Календарно — тематическое планирование. Окружающий мир. 1 класс. УМК Школа России. В соответствии с ФГОС.


календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата Тема Количество часов Решаемые проблемы(цели) Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
понятия предметные результаты универсальные учебные действия(УУД) личностные результаты
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Введение.
Фаза совместного проектирования учебного года (фаза запуска – 2 ч)
1 Введение. Задавайте вопросы! 1 Цель: формирование представлений об изучаемом предмете; знакомство с героями учебника Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой; развивать интерес к окружающему миру Учебник, рабочая тетрадь, окружающий мир, атлас-определитель Научатся: задавать вопросы об окружающем мире.
Получат возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, атласом-определителем Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов).
Коммуникативные: ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю Мотивация учебной деятельности
2 Наши помощники.
(Конструирование способа действия) 1 Цель: формирование представлений об изучаемом предмете; знакомство с условными обозначениями в учебнике Окружающий мир Научатся: определять уровень своих знаний по предмету «Окружающий мир».
Получат возможность научиться: работать Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения: наглядный способ определения принадлежности объекта к природе или изделиям.
Познавательные: использовать Развитие мотивов учебной деятельности и навыков сотрудничества со взрослыми и сверст-
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
с учебником, рабочей тетрадью общие приёмы решения задач: алгоритм определения признаков разных объектов природы.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью никами в разных социальных ситуациях
Фаза постановки и решения системы учебных задач
Раздел I «Что и кто?» (19 ч)
3 То такое Родина?
(Постановка и решение учебной задачи) 1 Цель: формирование представлений о малой родине, о России, о ее природе, городах, народе, о своем городе или селе как части большой страны; знакомство с государственной символикой, картой страны Малая Родина Знания: познакомятся с объектами живой и неживой природы.
Умения: научатся разделять объекты живой и неживой природы и изделия.
Навыки: правила поведения в окружающем мире Регулятивные: уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов (природные и изделия).
Познавательные: распознавать объекты, выделяя существенные признаки.
Коммуникативные: уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
4 Что мы знаем о народах России? 1 Цель: формирование представлений о народах населяющих нашу страну Религия, национальные праздники Научатся: определять, какие народы населяют нашу страну; рассказывать об их национальных праздниках.
Получат возможность научиться: рассматривать иллюстрации Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения: составление и выполнение режима дня школьника, перечень правил безопасного поведения.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое Мотивация учебной деятельности
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью высказывание в устной форме о Родине; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов).
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
5 Что мы знаем о Москве? 1 Цель: формирование представления о Москве как столице России, речевой компетенции учащихся; расширение кругозора учащихся; воспитание гордости и любви к столице Российского государства Столица, достопримечательности Научатся: узнавать достопримечательности столицы.
Получат возможность научиться: рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; рассказывать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстников Регулятивные: составлять план и последовательность действий при разборе конкретных правил дорожного движения; адекватно использовать речь для регуляции своих действий.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о столице нашей Родины – Москве; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов).
Коммуникативные: ставить вопросы напарнику с целью проверки усвоения знаний, обращаться за помощью к учителю и напарнику
Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
6 Проект «Моя малая Родина».
(Конструирование способа действия (проектирование)) 1 Цель: формирование представлений о проектной деятельности, о достопримечательностях своей малой родины Город-герой,
достопримечательности Научатся: составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию и фотоматериал художественно-творческой деятельности.
Получат возможность научиться: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентирование в здании школы.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения Внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к школе
7 Что у нас над головой?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений о дневном и ночном небе; элементарные сведения о солнце и облаках, луне и звездах Созвездие, светило Научатся: наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем; моделировать форму солнца и форму созвездий; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы.
Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; проводить Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о дневном и ночном небе, созвездиях, солнце; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок). Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
наблюдения за созвездиями, Луной, погодой Коммуникативные: ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам 8 Что у нас под ногами?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений о природных объектах, о форме, размерах, цвете предметов; знакомство с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнием, известняком) Территория, окрестность Научатся: группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк.
Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: самостоятельно отвечать за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие камушки удалось собрать во время прогулки; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок).
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
9 Что общего у разных растений?
(Решение 1 Цель: формирование представлений о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); знакомство Части растений Научатся: находить у растений их части, показывать и называть их.
Получат возможность научиться: понимать Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций (ранее рас- Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
частных задач) с разнообразием плодов и семян, соцветий растений; развитие первоначальных умений практического исследования природных объектов учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; различать цветки и соцветия; осуществлять самопроверку смотренных на предыдущих уроках).
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, из каких частей состоит растение; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок).
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь 10 Что растет на подоконнике?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений о жизни комнатных растений Комнатные растения, уход, почва, горшок, поддон Научатся: наблюдать комнатные растения
в школе и узнавать их по рисункам.
Получат возможность научиться: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о комнатных растениях; логические – осуществление поиска существенной информации (из собственного жизненного опыта).
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии
для решения коммуникативных Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смыс-
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений и познавательных задач: освоение деятельности моделирования ла учения
11 Что растет на клумбе?
(Решение частных задач (видео-экскурсия)) 1 Цель: формирование представлений о распространённых декоративных растениях клумбы Клумба, цветник Научатся: наблюдать за растениями клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам, определять растения цветника с помощью атласа-определителя.
Получат возможность научиться: узнавать по фотографиям растения цветника, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие цветы растут на клумбе около школы; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта).
Коммуникативные: работать
в группах, ставить вопросы участникам группы Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
12 Что это за листья?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений о строении листьев и их видов Листовая пластина, черешок Научатся: наблюдать осенние изменения ок-раски листьев на деревьях, сравнивать
и группировать листья по различным признакам; определять назва- Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социаль-
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ния деревьев по листьям.
Получат возможность научиться: описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний высказывание в устной форме о том, какие изменения с листьями деревьев происходят в зависимости от времени года; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок).
Коммуникативные: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию ной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
13 Что такое хвоинки?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений о лиственных и хвойных деревьях и их отличии друг от друга Хвоя Научатся: различать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну.
Получат возможность научиться: описывать дерево по плану; определять деревья с помощью атласа-определителя; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об отличии лиственных деревьев от хвойных; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта).
Коммуникативные: ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию Формирование уважительно-
го отношения
к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
14 Кто такие насекомые?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений об отличительных особенностях строения насекомых Насекомые Научатся: сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых.
Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных насекомых; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта).
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного
отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
15 Кто такие рыбы?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений о строении и отличительных признаках рыб Водные животные, речные и морские рыбы, среда обитания Научатся: моделировать строение чешуи рыбы с помощью мо-нет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.
Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о морских и речных рыбах; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с це- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний лью более прочного усвоения материала 16 Кто такие птицы?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений о жизни птиц в природе Воздушное пространство, части тела птицы, перелёт-ные птицы, нелетающие птицы Научатся: узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану.
Получат возможность научиться: исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах и их отличительных признаках; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)
Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
17 Кто такие звери?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений об отличительных признаках зверей Животные. Жилища животных, детёныши животных, части тела живот- Научатся: исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя.
Получат возможность научиться: устанавливать связь между стро- Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных видах зверей; логические – Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзыв-
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ных, среда обитания ением тела зверя и его образом жизни; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности чивость. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам
18 Что нас окружает дома?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений о предметах домашнего обихода, группирование предметов по их назначению; знакомство с компьютером, его назначением и составными частями, правила безопасного обращения с компьютером Мебель, бытовая техника, одежда, посуда,
электричество, водопровод, газопровод, безопасное поведение Научатся: исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа-определителя.
Получат возможность научиться: устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать
в паре, используя пред- Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные : общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о предметах быта, компьютере; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ставленную информацию для получения новых знаний в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 19 Что вокруг нас может быть опасным?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений о потенциальной опасности окружающих предметов, правильном обращении с ними. Освоение элементарных правил дорожного движения Опасные вещи, номера телефонов экстренной службы, пешеходный переход, светофор, проезжая часть, транспорт, пешеход Научатся: правильно и осторожно обращаться с домашними вещами; определять сигналы светофора; пользоваться правилами перехода через улицу.
Получат возможность научиться: определять, что является опасным в повседневной жизни; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об опасностях, подстерегающих человека в повседневной жизни; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, вести диалог, слушать собеседника Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
20 На что похожа наша планета?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений о планете Земля и ее форме, движении в космическом пространстве, знакомство с моделью Земли – глобусом Солнечная система, планеты, глобус, модель, Научатся: использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли. Регулятивные: применять усвоенные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, уста- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
форма шара, моря, океаны, материки, суша, день, ночь Получат возможность научиться: выдвигать предположения и доказывать их; моделировать форму земли; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний навливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
о форме земного шара; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
21 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что
и кто?».
(Контроль и коррекция знаний) 1 Цель: закрепление знаний учащихся по истории своей малой Родины; развитие познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса к изучению истории страны, чувства патриотизма, гордости за свою Родину; Научатся: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал.
Получат возможность научиться: использовать различные материалы и средства художественной выразительнос- Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание животного по плану, предложенному другой группой.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
любознательность и пытливость в процессе обучения ти для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты; оценивать свои достижения и достижения других учащихся логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество
смысла учения
Раздел «Как, откуда и куда?» (9 ч)
22 Как живет семья?
Проект «Моя семья».
(Постановка и решение учебной задачи) 1 Цель: формирование представлений о жизни семьи, о значимых событиях членов семьи Научатся: рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи.
Получат возможность научиться: отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для себя событий; интервьюировать членов семьи; составлять экспозицию выставки Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
23 Откуда в наш дом приходит
вода и куда она уходит?
(Конструирование способа действия) 1 Цели: формирование представлений о природных источниках воды, используемой в быту, с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды, раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений Природные источники воды, очистка загрязненной воды Научатся: прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды; усвоить, что в наш дом поступает речная или подземная вода, в доме она загрязняется и затем должна попадать в очистные сооружения.
Получат возможность научиться: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку; выдвигать предположения и доказывать их Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанной сказки; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.
Коммуникативные: работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
24 Откуда в наш дом приходит электричество?
(Конструирование способа действия) 1 Цель: формирование представлений о разнообразии бытовых электроприборов, их роли в быту; ознакомление с правилами безопасного обращения с электроприборами Электричество Научатся: отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.
Получат возможность научиться: Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о значении электроприборов в жизни человека; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; собирать простейшую электрическую цепь; выдвигать предположения и доказывать их собственного жизненного опыта,рассказов, сказок и т. д.)
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осуществлять взаимный контроль 25 Как путешествует письмо?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений о работе почты и разнообразии почтовых отправлений (письмо, открытка, бандероль, посылка). Показать разновидности почтовой марки. Раскрыть значение почтовой связи. Показать путь письма от отправителя к адресату Почтовый работник, письмо, почта, отправитель, адресат, почтовые конверты, почтовая марка Научатся: наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений.
Получат возможность научиться: различать почтовые отправления (письмо, бандероль, открытки); выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о работе почты; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию Самооценка на основе кри-териев успеш-ности учебной деятельности, эстетические потребности, ценности и чувства
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
26 Куда текут реки?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о реках
и морях, пресной и морской воде, о пути прихода питьевой воды в наш дом, о значении очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов Река, море, родник, речная вода, морская вода, Ока, осётр, Москва, Волга, Каспийское море, катер, теплоход, баржа, плотина Научатся: прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в мо-ре; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду.
Получат возможность научиться: проводить опыт по «изготовлению» морской воды; выдвигать предположения и доказывать их Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; устанавливают взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегративных, сложных, умений; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания Осознание ответственности человека за общее благополучие: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
27 Откуда берутся снег и лёд?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений о свойстве снега и льда. Проведение практических исследований природных объектов и явлений Научатся: наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках.
Получат возможность научиться: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о свойствах льда и снега; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»
28 Как живут растения?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений о признаках живой природы и условиях, необходимых для жизни организмов; ознакомление с простейшими правилами ухода за комнатными цветами Научатся: наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях.
Получат возможность научиться: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (уход за комнатными растениями) и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое Осознание ответственности человека за общее благополучие; экологическая культура: ценностное отношение к природному
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний о комнатных растениях высказывание в устной форме о растениях как живом организме; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения
29 Как живут животные? Как зимой помочь птицам?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений о признаках живого и условиями, необходимыми для жизни организмов; ознакомление с простейшими правилами ухода за животными живого уголка и заботой о зимующих птицах Научатся: наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе.
Получат возможность научиться: ухаживать за животными живого уголка; изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (уход за животными живого уголка, помощь птицам), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах, птицах зимующих в наших краях; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: формулировать свои затруднения; оказывать Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
информацию для получения новых знаний в сотрудничестве взаимопомощь 30 Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?
(Решение частных задач) 1 Цель: формирование представлений об источниках мусора в быту, классификация мусора (бумажный, пластиковый, металлический, стеклянный), о распространении загрязняющих веществ в окружающей среде и мерах его предупреждения Бытовой мусор, мусорные контейнеры, мусороперерабатывающий завод, вторичное сырьё, утилизация Научатся: определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в природном окружении; исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений
Получат возможность научиться: сортировать мусор по характеру материала; определять источники появления загрязнений в снеге; выдвигать предположения и доказывать их Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (очищение воды от загрязнений), составлять план и последовательность действий.
Познавательные: общеучебные– самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, определять общую цель и пути ее достижения Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях
31 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда 1 Цели: закрепление знаний учащихся по истории своей семьи; развитие познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей Научатся: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информа- Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчи-
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
и куда?». Презентация проекта «Моя семья». (Контроль и коррекция знаний) и умений вести диалог; воспитание интереса к изучению своей семьи, любознательность и пытливость в процессе обучения Получат возможность научиться: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты; оценивать свои достижения и достижения других учащихся ции из прослушанной сказки; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний представлений об окружающем мире.
Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром вости, понимания и сопереживания чувствам других людей, целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению
Раздел «Где и когда?» (10 ч)
32 Когда учиться
интересно? Проект «Мой класс и моя школа».
(Конструирование способа действия) 1 Цели: формирование понятий необходимых для организации успешной и интересной учебы; развитие познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса к изучению отношений
с одноклассниками Научатся: обсуждать условия интересной и
успешной учебы; рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своем учителе.
Получат возможность научиться: определять наиболее значимые события в классе, коллективно составлять рассказ о жизни в классе, школе; оформлять фотовыставку; использовать различные материалы Регулятивные: различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для организации успешной и интересной учебы.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих одноклассниках, о значимых моментах в жизни класса, школы; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты взаимодействия; строить монологическое высказывание 33 Когда придет суббота?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о времени (прошлое, настоящее, будущее), определение последовательности дней недели и смены времен года Научатся: различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему он любимый.
Получат возможность научиться: сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о времени и его течении; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика»
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
34 Когда наступит лето?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о характерных признаках смены времен года, соотношение временных промежутков Научатся: анализировать схему смены времен года и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года.
Получат возможность научиться: называть любимое время года и объяснять, почему оно является любимым; находить не соответствие природных явлений на иллюстрациях учебника; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам
35 Где живут белые медведи?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, Северный Ледовитый океан, Антарктида, Научатся: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи редким животным); использовать речь для регуляции своего действия. Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
о разнообразии жизни в этих районах. Нахождение данных районов на карте, отличительные признаки растительности и животных. Формирование чувства любви к своей родине Северный и Южный полюсы примеры животных холодных районов.
Получат возможность научиться: рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире; определять источники появления загрязнений в снеге; выдвигать предположения и доказывать их Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии «хорошего ученика»
36 Где живут слоны?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли,
о разнообразии жизни в этих районах. Нахождение данных районов на карте, отличительные признаки растительности и животных (индийский и африканский слоны). Формирование чувства любви к своей родине Африка, тропические леса и саванны, экватор Научатся: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов.
Получат возможность научиться: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: составлять план и последовательность действий, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жарких районах Земли; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)
Коммуникативные: ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; эстетические потребности, ценности и чувства
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
37 Где зимуют птицы?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о птицах, зимующих в наших краях, о перелетных птицах Научатся: различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц.
Получат возможность научиться; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зимующих видах птиц; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
38 Когда появилась одежда?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений об истории одежды, о разнообразии современной моды (деловая, спортивная, рабочая, домашняя) Научатся: описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от ее назначения. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об истории появления одежды и типах Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Получат возможность научиться: подбирать одежду для разных случаев; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре используя представленную информацию для получения новых знаний одежды в зависимости от природных условий и ее назначения; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
39 Когда изобрели велосипед?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений об устройстве велосипеда; ознакомление с историей и разнообразием современных моделей велосипеда Научатся: сравнивать старинные и современные велосипеды; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни.
Получат возможность научиться: соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об истории появления и усовершенствования велосипеда; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, уважительное отношение к иному мнению
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
40 Когда мы станем взрослыми?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о будущем, о том, каким будет
мир; ознакомление с профессиями взрослых Прошлое, настоящее, будущее Научатся: определять отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка; необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее.
Получат возможность научиться: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: формулировать свои затруднения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, осознание ответственности человека за общее благополучие
41 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». 1 Цели: закрепление знаний учащихся по разделу «Где и когда?»; развитие познавательной
и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса к изучению своей семьи, любознательность и пытливость в процессе обучения Научатся: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал.
Получат возможность научиться: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замы- Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика»
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
(Контроль и коррекция знаний) сла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты; оценивать свои достижения и достижения других учащихся монологическое высказывание Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)
42 Почему Солнце светит днем,
а звезды ночью?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о звездах, о том, что Солнце – ближайшая к Земле звезда, показать разнообразие звезд; ознакомление с естественным спутником Земли – Луной, ее особенностями Звезда, Солнце, размер звёзд, восход, заход солнца, день, ночь, со-звездие Научатся: моделировать форму, цвет и сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус).
Получат возможность научиться: работать с атласом-определителем; наблюдать картину звездного неба; выстраивать рассуждения на заданную тему Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия (моделирование звездных тел) в случае расхождения эталона, реального действия и его результата в соответствии с темой урока.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)
43 Почему Луна бывает разной?
(Решение Цели: формирование представлений о естественным спутнике Земли – Луне, ее особенностях Спутник Земли Научатся: анализировать схемы движения Луны вокруг Земли; формулировать выво- Регулятивные: использовать установленные правила при контроле способа решения.
Познавательные: общеучебные – Начальные навыки адаптации в динамично изменяю-
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
частных задач) 1 ды о причинах изменения внешнего вида.
Получат возможность научиться: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника щемся мире, целостный, социально ориентированный взгляд на мир
44 Почему идет дождь и дует ветер?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о знакомом природном явле-нии – дожде и ветре, причинах их возникновения, о значение этих явлений для человека, растений и животных Явления природы, дождь, ветер Научатся: объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек).
Получат возможность научиться: наблюдать за дождем и ветром; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
45 Почему звенит звонок?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование первоначальных представлений о звуках, их возникновении, распространении; ознакомление с эхом, с разнообразием звуков окружающего мира Звук Научатся: исследовать возникновение и распространение звука; высказывать предположения о причине возникновении эха.
Получат возможность научиться: передавать голосом звуки окружающего мира; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать
в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: использовать установленные правила при контроле способа решения, составлять план и последовательность действий.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии звуков в окружающем мире и причинах возникновения звука; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
(учебно-познавательная)
46 Почему радуга разноцветная?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о том, почему появляется радуга, о разнообразии цветов и последовательности цветов радуги
Научатся: называть цвета радуги; отображать последовательность цветов радуги.
Получат возможность научиться: высказывать предположения о причинах возникновения радуги; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (отображение последовательности цветов радуги), составлять план и последовательность действий.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из мате- Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменя-
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
используя представленную информацию для получения новых знаний; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку
риалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество ющемся мире
47 Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о кошках и собаках, о правилах ухода за ними Научатся: описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой.
Получат возможность научиться: обсуждать свое отношение к домашним питомцам; наблюдать за домашними животными и фиксировать результаты наблюдений; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний
Регулятивные: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (уход за домашними питомцами).
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, уважительное отношение к иному мнению
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
48 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о цветах и бабочках луга, об их красоте, о выработке элементарных эколого-этических норм Луговые цветы, бабочки, правила поведения Научатся: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы).
Получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение в лесу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие
49 Почему
в лесу мы будем соблюдать тишину?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о звуках леса, об одном из важнейших экологических правил – соблюдения тишины в лесу Научатся: определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину.
Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (безопасное поведение человека на природе), использовать установленные правила при контроле способа решения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Получат возможность научиться: оценивать свое поведение в лесу; формулировать правила поведения в природе; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии лесных звуков; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения
50 Зачем мы спим ночью?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о значении сна в жизни человека; подготовка ко сну Научатся: оценивать правильность своей подготовки ко сну; делать выводы о значении сна в жизни человека.
Получат возможность научиться: на основе наблюдений рассказывать о сне животных; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы).
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
51 Почему нужно есть много овощей и фруктов?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование понятия о роли витаминов в жизнедеятельности организма Овощи, фрукты, витамины Научатся: различать овощи и фрукты, группировать их; выполнять правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Получат возможность научиться: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В, С с жизнедеятельностью организма; выдвигать предположения и доказывать их Регулятивные: предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии и значении овощей и фруктов в питании человека; логичес-кие – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
52 Почему нужно мыть руки и чистить зубы?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование необходимых навыков выполнения важнейших правил гигиены (чистка зубов и мытье рук) Гигиена Научатся: формулировать основные правила гигиены; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук.
Получат возможность научиться: выдвигать предположения и оказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представлен- Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (правила гигиены).
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение Эстетические потребности, ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ную информацию для получения новых знаний и поведение окружающих 53 Зачем нам телефон и телевизор?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о современных средствах связи и массовой информации (почта, телеграф, телефон, радио, телевидение и пресса) Телефон, телевизор, средства массовой информации Научатся: различать средства связи и средства массовой информации; объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов.
Получат возможность научиться: пользоваться средствами связи при вызове экстренной помощи; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о современных средствах связи; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, задавать вопросы Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)
54 Зачем нужны автомобили?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений об устройстве, разнообразии автомобилей, об истории развития автомобиля Научатся: классифицировать автомобили и объяснять их назначение.
Получат возможность научиться: называть Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: общеучебные – Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следо-
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
по рисунку-схеме устройство автомобиля; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о видах наземного транспорта, об автомобиле и его назначении; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; строить монологическое высказывание вать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения
55 Зачем нужны поезда?(Решение частных задач) Цели: формирование представлений о назначении и устройстве поездов и железных дорог Научатся: классифицировать поезда в зависимости от их назначения; рассказывать об устройстве железной дороги.Получат возможность научиться: сравнивать старинные и современные поезда; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, Осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания 56 Зачем строят корабли?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о назначении различных судов, о спасательных средствах на корабле Водный транспорт. Виды водного транспорта Научатся: классифицировать корабли в зависимости от их назначения.
Получат возможность научиться: рассказывать об устройстве корабля по рисунку-схеме; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о водном транспорте; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
57 Зачем строят самолеты?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о назначении, устройстве и разнообразии самолетов Воздушный транспорт.
Виды воздушного транспорта Научатся: классифицировать самолеты в зависимости от их назначения.
Получат возможность научиться: рассказывать об устройстве самолета по рисунку-схеме; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу Регулятивные: ориентируются
в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические – дополнение и расшире- Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний ние имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
58 Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование навыков безопасного поведения в автомобиле и поезде Правила безопасности Научатся: обобщать сведения о транспорте, обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; рассказывать о правилах безопасного поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае.
Получат возможность научиться: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о соблюдении правил безопасности на различных видах транспорта; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания 59 Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование навыков безопасного поведения на водном и воздушном транспорте Правила безопасности на водном и воздушном транспорте Научатся: правилам безопасности и спасательным средствам на корабле и в самолете.
Получат возможность научиться: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о правилах безопасности на водном и воздушном транспорте; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
60 Зачем люди осваивают космос?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование представлений о космосе, искусственных спутниках Земли, их назначении, космических станциях Космос,
Ю. А. Гагарин – первый космонавт.
Искусственные спутники Земли, космические научные станции Научатся: рассказывать об освоении космоса человеком; моделировать экипировку космонавта.
Получат возможность научиться: высказывать предположения по вопросам учебника, проводить самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя,
по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания Целостный, социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
61 Почему мы часто слышим слово «экология»?
(Решение частных задач) 1 Цели: формирование первоначальных представлений об экологии как науке, о ее роли в жизни людей. Оценка различного отношения людей к природе. Экология, взаимосвязь между человеком и природой Научатся: приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой.
Получат возможность научиться: оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении,
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний логические – дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения связывая успехи с усилиями, трудолюбием
62–
63 Проверим себя и оценим свои достижения.
(Рефлексия. Контроль и коррекция знаний) 2 Цели: закрепление знаний учащихся по разделу «Почему и зачем?»; выполнение тестовых заданий учебника; развитие познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; формирование адекватной оценки своих достижений Основные понятия за курс 1-го класса Научатся: публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал.
Получат возможность научиться: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты; оценивать свои достижения и достижения других учащихся Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или не успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
64 Презентация проекта «Мои домашние питомцы».
(Рефлексия) 1 Цели: формирование адекватной оценки своих достижений, коммуникативных способностей и умений вести диалог Научатся: выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.
Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием