Рабочая программа по биологии для 6 класса по программе Сонина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2015. -95с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин). Эти курсы разработаны по двум из основных линий биологического образования (авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров).

Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:
1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).
4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.
5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.
Реализация национально - регионального компонента (НРК) Государственного образовательного стандарта в процессе изучения тем осуществляется по нескольким содержательным линиям: художественная культура, социально-экономическая и правовая культура, культура здоровья и охрана жизнедеятельности, экологическая культура, информационная культура.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:
Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.
Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, итого рассчитана на 35 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
основные биологические и экологические понятия,
иметь представление о биологии как науке,
о клетке как единице живого,
о способах питания и дыхания животных и растений,
о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
Общие признаки живого организма;
Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
причины и результаты эволюции;
примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
Деление клетки;
Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
Обмен веществ и превращение энергии;
Особенности питания растительных организмов;
Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
Клетки, органы и системы органов растений;
Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
Съедобные и ядовитые грибы.
Соблюдать правила:
Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
Поведения в природе;
Здорового образа жизни человека;
Выращивания культурных растений.
Владеть умениями:
Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
Использовать рисунки;
Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
СТРУКТУРА КУРСА.
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Сроки

1
Строение и свойства живых организмов.
12


2
Жизнедеятельность организмов.
18


3
Организм и среда.
2


4
Обобщение.
3



ИТОГО
35



КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.
Лабораторные работы
№ п/п
Лабораторные работы, практические работы
Количество часов
Сроки

1
Лр1.Определение состава семян пшеницы.
1


2
Лр2.Строение клеток живых организмов.
1


3
Лр3.Строение семян.
1


4
Лр4.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.
1


5
Лр5.Строение костей животных.
1


6
Лр6.Движение инфузории туфельки.
1


7
Лр7.Вегетативное размножение растений.
1


8
Лр8. Прорастание семян.
1


9
Лр9. Прямое и непрямое развитие насекомых.
1



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, (35 ч, 1 ч В НЕДЕЛЮ)
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов
Тема 1.1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТОК Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы Определение состава семян пшеницы.
Тема 1.3. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК. КЛЕТКА ЖИВАЯ СИСТЕМ Клетка элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Тема 1.4. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ Деление важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление основа размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение.
Демонстрация Микропрепарат «Митоз». Микропрепараты хромосомного набора человека, животных и растений.
Тема 1.5. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Тема 1.6. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Лабораторные и практические работы Распознавание органов растений и животных.
Тема 1.7. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (1 ч) Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»;
основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных; что лежит в основе строения всех живых организмов;
строение частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значение.
Учащиеся должны уметь:
распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных; исследовать строение основных органов растения;
устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток; устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
работать с дополнительными источниками информации;
давать определения; работать с биологическими объектами.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов
Тема 2.1. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация Действие желудочного сока на белок. Действие слюны на крахмал. Опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роль света и воды в жизни растений.
Тема 2.2. ДЫХАНИЕ Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа. Кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
Демонстрация Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю растения. Микропрепараты «Строение клеток крови лягушки» и «Строение клеток крови человека».
Тема 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Демонстрация Скелеты млекопитающих. Распилы костей. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Тема 2.6. ДВИЖЕНИЕ Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Тема 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Тема 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Демонстрация Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.
Тема 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Демонстрация Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян.
Тема 2.10. ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм биологическая система.

Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
суть понятий и терминов: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»;
органы и системы, составляющие организмы растения и животного.
Учащиеся должны уметь:
определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
исследовать строение отдельных органов организмов;
фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
организовывать свою учебную деятельность;
планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
составлять план работы;
участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях; работать с текстом параграфа и его компонентами;
составлять план ответа;
составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
узнавать изучаемые объекты на таблицах;
оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Раздел 3. Организм и среда
Тема 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Демонстрация Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Демонстрация Модели экологических систем, коллекции, иллюстрирующие пищевые цепи и сети.

Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
суть понятий и терминов: «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;
как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;
характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе; структуру природного сообщества.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
организовывать свою учебную деятельность;
планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
составлять план работы;
участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
составлять план ответа; составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
узнавать изучаемые объекты на таблицах;
оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Личностные результаты обучения
Формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значения семьи в жизни человека;
уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Резервное время 2ч. Отведено на обобщение пройденного материала


Календарно - тематическое планирование по биологии 6 класс.

темы
№ урока
Название темы и урока
Количество часов
Дата проведения





Теорет.
Фактич.

СТРОЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (14часов)


1
Чем живое отличается от неживого
1
7.09



2
Химический состав клеток
Лр1.Определение состава семян пшеницы.
1
14.09



3
Строенте растительной клетки
Лр2.Строение клеток живых организмов.
1
21.09



4
Строение животной клетки
1
28.09



5
Деление клетки. Митоз.
1
5.10



6
Деление клетки. Мейоз.

12.10



7
Ткани растений.
1
19.10



8
Ткани животных.
1
26.10



9
Органы цветковых растений. Корень.
1




10
Вегетативные органы цветковых растений.
1




11
Цветки, плоды, семена.
Лр3.Строение семян.
1




12
Органы и системы органов животных.
1




13
Многообразие систем органов животных.
1




14
Организм как единое целое
1



ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (15 часов)



15
Питание и пищеварение
1




16
Дыхание
1




17
Транспорт веществ в организме
Лр4.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.
1




18
Выделение
1




19
Обмен веществ и энергии
1




20
Скелет-опора организма.
Лр5.Строение костей животных.
1




21
Движение
Лр6.Движение инфузории туфельки.
1




22
Раздражимость
1




23
Координация и регуляция.





24
Бесполое размножение организмов.
Лр7.Вегетативное размножение растений.
1




25
Половое размножение животных.
1




26
Половое размножение растений.
1




27
Рост и развитие растений
Лр8. Прорастание семян.
1




28
Рост и развитие животных
Лр9. Прямое и непрямое развитие насекомых.
1




29
Что мы узнали о жизнедеятельности организмов.
1



ОРГАНИЗМ И СРЕДА ОБИТАНИЯ (4 часа)


30
Среда обитания. Экологические факторы
1




31
Природные сообщества
1




32
Экосистемы
1




33
Что мы узнали о взаимоотношениях организмов и среды.
1




34-35
Обобщение пройденного материала.
2






ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная  литература:
1.      Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013.
2.      Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014.
3. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 кл.: рабочая тетрадь. – 3-е изд., стереотип. – М. :Дрофа, 2015.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

15