Рабочая программа по окружающему миру (УМК Перспективная начальная школа 3 класс)

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Тип урока
Кол-во часов
Планируемые результаты
ФОПД
Формы контроля
Дата






Личностные УУД
Метапредметные УУД
Предметные УУД













план
факт

1
Наш мир знакомый и загадочный.

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Бережное отношение к природе, результатам труда людей, формирование экологической культуры.

Умение  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Обобщение и систематизация изученного материала во 2 классе. Формирование навыка работы с книгой как источником информации
Коллективная
Текущий



2
Глобус - модель Земли
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Умение слушать и слышать.
Умение общаться со сверстниками.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки
Индивидуальная, парная
Текущий, взаимоконтроль



3
Материки и океаны на глобусе
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Сформированность чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Знать термины «»материк», «океаны».
Уметь находить на глобусе материки и океаны.
- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карта, карта) для наблюдений
Коллективная
Текущий, взаимоконтроль



4
Формы поверхности Земли

Урок применения предметных навыков и УУД
1
Сформированность уважительного отношения к другому человеку, его мнению, традициям

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.
Знать формы поверхности – равнины и горы.
Уметь различать равнины и горы на глобусе.
Индивидуальная, работа в группах
Текущий, самоконтроль, взаимоконтроль



5
Географическая карта.
Урок первичного предъявления новых знаний
1
Эмоционально-положительное отношение и интерес к родной стране, ее культуре, истории, традициям.

Определять и формировать цель деятельности.
Находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке
Разнообразие карт (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.). Умение работать с картой.
Работа в парах
Текущий, взаимоконтроль



6
Учимся читать карту

Урок применения предметных навыков
1
Самостоятельно определять и высказывать общепринятые правила поведения


Индивидуальная, работа в группах
Текущий, взаимоконтроль



7
План местности.

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности.
Сравнение групп рисунков с изображениями мира не созданного человеком и изделий, которые сделаны человеком.
.
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы выполнения задания.
Коллективная
Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль



8
Холмы и овраги.

Урок применения предметных навыков и УУД
1
Выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Развивать умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе и использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе

Индивидуальная
Текущий, самоконтроль



9
Стороны горизонта Линия горизонта.

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Наблюдение над окружающим миром природы.

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (условные знаки, план, план

Индивидуальная, работа в группах
Текущий, самоконтроль, взаимоконтроль



10-11
Ориентирование на местности.

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
2
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием источников

Индивидуальная
Текущий, самоконтроль



12
Закрепление по теме «Изображение Земли на карте и глобусе. Ориентирование на местности »
Урок применения предметных навыков и УУД
1
Оценка своего и чужого поведения в природе.

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

Индивидуальная, работа в парах
самоконтроль, взаимоконтроль



13
Тела, вещества, частицы. Бытовой травматизм и его предупреждение.
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей.

Индивидуальная, работа в группах
самоконтроль, взаимоконтроль



14
Твердые вещества, жидкости и газы .
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развитие умения работать в группе.
Перерабатывать полученную информацию, делать выводы

Индивидуальная , групповая
самоконтроль, взаимоконтроль



15-16
Вода – необыкновенное вещество. Свойства воды.
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
2
Воспитывать бережное отношение к природе.
Умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения задач.
Определять внешние свойства воды, понимать ее необходимость для жизни на планете. Формулировать выводы на основе наблюдений и опытов. Высказывать свою точку зрения
Фронтальная
самоконтроль



17
Свойства воды в жидком состоянии
Урок применения предметных навыков
1
Воспитывать бережное отношение к природе
Описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



18
Термометр и его устройство

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя


Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



19
Свойства воды в твердом
состоянии(свойства льда).
Урок первичного предъявления новых знаний
1
Воспитывать бережное отношение к природе.

Определять внешние свойства воды, понимать ее необходимость для жизни на планете. Формулировать выводы на основе наблюдений и опытов. Высказывать свою точку зрения
Фронтальная
самоконтроль



20
Свойства воды в газообразном состоянии
Урок применения предметных навыков и УУД
1
Воспитывать бережное отношение к природе.
Соблюдать правила экологического поведения в природной среде.


Развивать умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе и использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Фронтальная
самоконтроль



21
Круговорот воды в природе
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Объяснять с позиции общечеловеческих ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие

Описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);

наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



22
Туман и облака.
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения в природе.
Выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Уметь анализировать изменения природы
Развивать умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе и использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе

Индивидуальная
самоконтроль



23
Осадки.
Урок применения предметных навыков и УУД
1



Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



24
Вода – растворитель

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Понимание единства и разнообразия природы, культуры.
Сформированность чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт
Определять внешние свойства воды, понимать ее необходимость для жизни на планете. Формулировать выводы на основе наблюдений и опытов. Высказывать свою точку зрения
Фронтальная
самоконтроль



25
Растворы в природе.
Урок первичного предъявления новых знаний
1


Развивать владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей.
Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов.

Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов.

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.


Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов.

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.


Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой
Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



26
Почему воду надо беречь?

Урок применения предметных навыков и УУД
1



Фронтальная
самоконтроль



27
Океан, которого нет на карте и глобусе
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить


Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе

Индивидуальная, работа в группах
самоконтроль, взаимоконтроль



28
Воздух – это смесь газов

Урок применения предметных навыков и УУД
1

Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе

Фронтальная
самоконтроль



29-30
Свойства воздуха
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
2
Воспитание положительного отношения к живой природе
Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



31
Температура воздуха

Урок первичного предъявления новых знаний
1
Оценка своего и чужого поведения в природе.


Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



32
Ветер

Урок первичного предъявления новых знаний
1
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения

Фронтальная
самоконтроль



33
Что такое погода?

Урок применения предметных навыков и УУД
1

Понимание единства и разнообразия природы, культуры.


Сформированность чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



34
Заключительный урок по теме «Вода и воздух»
Урок первичного предъявления новых знаний
1


Обобщать жизненные наблюдения.
Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

Фронтальная, групповая
самоконтроль, взаимоконтроль



35
Горные породы
Урок применения предметных навыков и УУД
1



Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



36
Разрушение горных пород .
Урок первичного предъявления новых знаний
1


Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



37
Что такое минералы?


Урок применения предметных навыков и УУД
1



Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



38
Полезные ископаемые
Урок первичного предъявления новых знаний
1

Наблюдение за жизнью деревьев и кустарников зимой.
Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.
Использование источников информации для получения дополнительной сведений об окружающем мире.


Фронтальная
самоконтроль



39
Свойства полезных ископаемых.
Урок первичного предъявления новых знаний
1
Воспитание бережного отношения к природе


Фронтальная
самоконтроль



40
Использование и охрана полезных ископаемых
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Уметь соблюдать правила безопасности при проведении экскурсии, бережного отношения к природе


Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



41
Как образуется почва .
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе.


Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



42
Почва и её состав .

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Воспитание положительного отношения к труду людей.
Вступать в учебный диалог, строить монологическое высказывание

Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



43
Зачем и как люди заботятся о почве .
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1

Воспитание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Коллективная
самоконтроль



44-45
Лес и его обитатели
Урок применения предметных навыков и УУД
2



Работа в парах
взаимоконтроль



46
Луг и его обитатели.


Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1

Воспитание основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.

Выполнять правила охраны животных

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе; анализировать и отвечать по рисунку.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста)

Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



47
Поле и его обитатели.
Урок применения предметных навыков и УУД
1


Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.


Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.
Фронтальная
самоконтроль



48-49
Пресные водоемы и его обитатели
Урок первичного предъявления новых знаний
2



Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



50
Болото и его обитатели.
Урок применения предметных навыков и УУД
1
Выполнение правил охраны животных
Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек

Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



51
Значение лесов .

Урок первичного предъявления новых знаний
1

Воспитание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Уметь анализировать и обобщать полученную информацию при наблюдении.

Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



52
Безопасное поведение в лесу.
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.


Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий.


Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени.
Использовать словарь учебника. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания.

Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов Золотого кольца. Различать прошлое, настоящее и будущее, ориентироваться в важнейших для страны событиях.

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий.

Работать с картой: находить и показывать на карте г.Санкт-Петербург. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Санкт-Петербурга..
Фронтальная
самоконтроль



53
Луг и человек
Урок применения предметных навыков и УУД
1
Воспитание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Формулировать выводы на основе наблюдений. Высказывать свою точку зрения.



Фронтальная
самоконтроль



54
Надо ли охранять болота?
Урок первичного предъявления новых знаний и
1
Воспитание основ экологической культуры

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



55
Дары рек и озёр
Урок применения предметных навыков и УУД
1
Воспитание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.



Работа в группах
взаимоконтроль



56
Безопасное поведение у водоемов .
Урок первичного предъявления новых знаний
1


Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



57
Человек-защитник природы.

Урок применения предметных навыков и УУД
1
Соблюдать правила экологического поведения в природе


Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль



58
Природа будет жить.

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
1
Выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Фронтальная
самоконтроль



59
Лента времени.

Урок применения предметных навыков и УУД
1
Воспитывать бережное отношение к природе
Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Работа в группах
взаимоконтроль



60-61
Золотое кольцо.



Урок первичного предъявления новых знаний и УУД
2
Воспитание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.


Перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результате совместной работы в парах, группах и всего класса

Фронтальная
самоконтроль



62-63
Путешествие по Санкт- Петербургу
Урок применения предметных навыков и УУД
2

Развивать владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей.

Коллективная
самоконтроль, взаимоконтроль



64
Комплексная контрольная работа
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

1



Индивидуальная
Самоконтроль



65
Достопримечательности родного края Исторические достопримечательности родного края
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
1
Формирование чувства гордости за свое государство, уважения к государственным символам России (герб, флаг, гимн)
Находить в тексте учебника нужную информацию о достопримечатель
ностях родного края, соотносить словесное описание с иллюстрациями
Знать название нашей планеты, родной страны, региона, где живут обучающиеся, родного города.
Уметь описывать достопримечательности родного края;


Фронтальная
самоконтроль



66- 68
Уроки-экскурсии по изучению окружающего мира
Урок -экскурсия
3
Формирование ответственного и уважительного отношения к природе, родному краю, чувства гордости за свое государство.



Индивидуальная, парная
самоконтроль, взаимоконтроль





15