Внеклассное мероприятие Забытая старина


«Волшебный ларец: забытая старина»
Внеклассное мероприятие для 4 – 5 классов
в форме экскурсии по музею быта
Разработку составила Чеботарева Наталья Николаевна, педагог-библиотекарь МБОУ « Рыбно-Слободская гимназия №1» Республика Татарстан
Цель: формирование нравственного и патриотического воспитания на народных традициях родного края.
Задачи:
расширить знания обучающихся о предметах старины родного края; вызвать интерес к самостоятельному поиску аналогичных объектов старины;
углубить представление учащихся о профессиях людей в прошлом и настоящем;
содействовать формированию у обучающихся интереса к изучению культуры родного края;воспитать бережное отношение к народным художественным традициям.
Оборудование:
Компьютер, проектор, ларец-сундучок, краеведческий уголок с экспонатами (полотенца с вышивками, кухонная деревянная утварь, самовар, утюги, ложки, старинные монеты). Компьютерная презентация (название мероприятия, высказывание Д.Лихачева, значение слов «историк», «этнограф», «археолог», «экспонат», «краеведческий музей», «экскурсовод», иллюстрации внутреннего убранства старинных домов – русских и татарских, задание для детей). Книжно-иллюстративная выставка «Забытые ремесла».
Выставка с семейными рукоделиями «Умелые ручки».
1.) Вступительное слово ведущего. – 2-
(На экран проецируется название мероприятия и слова Д.Лихачева»).
(«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи –задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре». Д.С.Лихачев) Дорогие гости, речь сегодня пойдет о старине, о том, как жили - не тужили наши деды. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Ведь в повседневной жизни, в обычаях мы постоянно встречаемся с прошлым.
Республика Татарстан – это Родина для всех народов, живущих в нем. Многообразие народного творчества, своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Культура – это все, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, обычаев, самого образа жизни людей. Культуру можно сравнить с лестницей, по которой наши далекие предки поднялись от животного к человеку. Следовательно, и мы с вами являемся частью культуры и призваны творить ее. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов. Национальные и русские культуры тесно взаимосвязаны, в этом главное богатство нашей республики и страны.
Поговорим с вами о простых вещах – о том, что сопутствует человеку всю его жизнь. Заглянем в прошлое некоторых обыденных вещей.

2.) Словарная работа
Для начала мы вспомним значение некоторых понятий, связанных с мероприятием.
(На экран проецируется значение слов)
историк- специалист, изучающий прошлое человечества на основании исторических документов
этнограф- специалист, изучающий происхождение, быт и культуру разных народов, населяющих нашу планету.
археолог- специалист, изучающий историю человечества по остаткам жизнедеятельности людей – археологическим памятникам (предметам старины, строениям).
экспонат- предмет, выставленный на выставке, в музее.
экскурсовод- специалист, дающий пояснения экскурсантам.
краеведение – совокупность исторических знаний об отдельных местностях страны; краевед – специалист по краеведению.
Сейчас мы проведем экскурс в историю родного края, проведут экскурсию подготовленные экскурсоводы. А попасть в те далекие времена нам поможет волшебный бабушкин ларец!
(Звучит фонограмма русской народной песни «Коробейники»)
3.) Выступление детей - монтаж
1 ученик: (в русском национальном костюме. В руках у детей закрытый ларец).Добрый день, дорогие гости! Доброго вам здоровьица, люди добрые!
2 ученик: (в татарском национальном костюме)Исемесес, кадерле дуслар!
1 ученик: Для вас припасли мы
Волшебный ларец,
Там заперт на ключик Волшебный дворец!
2 ученик: (звонит в колокольчик)
Позвонили в бубенец –
И попали во дворец!
Открывается палата,
Смотрим, чем она богата:
Нет ли там чудовища?
Есть ли там сокровища?
(открывают ларец, заглядывают в него)
1 ученик: Старинных сокровищ
Здесь просто не счесть;
Браслеты и крынки,
И ложки здесь есть!
Старинные вещи
Секреты хранят,
О многом волшебном
Поведать хотят!
2 ученик: Народ твой – умелец,
Моя Слобода!
Мы всех приглашаем
К нам в гости сюда!
4). Выступления детей – «экскурсоводов»
3 ученик:
(На экран проецируется изображение старинной избы ) Человеку всегда был нужен дом. Изба – очень древний вид жилища, сохранившийся до нашего времени. Сейчас изба - сельский дом, но еще в 18 веке избы были и городскими жилищами. Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избенками, колодцами, огородами. А что в доме было главное?
(На экран проецируется изображение печи с чугунками и горшками)
Рады видеть вас у печки
Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.
С появлением газового отопления забывать мы стали, что главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около 4-х тысячелетий. Печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится квас, сушатся продукты и одежда, в ней даже мылись! В старину так говорили:
«Печь нам –
мать родная всем,
На печи все красно лето,
У печи и сплю, и ем».
(На экран проецируется изображение убранства татарского дома)
Татарская печь по внешнему виду близка к русской. Ее отличает меньшая лежанка, низкий шесток, а самое главное – наличие бокового выступа с вмазанным котлом. Блюда над открытым огнем готовились реже.
(Пословица о печи, доме на татарском языке)
4 ученик:
(ученик показывает чугунок)
Печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать рогачом или ухватом.
Наиболее универсальной посудой для приготовления пищи у татар являлись также чугуны и горшки. Широкое распространение у татар получили большие и глубокие сковороды для выпечки беляшей и губадии.
(ученик показывает медный умывальник)
А вот перед вами интересный предмет – это умывальник, его еще называли рукомойник. Сейчас нам достаточно повернуть кран, чтобы умыться, а раньше нужно было приложить усилия: принести воды с колодца в ведрах на коромысле, залить в подвешенный около печи на веревке умывальник и, наклонив вперед, – умываться.
5 ученик: (показывает самовар, на экране изображение разных видов самоваров)
Неизвестно, кто и где первым изобрел самовар. Многие считают, что это случилось в городе Туле, где и сейчас выпускают тульские самовары. Но есть много фактов, дающих повод думать, что самовар был изобретен в Сибири, где развивалась металлургия. Самовары стали делать в России во второй половине 18 века.
У самовара масса достоинств: и экономичность, и малый расход топлива, и удобство эксплуатации, и вместительность, и наливать кипяток из него удобно. Самовар – не просто «водогрейный сосуд». Он – символ уюта, тепла, семейного очага. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям. Самовары стоили довольно дорого.
Чай рано вошел и в быт татар, а вместе с ним и фабричная столовая посуда. Чай любили пить из маленьких чашечек (чтобы не остывал). Низкие маленькие чашечки, с закругленным дном и блюдцем, в народе принято называть «татарскими». Предметом сервировки чайного стола также являлся самовар. Чай с печеными изделиями (кабартма, оладьи) порой заменяет завтрак. Пили его крепким, горячим, часто разбавляя молоком. Чай у татар является одним из атрибутов гостеприимства.
В русском же языке имеется слово, которому трудно найти аналоги в языках других народов. Слово это – хлебосольство. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу. Русские люди верили, что обласканный в доме гость не сделает хозяевам ничего плохого.
1 ученик. (показывает самовар и рассказывает стихотворение)
Шуточное стихотворение «Про чай»
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправы перцу, луку
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам.
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом я догадался,
Что забыл я посолить.
6 ученик: (на экран проецируется изображение керамических изделий,круг для лепки гончарных изделий,ученик показывает глиняный кувшин)
ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО.КЕРАМИКА
Гончарное ремесло – одно из самых древних на земле. Посуда людям нужна была всегда. Заслуженной славой пользовалась в древнем обиходе керамика. Ее выдалбливали из камня и дерева, плели из прутьев. А когда обнаружили, что глина в огне обретает твердость, - стали лепить из глины. В крестьянском обиходе требовались глиняные сосуды для воды, для хранения зерна, кувшины и кринки для молока, подвесные рукомойники.
Расцвет гончарного ремесла приходится на Х-ХШ века. Керамику украшали росписью и покрывали глазурью. Самобытность творчества гончаров проявлялась в сосудах с изображениями птиц и животных. Вылепленные в круглой скульптуре, они украшали ручки и сливные носики кувшинов, придавали им охранительный и культовый смысл.
У татар из гончарной посуды, кроме горшков, применялись корчаги для замешивания теста, кринки и кувшины для хранения и переноски молочных продуктов и напитков.
В Рыбно-Слободском районе имелись мастера-гончары, которые лепили на продажу подобные предметы быта и продавали их жителям.
Сейчас керамику делают на фабриках, но есть еще люди, работающие как древние гончары.

7 ученик: (на экран проецируется изображение мастеров-ложкарей)
КУХОННЫЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Знакомое всем слово «посуда» появилось в русском языке только в начале 17 века. Более древнее название любой посуды – «судно». «Сосудом» называли посуду столовую и «питейную». Еще в древнерусских записях 11 века упоминается слово «блюдо».
В прошлом у народов Среднего Поволжья и Приуралья, широкое применение находил деревянный кухонный инвентарь: скалки и доски для разделывания теста, колотушка для размешивания продуктов в процессе приготовления блюд и толчения картофеля.
Роль тарелок издавна выполняли миски. Делали миски из глины, дерева, а позднее и металла. Из одной большой миски ела порой вся семья.
В кухонном инвентаре татар конца Х1Х-начала ХХ вв имелись деревянные корыта для рубки мяса, небольшие деревянные ступы с пестами для растирания сахара, соли, пряностей, сушеной черемухи, корта. Использовались и домашние круподерки, состоящие из двух массивных деревянных кругов (жерновов).
Ложка (показывает деревянные ложки) Приступая к обеду, мы неизменно пользуемся столовыми приборами, мало задумываясь об их происхождении. Ложка имеет довольно почтенный возраст. Уже в «Повести временных лет» она упоминается как привычный и совершенно необходимый во время еды предмет. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу бытовала даже пословица: «Запасливый гость без своей ложки не ходит». Ложки у простого люда были деревянными, более зажиточные люди предпочитали деревянным ложкам серебряные.
8 ученик: (проецируются ювелирные украшения, чеканки) 7-
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО.
На Руси художественная обработка металла получила развитие в Х-ХП вв.
Ювелирное ремесло получило развитие в Рыбной Слободе с давних времен. Рыбнослободцы изготовляли литые вещи, производили чеканку бляшек, занимались гравировкой. Гравировкой выполнялись браслеты, бляхи, украшенные в основном растительным, реже геометрическим орнаментом, а также надписями, выполненными арабской вязью, т.е.декоративным письмом, в котором буквы связаны в непрерывный и равномерный орнамент. Буквы, текст нередко сливаются с узором, покрывающим предмет. Гравировка изделий часто сопровождалась насечкой или инкрустацией из другого металла, а также чернью (каралтып). Многие мастера владели техникой скани.
Скань(филигрань) – создание из гладкой или крученой проволоки разнообразных узоров.
Для украшений использовали цветное стекло, бирюзу и кораллы. Особого мастерства от умельцев требовало изготовление изделий из тонкой крученой проволоки – филиграни. Рыбнослободцы пленили своими изделиями весь мир. Труд был вреден для здоровья, но оценивался купцами-перекупщиками очень дешево. Большой сбыт изделий был в Средней Азии. Во время Великой Отечественной войны все мастера ушли на войну и не вернулись. Так были утеряны секреты ювелирного мастерства. А их изделия до сих пор хранятся в музеях Москвы, Петербурга, Казани и Рыбной Слободы.
9 ученик:
Наиболее распространенными и этнически специфичными для татар являлись серьги из двух сканых блях:малой и крупной грушевидной форм, обычно с подвесками.
Большой интерес представляют накосные украшения. «Татарку всегда можно было раньше услышать, чем увидеть», т.к. при движении накосники издавали звон. Звенящие подвески к косам – чулпы – вплетались в косы при помощи прикрепленной к ним тесьмы.
Среди шейно-нагрудных ювелирных украшений популярны ожерелья, которые широко распространились в конце Х1Х-начале ХХ века.
Браслеты для рук были обязательной принадлежностью костюма женщины. Браслеты носили, как правило, попарно: по одному на каждой руке, что считалось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. Браслеты смыкались на руке в единое кольцо при помощи крючка и петли или специально изготовленной застежки. Из сплошных браслетов преобладали браслеты пластинчатые, как правило, с закругленными концами. Основными мотивами орнамента являлись стилизованные растения, арабские надписи с изречениями из Корана, молитвами или именем владелицы.
А вот перед вами заготовки серебряных браслетов, выполненных когда-то Рыбнослободскими мастерами-ювелирами. Широко распространенными видами ювелирной техники у татарских мастеров были литье (кою) и гравировка (чоку).
10 ученик (ученик держит вышитое полотенце)
ВЫШИВКА
Там, где выращивали лен, все женщины умели ткать. В каждой семье был ткацкий станок. И девочек с раннего возраста приучали ткать простое льняное полотно. С древнейших времен живет в народе любовь к украшению ткани, потребность в нарядной одежде.
Украшением одежд, постельных и кухонных полотняных изделий издавна являлась вышивка. В старину у русского народа из одежды были рубахи: повседневные и
праздничные. Цветочно-растительный орнамент занимает одно из основных мест в декоративно-прикладном искусстве татар. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. На концах вышитых полотенец располагаются узоры, составленные из3-4 крупных букетов. Иногда встречаются завуалированные изображения пчел, бабочек, птиц, приближенные к цветочно-растительному узору.
В настоящее время искусство вышивки переживает второе рождение. Многие сейчас увлекаются этим увлекательным ремеслом.
11 ученик: КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
Кружевному делу в нашем селе более 350 лет. Если мужчины занимались изготовлением ювелирных украшений, женщины увлекались кружевоплетением. Кружевоплетение зародилось в селе в конце 16 века. Особого развития достигло в 19 веке. По преданиям, первые кружевницы появились в селе из Нижнего Новгорода при переселении. Плелись кружева коклюшками. Коклюшки – крупные деревянные палочки с выемками для намотки нитей, перебрасывая которые мастерица создает кружевной узор. Кружевницы применяли льняные нити. Лен выращивали сами, теребили, пряли. В 1909 году в селе Рыбная Слобода открылось художественное училище, где обучались и кружевницы. Их работа оценивалась дешево, хотя работы продавались дорого, и часто выставлялись на выставках в крупных городах России. В настоящее время секреты этого ремесла в нашем селе возрождаются. При районном доме культуры работает кружок кружевоплетения.
12 ученик: СТИРАЕМ, ГЛАДИМ
Как только у людей появилась одежда из ткани, так нужно было стирать (раньше говорили – мыть) эту одежду. Стирали по-разному: топтали белье ногами и «колотили» с помощью специальных валиков. Затем белье гладили при помощи рубеля и скалки. Рубель (сыры-балак-тат.) – это деревянная доска с поперечными желобками, а скалка (уклау-тат) – просто палка. Белье накручивали на скалку, держа одной рукой, а сверху другой рукой катали рубель. Белье разглаживалось, и называлось это «катать белье».
(ученик показывает, как нужно пользоваться рубелем и скалкой)
(Ученик показывает старинный утюг) Потом появился утюг – сначала тяжелый, чугунный, - его нагревали углями, которые закладывали внутрь, или прямо на открытом огне. Такие утюги быстро остывали, да и белье могли испачкать.
13 ученик: ЛАПТИ
Каждый народ создал свой тип плетеной обуви. Русские лапти (чуни,крутеньки,ходоки,шептуны) по татарски сапата – детская, женская, мужская обувь, плетенная или вязанная крючком или иглой из пеньковых веревок или по-другому лыка. Лыко- внутренняя часть липовой коры. Лыко драли в начале лета. Лапти представляли собой низкую обувь на плоской плотной подошве с прямоугольной, круглой головкой и загнутым кверху носком, с высокими бортами и задником. Это домашняя и рабочая обувь. Ее носили в любое время года. Эта обувь бытовала во многих краях до конца 30-х годов ХХ века. Более состоятельные люди шили обувь у сапожников – по личной мерке.
Осенью к лаптям приделывался каблучок, чтобы вода не попадала в лапти.
Лапти носили даже зимой. Валенки в прошлом могли позволить себе лишь состоятельные крестьяне.
(ученик показывает сувенирные плетеные лапти) Эти лапти плетет в селе Урахча Рыбно-Слободского района один умелец. У него всегда много заказов. Все хотят дома иметь сувенир из прошлого.
5)ЧАСТУШКИ. (исполняют учащиеся)
1.Истоплю я жарко печь,
Испеку блиночков,
На вечёрку позову
Милого дружочка!
2.Эх, выйду плясать,
Ножками задрыгаю,
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают!
3.Мне не надо винегрет,
Не хочу я лечо,
Мне подайте на обед,
Щи из русской печи!
4.Как у нашего Ивана
Поселились тараканы
В тепленьком местечке-
В валенке на печке.
5.Я дровишек наколю,
Печку жарко натоплю,
На страшна мне стужа И тулуп не нужен!
6. Мы гордимся стариной,
Стала нам она родной,
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа!
6)Обзор выставок «Умелые ручки» и «Забытые ремесла»
7)Заключительное слово ведущего.
«Старина что незнакомая страна: много там непонятного и чудесного. Успевай лишь рот разевать, да уши топориком держать. Поймёшь: и в старину добрые люди жили, и они не под печкой горох сеяли. Умели и работать, и веселиться не хуже нас». А.ЛогуновИскусство наших народов живет несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы искусство передавалось из поколения в поколение. Сегодня вы прикоснулись к истории старинных вещей. Они постарались открыть вам маленькие тайны своего происхождения. Надеемся, что вы будете уважительнее относиться к прошлому своего народа и гордится умельцами, жившими на нашей, Рыбно-Слободской земле. Всем нужно стараться научиться что-то делать своими руками, чтобы не утерялись секреты мастерства, и было что передать своим детям и внукам.
1 ученик:
Вот и закрывается волшебный ларец,
Мы обещаем - беречь сей дворец.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
2 ученик: В подарок получите сладкий леденец!
Позвонили в бубенец -
Хором: К О Н Е Ц!
(всем «посетителям» музея раздаются сладкие леденцы)
Использованная литература:
Маслакова М.Н. Забытая старина: традиции, ремесла, мастера//ЧУИ.-2003.-№4. – С.12-18.
Танкевич Е.В.В старину едали деды// ЧУИ.-2003.-№4.-С.23-26.
Трофимова М Рыбная Слобода. Живые голосса. – Казань:Идел,2006.-376с.
Я познаю мир: Дет.энциклопедия: Культура/Авт.-сост.Н.В.Чудакова;Под общ.ред.О.Г.Хинн.- М.:ООО «Фирма АСТ»,1998.-480с.
Рогов А.П.Кладовая радости.-М.:Просвещение,1982.-240с.,ил.
Культура народов Татарстана/Авт.-сост.Л.А.Харисова.-Казань:Магариф,2005.-367с.
Марьина Т. Русский национальный костюм//Домашнее воспитание.-2004.-№6.-С.39-42.
Мориц Ю.Волшебный ларец. – М.:Малыш,1988. – 12с.