Методическая копилка классного руководителя. Выступление на тему: Психологические особенности подростков с девиантным поведением

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ ГОРОДА АБДУЛИНО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБДУЛИНСКИЙ РАЙОН
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

461742, Оренбургская обл., г. Абдулино, ул. Школьная, д.35
тел.(35355)2-83-22, факс (35355)2-84-57, e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Выступление на заседании РМО педагогов – психологов и социальных педагогов на тему:
Психологические особенности подростков
девиантного поведения.








Подготовил педагог – психолог
МБОУ «Лицей г. Абдулино»
Мамонтова
Майя Михайловна




Одной из основных причин отрицательного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье. «Трудный» подросток, как правило, живёт в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь тогда, когда с подростком случается беда, обращается на уклад жизни семьи, на её мораль, на её жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.
С целью предотвращения появления детей «девиантного поведения» было подготовлено следующее выступление. Материалы данного выступления по данной проблеме будут интересны и могут быть использованы педагогами – психологами , социальными педагогами, учителями.

Выступление на заседании РМО педагогов – психологов и социальных педагогов на тему:
Психологические особенности подростков
девиантного поведения.
Основная задача образования – дать каждому ребёнку, с учётом его психологических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свои потенциальные способности.
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Понятия «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются синонимами ( лат. deviation – отклонение).
Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Девиантное или отклоняющееся поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.
Делинквентное поведение – направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребёнка на грани закона.
Аддиктивное поведение, характеризующее стремление к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость).
Скрытые формы неблагополучия ребёнка – пассивное поведение, повышенная тревожность. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.
Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельство тому является принятие в 1999г.
Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Москве».
В них записано, что профилактика безнадзорности и правонарушений – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Органы управления социальной защитой населения;
Органы управления образованием;
Учреждения опёки и попечительства;
Здравоохранительные организации;
Службы занятости;
Органы внутренних дел.
Однако для того, чтобы профилактическая деятельность тех или иных служб была эффективной, необходимо осознать, что отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:
Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребёнка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);
Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно – психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
Социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушениям процесса социализации.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества; обнищание значительной части населения, безработицы и, как следствие, социальную напряжённость;
Морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствие определённой системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребёнка могут быть неблагополучие семьи, определённые стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся.
Одной из основных причин отрицательного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье.
«Трудный» подросток, как правило, живёт в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь тогда, когда с подростком случается беда, обращается на уклад жизни семьи, на её мораль, на её жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.
За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклад жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности каждого из них.
К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка относятся:
Неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей воспитывают прародители (бабушка или дедушка);
Конфликтная семья, в которой существует напряжённость взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, в которой мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой;
«Асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;
Формальная семья – отсутствует общность потребностей, жизненных ценностей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально. Часто родители находятся на грани расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения;
«Алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков;
Семья, в которой имеются душевнобольные родители; в таких случаях не создаются условия полноценного развития личности подростка.
Таким образом, девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребёнка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
В современной педагогике выделяют 3 технологии:
Технология социально-педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы, которая включает деятельность кружков, совета школы, экскурсионную работу, специальные занятия по формированию культуры поведения в образовательном учреждении, общешкольные мероприятия.
Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребёнка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.
В рамках образовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации не используется.
В соответствии со спецификой жизненных условий конкретного ребенка, негативно влияющих на его социализацию, следует применять и конкретную методику педагогической реабилитации. Для решения этой задачи в системе образования была введена новая должность – социальный педагог.
В общих чертах принципы работы социального педагога с детьми группы риска формулируются следующим образом:
- создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог – ребенок»;
- подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);
- тесное взаимодействие с семьей ребенка.
В более конкретном плане предложенные выше принципы работы социального педагога могут быть представлены в виде следующих практических рекомендаций.
Создание доверительных отношений с ребенком требует наличия у социального педагога, наряду с психологической техникой, информации о личностных характеристиках ребенка. Сбор такой информации можно производить по предлагаемой матрице, которая одновременно является инструментом для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка.

Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собирательной информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
Матрица определения обобщенного показателя
социального благополучия ребенка.
№ п/п
Социальные характеристики
Балл

1.
Состав семьи ребенка



Мать, отец, дедушка, бабушка



Только мать и отец



Мать и отчим, отец и мачеха



Одна мать, один отец



Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники


2.
Школьная успеваемость



Хорошая



Удовлетворительная



Неудовлетворительная



Оставил школу, работает



Оставил школу, не работает


3.
Здоровье ребенка



Практически здоров



Часто болеет в пределах нормального развития



Имеет хронические болезни



Отставание в умственном развитии



Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни


4.
Санитарно-жилищные условия жизни семьи



Благоустроенная отдельная квартира



Отдельная квартира с родителями супругов



Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами



Комната в коммунальной квартире с удобствами



Комната в общежитии, бараке без удобств


5.
Доход семьи



Могут практически себе не в чем не отказывать



Денег в основном хватает, но для покупки товара длительного пользования берут кредит или в долг



На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности



Живут от зарплаты до зарплаты



Денег до зарплаты не хватает


6.
Уровень социального благополучия



Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви



Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»



В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю



Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей



Состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение


7.
Поведение ребенка в школе



Хорошее



Удовлетворительное



Неудовлетворительное



Неоднократно отмечалось асоциальное поведение



Стоит на учете в ИДН


8.
Внешкольное общение ребенка



Постоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов



Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени



Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей



Асоциальные группы с ассоциацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсичных веществ



Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики


9.
Жизненные цели ребенка



Четко определенные конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей



Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато



Отсутствие определенных целей и планов на будущее либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось



Целевые ориентации носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов.



Явно негативные, асоциальные целевые ориентации(отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН)


10.
Эмоциональные отношения родителей с детьми



Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия



Слепая любовь, гиперопека



Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное



p°Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы



Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям.


Вывод: Общая сумма баллов – 150
При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретного ребенка набор баллов:
ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
Заполнение матрицы требует от социального педагога не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу в частности при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать небольшой опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для уточнения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:
«Хотел бы ты в своей будущей семье:
- иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?
- воспитывать детей так же, как это делают твои родители?
- относиться к пожилым родителям, как это принято в твоей родительской семье?
- разделять домашнюю работу, как это делается в семье твоих родителей?
- проводить свободное время так же, как твои родители?»
Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные уточняющие вопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т.п. Содержание ответов позволяется сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.
Так же поступаем при оценке жизненных целей ребенка, его направленности. Для уточнения ценностных ориентаций и проблем ребенка предлагаем использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов:
Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем)
денежные проблемы твоей семьи
отношения с родителями
отношения между родителями
отношения со сверстниками
конфликты с педагогами
трудности освоения школьной программы
здоровье близких родственников
чем заняться в свободное время
личная жизнь
что-либо другое(что именно?)
2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)
с высокой оплатой
с гарантией от безработицы
престижную
не вредную для здоровья
связанную с разъездами, новыми впечатлениями
требующую личной предприимчивости, изобретательности
нужную стране, людям
связанную с общением с детьми
связанную с общением с животным
другую (какую именно?)
При необходимости наборов ответов можно расширить, включая в них актуальные для ребенка позиции. Как и в первом случае, рекомендуется использовать серию дополнительных вопросов, уточняющих полученную информацию (углубленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых ребенком позиций, поскольку он указывает на иерархию предпочтений и жизненных целей (что-то во-первых, во-вторых и т.д.)
Доверительность отношений социального педагога с ребенком, как и работа с его семьёй в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, а значит, - отказа от принципа, неразглашения информации. Согласно семейному законодательству России, именно на родителей возлагается право на воспитание детей и заботу об их здоровье ( Семейный кодекс РФ, статья 63).
Дети в ситуации социального риска, как правило, становятся жертвами насилия того или иного вида как в собственной семье так и вне её. Доверительные отношения социального педагога с ребенком способствуют выявлению ситуаций жестокого обращения в ранние сроки и пресечению насилия на начальном этапе.
Определенные методические приемы пресечения различных форм жестокого обращения могут быть использованы социальным педагогом в профилактической работе с детьми в школьном коллективе. Проявление насилия в детской среде, своего рода «дедовщина» не всегда становятся своевременно известны преподавателям школы, поскольку носят неявный, скрытый характер. Работа социального педагога в такой ситуации должна носить упреждающий характер.
В первой же день учебы проводиться классный час, на котором обсуждаются правила поведения детей в школьном коллективе. В процессе беседы внимание детей акцентируется на неприемлемости любого агрессивного поведения школьников между собой. Разъясняется понятие «жестокое обращение», приводятся примеры поступков, рассматриваемых как проявление различных форм насилия над личностью, и разъясняется правовая ответственность за подобные действия.
Социальный педагог организует общешкольную дискуссию по этой проблеме, в процессе которой своё отношение к насилию выражают как школьники, так и представители педагогического коллектива, включая директора школы. Дискуссия позволяет оценить насколько «дедовщина» является распространенной формой поведения в данной школе и существует ли со стороны учащихся готовность обсуждать эту проблему.
Первичную работу можно организовать следующим образом. В каждом классе социальный педагог согласовывает с ребятами правила поведения в школе и возможные меры наказания провинившихся. Выработанные таким образом общешкольные правила принимается на собрании учащихся путем открытого голосования. Принятые общим собранием правила поведения тиражируются и подписываются каждым школьником. Подписанный экземпляр правил помещается в дневник учащихся, чтобы он не мог сказать, что незнаком с ними. В каждом классном журнале так же должна находиться такая копия правил.
Но, здесь нельзя ограничиваться разовой акцией. Далее представлен примерный сценарий действий социального педагога после поступления сигнала о насильственных формах поведения группы учащихся:
переговорить отдельно с каждым ребёнком, ставшим их жертвой, и предложить письменно описать случившееся;
переговорить отдельно с каждым членом группы правонарушителей и взять у них письменное изложение инцидента;
объяснить каждому члену группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;
собрать всю группу и предложить каждому члену рассказать остальным о содержании индивидуальной беседы;
подготовить их к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?».
при обсуждении на школьном собрании этого инцидента ещё раз напомнить всем школьникам, что они все несут ответственность, если становятся свидетелями антиобщественных действий в школе: здесь не может быть сторонних наблюдателей;
поговорить с родителями детей, членов девиантной группы, показать им письменные объяснения ребят;
вести дневник с записями всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;
обучить детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты;
потребовать от ребят обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;
если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая, что она неуместна и небезобидна;
если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто ещё из детей принимал участие в такой «игре»;
если в школе появилась девиантная группа подростков не из числа учащихся школы, постараться их сфотографировать: они этого не любят.
Возвращаясь к перечисленным выше принципам работы социального педагога с детьми группы риска, остановимся на следующем. Практика показывает, что наилучшие результаты в этой работе достигаются при наличии тесного сотрудничества всех ведомств, занятых этой деятельностью.
Для того чтобы помочь учителям, родителям и самим детям, которые испытывают трудности в общении, обучении и поведении, можно использовать следующие рекомендации:
Как вести себя с агрессивным ребёнком?
Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему.
Санкция должна соответствовать поступку.
Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
Используйте удивление для реагирования на агрессию. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка.
Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
Дайте понять ребенку, что он любим.
Как вести себя с конфликтным ребёнком?
Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.


Как вести себя с тревожным ребёнком?
Выясните причину тревожности.
Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.
Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!
Как вести себя с нервным ребёнком?
Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
Создайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.
Если ребёнок «устраивает сцены»?
Не создавайте сами опасных претендентов и ограничьте круг запретов.
Не утешайте ребёнка запретными вещами.
Умейте переключать внимание ребёнка.
То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.
Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.
Гасите воинственность ребёнка своим спокойствием, превратите «сцену» в игру. Успокойте сюрпризом.
Требования должны быть эмоционально привлекательными.
Чаще говорите «можно».
Как вести себя с инертным ребёнком?
Для инертных учащихся главная проблема – трудности при включении в деятельность, поэтому им нельзя:
Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
Их нельзя спрашивать в начале урока.
От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.
Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯ О НАКАЗАНИЯХ.
Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. Если вы шлепаете ребенка "под горячую руку", это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.
Задача дисциплинированной техники - изменить желание ребенка, а не только его поведение.
Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникает конфликт.
Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.
Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Нельзя наказывать ребенка до 2,5 - 3 лет.
ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ НАКАЗАНИЯ?
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится.
Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказания.









pђ Заголовок 1pђ Заголовок 2 Заголовок 415