Рабочая программа по биологии для 5 класса ФГОС по программе Н.И. Сонин концентрический курс, УМК Сфера жизни


Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 5 класса разработана на основе основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ г. Сурска имени В. В. Анисимова в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Федерального перечня учебников, авторской программы по биологии 5-9 кл А.А. Плешакова, Н.И. Сонина ( концентрический курс, УМК «Сфера жизни») .Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС .
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учётом естественно – научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определён в каждом разделе программы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы ( умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)
Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
Оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметным и результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать ( и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать самостоятельно;
Составлять ( индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работа по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно ( в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного в другой (таблицу в текст и т.д.)
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.)
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих УУД
Определять роль в природе различных групп организмов;
Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
Находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
Объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;
Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
Перечислять свойства живого организма;
Различать (по таблице) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных;Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
Понимать смысл биологических терминов;
Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Использовать приобретённые УУД в повседневной жизни для:
Соблюдение мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, Вич – инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса обучения
Живой организм: строение и изучение.
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание. выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка- элементарная единица живого. Доядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клетки. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Знаменитые естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.
2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа.
4. Строение клеток кожицы чешуи лука.
5. Определение состава семян пшеницы.
6. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Многообразие живых организмов.
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане, леса каменно – угольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии. Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Среда обитания живых организмов.
Наземно – воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тайга, смешанные и широколиственные леса. Травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донные сообщества, сообщества коралловых рифов, глубоководные сообщества.
Лабораторные и практические работы
1.Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации.
2. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
3. знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Человек на Земле.
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы
1. Измерение своего роста и массы тела.
2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Обобщение. Растения и животные, занесённые в Красную книгу. Растительный и животный мир вашего региона.
Тематическое планирование учебного материала

п\пТема Количество часов
Живой организм (8ч)
1. Что такое живой организм 1
2. Наука о живой природе 1
3. Методы изучения живой природы.
Л\р №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» 1
4. Увеличительные приборы.
Л\р №2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа» 1
5. Живые клетки.
Л/р №3 «Строение клеток кожицы лука» 1
6. Химический состав клетки.
Л\р№ 4 «Определение состава семян пшеницы» 1
7. Вещества и явления в окружающем мире. 1
8. Великие естествоиспытатели. 1
Многообразие живых организмов (14ч)
9. Как развивалась жизнь на Земле. 1
10. Разнообразие живого. 1
11. Бактерии. 1
12. Грибы. 1
13. Водоросли. 1
14. Мхи. 1
15. Папоротники. 1
16. Голосеменные растения. 1
17. Покрытосеменные (цветковые) растения 1
18. Значение растений в природе и жизни человека. 1
19. Простейшие. 1
20. Беспозвоночные животные. 1
21. Позвоночные животные. 1
22. Значение животных в природе и жизни человека. 1
Среда обитания живых организмов (6ч)
23,
24 Три среды обитания. Приспособленность организмов к разным средам обитания. 2
25,
26 Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
П\р№1 «Определение наиболее распространённых растений и животных» 2
27. Природные зоны Земли. 1
28. Жизнь в морях и океанах. 1
Человек на Земле (5ч)
29. Как человек появился на Земле. 1
30. Как человек изменил Землю. 1
31. Жизнь под угрозой. 1
32. Не станет ли Земля пустыней? 1
33. Здоровье человека и безопасность жизни.
П/р№2 «Измерение своего роста и массы тела». 1
Обобщение (2ч)
34. Растительный и животный мир вашего региона 1
35. Биология как наука о живом организме. 1