Презентация поОРКСЭ на тему Свобода и моральный выбор человека(4 класс)


Автор: Ионова Марина Михайловнаучитель начальных классов МБОУ «Берёзкинская ООШ»Свобода и моральный выбор человека Эпиграф В жизни по-разному можно жить –Можно в беде, а можно в радости.Вовремя есть, вовремя пить,Вовремя делать гадости.А можно так:На рассвете встать –И, помышляя о чуде,Рукою, обожжённою, солнце достатьИ подарить его людям. С. Островой Притча о воздушном змее Запустил мальчик в небо воздушного змея. Воздушный змей послушно летал по воздуху. Он то поднимался ввысь, то опускался, то парил из стороны в сторону. Наслаждаясь полётом, змей думал, что это и есть настоящая свобода. Он считал себя свободным и независимым, так как он мог летать, в отличие от мальчика. Однажды змей увидел в небе чаек. Он захотел парить по небу с ними. Но это ему не удалось, потому что мальчик внезапно дёрнул его за ниточку в противоположную сторону. Змей очень огорчился. Чайки, увидев в небе нечто яркое и необычное, заинтересовались. Они быстро догнали его. Только теперь, заметив чаек, воздушный змей понимал, что есть настоящая свобода, а что есть иллюзия свободы. А чайки по-прежнему парили в небе… Что вы представляете, когда слышите слово свобода? Свобода Я

Свобода-это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества.
Моральный выбор



Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другого, -моральный выбор.
Работа с учебникомПрочитайте статью на страницах 22-23 и ответьте на вопросы: 1) От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?2) Как должен поступать добродетельный человек?3) Что такое моральный конфликт?

Притча. Страх неизвестностиОдин человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь.Король предложил ему самому выбрать наказание: либо быть повешенным, либо попасть за большую, чёрную, страшную железную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал:— Мне стало любопытно: что там, за той дверью?Король рассмеялся:— Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор — и все выбирают виселицу.— А там что? — допытывается преступник. — Я всё равно уже никому не скажу, — добавил он, указывая на петлю.Помолчав, король ответил:— Там большая чёрная страшная железная дверь.- А за ней что? – не унимался человек.- За ней… Ничего… Ничего за ней нет. Свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей верёвку. Притча о снежинкахПоследний зимний день. Погода была безветренной, и большие снежинки не спеша кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело сказала:— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом.— Мы не летим, мы просто падаем, — отвечала грустно вторая.— Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало.— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто будут топтать.— Мы станем ручьями и устремимся к морю, мы будем жить вечно, — сказала первая.— Нет мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала другая.Наконец им надоело спорить, они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама… Притча о ракушке и орлеБог создал человека и спросил его, кем он хочет быть. - Ну я не знаю, я должен все обдумать, посоветоваться, я не могу вот так сгоряча.После чего бог взял его за руку и повел к морю.Подведя его на берег, бог указал ему на раковины и сказал: Если хочешь, ты можешь выбрать себе жизнь раковины – ты будешь находиться на самом дне, среди миллионов таких же, как ты, и едой твоей будет только то, что занесет тебе течение. День твой сегодняшний будет похож на вчерашний, и вся твоя жизнь пройдет без риска и потрясений. Ни победы, ни поражения не будут волновать тебя. Все время ты будешь лежать на дне, лишь открывая и закрывая створки. И так с утра до вечера: открыть, закрыть, открыть, закрыть, открыть, закрыть.Показав человеку жизнь раковины, бог повел человека в горы. И там высоко в горах указал ему на гнездо орла. -Но если хочешь, ты можешь выбрать себе эту жизнь. Ты сможешь парить так высоко как захочешь, ты сможешь жить, так как захочешь, ты сможешь достигать самых высоких вершин и на вершинах этих ты встретишь лишь немногих таких же, как ты. Ты сам будешь определять, куда и как тебе лететь и ценой всему этому будет то, что ничто и никогда не достанется тебе просто так. Ты можешь выбрать эту жизнь, если хочешь.И с тех пор появились на свете люди, часть из которых выбирали жизнь раковины и немногие, которые выбирали жизнь орла… В.Васнецов «Витязь на распутье»Глаза у нас намного выше ногВ том смысле вижу я особый знак:Мы все сотворены, чтоб каждый могВсё осмотреть пред тем, как сделать шаг. Р. ГамзатовКак связана свобода с моральным выбором?В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек? В.В.Васнецов « Вещий Олег и кости коня»Какой моральный выбор должен был сделать Вещий Олег?Как повлиял выбор Олега на его судьбу? Почему улыбался учитель? В.Васнецов «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали.» Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений

Вопросы по сказкам1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? 3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?


вывод Свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора сделанного человеком. Свобода действий есть у каждого человека, а это значит необходимо уважать свободу и выбор окружающих людей.
style.rotation Мы в ответе за тех, кого приручилиА ЕЩЁ …
Рефлексия Зачем человеку нужна свобода?Свободны ли вы? Почему? Домашнее задание1. Прочитать текст учебника, ответить на вопросы, выполнить задания.2. Придумать волшебный цветок пожеланий, на каждом лепестке которого написать пожелания:РоднымСебеДрузьямВрагам и т.д Ресурсы http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/orkse-urok-9-svoboda-i-moralnyy-vybor-chelovekahttp://portfolio.uga.akipkro.ru/blog/ekonshu/4/2014/01/13/42http://1webhit.ru/index/o_svobode_1/0-40http://www.liveinternet.ru/users/nina-1963pr/post178366403/http://okstat.ru/pritchi/pritchi-pro-zhizn/http://rostokzakatala.ucoz.ru/index/rasul_gamzatov/0-49http://smallbay.ru/vasneztov.htmlhttp://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=14712