Самоанализ урока на тему Закрепление изученных вопросов правописания. Проверяем, тренируемся в правильном письме (4 класс)


Самоанализ открытого урока
Дата проведения урока:14.12.2015. Класс: 4 «а»
Предмет: русский язык.
Ф.И.О. учителя: Чистопольская Ольга Николаевна.
Тема урока: «Повторяем, тренируемся в правильном письме».
Цель урока: Формирование умения правильного грамотного письма и правильной речи.
Задачи: совершенствование умения написания безударных окончаний имен существительных и прилагательных, совершенствование знаний о склонении этих частей речи; развивать мотивацию к обучению, устную и письменную речь учащихся, навыки орфографической зоркости, формировать потребность писать грамотно и говорить правильно; воспитывать патриотические чувства, ответственности, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь.
Используемые учебники и учебные пособия. Русский язык «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, тетради - задачники М.С. Соловейчик, карточки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы обучения: словесный, проблемно-поисковый и практические, репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы)
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных » курса «Русский язык». Данный урок по теме «Повторяем, тренируемся в правильном письме » тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на закрепление правописания безударных окончаний имён прилагательных и имен существительных единственного и множественного числа.
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 4«а» класса: невысокая работоспособность.
Этапы урока:
1 этап: Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся. Девиз урока.
Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, способствование созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.

2 этап: Чистописание .Словарная работа.
Цель: усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами; в задании на сравнение – развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей.
3 этап: Актуализация знаний.
Цели этого этапа – определение и самостоятельное формулирование темы, цели и задач урока. Составление плана действия. Минутка правил. Формулирование правил на поставленные вопросы.
4 этап: Работа в тетрадях-задачниках и учебником .Цель: применение полученных знаний на практике, отработка алгоритма проверки правописания безударных окончаний имен существительных и прилагательных единственного и множественного числа.
На 5 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Проведение физминутки для глаз и выполнения физических упражнений.
6 этап: Самостоятельная работа. Работа в парах.
С целью оценки умения правильно писать падежные окончания имён существительных и прилагательных была проведена работа в парах.

7 этап: Работа над письменными жанрами речи.
Расшифровка записи -ВНИДНЕВАЯКО ЗПИАСЬ.
8 этап. Межпредметная связь.
Презентация и сообщение ученика о жизни и творчестве А.П. Гайдара. Знакомство с его произведениями для детей младшего школьного возраста.
Цель этого этапа – знакомство с историческими данными, межпредметные связи, привитие любви к чтению, книге, расширение кругозора.
9 этап. Работа с толковым словарем.
Цель: умение работать со словарём, необходимость знания значения непонятных слов, развитие речи и обогащения словарного запаса учащихся.
10 этап. Домашнее задание.
Дано 1.- основное домашнее задание и 2.- дополнительное, карточки для желающих выполнить творческое задание.
11 этап. Рефлексия.
Цель этапа – подведение итогов работы. Формулирование оценочных выводов и обобщений. Самооценка.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.
Содержание урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На уроке использовала компьютерную презентацию, прививала интерес к предмету, развивала их воображение, внимание, память, расширяла кругозор.
Учащиеся в процессе урока были достаточно активны и мотивированны. В ходе урока дети применяли и закрепляли полученные знания. На уроке как устно, так и письменно. Письменная работа велась в рабочих тетрадях и тетрадях–задачниках, карточках.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.
Цели в течение урока были достигнуты.
Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме.
Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Труд детей был оценён, были выставлены положительные отметки.
Недочёты в работе:
Необходимо было взять меньшего объёма работу в парах. На её выполнение ушло времени больше, чем планировалось. Да и не каждая пара работала вместе. Булат по неизвестным причинам не помогал Никите. А у Насти и Руслана были пропуски по болезни и поэтому есть пробелы в знаниях, они не всегда правильно могли сказать верный ответ. Поэтому самооценку учащимся пришлось выполнить в устной форме, а не в письменной, как задумывалось ранее и регламент урока немного не выдержан.