Цикл бесед по изучению ПДД в начачьной школе



Для предотвращения возможных дорожно-транспортных происшествий с учащимися, обеспечения правильного внимательного их поведения на улице необходима постоянная и регулярная работа в образовательном учреждении. Помимо занятий по изучению правил дорожного движения и экскурсий по изучению дорожно-транспортной обстановки в районе школы, где живут дети, целесообразно проводить профилактические беседы.
В школе слово учителя еще оказывает на детей определенное воздействие. Стремление «делать как сказала учительница» распространено достаточно широко. Поэтому беседа с детьми – станет необходимым делом и предотвратит несчастье для многих семей. Именно поэтому так важны беседы с учащимися.
Цель профилактических бесед – обратить внимание учащихся на особенности сезона, состояние дорог, дворов, на особенности детского внимания, реакции и в зависимости от этого на возможные дорожные ситуации, на поведение детей в таких случаях.
Разговор с детьми следует начать с обсуждения особенностей сезона. Колебания температуры, вид осадков, длина светового дня, видимость на дорогах во время тумана и обильных дождей и снега, ветры - все это влияет на дорожно-транспортную обстановку. Этот момент необходимо тщательно обсуждать с детьми, так как плохое состояние дорог, улиц, дворов - источник опасности для жизни и здоровья детей. Резкая перемена в атмосфере часто застает водителей врасплох. Не все быстро адаптируются к быстрой смене обстановки. Это часто приводит к аварийным ситуациям как на шоссе, так и во дворах, где играют дети. Поэтому дальше педагогу следует перейти в беседе к разговору об особенностях поведения детей на улице. Вместе с детьми обсуждаются места игр во дворе, маршруты к внешкольным учреждениям: кружкам, музыкальной школе, спортивным секциям и т.п. Младшие школьники выполняют поручения взрослых о покупках, поэтому обсуждение маршрутов в магазины также должно стать предметом разговора с детьми.
В результате беседы ученик должен еще и еще раз убедиться, что основа безопасности - внимательность и осторожность по отношению к себе и товарищам. Большое значение в беседе имеет постановка вопросов к учащимся. Вопросы должны развивать мышление учащихся, обучать их умению анализировать ситуации, искать и находить в них единственно правильные решения, воспитывать у детей уверенность в поведении на оживленных улицах и транспортных магистралях.
Правильно подобранные место и время проведения такой беседы сильно увеличивает ее эффективность. Для того чтобы учителю было легче построить беседу с детьми, приведём несколько бесед по изучению Правил дорожного движения в начальной школе, в которых раскрыты основные особенности сезонов, состояние дорог и возможные ситуации в поведении детей, которые могут возникнуть на дорогах и вблизи них.

СОЖЕРЖАНИЕ

п.п. Наименование тем бесед №
листа
1 История возникновения Правил дорожного движения. 3
2 Знакомимся с дорожными знаками. 7
3 Виды транспортных средств. 13
4 Мы пассажиры. 20
5 Сигналы, регулирующие дорожное движения. 22
6 Где можно играть. 26
7 Почему на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия с участием детей. 29
8 На загородной дороге. 34
9 Остановочный путь и скорость движения. 39
10 Безопасность движения на велосипеде. 42
11 Стань заметнее на дороге. 47
Тема: «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВИД ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ИСТОРИЯ СВЕТОФОРА»
Цель:
знакомить с возникновением правил дорожного движения.
Ход беседы.
1. Сообщение темы.
Сегодня мы побеседуем об истории появления правил дорожного движения.
2. История возникновения ПДД
Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать правила дорожного движения?
Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.
Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.
В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».
В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была
превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.
Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.
Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.
Современным правилам дорожного движения более 100 лет.
3. История светофора
А знаете ли вы, когда появился привычный для нас светофор?
Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже более 100 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе.
В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.
Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.
Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.

У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.

Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа.


А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице), около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор.

4. Итог занятия.
Назовите первые транспортные средства.
Когда появились первые правила дорожного движения?
В 1909 году на Международной конференции в Париже была принята… (Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.
Сколько лет современным правилам дорожного движения?
Когда появился первый светофор в нашей стране?
Тема: «ЗНАКОМИМСЯ С ДОРОЖНЫМИ ЗНАКАМИ»
Цель:
Познакомить учащихся с дорожными знаками и указателями, часто встречающиеся в районе школы и по месту жительства, а также с другими знаками необходимыми пешеходу.
Учебно-методические пособия: Рабочая тетрадь по ПДД, комплект дорожных знаков, Правила дорожного движения.
Рекомендации к проведению занятия.
Преподаватель рассказывает и показывает дорожные знаки, которые помогают организовать безопасное движение транспорта и пешеходов. Обратить особое внимание на знаки:

1.22 «Пешеходный переход»
Знак предупреждает водителя о том, что он подъезжает к участку дороги, где на его пути может внезапно появиться регулируемый или нерегулируемый пешеходный переход.
Данный знак устанавливается совместно со знаками: 5.19.1 и 5.19.2.

5.19.1 «Пешеходный переход»
Указывает зону пешеходного перехода, как правило устанавливают два знака которые дублируют дорожную разметку (зебру). Этот знак устанавливают справа проезжей части.

5.19.2 «Дети»
Знак предупреждает водителя о том, что он подъезжает к участку дороги, вблизи детских учреждений (школа, детский сад, интернат, и т.д.).
1.23

1.1 "Железнодорожный переезд со шлагбаумом"
Знак предупреждает о приближении к железнодорожному переезду.
Водителю необходимо сбросить (уменьшить) скорость движения и приготовиться к возможному закрытию шлагбаума.
"Железнодорожный переезд без шлагбаума"
Знак предупреждает о приближении к железнодорожному переезду. Водителю необходимо сбросить (уменьшить) скорость движения и приготовиться к возможному появлению железнодорожного состава или включению запрещающих сигналов светофора.
Мигающий бело-лунный свет светофора не является запрещающим.
1.2

1.24 "Пересечение с велосипедной дорожкой"
Знак предупреждает водителя о том, что он подъезжает к участку дороги, где проезжую часть пересекает велосипедная дорожка
"Движение на велосипедах запрещено"
Знак запрещает дальнейшее движение, как велосипедов, так и мопедов.

3.9

3.10 "Движение пешеходов запрещено"
Знак запрещает дальнейшее движение пешеходам. Знак распространяет свое действие только на ту сторону проезжей части, на которой он установлен.
"Велосипедная дорожка"
Знак разрешает движение только велосипедам, мопедам, а так же пешеходам (при отсутствии тротуара).
4.4

4.5 "Пешеходная дорожка"
Знак разрешает движение только пешеходам. Запрещено движение любых транспортных средств.
"Место остановки автобуса и (или) троллейбуса"
Указывает на место остановки автобуса или троллейбуса, в населенном пункте водитель должен уступить дорогу отъезжающему от остановки маршрутному транспортному средству.
5.16

5.21 "Жилая зона"
Обозначает жилую зону, на территории которой пешеходы могут двигаться как по тротуарам, так и по всей проезжей части. Пешеходы имеют преимущества, однако не должны создавать помехи для движения транспорта.
"Подземный пешеходный переход"
Знаком обозначается подземный пешеходный переход
6.6

6.7 "Надземный пешеходный переход"
Знаком обозначается надземный пешеходный переход
"Пункт медицинской помощи"
Информирует Вас, о наличие на дороге пункта первой медицинской помощи.
7.1

7.2 "Больница"
Информирует Вас, о наличие на дороге больницы.
Все знаки делятся на 7 групп:
Запрещающие – имеют круглую форму, красную кайму, (за исключением отдельных) и фон белого цвета, а на знаках 3.27 – 3.30 – голубого цвета.

Знаки приоритета – устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей, а также узких участков дорог.

Предупреждающие знаки – информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятие мер, соответствующих обстановке.

Предписывающие знаки – устанавливаются перед участками дорог, на которых вводится соответствующий режим движения, они как правило круглой формы с голубым фоном и белыми символами.

Информационно-указательные знаки – вводят или отменяют определенные режимы движения, а также информируют о расположении населенных пунктов и других объектов.

Знаки сервиса – имеют прямоугольную форму, широкую голубую кайму. Символ изображается на белом фоне.

Знаки дополнительной информации (таблички) – они уточняют или ограничивают действия знаков других групп, с которыми они применены. Самостоятельно они не применяются и имеют прямоугольную форму и белый фон. Располагают их под знаками.

В заключении учащиеся работают со своими рабочими тетрадями и отвечают по ним на поставленные вопросы
Тема:  «ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Цель.
Создать условия для ознакомления учащихся с видами транспорта.
Задачи:
1.    Познакомить учащихся с различными видами транспорта: воздушным, наземным, водным, космическим; грузовым и легковым; пассажирским.
2.    Создать условия для развития у учащихся приемов логического мышления; устной речи; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора.
3.    Довести до сознания детей важность соблюдения правил поведения в пассажирском транспорте.
Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» Кешишана Р.А., Предит А.В., Шмундяка В.Л.; видеоролик «Виды транспорта»; детские словарики.
Новые слова: вид транспорта; воздушный, наземный, водный, космический; грузовой и легковой; пассажирский.
 
Ход проведения
1.       Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели занятия.
Вспомните, что относится к общественному транспорту?
Расскажите, какие еще виды транспорта вы знаете.
Сегодня мы с вами продолжим знакомство со сборником  сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» и узнаем о видах транспорта.
2.        Прослушивание сказки «Транспортинария» с остановками.
Послушайте название сказки. Как вы думаете, что такое «транспортинария»?
О чем может быть это произведение?
Учитель на доске записывает детские предположения.
Прослушивание сказки до предложения «Когда они разговаривали на кухне, Бам уже стоял на крыше в очереди на посадку».
Оправдались ли ваши предположения?
Как вы думаете, правильно ли поступал Бам, что в отсутствии родителей позволял себе капризничать, когда его укладывала спать бабушка? Почему?
Во сколько часов дети должны ложиться вечером спасть? Почему?
Что посоветовал папа сделать Баму перед сном? Прав ли папа?
Как вы думаете, что может произойти дальше?
Прослушивание сказки до предложения «Бам снова стал смотреть в окно, он очень многое хотел спросить, но не стал».
Для чего будущие пассажиры доставали из нагрудного кармана серебряной курточки какую-то карточку и прикладывали ее к небольшому экрану?
Кого встретил Бам на корабле?
Почему Бима и Бом не пропустили свой первый корабль?
Почему человечки на крышах были одеты в курточки разного цвета?
Как вы думаете, что будет дальше?
Прослушивание сказки до предложения «Группа вышла на улицу из министерства, и Бам увидел дороги Транспортинарии, он немного напоминали земные дороги, по которым он привык ходить в школу или магазин, но много было отличного».
Что такое «Транспортинария»?
Кто является жителем этой страны?
Как называется столица этой страны?
Из каких министерств состоит этот город?
Что такое министерство?
Почему воздушный транспорт является самым распространенным?
Что стало прообразом первых летательных аппаратов?
Что относится к воздушному транспорту?
Кто были первыми учеными в министерстве воздушного транспорта?
Какой вид транспорта используется в развлекательных целях?
Как вы понимаете, что такое министерство живого транспорта»?
Почему министерство живого транспорта самое древнее?
Почему многие возмущены этим министерством? Правы ли они?
Какое министерство является важным, но еще не таким большим как воздушное? Почему это министерство важное?
Для чего в Транспортинарии проложили кольцевую дорогу вокруг города?
Какие правила поведения в общественном транспорте выполнил Бам?
Как нужно вести себя на аттракционах? Почему?
Как вы думаете, с каким новым министерством познакомятся ребята?
Прослушивание сказки до предложения «На выходе из министерства ребят ждали экипажи запряженные серыми и черными лошадками».
С чем познакомились Бам, Бом и Бима в этой части?
Чему удивились ребята?
Что относится к наземному транспорту?
Что относится министерству легкого транспорта? Грузового транспорта?
С чего начал развиваться наземный транспорт?
Расскажите об истории автомобиля.
Почему в Транспортинарии автомобиль стал не популярным?
Что относится к железнодорожному транспорту?
С каким еще видами наземного транспорта познакомились дети?
Что к нему относится?
Почему в одном из залов стоял манекен, тепло одетый в белые одежды, с мешком за спиной, автоматом в руке и на лыжах?
Куда отправились ребята после обеда?
Какое животное самое почитаемое в министерстве живого транспорта? Почему?
Кого называют «кораблями пустыни»? Как вы думаете, почему?
Почему слон относится к живому транспорту?
Кого бы вы еще отнесли к живому транспорту? Почему?
Прослушивание сказки до предложения «Мы почти приплыли к подводному причалу последнего министерства, с которым вы сегодня познакомитесь».
Почему ребятам не хотелось уезжать из министерства живого транспорта?
С каким новым министерством познакомились Бам, Бом и Бима?
Почему это министерство показалось ребятам необычным?
Что относится к водному транспорту?
С каким первым плавательным средством познакомились Бима, Бом и Бам?
Почему люди стали строить корабли?
Какие корабли строились раньше? А теперь? Почему?
О каких правилах на яхте узнали ребята?
Почему до появления самолетов водный вид транспорта был самым распространенным?
Что удивило ребят на подводной лодке?
Почему капитан подводной лодки отказался спуститься на самое дно?
Как вы думаете, куда приплыли Бима, Бом и Бам?
Прослушивание сказки до предложения «Проснулся он утром у себя в кровати».
С каким новым министерством познакомились Бам, Бом и Бима?
Почему ребята попадают в министерство таким странным способом?
С чего начинался музей министерства космического транспорта?
Почему следующий зал музея показался не интересным для детей?
С чем познакомились ребята в следующем зале?
Какое развлечение ждало детей в парке аттракционов?
Из-за чего происходит невесомость?
Чем космическая еда отличается от земной?
Что самое главное должны были понять ребята в этом путешествии?
Чем может закончиться эта сказка?
Прослушивание сказки до конца.
Что произошло после того, как Бам проснулся?
Существуют ли такие министерства, с которыми Бам и его друзья познакомились в Транспортинарии?
Каким словом можно заменить слово «категория»?
На какие категории можно разделить транспорт?
Что относится к пассажирскому транспорту?
Для чего предназначен легковой транспорт? Грузовой?
Посмотрите на наши предположения, которые мы записали до чтения сказки. Оправдались ли наши предположения?
3.       Работа со словариком.
Запись терминов и видов транспорта:
Воздушный:

Наземный:

Водный:

Грузовой и легковой:

Пассажирский:

Спец.машины:

4.       Составление кластера.
Вспомните, что относится к специальным автомобилям?
Для чего они предназначены?
Почему специальным автомобилям разрешается нарушать некоторые правила дорожного движения?
Составление кластера. 

 5. Просмотр видеоролика «Виды транспорта».
6. Практическое задание.
Учитель просит учеников изобразить на бумаге какой-либо вид транспорта и рассказать, что он о нём знает.
Учитель предлагает учащимся отгадать загадки:
Не летает, не жужжит – жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
Это дал завод ему: и огни – глядеть во тьму,
И колеса, и мотор, мчался, чтоб во весь опор.
(автомобиль)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками…
(троллейбус)
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(автобус)
Мы стоим на остановке,
Мы поедем за обновкой.
Рельсы есть, ты не зевай,
К нам спешит большой…
(трамвай)
Сам не едет, не идет.
Не поддержишь – упадет.
А педали пустишь в ход-
Он помчит тебя вперед.
(велосипед)
 Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(мотоцикл)
Эй, не стойте на дороге!
Мчит машина по тревоге.
А зачем ей так спешить?
Как зачем? Пожар тушить!
(пожарная машина)
  
7.  Творческое задание.
Учащиеся составляют рассказ «Куда бы я сходил в Транспортинарии».
8.  Стадия рефлексии.
Чему мы сегодня учились на уроке?
О каких новых правилах поведения в транспорте вы узнали?
Почему их нужно соблюдать?
Для чего важно знать виды транспорта?
Что вам понравилось на уроке?
Тема: «МЫ – ПАССАЖИРЫ»
Цель: 
познакомить детей с правилами поведения в транспорте.
Ход мероприятия
Педагог. Общественные места — это места большого скопления людей.
Назовите известные вам общественные места. (Школа, транспорт, магазин, театр, кинотеатр.)
Чтобы сохранить здоровье и обезопасить себя и окружающих, следует соблюдать правила поведения в общественных местах. Девизом нашего сегодняшнего урока могут быть строки стихотворения:
Я по городу иду,
Я в беду не попаду,
Потому что твердо знаю —
Правила я выполняю.
Что за правила такие?
Очень, в общем-то, простые —
С ними будет жизнь прекрасна,
Весела и безопасна.
Кто из вас часто ездит на троллейбусе, автобусе, трамвае? (Ответы детей.)
Ребята, запомните Правила пассажира.
1. Не отвлекайте водителя во время движения.
2. Крепко держитесь за поручни.
3. Не высовывайте руки и голову из окна.
4. Не входите и не выходите, когда двери уже закрываются.
5. Не мешайте другим входить в транспорт.
6. Уступите место старшим и тем, кому по каким-либо причинам трудно стоять.
7. Выходя из транспорта, надо помочь тем, кто выходит позднее вас, — подать им руку.
8. При переходе улиц надо соблюдать Правила дорожного движения.

Игра «Выбери правильный ответ»
Во время поездки на автобусе можно:
громко разговаривать;
петь песни;
требовать уступить себе место на сиденье;
вставать на сиденье ногами;
уступать место старшим;
ставить на сиденье грязные вещи.
Подведение итогов
Тема. «СИГНАЛЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Цель. 
Создать условия для развития у обучающихся умения различать сигналы регулировщика и светофоров.
Задачи:
1.     Познакомить учащихся с сигналами регулировщика, расширить знание детей о сигналах светофора.
2.     Создать условия для развития монологической и диалогической речи учащихся; умений анализировать, сравнивать и обобщать; творческого воображения и мелкой моторики руки; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора.
3.     Создать условия для воспитания дисциплинированности и внимательности при переходе улицы.
Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама»; мультимедийный электронный справочник «Сигналы регулировщика и светофоров» (или таблицы сигналов регулирования дорожным движением светофорами и регулировщиком); детские словарики; толковый словарь.
Ход проведения
1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели занятия.
Какие правила перехода дороги вы знаете?
Что такое светофор? /Техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов./
Какие виды светофора вы знаете? /Транспортные, пешеходные и для велосипедистов./
Что у них общего и чем они отличаются?
Для чего на пешеходных переходах устанавливают светофоры с кнопкой?
Как расположены сигналы светофора? /Вертикально, т.е. сверху вниз./
Какой сигнал светофора расположен вверху? Что он обозначает?
Какой сигнал светофора расположен в середине? Что он обозначает?
Какой сигнал светофора расположен внизу? Что он обозначает?
Почему нужна такая строгая последовательность?
Оказывается, есть люди, которые различают сигналы светофора не по цвету, а только по их расположению и свечению. Это – дальтоники, люди с цветовой слепотой, которые видят все по-другому. Для таких людей и определено каждому цвету свое место.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением из сборника сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» и узнаем о регулировщике и видах светофоров.
2. Стадия вызова.
Прочитайте название. /«Приключения в старинном городе»/
О чем может быть рассказ с таким названием?
На доске появляются предположения.
3. Стадия осмысления.
Прослушивание сказки «Приключения в старинном городе» с последующим обсуждением.
I часть.
Проводится поэтапное прослушивание текста «Приключения в старинном городе».  После каждого отрывка учитель задает вопросы.
Прослушивание текста до предложения «Дорога была довольно долгая, целых три часа, и Бом не заметил, как заснул»
Почему этот день был необычным для учащихся 1 «А» класса?
Что может произойти дальше? Почему вы так думаете?
Прослушивание текста до предложения «Они испуганно смотрели по сторонам».
Что произошло с Бомом во сне?
О чем размышлял Бом?
А что бы вы смогли сделать, если стали большими?
Как вы думаете, что может произойти дальше?
Прослушивание текста до предложения «Так большой Бом как и собирался в начале своей прогулки помог маленьким».
Почему девочка с мальчиком робко разговаривали с Бомом?
Как вы думаете, почему нельзя на улице разговаривать с незнакомыми людьми?
Почему дети оказались в незнакомом месте без взрослых?
Как вы думаете, почему дети не решались переходить улицу?
Как Бом помог девочке с мальчиком?
Как вы думаете, что может произойти дальше?
Прослушивание текста до предложения «Бом заметил его маневр и последовал за ним».
Что больше всего понравилось ребятам на экскурсии?
Для чего раньше строили пожарную каланчу?
Почему ее сейчас не строят?
Что означает слово «каланча»?
Работа с толковым словарем.
Почему детей заинтересовал человек на макете с поднятой палкой в руке?
Для чего на дорогах стоят регулировщики?
По какому сигналу регулировщика можно переходить улицу?
В каком случае нельзя переходить дорогу?
До каких годов в России на дорогах стояли регулировщики?
Когда люди придумали автоматический регулировщик – светофор?
Для чего люди придумали светофор?
Можем ли мы сейчас видеть на дорогах регулировщиков?
Почему и сейчас регулировщики регулируют движением транспортных средств и пешеходов?
Как вы думаете, почему пешеходам нужно знать сигналы регулировщика?
Что может произойти дальше?

Прослушивание текста до предложения «Бом уже собрался окончательно разозлиться на Бама, но вспомнил свой сон, в котором он был большой».
Почему дверь оказалась не волшебной?
Можно ли детям посещать бар? Почему?
Почему Бом и Бам потерялись?
Как бы вы поступили на месте Бома и Бама? Почему?
Чем может закончиться этот рассказ?
После ответов учащихся, им предлагается задание придумать концовку рассказа.    Дети записывают концовку (или устно обсуждают в парах, в четверках «концовку»).
Прослушивание рассказа до конца.
Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?
Почему Бом и Бам не смогли перейти улицу около светофора?
Как ребята смогли найти свою группу?
Почему их поругали учительница, родители и Бима?
Что бы вы посоветовали Бому и Баму?
Правила поведения в незнакомом городе.
Чему может научить эта история?
Смешная она или грустная?
Попробуйте, сочинить свою историю, нарисуйте рисунок на тему «Если я был большим».

Физкультминутка.
II часть.
Демонстрация мультимедийного электронного справочника «Сигналы регулировщика и светофоров» (знакомство с понятиями и ответы на вопросы).
Сколько сигналов подает регулировщик?
Какие это сигналы?
Что обозначают эти сигналы?
Каким сигналам светофора соответствуют жесты и положения корпуса регулировщика?
В каком случае можно переходить дорогу?
  Заучивание стихотворения наизусть.
Если регулировщик боком стоит,
Для вас, ребята, путь открыт.
А если грудью или спиной –
Путь закрыт! Опасно! Стой!
 Работа со словариками: запись новых понятий.
 Инсценировка жестов регулировщика.
 
4.      Стадия рефлексии.
Чему мы сегодня учились на уроке?
Что вам понравилось на уроке?
Для чего важно знать сигналы регулировщика и светофоров?
Тема «ГДЕ МОЖНО ИГРАТЬ»
Цель:
закрепить понимание о безопасности при проведении подвижных игр на улице.
Оборудование: плакаты.

Ход мероприятия
Игра «Валеологический светофор»
Братья играли в мяч на площадке у самой автострады. Мяч был прыгучий и легкий. Ребята били его об асфальт, катали, подбрасывали и не заметили, как выбежали на проезжую часть дороги.

(Дети должны в «опасном месте» показать красный цвет светофорика и объяснить, в чем опасность.)
Сегодня мы с вами будем говорить о безопасности во время игр на улице.
Посмотрите, пожалуйста, на плакаты и расскажите, кого из сказочных героев поджидает беда и почему.
(Педагог сопровождает рассказ детей стихами.)
Ах, забывчивый зайчонок,
Шаловливый медвежонок!
Что же это получается?
Сколько раз вам повторять,
Сколько раз напоминать,
Что на улице играть запрещается.

Медвежонок наш и зайка
В мяч играют на лужайке.
Молодцы!
Они помнят, они знают:
На дороге в мяч играют
Только сорванцы.
Всем ребятам твердо знать
Полагается:
На дороге в мяч игратьЗапрещается!
Мчит машина, мчит, как ветер,
Погасить пожар спешит.
Вдруг зайчонок-постреленок,
Он на роликах, как ветер,
Ей наперерез летит.
До беды один лишь миг ...
Но водитель тормозит.
А зайчонок-постреленок
На асфальт упал, дрожит.
А зайчонок-постреленок
Смотрит виновато...
Брать нельзя с него пример.
Правда же, ребята?
Ничего, что у дороги
Наша снежная гора!
Мы на санках, на ледянках
Все с утра спешим сюда.
«Догоняй-ка, догоняй-ка!» —
Нам кричит хвастливый зайка.

Медвежонок с зайкой рядом
Лапой машет, очень рад он. ...
Вдруг автомашина мчит
И гудит, гудит, гудит...
Испугались зверята, дрожат...
А машина все приближается...
Обучить нам бы этих зверят,
У дороги играть запрещается!
Подведение итогов
Давайте повторим некоторые правила поведения на улице.
1. Не играть на проезжей части улицы.
2. Переходить улицу только в положенном месте и только на зеленый свет.
И не забывайте, ребята, соблюдать Правила дорожного движения.
Тема:  «ПОЧЕМУ НА ДОРОГАХ ПРОИСХОДЯТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ»
Цель. 
Сформировать у младших школьников представление о причинах дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети; воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по улице.
Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама»; альбом для рисования, цветные карандаши; детские словарики.

Ход проведения
1. Сообщение темы и цели занятия.
2. Рассказ учителя и беседа с учащимися.
Для чего нужны Правила дорожного движения? /Эти правила необходимы для соблюдения безопасности движения транспорта и пешеходов, поэтому их должны соблюдать и пешеходы, и водители.
Нарушать правила – значит подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей.
У нас в России ежегодно под колесами автомобиля погибает около 1350 детей (4 ребенка за один день), а почти 25000 – получают увечья и травмы (более 70 детей за один день). Травмы эти тяжелые – ребенок нередко остается инвалидом на всю жизнь.
Почти половина этих дорожно-транспортных происшествий происходит по вине самих детей.
Чаще всего дети попадают под колеса автомобилей из-за своей невнимательности и недисциплинированности.
Часто нарушение Правил дорожного движения становится для них вредной привычкой. Допустим, сегодня автомобилей на дороге не было, и ребенок перешел проезжую часть на красный или желтый сигнал светофора. Все обошлось благополучно. В другой раз ребенок перебежал дорогу в неположенном месте, Милиционера не было, и ребенок прошагал дальше, тут же забыв о своем нарушении. Неправильный переход дороги постепенно становится для него привычкой, от которой отвыкать очень трудно. Помните, что можно нарушить Правила дорожного движения только один раз и погибнуть. Причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей часто служит игра или катание на санках, коньках вблизи проезжей части дорог. Из-за своей неосторожности дети неожиданно появляются на проезжей части и попадают под колеса движущегося транспорта.

Во дворах надо быть очень внимательными. Нередко бывают случаи, когда ребенок пробегает мимо стоящего во дворе автомобиля. В это время водитель или пассажир открывают дверь и ребенок ударяется о неё, получая тяжелую травму.
Нередко дорожно-транспортные происшествия происходят, даже если ребенок правильно ведет себя при переходе проезжей части, например, движется на зеленый сигнал светофора. За рулем автомобиля может находиться пьяный водитель, вовремя не среагировать на включенный сигнал светофора и совершить наезд. Иногда у автомобиля в самый неподходящий момент могут отказать тормоза. Помните ребята, даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, необходимо смотреть по сторонам и прислушиваться к звукам приближающегося транспорта.

На дорогах нельзя бегать. Бывают случаи, когда дети, увидев приближающийся или стоящий на остановке автобус, бегут к нему и попадают под колеса движущегося транспорта.

Назовите причины, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия по вине детей. /Неправильный выбор места перехода дороги; переход дороги перед близко идущим транспортом; переход дороги наискосок, а не поперек проезжей части; попытка перебежать дорогу в потоке движущихся транспортных средств; незнание правил перехода проезжей части на перекрестке; хождение по проезжей части дорог при наличии тротуара, пешеходной дорожки или обочины; невнимание к сигналам светофора или регулировщика; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатах и т.п. по дорогам, а также игра на проезжей части или вблизи неё.
3. Вопросы для закрепления знаний.
Учитель задает детям вопросы о правилах поведения на дорогах, выслушивает и дополняет их ответы.
1. В каком месте можно переходить проезжую часть дороги?
Переходить проезжую часть лучше всего там, где имеется светофор. Если его нет, то переходить надо по подземному или надземному пешеходному переходу (если они есть) либо по пешеходному переходу «зебра». В случае, если нет ни светофора, ни пешеходного перехода, то переходить надо в том месте, где отсутствуют ограждения, а дорога хорошо просматривается в обе стороны.2. Как правильно переходить проезжую часть?
Необходимо остановиться перед проезжей частью, посмотреть налево, затем – направо и если транспортных средств поблизости нет, можно начать переход. Дойдя до середины дороги, снова посмотреть направо и продолжить движение при отсутствии приближающегося транспорта. Идти шагом, не бежать.
Если кто-то вас окликнул, нельзя оборачиваться и останавливаться на проезжей части. Сначала нужно закончить переход дороги.
3. Как правильно переходить проезжую часть группе детей?

При переходе проезжей части группой детей необходимо всем остановиться, осмотреться и при отсутствии приближающегося транспорта начать переход. Надо прекратить разговоры, сосредоточиться, смотреть не на друзей, а на дорогу.
4. Как правильно переходить проезжую часть в сопровождении взрослых?

Нужно крепко держать взрослого за руку, не отвлекать его разговором и не отвлекаться самому. Быть внимательным и осторожным.5. Где и как правильно могут ходить пешеходы?
Пешеходы должны ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам. Ходить надо по правой стороне, чтобы не мешать движению других пешеходов. Если тротуара или пешеходной дорожки нет, то ходить надо по обочине, а при её отсутствии – по краю проезжей части. При этом двигаться надо по левой стороне дороги, навстречу приближающемуся транспорту.6. Где можно играть?
Играть в подвижные игры, кататься на детских велосипедах, самокатах, коньках, санках можно только во дворах, на детских и спортивных площадках, стадионах.
Нельзя играть на тротуарах – это мешает движению пешеходов.
4. Работа со словариками.
Запись новых слов: опасная ситуация, дорожно-транспортное происшествие.
5. Прослушивание сказки «Про кораблик» с последующим обсуждением.
Почему это произведение так названо?
Почему Бам не смог сам запустить свой кораблик?
Из-за чего он попал в ДТП?
Чтобы вы посоветовали Баму?
Что можно сказать о Боме и Биме?
Почему нужно навещать своих больных друзей и подруг?
6. Творческое задание.
Рисование плаката, призывающего соблюдать правила дорожного движения.
Тема. «НА ЗАГОРОДНОЙ ДОРОГЕ»

Цель.
Создать условия для развития у обучающихся навыков безопасного поведения на загородных дорогах.
Задачи:
Познакомить учащихся с такими элементами загородной дороги, как проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная дорожка.
Научить обучающихся движению на загородной дороге.
Воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по загородным дорогам.
Оборудование: сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама»; схема загородной дороги; рисунки с изображением дорожных знаков «Пешеходная дорожка» и «Велосипедная дорожка»; альбом для рисования, цветные карандаши; детские словарики.
Ход проведения
1. Сообщение темы и цели занятия.
Расскажите, что вам известно о городской дороге и её основных элементах.
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с произведениями из сборника сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» и вместе с главными героями познакомимся с Правилами безопасного поведения на загородной дороге. 
2. Рассказ учителя и беседа с учащимися.
Учитель вывешивает на доску схему загородной дороги.
Как вы думаете, чем загородная дорога отличается от городской? Чем они похожи?
Из каких элементов состоит загородная дорога? /Из проезжей части, обочины, кювета, пешеходной дорожки.
Загородная дорога во многом отличается от городской. Как и городская дорога, она имеет проезжую часть.
Что такое проезжая часть? /Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта./
Но вместо тротуаров по обеим ее сторонам расположены обочины, по которым могут ходить пешеходы. Иногда на обочину могут заезжать и машины. В случае отсутствия обочин на дороге пешеход, идя по проезжей части, должен придерживаться левой стороны, то есть идти навстречу движению транспорта.

Как вы думаете, почему?
При таком движении пешеход заранее видит приближение автомобиля и при необходимости может сойти с дороги.

Мы видим еще один элемент загородной дороги (учитель обращает внимание на кювет). Он предохраняет дорогу от разрушений водой. Это водоотводные канавы, которые тянутся по обеим сторонам дороги. Они называются кюветами. (Запись нового понятия).
Сейчас при строительстве загородных дорог предусматривается устройство пешеходных дорожек. Они отделяются от проезжей части дороги, что делает движение безопасным. 
Что такое пешеходная дорожка? /Пешеходная дорожка – это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов./
Пешеходная дорожка обозначается дорожным знаком «Пешеходная дорожка». 

Как нужно ходить по пешеходной дорожке? /Нужно ходить по ней, придерживаясь правой стороны./
Иногда на загородных дорогах от проезжей части отделяют велосипедную дорожку. Что такое велосипедная дорожка?
Велосипедная дорожка – это часть дороги, предназначенная для движения только велосипедистов. При отсутствии тротуара или пешеходной дорожки по ней могут двигаться и пешеходы. Велосипедная дорожка обозначается дорожным знаком «Велосипедная дорожка».

При движении по обочине, пешеходной и велосипедной дорожке нужно ходить осторожно и быть внимательным.
Как вы думаете почему?
На загородных дорогах также есть перекрестки. Но светофоры здесь не устанавливаются, и переходить их надо самостоятельно, соблюдая осторожность. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно. Переходить загородную дорогу надо только в тех местах, где она хорошо просматривается в обе стороны. То есть, там, где хорошо видно приближающиеся автомобили в обе стороны.
По проезжей части дороги с большой скоростью движутся автомобили, поэтому выходить на нее опасно, особенно перед близко идущим транспортом. Автомобиль не может остановиться сразу. После нажатия на педаль тормоза он ещё некоторое время продолжает движение по инерции и может наехать на пешехода. Поэтому переходить проезжую часть можно, только убедившись, что транспортное средство далеко.

На больших дорогах (автомагистралях) делают широкую разделительную полосу, иногда с газоном или кустами, которая разделяет транспортные потоки противоположных направлений. Пешеходам и транспорту находиться на разделительной полосе запрещено.
3. Вопросы для закрепления знаний.
Чем загородная дорога отличается от городской?
Что такое обочина?
Как надо идти по обочине?
Что такое пешеходная дорожка? Велосипедная дорожка?
Как надо идти по ним?
Как и где нужно переходить загородную дорогу?
4. Прослушивание сказки «Воздушный шарик» с последующим обсуждением.
О каком торжественном событии рассказывается в этом произведении?
Почему Бом опоздал почти на час?
А кто был виноват в ДТП? 
Почему у Бимы День рождение было необычным?
Как вы думаете, почему дети удивляли родителей Бимы своими знаниями?
Умели ли ребята также ориентироваться на загородной дороге?
Что дети узнали о загородной дороге?
Чем шоссе отличается от магистрали?
Почему на пригородных дорогах нет ни светофоров, ни «зебр»?
Как нужно переходить такую дорогу, если нет светофора, а автомобили едут очень быстро?
Какой участок для перехода магистрали является хорошим? А плохим?
Для чего на каждом въезде и выезде из города установлен пост инспекции безопасного дорожного движения?
Почему дети далеко ушли от дачи?
Что могло с ними случиться?
Как вы думаете, правы ли родители, что поругали их за это?
Чему обрадовалась Бима на следующий день?
О каких особенностях поведения и перехода пригородных дорог вы узнали?
5. Творческое задание.
Рисование на тему «Мы едем за город».
Тема: «ОСТАНОВОЧНЫЙ ПУТЬ И СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ»

Цель: 
учащиеся поймут, что тормозной и остановочный путь автомобиля складывается из большого числа составляющих (реакции водителя, условий на дороге, работы тормозов и т.д.).
Задачи:  ввести понятия тормозной и остановочный путь; проследить взаимосвязь между условиями на дороге и длиной тормозного пути ; довести до сознания детей, что их поведение на дороге должно соответствовать всем требованиям дорожной ситуации. 
Оборудование: таблицы, иллюстрации. 
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Основная часть. 
1. Вступительное слово учителя. 
Все мы учим правила дорожного движения, чтобы движение на улице было безопасным. И водитель каждой машины заботится об этом же. Самое главное для него – хорошее техническое состояние машины. Водитель всегда следит, чтобы его автомобиль всегда был в порядке. Но самое главное для него – надежная работа тормозов. Они спасут его и на забитой машинами дороге, и в том случае, если на дорогу внезапно выбежит пешеход. Подумайте, может ли автомобиль остановиться сразу? Почему? 
2. Разбор материала по теме урока. 
Разложите карточки в верном порядке в ситуации, когда автомобиль останавливается. (Группы работают. Объясняют.)
Водитель заметил пешехода 
Решил затормозить 
Нажал на педаль 
Автомобиль останавливается
Теперь вы знаете, что ни одна машина не может остановиться сразу, как только захочет её хозяин. 
Давайте рассмотрим таблицу.

Водитель увидел пешехода 
Решил затормозить 
Нажал на педаль
Автомобиль останавливается 
Тормозной путь 
Расстояние до полной остановки
Расстояние, которое проезжает автомобиль при торможении, называется тормозным расстоянием. 
Из чего оно складывается? 
Участок, который проходит машина с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки, - тормозной путь. Поэтому, кроме всех других причин, тормозное расстояние – остановочный путь – зависит ещё и от реакции водителя.
- Как вы думаете, что ещё может повлиять на длину тормозного пути автомобиля?

Б) Чтение стихотворения И. Лешкевича. Работа над стихотворением. 
Гололёд. Февраль был тёплый, как апрель,
Внезапно подморозило,
А тут ещё снежку метель
На тротуар набросила.
Скользит автобус голубой.
Не зря шофер волнуется –
Ребята – школьники гурьбой
Перебегают улицу.
Один упал, упал другой,
Поспешность не помощница:
Один затылок трет рукой,
Другой - от боли морщится.
Шофер отвел от них беду
(Так не всегда случается…)
на мостовой шалить на льду,
Конечно, воспрещается.
Почему так волновался водитель, завидев детей? 
Вспомните, что такое тормозной путь? 
Сравните тормозной путь в летнее и зимнее время. (Показ иллюстрации) 
Сколько метров проезжает автомобиль по сухому асфальту после торможения при скорости 60 км/ч? (40 м) Для этого автомобилю потребуется целых 3 секунды.
А вот при гололёде автомобиль проезжает 155 метров и ему уже потребуется целых 10 секунд.
Какую роль играют эти секунды на дороге?
Что произойдет с тормозным путем, если автомобиль будет двигаться с большей, чем 60 км/ч скоростью?
Какие ещё условия могут повлиять на длину тормозного пути?
Как вы думаете, как влияет вес автомобиля на длину тормозного пути? 

3. Заключительная часть. 
Что называют остановочным расстоянием? 
Что такое тормозной путь? 
Какие условия влияют на длину тормозного пути? 
Что должен делать пешеход при переходе улиц и дорог?
Тема: «БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ»

Цель:
Ознакомить учащихся с правилами езды на велосипеде.
Ход беседы
        Обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране – важная общегосударственная задача.
        С каждым годом всё сложнее становится дорожное движение. Постоянно растёт  число автотранспорта на улицах  городов. В числе проблем, порожденных автомобилизацией, на первом месте  стоит аварийность и транспортный травматизм. У каждого транспортного средства свои скорости, свои возможности. Автомобиль мгновенно остановить нельзя. Величина остановочного пути зависит от скорости автомобиля, массы автомобиля, состояния дорожного покрытия и метеорологических условий (на сухом асфальте нужно меньше расстояние для полной остановки, примерно 50м, на сыром – 75-80м.)
        Полноправными участниками дорожного движения является велосипедисты. Трудно представить улицу  без  велосипедистов. Велосипедист должен знать основы безопасности дорожного движения, уметь «читать» значительно больший, чем этого требуется для пешеходов, набор дорожных знаков и указателей и, конечно, иметь достаточные навыки практической езды на этой «паре лёгких колёс». А безопасной езде  надо учить во дворе (от простого (езда по прямой линии) к сложному (различные велофигуры – змейки, восьмёрки, управление одной рукой)). Велосипед является удобным средством передвижения, позволяет маневрировать.
        Юным велосипедистам прежде всего надо твёрдо запомнить, что выезжать на проезжую часть на велосипеде могут только те, кто достиг 14-летнего  возраста, а ездить на мопеде – с 16-летнего возраста. Но одного этого недостаточно, необходимо безукоризненно выполнять  следующие требования:
перед отправлением в путь велосипедист обязан тщательно проверить техническое состояние своей машины, исправность тормозов (исправные тормоза – гарантия безопасной езды на велосипеде), руля, колёс, звонка, световых приборов;

по улицам и дорогам следует двигаться на расстоянии не более одного метра от тротуара или обочины шоссе;
группе велосипедистов можно двигаться в один ряд (друг за другом);

если велосипедисту нужно развернуться или повернуть налево, то делать это можно только на улицах с движением в один ряд, на которых отсутствуют трамвайные пути (в других условиях следует остановиться, сойти с велосипеда и, ведя его в руках, пересечь улицу);
велосипедистам разрешается перевозить на велосипедах груз, но он не должен мешать им в управлении и выступать более чем на полметра за габариты велосипеда;
велосипедистам запрещается ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам, ездить, не держась за руль;
велосипедистам нельзя перевозить пассажиров (взрослый велосипедист может перевезти ребёнка на дополнительном сиденье)

дорожный знак «Велосипедное движение запрещено» - запрещает проезд в данном месте;

ширина полосы для велосипедистов – 1м;
в ночное время велосипед должен быть оборудован электрофонарём – впереди и отражателем света – сзади;

жёлтый и красный свет светофора запрещает езду на велосипеде;
перед ездой на велосипеде надеть защитную экипировку;

знать сигналы велосипедиста для выполнения поворотов.

Административная ответственность пешеходов за нарушение Правил дорожного движения предусмотрена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.02.89г.
Подростки должны знать содержание следующих пунктов Указа:
П.10. «… лица, управляющие мопедами и велосипедами… за несоблюдение требований дорожных знаков подвергаются предупреждению или штрафу».

        Если же нарушение Правил дорожного движения стало причиной гибели людей, то велосипедист или другой участник дорожного движения наказывается лишением свободы на срок до 5 лет. Если виновником автоаварии стал малолетний, не достигший 16 лет, то за вред им причинённый, отвечают родители.
        Бывают случаи, когда подростки угоняют автомобильные средства. Это также наказывается в уголовном порядке лишением свободы.
        Незнание виновными законов об ответственности за то или иное нарушение, преступление не освобождает их от наказания.
        Ребята! Правила дорожного движения  не сложны. Выработайте в себе привычку строго соблюдать их.
Викторина.
«Мы сели на велосипед»
Кому разрешена езда на велосипеде? ( Мальчикам и девочкам не моложе 14 лет)
Кому разрешатся ездить на велосипеде с мотором? (Подросткам не моложе 16 лет)
Где можно ездить на велосипеде?  ( По велосипедной дорожке или по правой стороне дороги, возле тротуара)
Какой ширины полоса отводится для велосипедистов на мостовой? (Полоса 1м)
Чем должен быть оборудован велосипед для езды в ночное время? (Электрофонарём впереди и отражателем света – сзади)
Как нужно поворачивать или разворачиваться с велосипедом? (Для поворота или разворота нужно сойти с велосипеда и вести его руками рядом с пешеходным переходом)
Какой по размеру груз можно везти на велосипеде? (Размеры должны быть такими, чтобы груз не выступал за ширину багажника больше чем на 0,5 метра в одну и другую сторону)
Какой знак запрещает езду на велосипеде? («Велосипедное движение запрещено»)
Что означает жёлтый свет светофора? ( Движение запрещено; Внимание!)
Какой транспорт может двигаться по жёлтому сигналу? ( Пожарные машины, машины скорой помощи, машины МВД)
Что означает красный свет? (Движение запрещено; Стой)
Что означает зелёный сигнал светофора? (Путь свободен; Можно ехать).
Тема: «СТАНЬ ЗАМЕТНЕЕ НА ДОРОГЕ»

Цель: 
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
формирование осознания необходимости выполнять требования Правил дорожного движения; популяризация использования световозвращающих элементов.
Задачи:
Обучающие:
продолжить формирование знаний о безопасном поведении на дороге в зимнее время года;
определить и закрепить понятие нового термина «фликер», ввести понятие «светоотражатель» и «световозвращатель»;
развивать умение находить световозвращатели на одежде и на транспортных средствах, отличать их от обычных брелоков и аппликаций, правильно прикреплять к одежде;
раскрыть роль и значение фликера в обеспечении безопасности пешеходов в темное время суток.
Развивающие:
развивать навык безопасного поведения при переходе дороги;
развивать коммуникативные способности, навыки самостоятельной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению ПДД, уверенность в своих возможностях, осознание необходимости использовать светоотражатели на одежде и ранце.

Ход занятия:
Пешеходы – самая незащищенная категория участников дорожного движения.
Поэтому почти каждый день в средствах массовой информации появляются материалы о дорожных авариях с их участием.
Немного поразмышляем о том, как максимально обезопасить пешего участника дорожного движения. 
Бесспорно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.  Поэтому, пешеход должен в обязательном порядке соблюдать и выполнять все, что прописано в ПДД РФ.
Но, как показывает реальность, большинство граждан никогда не держали в руках книжку с этими самыми дорожными правилами, а если и держали, то самое большее, что могут вспомнить – это несколько наиболее значимых выдержек, задержавшихся в памяти со школьной скамьи.
Но, все-таки, есть и культурные пешеходы (что очень похвально), которые переходят дорогу в положенных местах и не игнорируют требований сигналов светофора и дорожных знаков.
Отдельно хотелось бы остановиться на проблеме обеспечения безопасности пешеходов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Ведь чтобы избежать наезда, водитель не только должен увидеть пешехода, но и предпринять все меры, чтобы избежать трагедии.
Пункт 4.1 ПДД гласит: «При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечить видимость этих предметов водителями транспортных средств».
Вот тут-то нам на помощь и придут  фликеры – микропризматические световозвращатели для пешеходов. Чтобы обозначить себя на дороге ночью или в непогоду нужно совсем немного – разместить «светлячки» на одежде, сумке, рюкзаке,обуви и т.д. Отряжаясь в свете фар машин, они обозначат ваше присутствие на дороге, а, значит, позволят водителям снизить скорость и не допустить наезда.

Во многих странах использование фликеров закреплено законодательно.
Например, в Норвегии родителей обязали украшать одежду детей световозвращателями. Отсюда результат -  количество аварий с участием детей сократилось на 80 %.
И еще немного статистики: прикрепленный к одежде пешехода, фликер заметен в свете фар автомобиля с расстояния до 400 метров, что снижает риск наезда на пешего участника дорожного движения в темное время суток до 8 раз!

Думать о безопасности нужно всем маленьким пешеходам и их родителям. Специально для детей  придумали вот такие фликеры, они отражают свет автомобильных фар и защитят вас в темноте на улице. В переводе с английского языка, это слово «ФЛИКЕР» переводится как вспышка, означает светоотражатель или световозвращатель. Как же они работают? Свет фар от них отражается и возвращается назад к водителю и водители могут увидеть пешеходов издалека. Но пешеходы все равно должны быть внимательными.
Ребята, фликеры бывают разными, это могут быть и браслеты, и значки, и брелки-подвески, термонаклейки, которые крепятся при помощи утюга. Фликеры тоже нужно использовать правильно. На одном пешеходе их должно быть 3-4 штуки сразу, так заметнее, фликеры должны быть со всех сторон. Сзади на рюкзаке или на сумке, на левой и правой руке, точнее на плече, вот здесь (показываю на себе, спереди на груди. )
Для рабочих нашивают светоотражающие полоски на комбинезоны, инспектора ГИБДД носят желтые жилетки, а для детей тоже пришивают такие отражатели прямо на зимнюю одежду!