Рабочая программа по биологии для 7 класса по программе Сонина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Биология. Введение в биологию» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Знание систематических таксонов не является обязательным.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по биологии для 7 класса Н.И.Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т.Захаровой.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитывающего потенциала;
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.









СТРУКТУРА КУРСА.


Тема

Кол-во часов


1
Введение.
3

2
Царство бактерии.
3

3
Царство грибы.
4

4
Царство растения.
17

5
Царство животные.
38

6
Царство вирусы
2

7
Заключение
1

8
Резервное время
2

Итого
70


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.

Лабораторные работы
№ п/п
Лабораторные работы, практические работы
Количество часов
Сроки

1
Л.р.№1 «Строение бактериальной клетки»
1


2
Л.р.№2 «Строение плесневого гриба мукора»
1


5
Л.р. №3«Распознавание съедобных и ядовитых грибов».
1


6
Л.р.№4 «Внешнее строение водорослей»
1


7
Л.р. № 5 «Внешнее строение мха»
1


8
Л.р. № 6 «Строение папоротника»
1


9
Л.р.№7 «Строение и многообразие голосеменных растений».
1


10
Л.р. №8 «Строение покрытосеменных растений»
1


11
Л.р. №9 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения»
1


12
Л.р.№10 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения»
1


13
Л.р. №11 «Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях»
1


14
Л.р.№12 «Строение амебы, эвглены и инфузории туфельки»
1


15
Л.р. №13 «Регенерация гидры»
1


16
Л.р. №14«Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня»
1


17
Л.р. №15 «Жизненный цикл человеческой аскариды»
1


18
Л.р 16 «Внешнее строение дождевого червя»
1


19
Л р 17 «внешнее строение моллюска»
1


20
Л.р. 18«Внешнее строение членистоногих»
1


21
Л.р. №19 «Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни»
1


22
Л.р. №20 «Внешнее строение лягушки»
1



Л.р. №21«Внешнее строение пера»




Л.р. №22 «Строение млекопитающих»




Л.р. №23 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека»




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (3 часа).
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа).
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа).
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

· Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

· Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

· Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.
Раздел 2. Царство Грибы (4 часа).
Тема 2.1. Общая характеристика грибов.
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое значение. Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль.

· Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

· Лабораторные и практические работы Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Строение плодового тела шляпочного гриба. Тема 2.2. Лишайники.
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.
Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.
Раздел 3. Царство Растения (17 часов).
Тема 3.1. Общая характеристика растений.
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

· Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2. Подцарство Низшие растени.
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторная работа
Строение спирогиры.
Тема 3.3. Подцарство Высшие растения.
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

· Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.

· Лабораторные и практические работы
Строение мха кукушкина льна.
Строение мха сфагнума.
Строение хвоща.
Строение папоротника.
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения.
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Лабораторная работа
Строение мужских и женских шишек. Пыльцы и семян сосны.
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Строение шиповника.
Строение пшеницы.

· Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.
Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.
Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.
Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

· Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.
Раздел 4. Царство Животные (38 часов).
Тема 4.1. Общая характеристика животных.
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные.
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторная работа
Строение инфузории-туфельки.
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные.
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные губки; их распространение и экологическое значение.

· Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4. Двухслойные животные – кишечнополостные.
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

· Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа.
Лабораторные работы
Внешнее строение пресноводной гидры.
Раздражимость и движение гидры.
Тема 4.5. Трехслойные животные - плоские черви.
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

· Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6. Первичнополостные - круглые черви.
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви.
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

· Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8. Тип Моллюски.
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

· Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

· Лабораторная работа Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9. Тип Членистоногие.
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение речного рака.
Внешнее строение насекомого.
Тема 4.10. Тип Иглокожие.
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

· Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные.
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

· Демонстрация. Схема строения ланцетника.
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы.
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Тема 4.13. Класс Земноводные.
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
Лабораторная работа.
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся.
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

· Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15. Класс Птицы.
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
Лабораторная работа.
Внешнее строение птицы.
Тема 4.16. Класс Млекопитающие.
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы
Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов.
Изучение особенностей строения млекопитающих на муляже.

· Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.
Основные понятия.
Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация. Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом). Моллюски. Смешанная полость тела. Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек. Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость. Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела. Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.

· Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах. Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах. Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении. Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении. Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рыбами. Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – амфибиями. Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями. Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой рептилиями.
Раздел 5. Царство Вирусы (2 часа).
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация.
Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Основные понятия.
Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.
Умения.
Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.
Заключение (1 час).
Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Резервное время 2часа.
Резервные часы отведены на Повторение материала курса «Многообразие живых организмов»

Календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс.

№ урока
Название темы и урока
Количество часов
Дата проведения




Теорет.
Фактич.

Введение (3 ч)

1
Мир живых организмов. Уровни организации жизни.
1
3.09


2
Ч. Дар вин и происхождение видов
1
4.09


3
Многообразие видов и их классификация
1
10.09


Царство бактерии (3 ч)

11.09

4
Общая характеристика бактерий.
1
17.09


5
Особенности строения, жизнедеятельности предста вителей подцарств Настоящие бактерии, Архебакте рии.
Л.р.№1 «Строение бактериальной клетки»
1
18.09


6
Прокариоты. Проверочная работа по теме «Прокариоты»
1
24.09


Царство грибы. (4 ч)


7
Царство Грибы: особенности строения, значение в природе и жизни человека
1
25.09


8
Многообразие грибов. Отделы Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота: особенности строения и жизнедеятельности.
Л.р.№2 «Строение плесневого гриба мукора»
1
1.10


9
Отдел Базидиомикота, отдел Оомикота.
Л.р.№3 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

2.10


10
Группа Лишайники.
1
8.10


Царство растения (17 ч)

11
Растения как целостный организм.
1
9.10


12
Особенности жизнедеятельности растений и их систематика.
1
15.10


13
Низшие растения. Общая характеристика водорослей. Размножение и развитие водорослей.
Л.р.№4 «Внешнее строение водорослей»
1
16.10


14
Многообразие водорослей, их значение в природе и жизни человека.
1
22.10


15
Общая характеристика высших растений.
1
23.10


16
Отдел моховидные: особенности организации жизненного цикла.
Л.р. №5 «Внешнее строение мха»
1



17
Отдел Плауновидные, Хвощевидные.




18
Отдел папоротниковидные.
Л.р. №6 «Строение папоротника»
1




19
Происхождение и особенности организации голосеменных растений.
1


12.11


20
Многообразие голосеменных, их значение в природе и жизни человека.
Л.р.№7 «Строение и многообразие голосеменных растений».

13.11


21

Происхождение и особенности организации покрыто семенных растений.
Л.р. №8 «Строение покрытосеменных растений»
1
19.11


22
Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Крестоцветные.
Л.р. №9 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения»
1
20.11


23
Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветные.
Л.р.№10 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения»
1

26.11


24
Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Пасленовые.
1
27.11


25
Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства Злаковые.
1
03.12


26
Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства Лилейные
1
04.12


27
Повторительно-обобщающий урок.
1
10.12


Царство животные (38 ч)

28
Общая характеристика царства Животные.
Л.р. №11 «Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях»
1
11.12


29
Особенности организации одноклеточных. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Л.р.№12 «Строение амебы, эвглены и инфузории туфельки»
1
17.12


30
Разнообразие простейших, их значение в природе и жизни человека.
1
18.12


31
Общая характеристика многоклеточных животных. Губки как примитивные многоклеточные животные
1



32
Особенности организации кишечнополостных.
Л.р. №13 «Регенерация гидры»
1



33
Особенности размножения кишечнополостных.
1



34
Многообразие и распространение кишечнополостных.
1



35
Особенности организации плоских червей. Класс ресничные черви
1



36
Плоские черви – паразиты.
Л.р. №14«Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня»
1



37
Тип круглые черви, особенности их организации
Л.р. №15 «Жизненный цикл человеческой аскариды»
1



38
Особенности строения и жизнедеятельность кольчатых червей.
Л.р 16 «Внешнее строение дождевого червя»
1



39-40
Многообразие кольчатых червей. Малощетинковые и многощетинковые кольчатые черви, пиявки
2



41
Особенности организации моллюсков, их происхождение.
Л р 17 «внешнее строение моллюска»
1





42
Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека.
1



43
Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих.
Л.р. 18«Внешнее строение членистоногих»
1





44
Класс ракообразные, их роль в природе.
1



45
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.
1



46
Многообразие паукообразных, их роль в природе.
1



47
Класс насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.
1



48
Размножение и развитие насекомых.
1



49
Многообразие насекомых, их роль в природе и
практическое значение.
1



50
Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Их многообразие и роль в природе.
1



51
Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные
1



52
Подтип позвоночные. Класс Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельность
Л.р. №19 «Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни»
1



53
Многообразие рыб. Их роль в природе и практическое значение.
1




54
Класс земноводные. Особенности их строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных.
Л.р. №20 «Внешнее строение лягушки»
1



55
Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе.
1



56
Класс пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных животных.
1



57
Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение
1




58
Класс Птицы. Особенности внешнего строения птиц как высокоорганизованных позвоночных.
Л.р. №21«Внешнее строение пера»
1



59
Многообразие птиц: килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы
1



60
Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц
1



61
Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана и привлечение птиц
1



62
Происхождение млекопитающих. Сумчатые и однопроходные (первозвери)
1



63
Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Л.р. №22 «Строение млекопитающих»
1




64-65
Многообразие млекопитающих. Л.р. №23 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека.
2



Вирусы (2 ч).

66-67
Вирусы
2



Заключение (1ч).

68
Особенности организации и многообразие живых организмов
2



69-70
Повторение материала курса «Многообразие живых организмов»
2





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
На начало учебного года обучающиеся должны
иметь знания:
основных биологических и экологических понятий;
о биологии как науке;
о клетке как единице живого;
о способах питания и дыхания животных и растений;
о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания;
называть (приводить примеры):
общие признаки живого организма;
примеры природных и искусственных сообществ, приспособленности растений к среде обитания;
характеризовать (описывать):
строение и функции клеток растений и животных;
деление клетки;
строение и жизнедеятельность растительного и животного организмов;
обмен веществ и превращение энергии;
особенности питания растительных и животных организмов;
размножение, рост и развитие растений и животных;
среды обитания организмов, экологические факторы среды;
природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений и животных в пищевой цепи, приспособленность растений и животных к жизни в сообществе;
обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
организмы растений и животных;
клетки, органы и системы органов растений и животных;
наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных региона;
соблюдать правила:
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
поведения в природе;
здорового образа жизни человека;
выращивания культурных растений.
владеть умениями:
излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
использовать рисунки;
самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
знать/понимать:
особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии;
о существовании эволюционной теории;
основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.

Литература
Для учащихся:
В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. – М.: Дрофа,
В.Б. Захаров, Н.И. Сонин Многообразие живых организмов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2014
Для  учителя:
Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014.
 Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
 Знание систематических таксонов не является обязательным.
 Тема изучается по усмотрению учителя.











15