Урок технологии Металлы и сплавы 5 класс


Класс: 5 «А»
Раздел: Технология обработки металла.
Тема урока: Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.
I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока:
I образовательные цели:
1.1 Раскрыть основные свойства металлов и состав листового металла и проволоки
1.2. Способствовать формированию навыков и развитию умений
обучающихся при обработке металла и проволоки.
1.3. Способствовать запоминанию основной терминологии
технологических процессов, цифрового материала как ориентира для
понимания количественных характеристик изучаемых объектов и
явлений.
1.4. Способствовать осознанию основного технологического материала,
формированию представления о свойствах металлов.
1.5. Способствовать осознанию существенных признаков понятий,
технологических процессов.
развивающие цели:
Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков).
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).
Способствовать - развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности.).
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся
Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
Способствовать бережному отношению к природным и хозяйственным ресурсам.
воспитательные цели:
Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых,
эстетических, экологических, экономических качеств личности.
Способствовать формированию умения выбрать для решения
познавательных и коммуникативных задач различные источники
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и
другие базы данных.
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с
технологической культурой производства.
профориентационные цели:
Создать условия для обобщения учащимися знаний в сферах трудовой деятельности, профессиях.
Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в
трудовой деятельности.
Воспитывать уважение к работающему человеку.
Сформировать представление о профессии вальцовщика.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: системно – деятельностный подход
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
№ Название этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Результат
(Формируемые УУД)
1 Организационный момент - приветствие
-проверка явки учащихся - приветствуют учителя, визуально контролируют свою готовность к уроку. Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
2 Повторение пройденного материала Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.
Что такое машина? (Устройство для преобразования энергии, материалов или информации для облегчения физического или умственного труда человека)
Где применяются винтовые механизмы и как они работают? (В переднем и заднем зажиме верстака, где вращательное движение рукоятки преобразуется в прямолинейное движение ходового винта, винт-гайка). Отвечают на вопросы.
- рассуждают
- приводят примеры
3 Изучение нового материала Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы и цели урока.
Ребята! Как вы думаете из чего изготовлены кузова автомобилей, металлические вёдра, тазы, гвозди? (Правильно из тонколистового металла и проволоки.) А как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
Правильно! Записываем в тетрадях число и тему урока: «Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы. Профессии связанные с обработкой металла.»
- отвечают на вопросы
- выбирают оптимальные решения
- фиксирование темы урока в тетрадь
Слушают.
Разгадывают анаграмму. Отвечают на поставленные вопросы. Обсуждают, работают в группах. Личностные: осознание своих возможностей
Регулятивные: ответить на поставленный вопрос.
Познавательные: приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений, научиться решать анаграммы.
4 Поисково-исследовательский этап Какую роль играют роль металлы в жизни человека? (изготовление машин кораблей самолётов, предметы домашнего хозяйства.)
Сплавы- сталь и чугун (железа с углеродом) , дюралюминий (алюминий, магний, медь), бронза (медь, свинец, олово), латунь (медь, цинк)
Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прудков, труб, проволоки, что значительно облегчает изготовление из них различных изделий.
Листовой металл (Слайд№4), получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станах, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Делят на толстолистовую (толще 2 мм.) и тонколистовую (тоньше 2 мм.) В свою очередь тонколистовая сталь бывает нескольких видов: кровельная сталь (толщиной от 0.5…0.8 мм.), жесть (толщиной от 0.2….до 0.5 мм.). Ребята, скажите а как кровельную сталь предостерегают от коррозии? Правильно, её мпокрывают тонким слоем цинка (оцинкованная сталь) Жесть бывает чёрная и белая.
Белая жесть – это листовая сталь, покрытая с двух сторон тонким слоем олова. Такая жесть имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность.
По вашему мнению ребята! Кто обслуживает прокатные станы на заводах? Выслушивание мнений и рассказ про профессию вальцовщика.
После этого рассказ про профессию жестянщика
Проволока используется для изготовления электрических приборов и заклёпок. Из мягкой стальной проволоки изготавливают гвозди, шурупы, винты, заклёпки, а из твёрдой –пружины, струны и другие изделия.
Ребята, а вы не задумывались, каким способом получают проволоку?
Катанка-прокатка нагретых заготовок между 2 валками имеющими канавки, получают проволоку толщиной более 5 мм. (Слайд №5).
Более тонкую проволоку получают волочением, протягиванием катанки через фильеры-детали с отверстиями, выполненными из очень твёрдых материалов и даже из алмазов.
- рассказывают о профессии вальцовщика, жестянщика.
- профессия
Волочильщик
- физминутка
Слушают, составляют конспект в рабочей тетради, зарисовывают основные технологические операции, обсуждают, работают в группах. Рассказывают,
о каких технологических операциях узнали.
Познавательные
извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; структурировать
знания;
Коммуникативные
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные
давать определения новым понятиям темы; называть свойства инструментов.
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование.
5 Практический этап Учащиеся , организовав рабочие место , группами , приступают к работе.
Учитель проверяет рабочие места оказывает помощь отстающим учащимся.
Учитель помогает отстающим группам.
Организовывают рабочие места и выполняют формирование безопасной работы
- выполнение практической работы с использованием инструкционных и технологических карт.
Личностные: Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Коммуникативные: совместные решения проблемы.
Познавательные:  умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.
6 Итог практической работы Молодцы! Вижу, все справились с заданием. А теперь оценим ваши работы.
- проводят самооценку и взаимооценку работ. 7 Закрепление материала. Каждая группа придумайте по вопросу по нашей теме урока. - рассуждают
- отвечают на вопросы. 8 Рефлексивно-оценочный этап А теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать свое мнение.
- было интересно…
- было трудно…
-теперь я могу…
- я научился…
- меня удивило…
- мне запомнилось… - отвечают на вопросы, дают самооценку результатом своей работы. Познавательные
выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать свои действия
Личностные умение провести самооценку и организовать взаимооценку
Коммуникативные
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
9 Домашнее задание 1.Повторить пройденный материал;
2.Подготовить сообщение на тему «Профессия слесарь»
3.Уборка рабочих мест.
Слушают и записывают домашнее задание в дневник. Личностные: адекватное понимание причин успеха и не успеха в учебной деятельности.
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.
Самоанализ урока
Даанные об учителе:Огиева Наталья Николаевна,учитель технологии
Предмет:технология Класс:5 .
Тема урока: Тонколистовой металл и проволока. Тип урока:урок изучения нового материала
Оборудование, карточки-задания
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
• предметные УУД:
-имеют понятие о технологическом процессе создания изделий;
-имеют понятие о металле,сплаве ,проволоке;
• познавательными УУД:
-умеют выделять и структурировать информацию,существующую для решения проблем,под руководством учителя.
. Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные Дать представление о видах металлов,их характеристикахи свойствах.Смогут определить область применения тонколистового металла. 1 уровень —узнавание
Регулятивные Планирование работы в группе. 1 уровень —выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Познавательные Извлечение необходимой информациииз из прослушенных текстов.
Выработка алгоритма выполнения изделия из тонколистового металла . 2 уровень —совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. 1 уровень —выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Личностные Умение провести самооценкупо выработанным критериям, организовать перекрёстную оценкуи взаимопомощь в в группах. 2 уровень —самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
Этап урока Уровень достижения планируемого результата (оценка)
Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия
Возможные риски (Что может быть не усвоено, не понято). Коррекционная работа
Мотивационно-целевой этап
Орг. момент Организовать
самоопределение детей к деятельности на уроке.
Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку. Личностные УУД:
самоорганизация.
Регулятивные УУД:
способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке Напомнить на перемене о подготовке к уроку.
Мотивация (встреча с проблемой)
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;
Обучающиеся назвали основную технологическую документации, на основании которой перешли к практической работе «Ознакомление с тонколистовом металлом»
Регулятивные УУД:
планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.
Коммуникативные УУД владение речью, умение выражать мнение.
Личностные УУД:
проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Не смогли назвать виды основной технологической и графической документации.
Продемонстрировать образцы.
Поисково-исследовательский этап
Организовать осмысленное восприятие новой информации
Обучающиеся смогли проанализировать имеющуюся (по древесине) и полученную (по металлу) информацию о тонколистовом металле,кровельной стали,жести черной и белой, проволоки. Объяснить какую роль играет металл в жизни человекаКаким способом получают проволоку. Познавательные УУД:
извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;
структурировать знания;
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные УУД:
давать определения новым понятиям темы. Обратиться к помощи групп, если алгоритм не определён , назвать операции
Практический этап Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.
Учащиеся определили необходимые технологические операции, наметили план действий, выполнили работу согласно правилам техники безопасности, осуществляя самоконтроль.
Цели данного этапа урока были реализованы, т.к. результаты деятельности детей показали принятие нового знания. Предметные УУД: научиться различать металлы , проводить прстейшие исследование свойств. .
Познавательные УУД:
умение сформулировать алгоритм выполнения практической работы: ориентируются в здании, осуществляют поиск необходимой информации. Обратиться к соседу по парте за разъяснением.
Рефлексивно-оценочный этап
Осмысление процесса и результата деятельности
Учащиеся представляют, выполненные работы, оценивают свою работу и работу соседа по парте. Различают физические, химические,механические и технологичекие свойства металлов и сплавов. Организуют беседу по вопросам: Что нового узнали на уроке? Познавательные УУД:
выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать свои действия
Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Дата: 16.12.2016г. Подпись:
Литература
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p2/1288
Закон Российской Федерации «Об образовании» http://умная-школа.рф/wiki/edu/education_law/?utm_source=yandex&utm_medium =cpc&utm_content=zakon_ob_obrazovanii&utm_campaign=blondy
Приоритетный национальный проект «Образование» http://www.rost.ru/education.shtml
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://президент.рф/news/6683
Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201) http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_06/prm201-1.htm
Приказ МО РФ от 5.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html
Приказ МО РФ от 19.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» http://mku-uoor.ucoz.ru/news/vyshel_novyj_prikaz_mo_rf_o_vnesenii_izmenenij_v_bup_rf_ot_09_03_2004g_1312/2012-02-17-23
Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» http://edu.of.ru/isiorao/default.asp?ob_no=30520
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» http://schoolguide.ru/index.php/obzory/351-list-2012-2013.html
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mt/20. doc
Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся», мет. письмо Департамента общего и дошкольного образования МО России от 20.04.2004 № 14-51-102/13) http://www.internet-school.ru/documents/documents565
О «Перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений». Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России. От 21.06.2006г. № 03-1508. http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_118531.html
«Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих тарифных разрядов» (ОК 016-94) http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ew-pravo/e2w.htm
Симоненко, В.Д. Программа начального и основного общего образования [Текст]: Сборник / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 192 с.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО УЧЕБНИКАМ Министерства образования и науки Российской Федерации. – [Электронный ресурс] /. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://fsu.edu.ru/p1.html, свободный. — Загл. с экрана, дата просмотра 15.05.2012г.
Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» [Текст] / Авт. сост. О.В.Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. – 88 с.
Сасова, И.А. Технология: 5-8 классы: Программы [Текст] / Сасова И.А., Марченко А.В. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 c.
Симоненко, В.Д. Технология: программа. 5–8 классы [Текст] / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 148 с.
Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ. – 2011. – № 12. – С. 12-18.
Зарубина, В.В. Разработка основной образовательной программы ООО [Текст]: методические рекомендации / В.В. Зарубина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 48 с.