная нам ныне возвещает,Что в мир Спаситель и Господь пришел! 36 сл. -Дорогие ребята!
Поздравляю вас с праздником «Рождества Христова»
и желаю вам весело провести время на святках!
Спасибо за ваше усердие и внимание, проявленные в этой игре!!! -Пока жюри подводит итоги, предлагаю поиграть в игру: «Дары волхвов» - это старинная игра. Все присутствующие по очереди опускают руку в мешок, в котором находятся всевозможные сувениры и сладости, и пытаются угадать, какой же именно предмет находится у него в руке; после этого предмет достают из мешка. Если участник угадал верно, то он забирает эту вещь себе. Мешочек с игрушками